Несудебные институты по преодолению социальных конфликтов:
- школа, университет;
религиозные институты;
корпоративные структуры;
организации медиаторов и т.д.
Если объектом воздействия суда становятся прочие государственные структуры, судебная власть обосабливается от других элементов государственного аппарата – становится самостоятельной судебной властью
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции РФ).
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч.1 статьи 118 Конституции РФ ).
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
(часть 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ)
Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом
(часть 4 ст. 125 Конституции РФ)
В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос <…> может быть сделан судом <…> в любой стадии рассмотрения дела.
(пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»
Позиция Верховного Суда РФ
(децентрализованная концепция)
Позиция Конституционного Суда РФ
(централизованная концепция)
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции
(пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (утратил силу))
Отказ от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в КC РФ Федерации противоречил бы конституционным положениям, согласно которым законы действуют единообразно на всей территории Российской Федерации (статьи 4, 15 и 76), и в то же время ставил бы под сомнение верховенство Конституции Российской Федерации, так как оно не может быть реализовано, если допускается разноречивое толкование различными судами конституционных норм. Именно поэтому обращение в Конституционный Суд Российской Федерации обязательно и в тех случаях, когда суд при рассмотрении конкретного дела приходит к выводу о неконституционности закона, который принят до вступления в силу Конституции Российской Федерации и применение которого должно быть исключено <…>.
(пункт 5 Постановления КС РФ №19-П от 16.06.1998 г.)
Выводы судов (в особенности, высших судов) о противоречии нормы закона Конституции Российской Федерации не означают признание ее утратившей силу. Однако такие решения судов представляют собой появление судебного права, развитие которого крайне необходимо для российской правовой системы в целях преодоления позитивистских подходов
(Особое мнение судьи Г.А.Гаджиева к Постановлению КС РФ от 16.06.1998 г.)
Систематическое неприменение судами неправовых законов, смягчение санкций, установленных за их нарушение, иные "тормозящие" действия суда указывают депутатам на их просчеты в законотворческой деятельности. Амбициозный законодатель, столкнувшись с противодействием здравомыслящих судей, начнет контрреформы, придавая администрации судебные функции и урезая возможности правосудия. Тоталитарным режимам вообще свойственно, получив сигнал обратной связи, отвечать на него "командой - убийцей" до тех пор, пока не воцарится молчание. Разумный законодатель поймет, что опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление.
(Из Концепции судебной реформы)
(б) недопустимость отступления от процессуальных норм, поскольку они отражают в концентрированном и превращенном виде опыт познания абсолютных истин
Исключительно важно, однако, заранее предпринять меры, упреждающие возможное своеволие судебной власти. Есть основания полагать, что должно быть два жестких ограничителя:
самостоятельная, независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона правовых споров, для контроля за конституционностью законов, для защиты прав граждан в отношениях с исполнительной власти и ее должностными лицами, для контроля за соблюдением прав человека при расследовании преступлений для установления наиболее значимых юридических фактов и состояний.
Судопроизводство –
совокупность методов отправления правосудия: во вне выражается в урегулированной процессуальным законом деятельности суда и иных, участвующих в процессе лиц, направленных на разрешение социального конфликта
(т.е. КАК осуществляется правосудие)
Суды создаются и упраздняются федеральными законами
Создает процессуальные законы, определяющий порядок отправления правосудия
В лице Совета Федерации назначает судей Конституционного и Верховного Судов РФ
В лице Совета Федерации и законодательных органов власти субъектов Федерации назначает представителей общественности в квалификационных коллегиях судей
Принимает законы о бюджете, на основании которых финансируются суды
Реализуют функцию нормоконтроля
Функция толкования и разъяснения законов
Функция законотворческой инициативы
Президент вносит на утверждение Совета Федерации кандидатуры на должности судей высших судов
Президент назначает на должности федеральных судей
Президент имеет полномочного представителя во всех квалификационных коллегиях судей
Реализуют функцию нормоконтроля
Функция толкования и разъяснения указов Президента РФ
Участие высших судов в процедуре импичмента
Обеспечение исполнений судебных решений (ФСИН, ФССП)
Обеспечение установленного порядка деятельности судов (общественный порядок в зданиях судов)
Правительство распоряжается федеральной собственностью, разрабатывает федеральный бюджет (то есть участвует в хозяйственном обеспечении деятельности судов
Реализуют функцию нормоконтроля
Функция толкования и разъяснения нормативных актов
Контроль за правоприменительными актами органов и должностных лиц исполнительной власти
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть