Внедрение обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) презентация

Содержание

Усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ государства, работодателей и граждан. Шаг 80. ВНЕДРЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.

Слайд 1Внедрение обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)
Министерство здравоохранения Республики Казахстан


Слайд 2Усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ государства,

работодателей и граждан.

Шаг 80. ВНЕДРЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ.


Слайд 3ТРЕТЬЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала.

«С

1 июля текущего года начнет внедряться система обязательного социального медицинского страхования, основанная на солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Эффективность этой системы доказана мировой практикой.»

31 января 2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Слайд 4Почему? Почему? Почему?
Экономический кризис
ИП и самозанятое население не вносили взносов
Рост безработицы
НЕ

БЫЛО НЕ БЫЛО НЕ БЫЛО
Конкурентного рынка
Рыночных механизмов автономности
Регламентированного размера взноса

Государство и работодатели НЕ СМОГЛИ ВЫПОЛНИТЬ свои обязательства,
Как следствие – система ОСМС была ФИНАНСОВО НЕСОСТОЯТЕЛЬНА


Слайд 5Ключевые проблемы системы
Бремя обеспечения охраны здоровья лежит только на государстве
Гражданам характерно

потребительское отношение к здравоохранению, слабая приверженность к здоровому образу жизни

Среди диспансерных больных – 2,2 млн. человек (или 44,9%) составляют лица, имеющие заболевания:
- системы кровообращения (37,3%)
- сахарный диабет (7,6%).

В структуре пролеченных случаев БСК и новообразования составили 16%, и расходы на них составили 34% от всей суммы предъявленной к оплате в 2015 году.
Смертность от БСК и новообразований составляет 39%.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ:
объемы финансирования из госбюджета в систему выросли в 6,3 раза;
расходы на душу населения с 8,7 тыс. тенге в 2004 году до 49 тыс. тенге в 2015 году


Слайд 6Недостаточно эффективная структура оказываемой медпомощи:
высокая доля расходов на стационарную помощь
Высокий

удельный вес частных платежей населения

Структура финансирования здравоохранения в РК и странах ОЭСР в 2013 году

ОЭСР

РК

Уровень частных платежей населения в 2014 году составил – 37,4% от общих расходов на здравоохранение, в ОЭСР - в среднем 17%.

По данным Всемирной организации здравоохранения превышение данного показателя свыше 20% является признаком низкой устойчивости системы здравоохранения.

Ключевые проблемы системы


Слайд 7Низкая эффективность медицинских организаций
Низкий уровень качества услуг и компетенции системы
Диспропорция

видов медработников: «много врачей, мало медсестер». В РК врачей - в 4-5 раз больше, чем в США, средних медработников - в 3 раза меньше, чем в США (в течение 2005-2014 гг. разрыв сохраняется)
Низкое качество кадров: недоверие к компетенции, образованию медработников. Отток пациентов в ближнее и дальнее зарубежье, внутренний медицинский туризм (в Астану, Алматы)

Слабая тарифная политика и непрозрачное распределение средств

Ключевые проблемы системы

Слабая доказательная база вследствие отсутствия базы данных о фактических затратах медицинских организаций для расчета тарифов;
Неадекватная затратам структура тарифов, не учитывающая капитальные затраты и амортизационные отчисления, затраты на обслуживание медицинских и ИТ технологий, стоимость финансовых услуг;
Неадекватность тарифного регулирования компенсируется жестким контролем объемов, что создает выраженный дисбаланс между уровнями медицинской помощи

Около 65% зданий эксплуатируются более 30 лет;
Средний физический износ медтехники - 35%;
Соответственно - высокие капитальные и операцион-ные затраты на достижение результатов


Слайд 8Основные системные риски
Существующие ключевые проблемы и ожидаемые системные риски требуют кардинального

пересмотра модели системы здравоохранения

Слайд 9Внедрение ОСМС осуществляется в комплексе
с дальнейшим развитием системы здравоохранения Казахстана
Реализация

совместного со Всемирным Банком нового проекта «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты» на 2016-2020 гг. обеспечит устойчивое развитие ОСМС в Казахстане

Слайд 10
Налоговая
Страховая
Охват медицинских услуг обеспечивается за счет налогов и государственного бюджета. Министерство

здравоохранения отделено от Агентства по распределению ресурсов
(+) Социальная направленность, равенство доступа, контроль цен
(–) Зависимость от бюджета, медленная адаптация к изменяющимся потребностям населения, ограниченность выбора

Охват медицинских услуг осуществляется за счет обязательных социальных взносов, собранных и находящихся в ведении Фонда(oв), отделенного от Министерства здравоохранения
(+) Социальная направленность, солидарная ответственность, повышение конкуренции и контроля качества, снижение неформальных платежей
(–) Риск недофинансирования из-за уклонения от уплаты взносов; необходима соответствующая ИТ инфраструктура

Непринудительный сбор доходов исключает накопление достаточных средств для покрытия потребностей в области здравоохранения для всех. Существует множество отдельных "систем".
(+) Дифференцированный пакет услуг в зависимости от желания и дохода гражданина
(–) Отсутствие контроля цен, конкуренция мед. организаций по не медицинским факторам, высокие расходы экономики на здравоохранение, отсутствие доступа к мед. услугам при отсутствии платежеспособности

Три глобальные модели здравоохранения

Большинство стран скорее комбинируют их, чем фокусируются на одной

Великобритания Италия Испания Швеция

Германия Франция Бельгия

Соединенные Штаты Америки

22 страны

30 стран

1 страна


Слайд 11
* По данным ВОЗ, 2007
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В РК
Прогноз структуры финансирования ОСМС

в РК

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ГОБМП полностью финансируется за счет:
Республиканского бюджета
Местного бюджета

Источники финансирования здравоохранения


Добровольное медицинское страхование


Частные платежи

+

+

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИЗ ОБЩИХ НАЛОГОВ В СТРАНАХ С МЕХАНИЗМОМ СМС

Германия:
Общественное здравоохранение
Образование
Наука
Медицинские службы силовых структур
Капитальные инвестиции и эксплуатационные расходы (в основном местные власти)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ


Слайд 12Цели внедрения ОСМС


Слайд 13Oсновные принципы систем ОСМС
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ:
Обязаны участвовать все постоянно проживающие жители (всеобщий охват)
Каждый

должен платить взносы (либо за него платит государство)
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ:
Взносы экономически активного населения зависят от платежеспособности, т.е. доходов
Взносы за экономически неактивных платит госбюджет из общих налогов
СОЛИДАРНОСТЬ:
Каждый застрахованный имеет право на мед.помощь, оплачиваемую ОСМС, внезависимости от суммы уплаченных взносов
Измерения справедливости:
Вертикальная – каждый платит пропорционально своему доходу:
Прогрессивная, если тариф увеличивается при росте дохода
Регрессивная, если тариф уменьшается при достижении установленного уровня («потолка») дохода
Горизонтальная – все лица с одинаковым уровнем дохода платят одинаковые взносы:
Горизонтальную справедливость нарушают разные исключения и льготы


Слайд 14
Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ

ОСМС

Закон РК от 22 декабря 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ОСМС»:
Перенос срока выплат из ОСМС с 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года

Принятые законы

Закон РК от 16 ноября 2015 года «Об ОСМС»:
Принципы ОСМС
Государственное регулирование ОСМС
Права и обязанности застрахованных
Условия предоставления медицинской помощи и др.

Закон РК от 16 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ОСМС»:
Создание условий для функционирования ОСМС
Корректировка перечня ГОБМП.


Слайд 15
Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)
РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПП РК

от 1 июля 2016 года №389 «О создании НАО «Фонд социального медицинского страхования»

Принятые нормативно-правовые акты

ПП РК от 05 мая 2016 года №274 «О некоторых вопросах финансовой устойчивости фонда социального медицинского страхования»

ПП РК от 14 апреля 2016 года №210 «Об определении перечня финансовых инструментов для инвестирования активов фонда социального медицинского страхования»


Слайд 16
Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ИЗМЕНЕНИЙ В

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (в части ОСМС)

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФСМС (единый плательщик ГОБМП и ОСМС)

4. ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (в системе ОСМС, гармонизация с нормами ЕАЭС)

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения и социально-трудовой сферы»

ДОХОДЫ ФСМС:
снижение ставок взносов государства и отчислений работодателей;
пересмотр ставки и объекта взносов самозанятых;
расширение категорий лиц, за которых взносы осуществляет государство;
введение взносов для неактивного населения с 2018 года;
расширение плательщиков взносов

РАСХОДЫ ФСМС:
медобеспечение военнослужащих, сотрудников специальных и правоохранительных органов и членов их семей;
медицинское обеспечение отдельных категорий государственных служащих, членов их семей.


Слайд 17В Эстонии с 2001 г. Центральный и региональные фонды объединены в одну

организацию, с 2003 г. число региональных отделов национального фонда сокращено с 7 до 4

Мировая тенденция: почему один Фонд?

В Польше в 2003 году 17 региональных фондов объединены в один Национальный фонд с филиалами в каждом регионе

В странах с несколькими плательщиками:
в Чехии число фондов сократилось с 27 до 9;
в Германии – с более чем 1000 (1993 г.) до чуть более 100 (2014 г.)



Преимущества модели единого закупщика:
Обеспечение солидарности при перераспределении ресурсов от менее нуждающихся к более нуждающимся
Единый пакет медпомощи и равенство в доступе к нему для каждого жителя страны
Аккумулирование всех страховых рисков в одном фонде
Единые правила распределения средств по регионам и закупа медицинской помощи у поставщиков
Мощность переговоров в ходе стратегических закупок и возможность влияния на повышение эффективности системы здравоохранения
Сохранение государственной монополии как эффективного инструмента воплощения национальной политики здравоохранения
Более высокая эффективность (низкие административные расходы)

Модель единого плательщика абсолютно доминирует в странах Центральной и Восточной Европы и рекомендуется ВОЗ


Слайд 18Некоммерческое акционерное общество «Фонд социального медицинского страхования»
создан в соответствии с постановлением

Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2016 года №389 «О создании фонда социального медицинского страхования» со 100% участием государства в его уставном капитале;
Учредителем фонда является Правительство Республики Казахстан в лице Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан.
Права владения и пользования государственным пакетом акций Фонда осуществляет Министерство здравоохранения Республики Казахстан.
Фонд является некоммерческим акционерным обществом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не имеющим в качестве основной цели извлечение дохода.
Фонд учрежден на основании приказа председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан от 16 сентрября 2016 года
Государственная регистрация в Департаменте юстиции города Астана Министерства юстиции Республики Казахстан от 26 сентября 2016 года



Слайд 192
запрашивает и получает информацию и документацию от участников системы ОСМС, необходимые

для осуществления мониторинга исполнения условий договора закупа услуг
осуществляет мониторинг исполнения условий договора закупа услуг
создает на территории РК филиалы и представительства
вырабатывает предложения по формированию перечня мед. помощи в системе ОСМС и размеров тарифов на мед. услуги, оказываемые в рамках мед. помощи в системе ОСМС
проводит консультативную и разъяснительную работу среди населения и организаций здравоохранения по вопросам ОСМС

осуществлять аккумулирование отчислений и взносов на ОСМС;
обеспечивать своевременную оплату услуг субъектов здравоохранения на условиях договора закупа услуг;
размещать временно свободные средства фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк РК;
обеспечивать проведение ежегодного независимого аудита;
осуществлять возврат ошибочно уплаченных сумм отчислений, взносов и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов;
формировать резервы для покрытия непредвиденных расходов в порядке, определяемом Правительством РК;
планировать затраты на медицинскую помощь в системе ОСМС;
проводить мониторинг исполнения субъектами здравоохранения договорных обязательств по качеству и объему медицинской помощи, оказанной потребителям медицинских услуг;
рассматривать жалобы и обращения граждан и организаций здравоохранения по вопросам оказания мед. помощи в системе ОСМС;
исполнять иные обязанности в соответствии с законами РК.

(ст. 20 ЗРК об ОСМС)


Слайд 21
ОБЩАЯ СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСМС В РК
3
Медицинская помощь при социально значимых заболеваниях

и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих
Санитарная авиация и скорая неотложная медпомощь
Экстренная стационарная медпомощь
Профилактические прививки

Собственные средства частных лиц, работодателей

Пакет услуг ДМС и платные медицинские услуги

Медицинские услуги по инициативе пациента или сверх ГОБМП, ОСМС
Пакет услуг по договору добровольного медицинского страхования

1. Обязательное социальное медицинское страхование; 2. Государство оплачивает медицинское страхование для 14 категорий населения (неработающих); 3. Частное медицинское страхование; 4. Средняя зарплата для государства, реальная зарплата для работодателей и сотрудников, доход для предпринимателей; 5. Организации финансирующие предоставление мед.услуг (в лице государства и частных страховых компаний).

Государство

Амбулаторно-поликлиническая помощь:
ПМСП
КДП
Стационарная медпомощь в плановом и экстренном порядке
Стационарозамещающая помощь в плановом порядке
Лекарственное обеспечение, в т.ч. АЛО
НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ:
Снижение нагрузки на врача общей практики
Расширение АЛО
Расширение реабилитации, паллиативная помощь и сестринский уход
Увеличение объемов АПП и ВТМУ
Увеличение заработной платы медработников, включение в тариф амортизации ОС

Система ОСМС


Слайд 22ВЗНОСЫ ГОСУДАРСТВА НА ОСМС
ОТЧИСЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА ОСМС
ВЗНОСЫ РАБОТНИКОВ НА ОСМС
ВЗНОСЫ САМОЗАНЯТОГО

НАСЕЛЕНИЯ

с 1 января 2018 года – 3,75 %
с 1 января 2019 года – 4 %
с 1 января 2023 года – 5 %

от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года

с 1 июля 2017 года – 1 %
с 1 января 2018 года – 1,5 %
с 1 января 2019 года – 1,5%
с 1 января 2022 года – 3 %

от расходов работодателя, выплачиваемые работнику в виде заработной платы


с 1 января 2019 года – 1%
с 1 января 2020 года – 2 %

от ежемесячной заработной платы

с 1 июля 2017 года – 5 %

Ставки взносов и отчислений в ОСМС в РК

Для индивидуальных предпринимателей 5% от одной минимальной заработной платы


Слайд 23ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ ПО ОСМС
ЦЕЛЬ – обеспечение принципов доступности

медицинской помощи и всеобщего охвата

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ НА ОСМС (статья 14 ЗРК «Об ОСМС») дополнен следующими категориями лиц:

НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ - иные лица, в том числе самостоятельно занятые, установленные Законом РК «О занятости населения», в том числе приостановившие представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством РК частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов и приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством РК индивидуальных предпринимателей
ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ВЫЕХАВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ РК, за исключением граждан выехавших на ПМЖ за пределы РК

ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ в дипломатических и приравненных к ним представительствах иностранного государства, консульских учреждениях иностранного государства, аккредитованных в Республике Казахстан
ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ в международных и государственных организациях, зарубежных и казахстанских неправительственных общественных организациях и в фондах (не являющихся налоговыми агентами в соответствии с международными договорами)


СРОК ВВЕДЕНИЯ, СТАВКИ ВЗНОСОВ И ОБЪЕКТ ИСЧИСЛЕНИЯ:



5% от 1 МЗП,
с 1 января 2018 года






5% от начисленного дохода с 01 июля 2017 года



Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»

Закон РК
«О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам здравоохранения»




Слайд 24Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»


Ставки взносов и отчислений в

Фонд социального медицинского страхования

Слайд 25Ставки взносов и отчислений в ОСМС


Слайд 26Государство уплачивает взносы за следующие категории населения:

ДЕТИ

ИНВАЛИДЫ (все группы)

ЛИЦА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ

В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНЫХ

НЕРАБОТАЮЩИЕ БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ

НЕРАБОТАЮЩИЕ ЛИЦА, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет

НЕРАБОТАЮЩИЕ ЛИЦА, осуществляющие уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет

ЛИЦА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;

НЕРАБОТАЮЩИЕ ОРАЛМАНЫ (в течение 1 года со дня регистрации)

МНОГОДЕТНЫЕ МАТЕРИ, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени

Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»



Слайд 27Государство уплачивает взносы за следующие категории населения:



ЛИЦА, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОТПУСКАХ В

СВЯЗИ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет

ПОЛУЧАТЕЛИ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ, в том числе инвалиды и участники Великой Отечественной войны

ЛИЦА, ОТБЫВАЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ ПО ПРИГОВОРУ СУДА в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности)

ЛИЦА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

ЛИЦА, ЗАВЕРШИВШИЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ в ВУЗах, СО, а также послевузовского образования в течение трех календарных месяцев, следующих за месяцем завершения обучения

ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ (освобождены от взносов)

СОТРУДНИКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (освобождены от взносов)

СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (освобождены от взносов)

Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»

Закона РК
«О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам здравоохранения»


Слайд 28Пакеты медицинских услуг
ГОБМП
ОСМС
2018
2019
2020
2021
2023
2024
скорая помощь;
санитарная авиация;
СЗЗ (12);
вакцинация;
АПП с АЛО для непродуктивно

занятого населения

скорая помощь;
санитарная авиация;
СЗЗ (2);
вакцинация

скорая помощь;
санитарная авиация;
СЗЗ (2);
вакцинация

скорая помощь;
санитарная авиация;
СЗЗ (2);
вакцинация

АПП с АЛО;
стационарная помощь с исключением СЗЗ;
ВТМУ;
Стационарозам-щая медпомощь без СЗЗ;
Долгосрочный уход

АПП с АЛО;
стационарная помощь с включением СЗЗ (+4);
ВТМУ;
Стационаро-замещающая медпомощь;
Долгосрочный уход

АПП с АЛО;
стационарная помощь с включением СЗЗ (+10);
ВТМУ;
Стационаро-замещающая медпомощь;
Долгосрочный уход

АПП с АЛО для всех членов ОСМС;
стационарная помощь с включением СЗЗ (+10);
ВТМУ;
Стационаро-замещающая медпомощь;
Долгосрочный уход

АПП с расширенным АЛО для всех членов ОСМС;
стационарная помощь с включением СЗЗ (+10);
ВТМУ;
Стационаро-замещающая медпомощь;
Долгосрочный уход

АПП с расширенным АЛО для всех членов ОСМС;
стационарная помощь с включением СЗЗ (+10);
ВТМУ;
Стационаро-замещающая медпомощь;
Долгосрочный уход

скорая помощь;
санитарная авиация;
СЗЗ (8);
вакцинация;
АПП с АЛО для непродуктивно занятого населения

скорая помощь;
санитарная авиация;
СЗЗ (2);
вакцинация;


Слайд 29ПЕРЕЧЕН Ь ОСМС

Амбулаторно-поликлиническая помощь
Стационарозамещающая и Стационарная помощь


Слайд 30Оказание помощи неизлечимым больным в терминальной стадии заболевания в специализированных структурных

подразделениях, самостоятельных медицинских организациях (хосписах) или в форме стационара на дому

Лечение врожденных и приобретенных заболеваний, а также последствий острых, хронических заболеваний и травм

Восстановительное лечение и реабилитация


Паллиативная помощь и
сестринский уход

ПЕРЕЧЕН Ь ОСМС


Слайд 31Стационарозамещающая помощь
при социально-значимых заболеваниях




Амбулаторно-поликлиническая помощь
(АПП и КДП)

ПЕРЕЧЕНЬ ГОБМП
Стационарная помощь


при социально-значимых заболеваниях




Осмотр, консультации специалистов;
Лабораторные исследования (диагностика с применением высоких технологий – социально-незащищенным группам населения);
Медицинские услуги (инъекции, амбулаторные процедуры и пр.) включая высокотехнологичные услуги;
Физиопроцедуры – детям до 18 лет;




Разъяснительная работа по ЗОЖ;
Обеспечение лекарствами в соответствии с утвержденным перечнем;
Профилактические осмотры и осмотры на раннее выявление заболеваний;
Вакцинация по утвержденному перечню;
Социально-психологическое консультирование

При социально-значимых заболеваниях и для не имеющих права на медицинскую помощь в системе ОСМС

Осмотр, консультации специалистов;
Лабораторные исследования;
Медицинские услуги, включая высокотехнологичные услуги;
Обеспечение лекарствами в соответствии с утвержденным перечнем;
Восстановительное лечение и реабилитация ;
Принудительное лечение социально-значимых заболеваний

Транспортировка больного в медицинскую организацию /доставка квалифицированного специалиста


Санитарная авиация



Скорая помощь

Экстренная медицинская помощь по месту нахождения пациента


Слайд 32Безработные и непродуктивно самозанятые
Индивидуальные предприниматели (в том числе работающие по патенту,

главы крестьянских хозяйств)

До 2020 года будут получать весь пакет медпомощи, за исключением плановой госпитализации.
Будет предоставлена возможность:
1) обратиться в Центр занятости, где предложат варианты трудоустройства либо статус безработного, при котором государство берет на себя обязательства по выплате взносов в ФСМС в течение отведенного времени
2) зарегистрироваться как ИП и осуществлять взносы самостоятельно или в случае отсутствия доходов – в размере 5% от двух минимальных заработных плат.
3) кроме двух предыдущих вариантов, эта категория граждан вправе самостоятельно через банк второго уровня оплачивать взносы в Фонд медстрахования в размере 5% от МЗП

Исчисление и уплата взносов будут осуществляться самостоятельно путем прямого зачисления средств на счет НАО «Госкорпорация «Правительство для граждан»:
1) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ:
при общеустановленном режиме налогообложения – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным
при специальном налоговом режиме на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством РК для уплаты стоимости патента;
2) КРЕСТЬЯНСКИЕ или ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА, применяющие специальный налоговый режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством РК (10 апреля и 10 ноября года)

УПЛАТА ВЗНОСОВ И ОТЧИСЛЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ


Слайд 33Пример расчета отчислений для работодателя


Слайд 34* в расчете ИПН взят размер минимальной заработной платы на

2016 год – 22 859 тг.
** взносы работников посчитаны на 2019 год

Пример расчета взносов для работника


Слайд 35* в расчете ИПН взят размер минимальной заработной платы на

2016 год
размер МЗП – 22 859 тг.

Пример расчета взносов для индивидуальный предпринимателя, работающего по специальному налоговому режиму


Слайд 36
СБОР И ОТЧИСЛЕНИЯ


Слайд 37
Аккумулирование средств в фонде
Фонд будет аккумулировать взносы и отчисления со стороны

работников и работодателей, а также целевые трансферты для ГОБМП

Трансферты Фонду из РБ за неактивное население будут перечисляться через бюджетную программу МЗ РК

Взносы в ОСМС будут классифицированы как обязательные налоговые платежи, соответственно сбор и своевременность поступлений страховых платежей будет регулироваться Налоговым Кодексом Республики Казахстан

Отчисления работодателей и взносы работников будут поступать в Фонд через Госкорпорацию в целях обеспечения учета поступлений по аналогии с действующей пенсионной системой и ГФСС, а также в целях экономии средств за перечисление взносов

контроль за поступлениями в ФСМС будет закреплен за Комитетом государственных доходов

СТРАНЫ


ФУНКЦИИ СБОРА ДОХОДОВ


ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ПОСТУПЛЕНИЙ

ВЕНГРИЯ, СЛОВЕНИЯ, ЭСТОНИЯ, ЛАТВИЯ

НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ


НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ

ЛИТВА, ПОЛЬША


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
С ДАЛЬНЕЙШИМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ В ФОНДЫ ОСМС

НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ

ГЕРМАНИЯ, МОЛДОВА, СЛОВАКИЯ


САМИ ФОНДЫ ОСМС


НАЛОГОВЫЕ СЛУЖБЫ





Слайд 38Размеры взносов и отчислений в месяц




5029 тенге






Государство












2 281,6 тенге



Работодатель












2

828 тенге



Индивидуальный предприниматель













1 414 тенге

представитель неактивного населения















1 597 тенге

Работники









Слайд 39Размеры взносов и отчислений на 2018-2019 гг.







60 349


60 349





68 878








27 379


60

349





28 748

19 165

33 941

35 638

16 970

17 819


Слайд 40Планирование деятельности медицинской организации в условиях ОСМС


Слайд 41Как изменится закуп медицинских услуг?

ГЕРМАНИЯ – ОПЛАТА МЕДПОМОЩИ
больше 100 фондов
основная функция

– оплата оказанной медицинской помощи в рамках ОСМС
минимальное влияние на поставщиков медицинской помощи

Демократичный процесс контрактирования

Разброс силы закупщика, пассивная оплата нежели закуп медпомощи

ЛИТВА – ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗАКУПА
Минздрав утверждает единые правила и приоритеты контрактирования
Национальный Фонд аккумулирует все средства и распределяет территориальным фондам
Территориальные фонды по установленным правилам заключают контракты с поставщиками
Существуют элементы отбора поставщиков
ОМС является одним из основных рычагов для влияния на систему оказания медицинской помощи с целью рационализировать сеть поставщиков и повысить их эффективность

Эффективное воплощение политики здравоохранения

Недостаточная автономия Фонда



СТРАНА
ХАРАКТЕРИСТИКА

+

-

СЕГОДНЯ КОМИТЕТ ОПЛАТЫ МЕДУСЛУГ ВЫСТУПАЕТ КАК ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК

Единые правила по закупу медуслуг в рамках ЕНСЗ
Обеспечение доступа специализированной медпомощи сельским жителям
Оптимизация коечной мощности за счет внедрения новых технологий


Формальный подход при выборе поставщика
Отсутствие прозрачности процесса закупок
Высокий риск коррупциогенности
Отсутствие автоматизированной системы закупок

ЗАВТРА ФСМС БУДЕТ ВЫСТУПАТЬ
КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЗАКУПЩИК

Аккумулирует все средства для закупа (ОСМС + ГОБМП).
Закупать медицинскую помощь применяя отбор поставщиков и влиять на поставщиков с целью усовершенствования системы здравоохранения (оптимизация потребления и инфраструктуры).
Осуществляет централизованное финансирование всех видов услуг через головной офис ФСМС.

Снижение заинтересованности местных исполнительных органов в усовершенствовании системы здравоохранения

+

-

+

-


Слайд 42


Новая схема закупа медицинских услуг
МЕДОРГАНИЗАЦИИ
РЕГИСТРАЦИЯ В ЕДИНОМ РЕГИСТРЕ ПОСТАВЩИКОВ
СООТВЕТСТВУЕТ МИНИМАЛЬНЫМ НОРМАТИВАМ?
ДА
НЕТ
выбытие
ПЕРЕГОВОРЫ

С ФСМС (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ФИЛИАЛОМ)

СОГЛАСОВАНЫ ОБЪЕМЫ УСЛУГ
И РАЗМЕР ОПЛАТЫ?

ДА

НЕТ

выбытие

КОНТРАКТ

выбор поставщиков и закуп медицинских услуг будет осуществляться по двух-этапной модели согласно Единых правил контрактирования, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РК
ФСМС выступает в роли стратегического закупщика услуг как в рамках ОСМС, так и по ГОБМП
схема будет выстроена на основе интегрированной системы электронного здравоохранения и информационных систем всех медорганизаций - модернизация систем уже начата
медорганизации, не имеющие своих информационных систем и возможности их создания, получат ключи доступа в систему электронного здравоохранения для работы в ней через личный кабинет
тем самым, весь процесс, за исключением переговорной части, будет автоматизирован
сведения в едином регистре поставщиков также будут автоматически актуализироваться, в том числе при обновлении базы данных по положительным и отрицательным рейтингам поставщиков – такие рейтинги будут формироваться ФСМС по результатам оценки качества оказанных услуг
поставщики уникальных медицинских услуг (высокоспециализированные, высокотехнологичные) могут привлекаться вне схемы способом из одного источника

ПЕРВЫЙ ЭТАП

ВТОРОЙ ЭТАП


Слайд 43
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ


Слайд 44 Оценка качества медицинских услуг
ПРЕДЛАГАЕМАЯ СИСТЕМА
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В РК
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
1. Параметры

для оценки качества будут пересмотрены и будут включать:
а) обеспечение безопасности пациентов;
б) клиническая эффективность;
в) экономическая эффективность;
г) достижение целевых показателей и индикаторов поставщиками медуслуг.

2. ККМФД будет осуществлять гос.контроль, в т.ч.:
контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения;
проверка летальных случаев, в т.ч. по запросу ФСМС;
проверка жалоб.

3. Фонд будет осуществлять проверку на основании заключенного договора с медорганизацией, в т.ч.:
экспертизу объемов и качества пролеченных случаев;
экспертизу обоснованности назначения ЛС и ИМН;
мониторинг индикаторов конечного результата деятельности поставщиков.

4. По результатам проверок Фонд будет формировать базу данных медицинских организаций, имеющих положительные и отрицательные рейтинги.

Параметрами оценки качества пролеченных случаев являются:
а) случаи летальных исходов;
б) жалобы со стороны пациентов;
в) случаи, внесеннные в ИС СУКМУ (соответствие установленным стандартам и правилам).
2. Территориальные департаменты КОМУ проводят экспертизу подлежащих к оплате случаев по результатам 20% выборки дефектов объема и качества.
3. Контроль качества случаев со смертельным исходом осуществляется ККМФД.

Литва. Фонд ОМС не является основным агентом, проверяющим качество, и концентрируется на проверке соответствия установленным стандартам (=качество процесса).
Параметры для оценки:
Соответствие лицензии медорганизации
Соответствие специальным требованиям (стандарту) для этой медуслуги: диагноз, примененная диагностическая технология, метод лечения (операция или процедура), участвовавшие специалисты, вспомогательные службы
Соответствие кодирования диагнозов и процедур к стандарту кодирования
При выписке рецептов – соответствие установленным показаниям, дозировке и т.д.




Слайд 45Пролеченные случаи
Контроль качества
Формирование платежных документов в рамках исполнения договорных обязательств
Счет на

оплату мед. услуг

ИС МЗ РК

ИС Фонда

Фонд


Контроль качества медицинских услуг в системе ОСМС

2

Экспертиза жалоб

Обработка
пролеченных
случаев
на соответствие
Договору

КООЗ


Слайд 46Основные принципы деятельности мед.организации:
Принцип «Ориентированность на результат»
эффективное использование

ресурсов – максимальный результаты деятельности
организации

Принцип - "Деньги следуют за пациентом»
-этот принцип в наибольшей степени соответствует требованиям реализации прав пациентов, способствует повышению эффективности работы медицинских организаций и повышает доступность медицинской помощи

3. Принцип «Затраты – эффективность»
наименьшими затратами достичь наилучшего результата

4. Принцип партнерства
взаимодействие с различными организациями и населением для оказания лучшей медицинской помощи населению


Слайд 471. Повышение доступности и качества медицинской помощи населению;
2. Реализация права граждан

на свободный выбор врача и медицинской организации;
3. Повышение факторов конкурентоспособности;
4. Управление рациональным потреблением услуг (внутреннее ресурсосбережение и частичное фондодержание)
5. Повышение мотивации специалистов в обеспечение эффективной деятельности организации и профилактики с акцентом на здоровое население (через диф.оплату и СКПН);
6. Оплата за оказание услуг с учетом достижения конечного результата;
7. Рациональное и эффективное использование ресурсов.

Основные задачи:


Слайд 48Обеспечение прозрачности и подотчетности обществу
Ежедневный мониторинг поступлений взносов и средств
Ежемесячный мониторинг

оказанных медицинских услуг
Предоставление в уполномоченные органы стандартных отчетов об использовании средств (МЗ РК, МФ, Правительству, Счетному Комитету)
Публикация ежегодного годового отчета для общественности (короткий в газетах, подробный на вебсайте и в отдельном издании СМИ)
Ведение вебсайта ФСМС, на котором размещается:
Стратегические документы ФСМС (стратегия развития на 5 лет, план развития на краткосрочный период, годовой план)
Информация застрахованным:
общая (права, обязанности, возможности, новости, условия оказания, тарифы и т.д.)
индивидуальная через личный кабинет - отчетность ФСМС пациенту как плательщику взносов и потребителю услуг
Информация поставщикам (НПА; правила закупа; тарифы; содержание договоров с поставщиками, включая финансовые данные; результаты контроля поставщиков; разные планы – закупа и контроля)
Результаты разных анализов, обзоров и исследований в области оказания медицинской помощи
Публикация рейтингов поставщиков (вебсайт, газеты)
Регулярные и целевые встречи с заинтересованными сторонами (представителями поставщиков, организаций пациентов) для обсуждения проблемных вопросов или планируемых новшеств

Слайд 49Сравнение действующей и предлагаемой модели: основные функции


Слайд 50Качественные изменения в оказании медицинской помощи в системе ОСМС в РК


УВЕЛИЧЕНИЕ

ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ ВРАЧЕЙ



1

ПМСП: РАСШИРЕНИЕ АМБУЛАТОРНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ




3



ПМСП: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

К 2030 году ЧИСЛЕННОСТЬ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ УВЕЛИЧИТСЯ В 1,8 РАЗА
Это позволит перейти на стандарты СТРАН ОЭСР, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ 1 500 НАСЕЛЕНИЯ НА 1 ВРАЧА общей практики, в РК - 2140 человек

2

4

РАСШИРЕНИЕ УСЛУГ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ

К 2030 году предполагается увеличение расходов на амбулаторное лекарственное обеспечение НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ С 46 $ В РК ДО 180 $
Покрытие дефицита и увеличение (пересмотр) категорий лиц по действующим обязательствам, расширение АЛО для широкого круга лиц по часто встречающимся заболеваниям

К 2030 году для охвата увеличенной численности населения предполагается УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВРАЧЕЙ, СРЕДНИХ И МЛАДШИХ МЕД. РАБОТНИКОВ ДО 65 ТЫС. ЧЕЛОВЕК
К 2030 году предполагается УВЕЛИЧЕНИЕ РАСХОДОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВАМИ в стационаре на душу населения НА 19%

К 2030 году предполагается увеличение заработных плат врачей в 2,5 РАЗА в реальном выражении, других медицинских работников в 1,4-2 РАЗА.
Расчеты произведены с учетом ДОСТИЖЕНИЯ К 2030 ГОДУ СОПОСТАВИМОГО С ОЭСР ПОКАЗАТЕЛЯ




Для достижения показателей, сопоставимых со странами ОЭСР, предполагается УВЕЛИЧИТЬ
ЧИСЛЕННОСТЬ СРЕДНИХ И МЛАДШИХ МЕД. РАБОТНИКОВ до 7 800 человек
КОЭФФИЦИЕНТ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ КОЙКАМИ - с 0,03 до 0,4 на 1000 человек населения

РАСШИРЕНИЕ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ
И СЕСТРИНСКОГО УХОДА



5



6

ВКЛЮЧЕНИЕ В ТАРИФ АМОРТИЗАЦИИ

Амортизацию предполагается ВКЛЮЧИТЬ В ТАРИФ С 2018 ГОДА
Включение амортизации в тариф обусловлено необходимостью ВЫРОВНЯТЬ КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ для частных поставщиков медицинских услуг, а также для обеспечения качества медицинских услуг



ВТМУ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ



7

8

ПМСП: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Предполагается РАСШИРИТЬ ОБЪЕМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (сокращение очередей, в том числе через вовлечение новых поставщиков услуг)

Предполагается РАСШИРИТЬ ОБЪЕМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (сокращение очередей, в том числе через вовлечение новых поставщиков услуг)


Слайд 51Ожидаемые результаты
ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Доступность качественной медицинской помощи
Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения
Улучшение

здоровья, увеличение продолжительности жизни
Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения
Снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение

ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
Универсальный/всеобщий охват медицинской помощью
Солидарная ответственность граждан
Финансово-устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления
Совершенствование рыночных механизмов здравоохранения
Стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения (дополнительные рабочие места и технологии)
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов
Подотчетность перед обществом по использованию ресурсов


ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ
Стабильность финансирования в соответствии с эффективностью деятельности
Стимуляция к внедрению новых корпоративных методов управления и менеджмента
Совершенствование системы оплаты труда: возможность получать конкурентоспособную заработную плату
Внедрение новых медицинских технологий. Ориентированность на конечный результат
Своевременное обновление основных средств
Развитие информационных технологий

Слайд 52Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)
30%





















ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В соответствии с

поручением Президента Республики Казахстан от 5 мая 2016 года № 01-7.4 приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 19 мая 2016 года № 388 создан республиканский штаб и утверждена Дорожная карта по проведению ИРР по законодательству РК об ОСМС, также сформированы штабы на региональном уровне

Встречи:
Членами Республиканского и регионального штаба в 2016 году были осуществлены выезды по ИРР ОСМС в регионы, в ходе которых проведено 2 317 встреч, охвачено более 182 тыс. человек (работодатели, работники бюджетных организаций, самозанятые, фермеры)

СМИ:
Всего по тематике ОСМС в 2016 году опубликовано (вышло в эфир) более 900 материалов, в том числе по ИРР - 337 материалов (98 ТВ-сюжетов, опубликовано 225 материалов в печатных изданиях и более 87 информационных сообщений)

Социальная сеть:
Создан официальная страница ФСМС в социальной сети Facebook, размещено 292 поста

Call-центры:
В 11 областях РК на базе УЗ действуют Call-центры по консультированию населения по вопросам ОСМС. Единый контакт центр – 1431, на базе РЦРЗ действует лекарственный центр – 8 800 080 88 87 (звонок бесплатный)

Освещение:
Произведено 8 информационных, обучающих и вирусных видеороликов (для трансляции в эфире республиканских и региональных телеканалов, в ЦОНах, размещением на LED дисплеях аэропортов, автобусных и железнодорожных станций (планируемый охват населения 3 млн. человек)

Опрос:
Проведен социальный опрос который охватил 4134 жителя 12 областей и города Алматы.
66 % интервьюеров считают, что ответственность за свое здоровье должны нести сами респонденты, 20 % респондентов ответственность возлагают на государство, 8 % - на работодателя, 4 % затруднились с ответом, 2 % - другое.



Слайд 53ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС
Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)

30%


Слайд 54ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: СМИ
Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)
30%


Слайд 55ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
Внедрение обязательного социального медицинского страхования (80-Шаг Плана Наций)
30%


Слайд 56СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ В СИСТЕМУ ОСМС: В ДЕТАЛЯХ


Этап 1
Плательщик делает взнос

через БВУ или АО «Казпочта»

Средства и данные поступают в «Правительство для граждан»

«Правительство для граждан» проверяет:
сумму/ИИН/ФИО получателя страховки



Этап 2

Этап 3

Платеж принят

Платеж отклонен

Этап 4

Этап 5

Средства:
счет ФСМС в Нацбанке

Списки плательщиков:
Налоговые органы РК

Гражданин застрахован ☺

Этап 6





Слайд 57Максимальный размер З/П, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 15

МЗП

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика