Слайд 1Социально-этические основы профессиональной деятельности педагога
Парц О.С., доцент, к.п.н., ОмГПУ
Слайд 2знать
правовые и нравственно-этические нормы профессиональной деятельности педагога как государственного и муниципального
служащего;
принципы и ценности современной административной этики;
современные требования политической этики;
правила предупреждения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
принципы и правила служебных отношений и служебного поведения;
содержание и элементы культуры профессиональной культуры педагога как государственного и муниципального служащего
Слайд 3уметь
творчески использовать знания отечественного и мирового опыта в решении этических проблем
в профессиональной деятельности педагога;
использовать полученные знания в конкретных ситуациях, связанных с принятием морального выбора в педагогической (служебной) практике;
диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений в профессиональной деятельности педагога;
Слайд 4Предмет этики – мораль и моральные отношения
Наибольшая сложность – каждый автор
создает свое универсальное видение этого универсального явления, концепцию морали:
- что считать добром и злом,
- справедливым и несправедливым ,
- хорошим или плохим и т.д.
Решение этих вопросов может быть различным в разных сферах человеческой жизни – в личных, межгрупповых отношениях, в проф. деятельности и т.д.
Вопрос: что понимать под этическим поведением?
Слайд 5Мораль
Этика
Административная этика
Профессиональная культура государственной и муниципальной службы
Основные понятия
Слайд 6Мораль
– форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
-
в социальной философии рассматривается как один из видов регуляции общественной жизни и включает в себя систему норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении независимо от доставляемой ими пользы или удовольствия.
- не может быть личным кодексом одного человека или профессии, точно так же как не может создаваться отдельной личностью.
Главная особенность морали - безличный характер морального закона и универсальность моральных требований.
Нормы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поскольку заключают в себе весь нравственный опыт многовековой истории человечества.
Перед моралью все люди равны.
Слайд 7Этика
– научная отрасль и философская наука, изучающая мораль (нравственность), ее
природу, сущность, функции и развитие.
- Со времен античности "этика" (теория морали) -научная отрасль и теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность), ее природу, сущность, функции, происхождение и развитие.
- Традиционно этика считалась практической философией, в ней видели основной канал выхода философии в практику, с помощью которого знания о мире трансформируются в идеальные модели и нормы поведения, выраженные в форме идей о должном.
С этой точки зрения, этика - нормативная основа поведения и деятельности людей, задающая ориентиры и перспективы межличностных отношений (нормативная этика). Ее цель не знания, а поступки. Она не просто изучает мораль, а учит применять ее нормы и требования в реальной жизни и практической деятельности человека.
Слайд 8нормативная основа деятельности государственных и муниципальных служащих;
вид профессиональной этики (профессиональной морали),
связанный с проблемами государственного и муниципального управления;
регулирует отношения между государством, обществом и гражданами, потому не может быть сведена к простому этикету;
включает в себя целый комплекс нравственных проблем, связанных с использованием государственной власти, взаимоотношениями с гражданским обществом, различными общественными слоями и группами.
Административная этика
Слайд 9Профессиональная культура педагога как представителя государственной и муниципальной службы
Профессиональная культура
= (часто!) профессиональная (административная) этика
Государственная и муниципальная служба в жизни любого государства - социальный институт
Призвана обеспечить государственные (общественные) интересы, защиту прав и законных интересов граждан,
Решает проблему регулирования конфликтов интересов в системе управления образовательным процессом
Слайд 10Структура
профессиональной культуры
управленческая культура (профессионализм),
политическая культура,
правовая культура,
нравственная культура государственных
и муниципальных служащих
Слайд 11Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – составная часть внешней
культуры человека и общества. Представляет собой совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и др.).
Служебная этика - этика служебных отношений внутри учреждения или организации (формальных и неформальных, горизонтальных и вертикальных). Основными здесь являются служебная этика руководителя, его моральные принципы и нравственные качества, этические стороны исполнительной дисциплины.
Служебный этикет – этикет в частной жизни, совокупность правил поведения, регулирующих взаимоотношения людей в процессе их общения. Это внешние формы проявления культуры человека, правил и норм приличия, различных форм вежливости, корректности, трансформирующихся в сфере служебных отношений в соблюдение служебных норм, норм и правил делового этикета (таких как этикет деловых встреч и переговоров, культура делового спора, административный речевой этикет, этикет телефонных переговоров и т.д.).
Этические понятия
Слайд 13Универсальный регулятор общественных отношений, основанный на нормах морали - право
В
отличие от морали право обладает уникальным ресурсом – возможностью применения государственного принуждения и карательных санкций.
Слайд 14Люди всегда найдут возможность обойти закон как внешнее для них установление
и не будут при этом испытывать стыда
Конфуций
Соблюдение норм морали носит добровольный характер.
Мораль апеллирует к сознанию человека и опирается на его внутренние установки, его убеждения и силу общественного мнения.
Слайд 15Отличие морали от права
мораль охватывает все сферы жизни, оценивает все стороны
поведения и деятельности людей, в то время как для правового регулирования необходимо соответствующее правовое поле (соответствующий данной ситуации закон или другой нормативный акт).
Слайд 16Взаимосвязи морали и права
Право опирается на господствующие в обществе нормы морали
и часто следует за моралью, публично закрепляя решение многих жизненно важных проблем, имеющих моральное значение.
И право, и мораль занимаются регулированием основных вопросов общественной жизни, часто оперируя общими критериями и понятиями относительно прав и обязанностей личности и власти.
Слайд 17Функции морали
те ее основные роли, которые она выполняет в жизни общества,
обеспечивая его целостность, сто существование и развитие:
Оценочная
Познавательная
Коммуникативная
Воспитательная
Регулятивная
Для понимания сущности морали серьезное значение имеет выявление способов моральной регуляции, в совокупности составляющих систему моральной регуляции, в которую обычно включают такие ее компоненты, как моральные нормы, моральные принципы, нравственные ценности и идеалы.
Слайд 18Моральные ценности
– высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как
критерий оценки, и как моральная норма (требование), и как принцип поведения.
Ценности следует отличать от оценок, которые, как правило, имеют субъективный характер.
Слайд 19Жизненные блага
– условные и безусловные потребности человека, необходимые для поддержания
его жизнедеятельности.
В этической теории вопрос о том, что есть высшее благо для человека, является главным и универсальным критерием для определения моральных позиций и этических концепций (в зависимости от его решения различают такие разновидности этических концепций, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, ригоризм и др.).
Слайд 20Моральные принципы
– нравственные установки, в общей форме выражающие выработанные в
моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
являются важным компонентом системы моральной регуляции.
• Моральные нормы (от лат. norma – правило, образец) – наиболее простые, имеющие характер обязательных предписаний, нравственные требования к поступкам и поведению людей (не убий, не укради и др.)
Слайд 21Нравы
– обычаи, устоявшиеся общественные привычки, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в
обществе посредством моральных отношений.
Этосология – научная дисциплина, изучающая нравы и образ жизни того или иного социального слоя или группы с характерным набором нравственных ценностей и установок.
Слайд 22• Индивидуальная этика – часть этики, касающаяся только индивида. В отличие
от общественной этики, рассматривает группу, сообщество как нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека.
• Социальная этика – этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе.
Политическая этика – вид профессиональной этики, содержащей моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задающие ориентиры политическим решениям и действиям.
Слайд 23Конфликт (от лат. conflictus)
– наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах,
целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки принятых норм.
• Компромисс – разрешение некой конфликтной ситуации путем взаимных уступок.
Политический компромисс, особенно в условиях современности, следует рассматривать как этическую проблему, как нравственно оправданное решение в ситуации морального выбора.
Слайд 24Этика переговорного процесса
Правило первое - недопустимость ориентации на победу одной стороны
за счет ущемления интересов другой, что в свою очередь, требует соблюдения двух обязательных условий:
а) следует сразу зафиксировать общий для всех участников отказ от притязания на монопольное владение политическими и моральными истинами;
б) необходимо признание морального равноправия всех участников (в связи с чем необходимо воспитывать в себе культуру сомнения в собственной правоте).
Правило второе исходит из того, что любой компромисс предполагает жертву (хотя и без чувства самоуничижения).
Слайд 25Этика переговорного процесса
Правило третье - всегда помнить, что "круглый стол" должен
исключать максималистское "все или ничего", и не забывать, что возможен частичный консенсус ("худой мир лучше доброй ссоры").
Правило четвертое напоминает участникам переговоров о том, что "круглый стол" – не застольная беседа, а большая, кропотливая работа.
Слайд 26Практика переговорного процесса
Этапы проведения "круглого стола":
1) "пирамида консенсуса" требует сосредоточиться
на поиске средств достижения компромисса, а не на анализе целей сторон (первый вопрос диалога: от каких средств мы отказываемся?)•,
2) декларирование принципа "максимина" как оптимальное сочетание интереса участников, согласование желательного и возможного;
3) "обмен ролями" как наиболее простой способ понимания другой стороны;
4) "добрая воля" как предпосылка проведения "круглого стола", венчающая его работу и кладущая начало новому диалогу.5
Слайд 27Принципы нормативной этики
Используются практически во всех видах профессиональной деятельности (этика
педагога, этика врача, этика банковского работника, этика бизнеса и т.д.), так или иначе связанных с конфликтами интересов,
Обеспечивают полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе осуществления людьми различных профессиональных ролей (ролевая или профессиональная этика)
Слайд 28Задания к экзамену.
Разработать словарь основных терминов и решить кроссворд (задание выполняется
на образовательном портале ОмГПУ)
Выполните проверочный тест по курсу (задание выполняется на образовательном портале ОмГПУ)
Пакет кейсовых заданий.
Вопросы к экзамену
Примечание. Магистрант получает дополнительные баллы, если предлагает самостоятельно разработанные и выполненные кейсовые задания по темам курса.
Слайд 29Источники:
Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Социальная этика. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ,
2009. – 84 с.
Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.- 158 с.
Ермаков В.А. Этика. Хрестоматия. – М.: Изд-во Центр ЕАОИ, 2010. – 132 с.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с. — (Серия «Высшее образование»). URL: http://uchebnik.biz/book/315-yetika-delovyx-otnoshenij/2-annotaciya.html
Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Матвейчук Е.Ф., Горюнков С.В. Социальные технологии и общественная безопасность. / Серия книг: теория и методика управления – СПб.: ОСБ ПАНИ, 2008. – 53 с.