Слайд 1Социально – педагогический подход к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
И.Г. Назарова,
зав. кафедрой педагогики и психологии ЯИРО, кандидат педагогических наук
Слайд 2Задачи правильного понимания (причин) заключаются в выяснении зависимости частных условий от
более общих, в установлении сложной структурной формулы всей совокупности условий возникновения трудного детства.
(В.Н. Мясищев)
Слайд 3Основные причины детской преступности и безнадзорности
Неблагополучная обстановка в семьях
Нарастание кризисных явлений
в семье, проявляющихся в отношениях между детьми и родителями, вызванных причинами материального, психологического, биологического и другого характера
Криминализация среды проживания детей
Рост преступности среди взрослых и увеличение случаев проявления насилия с их стороны в отношении детей
Декриминализация российского административного и уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей
Слайд 4Основные понятия
Безнадзорный
Беспризорный
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении
Семья, находящаяся в социально опасном
положении
Индивидуальная профилактическая работа
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Слайд 5Основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Предупреждение безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
Слайд 6Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Законности
Демократизма
Гуманного обращения с
несовершеннолетними
Поддержки семьи и взаимодействия с ней
Индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации
Государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних
Слайд 7Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав
Органы управления социальной защитой населения
Органы управления образованием и ОУ
Органы опеки и попечительства
Органы по делам молодёжи
Органы управления здравоохранением
Органы службы занятости
Органы внутренних дел
Слайд 8Компетенции образовательных учреждений
Оказывают социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим
отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении
Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально – опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования
Выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей
Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних
Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
Слайд 9Региональный уровень
Координационный совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Департамента образования
Администрации Ярославской области
Слайд 10Муниципальный уровень
Создание информационно –аналитического обеспечения функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Ресурсно – финансовое обеспечение превентивной охранно – защитной и коррекционно – реабилитационной практики
Нормативно правовое обеспечение превентивной охранно – защитной и коррекционно – реабилитационной практики
Кадровое обеспечение превентивной, охранно – защитной и коррекционно – реабилитационной практики
Научно – методическое обеспечение превентивной и коррекционно – реабилитационной практики
Организационно – управленческое обеспечение функционирования, координации и взаимодействия органов профилактики
Обеспечение демократического принципа деятельности системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Слайд 11Научно – методическое обеспечение превентивной и коррекционно – реабилитационной практики
Муниципальный
уровень
Слайд 12Развёрнутая последовательная подготовка кадров всех субъектов профилактики: руководителей , психологов, воспитателей,
общественных деятелей, волонтёров к организации профилактической деятельности
Адреса опыта:
ППМС центр г.Ростова
( Программа «Преодоление»)
Слайд 13Разработка и технология создания образовательных, воспитательных систем и сред
Адреса опыта:
г.Углич.
- Система профилактической деятельности в учреждениях дошкольного образования
г.Ярославль. - Система профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Дзержинского района
Слайд 14Определение дерева целей профилактической деятельности с учётом социальной ситуации и преемственности
каждой из них для разных субъектов профилактики
Адреса опыта:
Городская целевая программа
г. Ярославль «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа профилактики г.Рыбинск
Слайд 15Определение эффективных организационных форм профилактической деятельности на основе внутриведомственной статистики, отражающей
характер и состояние детско – подростковых девиаций
Адреса опыта:
г. Ярославль. – Городская целевая программа, научно – практические конференции, системный диагностический и рефлексорный мониторинг программы
Слайд 17Информационно – аналитическое обеспечение профилактической деятельности в учреждении
Создание банка воспитательных стратегий
по формированию готовности к адекватным социальным и межличностным отношениям у учащихся и молодёжи
Изучение потребности родителей в их педагогическом просвещении: формах, содержании
Использование социально – педагогического мониторинга характера и состояния детско – подростковых девиаций
Обеспечение доступности информации для родителей и учащихся о деятельности всех учреждений, оказывающих помощь родителям(лицам их заменяющим) по воспитанию детей
Слайд 18Мотивационно – целевое обеспечение профилактической деятельности образовательного учреждения
Формирование современного мышления педагогов
к причинам и следствию девиантного поведения детей в формуле: «не детская вина, а детская беда»
Активизация деятельности института школьных социальных педагогов, психологов, обеспечивающих процесс интеграции средовых влияний на ребёнка
Содействие созданию образовательного пространства успешности личности
Слайд 19Программно – прогностическое обеспечение профилактической деятельности
Системный подход к прогнозированию и планированию
профилактической деятельности
Реализация принципа гласности в работе системы
Формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи системы профилактики
Привлечение средств массовой информации с обобщением опыта превентивной практики
Научно – методическая поддержка деятельности общественных объединений и организаций
Согласование прогнозов, планов, программ на всех уровнях системы профилактики (Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2009 – 2011 годы)
Подготовка и введение в практику координаторов профилактической работы
Слайд 20Профилактическая деятельность
« процесс всегда творческий, связанный с постоянной динамикой и
корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств, результатов созидательной деятельности и, что самое главное, этот процесс предполагает использование на всех его стадиях нравственных ориентиров и этических ограничений, удерживающих процесс в рамках управляемости и критериальности, дозволенности»
(Б.С.Гершунский)