Принципы семейного права презентация

Содержание

Принципы семейного права 1. Введение. Семейное право Признание брака, заключенного в органах СЗАГС и его государственная регистрация. Забота государства о защите материнства, отцовства, детства и об укреплении семьи

Слайд 1Правоведение
Татьяна Михайловна Полякова, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории права

и государства

Лекция


Слайд 2Принципы семейного права
1. Введение.
Семейное право
Признание брака, заключенного в органах

СЗАГС и его государственная регистрация.

Забота государства о защите материнства, отцовства, детства и об укреплении семьи
Построение семейных отношений на добровольном брачном союзе мужчины и женщины, на чувствах взаимной любви и уважения

Полякова Т.М.

11.03.2009


Слайд 3
Полное реавенство в семье женщины и мужчины в личных и

имущественных правах независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, социального, семейного и имущественного положения. Образовательного уровня, места жительства, отношения к религии.

Слайд 4политико-правовые теории, отражающие процессы в государстве и праве
Дружба, взаимопомощь и ответственность

перед семьёй всех ее членов
Приоритет семейного воспитания детей и обеспечение развития своих детей, забота об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Слайд 5
Приоритет семейного воспитания детей и обеспечение развития своих детей, забота

об их здоровье- физическом, психическом, духовном и нравственном развитии

Обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, свобод и охраняемых законом интересов и их судебной защиты

Слайд 6
Приоритетное обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Свобода

расторжения брака под контролем государства

Слайд 7 Политические и правовые учения в

Голландии в XVII в.

Семейное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие между гражданами из факта родства, брака, рождения людей,
Принятия детей на воспитанию в семью.


Слайд 8 семейные отношения ст. 2 СК РФ
Это отношение по заключению брака,

по прекращению брака и признания его недействительным,
Имущественные и неимущественные отношения между членами семьи – супругами, родителями, детьми, другими родственниками, определяют формы и порядок устройства
В семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Слайд 9 Источники семейного права
Конституция РФ
Указы Президента

РФ
Семейный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Федеральные законы
Постановления Правительства РФ
Нормативно-правовые акты субъектов РФ
Нормы международного права, международные договоры РФ

Слайд 10Юридические факты
Юридические факты в семейном праве – это жизненные обстоятельства, с

наличием которых нормы семейного права связывают создание в них юридических последствий

Слайд 11Юридические факты
подразделяются:
События
Действия

По срокам существования:
на кратковременные
длящиеся


Слайд 12Правовые последствия
Правопорождающие
Правоизменяющие
Правопрекращающие
Правопрепятствующие
Правовосстанавливающие


Слайд 13Правоспособность и дееспособность в семейном праве
Семейная правоспособность – это способность иметь личные

неимущественные и имущественные права и обязанности

Возникает с момента рождения и расширяется с достижением определенного возраста

Прекращается со смертью

Семейная дееспособность – способность гражданина своими действями приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их

Слайд 14
3. Для понимания естественного права Гроций обращает внимание на то, что «нередко

обозначением права естественного пользуются в несобственном смысле… нередко называют справедливым то, что свободно от какой-либо несправедливости: и, даже злоупотребляя термином «естественное право», обычно распространяют его на то, что разум признаёт достойным или наилучшим, хотя и необязательным».
4. Гроций предлагает иметь в виду, что право естественное распространяется не только на то, что находится непосредственно в зависимости от человеческой воли, но также и на многие последствия, вытекающие из актов человеческой воли… например, право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека; и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности Гроций Г. О праве войны и мира. Там же.

Слайд 15
5. Естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено самим

богом. Хотя божественное всемогущество безмерно, Гроций указывает, на что оно не распространяется. Он приводит пример: бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырём, также он не может зло обратить в добро

Слайд 16
Гроций обращает внимание на «некоторые правила естественного права, которые предписывают что-нибудь

не прямо и непосредственно, а в расчёте на известный порядок вещей; так, общность имущества была естественна до тех пор, пока не была введена частная собственность; равным образом то же относится к осуществлению своего права силой до установления гражданских законов».
Например, соблюдение общих правил общежития и есть источник так называемого права в собственном смысле. К нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине; воздаяние людям заслуженного наказания.


Слайд 17
Гроций, говоря о делении волеустановленного права на человеческое и божественное; человеческое

делит на внутригосударственное и на право в более тесном и широком смысле, по сравнению с внутригосударственным, последнее есть право народов.
1. Право человеческое бывает или внутригосударственным, или же правом человеческим в более широком и в более узком смысле по сравнению с внутригосударственным. «Право внутригосударственное есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Право человеческое в более узком смысле… охватывает веление отца и господина… Право же в более широком смысле есть право народов, а именно – то, которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них

Слайд 18
2. Существование же такого права народов доказывается тем же способом, как

и существование неписаного внутригосударственного права, а именно – фактом непрерывного соблюдения и свидетельством сведущих лиц… это право есть «приобретение времени и обыкновения».

Слайд 19
Подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так

и известные права, возникающие путем взаимного соглашения между государствами возникают в интересах этих государств. Это право есть право народов, «которое получает обязательную силу волею всех народов или многих из них. Проблема соотношения права и силы – это проблема связи естественного права и волеустановленных форм права, проистекающих из естественного права. Гроций стремился создать нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, положения которой можно было бы применить к государству и к отношениям между государствами.

Слайд 20
Гроций далее рассматривает деление права божественного на всеобщее и свойственное одному

народу: 1. Право установленное волей божества имеет непосредственным источником самую божественную волю. Этим признаком оно отличается оп права естественного, которое тоже можно назвать божественным. Гроций поясняет: «К этому праву уместно применить то, что в чересчур общей форме вложено Плутархом в уста Анаксарха в жизнеописании Александра, а именно: не потому бог желает чего-нибудь, что предмет его воли справедлив, но оно потому справедливо, то есть обязательно по праву, что такова воля божества. 2. Право божественное преподано или человеческому роду, или одному народу. Известно, что закон божий был трижды дан человеческому роду: тотчас же после создания человека, затем в целях искупления человеческого рода после потопа и впоследствии Христом ради полного искупления человеческого рода. Эти три закона, без сомнения, связывают всех людей с момента, когда они в достаточной мере дошли до их сведения

Слайд 21
Проблемы войны и мира Гроций решал в правовой плоскости. По Гроцию,

предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т.е естественное право)

Слайд 22
Кроме естественного права, другой источник права проистекает из свободной воли Бога,

повиноваться которой беспрекословно повелевает нам самый наш разум. И естественное право и право, понимаемое в широком смысле, хотя и проникает из внутренних, присущих человеку начал, тем не менее, могут быть с полным основанием приписаны самому Богу, потому что ему было угодно, чтобы такие начала были нам присущи … он также воспретил, как в наших собственных интересах, так и в интересах других давать волю необузданным порывам... Природа побуждает стремиться ко взаимному общению; матерью внутригосударственного права является самоё обязательство, принятое по взаимному соглашению; так как последнее получает свою силу от естественного права, то природа может слыть как бы прародительницей внутригосударственного права

Слайд 23
Факт существования естественного права – вечного и неизменного – доказывается Гроцием

с помощью двух методов: «из первых начал» – априори, который «состоит в обнаружении необходимого соответствия или несоответствия какой-нибудь вещи с разумной и общежительной природой»; «из вытекающих отсюда следствий» – апостериори, состоящий в отыскании «того, что признаётся таковым у всех или, по крайней мере, у наиболее образованных народов». Таким образом, Гроций предлагал использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический (индуктивный) методы исследования. Он понимал, что последний метод и не может привести к абсолютно истинным выводам, «согласие во мнениях касательно какого-либо предмета, в данном случае естественного права, – важное свидетельство его действительного существования

Слайд 24
Справедливость воспрещений и предписаний божественного права зависит, по существу, от их

соответствия положениям естественного права. Положение о том, что люди принуждаются силой к соблюдению справедливости, «относится только к установлениям и законам, которые должны способствовать осуществлению права на деле. Тезис «право есть воля сильнейшего», восходящий к софистам (Фрасимах, Калликл), в трактовке Гроция ориентирует на практическую реализацию внешними средствами (государство, законы). Государство есть соглашение большинства против меньшинства, а не «заговор богачей» (Т. Мор) против бедных и слабых.

Слайд 25
Сущность верховной суверенной власти в её неподчинённости никакой другой власти. Народ

может избрать любой образ правления. Правопорядок есть осуществление в нём воли людей. Государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать. Право сопротивления властям прекращается с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти. Праву подданных на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении», отступления от которого допустимы в случае крайней необходимости.

Слайд 26
По природе каждый является защитником своего права. Не запрещена война и

божественными законами, и правом народов. Справедливой причиной начала войны может быть правонарушение, полагал Гроций. В условиях несправедливых войн зачинщики «обязаны к возмещению за содеянное их силами или по их совету». Согласно Гроцию, «войны ведутся ради заключения мира»; мир – «конечная цель войны»

Слайд 27
Учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства

и волеустановленных формах права оказало существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и «юридического мировоззрения». Гуго Гроция принято считать «отцом международного права».

Слайд 28Барух (Бенедикт) Спиноза (1632–1677) голландский философ
Законы природы он характеризовал как

«решения Бога, открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом. На человека распространяются все естественные закономерности и необходимости. Право природы – это законы или правила, согласно которым всё совершается

Слайд 29
По природе и по естественному праву люди – враги. В естественном

состоянии все равны в том смысле, что все по одному основанию имеют право на всё согласно желанию и произволу. Объем этих естественных прав зависит от умственной и физической возможности. В этой постоянной борьбе «высший закон природы» состоит в стремлении каждого к самосохранению.

Слайд 30
никто не может быть совершенно лишён своего естественного права, …подданные как

бы по праву природы удерживают нечто, чего от них нельзя отнять без большой опасности для государства, и оно поэтому молчаливо им предоставляется, либо об этом ясно договариваются с теми, в чьих руках находится власть

Слайд 31
Природа и естественная необходимость показывают людям способ выхода из тупика естественного

состояния путем общего договора в состояние гражданское.
Всеобщий закон человеческой природы гласит: никто не пренебрегает чем-либо, что он считает за благо. Требования разума имеют в виду истинную пользу людей. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т.е. к жизни в мире, безопасности, люди должны договориться. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти государства, суверенитета.

Слайд 32
Важная особенность договорной теории в том, что «естественное право каждого... в

гражданском состоянии не прекращается», поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой. В гражданском состоянии имеется договорно установленное высшее (суверенное) естественное право государства. Речь идет об общем для всех праве, общем гаранте и безопасности.

Слайд 33
Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться.

Только суверенная власть имеет право решать, что есть добро и что зло, что справедливо, что несправедливо. В ведении верховной власти – издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д. Верховная власть не связана никаким законом, ей все должны повиноваться.

Слайд 34
Последоговорное политическое, государственное право гражданина Спиноза характеризует как «свободу каждого сохранять

себя в своем состоянии согласно законодательству. Это политическое право – часть общего права; как и вообще всякое право в естественном и гражданском состояниях, является правом естественным, правом-силой. Свобода индивида или государства определяется степенью их разумности, свобода возможна лишь на основе и в границах познанности естественных необходимостей.

Слайд 35
То правление считается насильственным, которое посягает на умы… ум каждого должен

побуждаться к благоговению перед Богом; это ведь есть право каждого, которым никто, хотя бы он и желал этого, не может поступиться

Слайд 37
Цель государства… не в том, чтобы превращать людей из разумных существ

в животных или автоматы, но, напротив, в том, чтобы их душа и тело отправляли свои функции, не подвергаясь опасности, а сами они пользовались свободным разумом и чтобы они не соперничали друг перед другом в ненависти, гневе или хитрости и не относились враждебно друг к другу. Следовательно, цель государства в действительности есть свобода

Слайд 38
Право государства определяется «мощью народа», и надо считаться с мнением народа,

чтобы не дать повод к заговору. При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства во взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что положение о переносе естественных прав каждого на верховную власть остается чисто теоретическим. Не может быть такой верховной власти, которая могла бы делать всё, не считаясь с законами человеческой природы.

Слайд 39
1. Наличность какой бы то ни было верховной власти (imperium) создаёт гражданское

состояние, совокупное же тело верховной власти называется государством (civitas), а общие дела верховной власти, направляемые тем, в чьих руках верховная власть, именуется делами правления (res publica). Затем, люди, поскольку они по праву гражданскому пользуются всеми выгодами государства, называются гражданами, а поскольку они обязаны подчиняться установлениям, или законам, государства, – подданными… 2. Право верховной власти есть не что иное, как естественное право, но определяемое не мощью каждого в отдельности, а мощью народа… каждый гражданин только тогда действует по праву и по праву обладает чем-либо, когда может защищать это с общего решения государства. 3. Если государство уступает кому-либо право, а следовательно, и власть… тем самым оно отказывается от своего права и переносит его на того, кому дало такую власть. Если же оно дало такую власть двум или многим лицам, чтобы именно каждый жил по своему усмотрению, то … тем самым оно разрушило само себя». Пределы власти определяются самой природой права и мощи государства, разумно понятой необходимостью. Предел права государства обусловлен природой самих подданных. Вне сферы права государства находятся познание Бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти людей. Естественные права человека не могут быть отчуждены. .

Слайд 40
И право государства определяется мощью народа, руководимого как бы единым духом.

Но такое единение душ может быть представлено только в том случае, если государство будет более всего стремиться к тому, что здравый разум признает полезным для всех людей

Слайд 41
Спиноза отвергал право подданных на сопротивление властям, но признавал естественное право

народа на восстание. «Только верховная власть имеет право решать, что хорошо, что дурно, что справедливо, т.е. что следует делать каждому в отдельности или всем вместе или от чего воздерживаться… только ей одной принадлежит право издавать законы, толковать их в каждом отдельном случае

Слайд 42
государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии, и «два государства

– по природе враги». Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право мира – это право, по меньшей мере, двух государств.

Слайд 44Политические и правовые учения в Англии в XVII- XVII вв.
Томас Гоббс (1588–1679)

– выдающийся английский мыслитель, правовед, был близок к роялистским кругам. Гоббс выстроил оригинальую договорную теорию государства, предложил политико-правовую доктрину государственного абсолютизма

Слайд 45Гоббс
Государство является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам

и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан.
В этом Левиафане верховная власть есть искусственная душа,
должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы;
награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле;

Слайд 46Гоббс
благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу;
безопасность народа,

– его занятие; советники, внушающие ему всё, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир – здоровье; смута – болезнь, и гражданская война – смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы… части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения»


Слайд 47
люди равны по природе. Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. «Из равенства

способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоём, они становятся врагами». По Гоббсу, человек существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием – «человек человеку – волк».

Слайд 48
«Из-за взаимного недоверия – война… Мы находи в природе человека три

основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Первая причина заставляет людей нападать друг на друга в целях наживы, вторая – в целях собственной безопасности, а третья – из соображений чести… При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех.

Слайд 50
пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе,

они находятся в том состоянии, которое называется войной». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит не что иное, как возможность лишиться какого бы то ни было права (не иметь право ни на что). Это бедственное положение Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».


Слайд 51
Главный естественный закон гласит: «следует искать мира и следовать ему»; «защищать

себя всеми возможными средствами».

Слайд 52
Второй естественный закон гласит, что в случае согласия на то других,

человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Ибо до тех пор, пока каждый человек держится за это право – делать всё, что он хочет, все люди будут находиться в состоянии войны… Именно таков закон Евангелия: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе

Слайд 53
Третий естественный закон – справедливость: люди должны выполнять заключенные ими соглашения;

без чего соглашения не имеют никакого значения и являются лишь пустыми звуками, а раз при этом остаётся право всех на всё, то люди продолжают находиться в состоянии войны

Слайд 54
Четвёртый закон – благодарность. «Если справедливость обусловлена предварительным соглашением, то благодарность

обусловлена …. предварительным даром, и является четвёртым естественным законом: …человек, получивший благодеяние от другого лишь из милости, должен стремиться к тому, чтобы тот, кто оказывает это благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте»[1]. Любое действие совершается человеком ради выгоды, и любое благодеяние должно воздаваться благодарностью со стороны одариваемого. [1] Гоббс Т. Левиафан. С. 116.

Слайд 55
Пятый естественный закон есть закон любезности, а именно что каждый человек

должен приноравливаться ко всем остальным

Слайд 56
Шестой естественный закон гласит: при наличии гарантии в отношении будущего, человек

должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого. Ибо прощение есть дарование мира

Слайд 57
Седьмой закон гласит, что при отмщении (то есть при воздаянии злом

за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершённого зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. Этим законом нам запрещается налагать наказание с какой-либо иной целью, нежели исправление преступника или предостережение других.

Слайд 58
Восьмой закон – против оскорбления… ни один человек не должен делом,

словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому

Слайд 59
Девятый закон – против гордости… Если природа… сделала людей равными, то

это равенство должно быть признано; если же природа сделала людей неравными, то равенство всё же должно быть допущено так как люди считают себя равными и вступят в мирный договор не иначе как на равных условиях

Слайд 60
Десятый закон – против надменности... при вступлении в мирный договор ни

один человек не должен требовать себе какого-нибудь права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы

Слайд 61
Одиннадцатый закон – беспристрастие. Точно так же если человек уполномочен быть

судьёй в споре между двумя людьми, о естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил

Слайд 62
Двенадцатый закон – равное использование общих вещей. Отсюда следует другой закон…

неделимые вещи должны быть … использованы сообща… в противном же случае – пропорционально числу тех, кто имеет право…

Слайд 63
Тринадцатый закон – о жребии… беспристрастие требует, чтобы право владения в

целом… предосавлялось по жребию. Ибо равномерное распределение требуется естественным законом, а другого способа равномерного распределения нельзя представить

Слайд 64
Четырнадцатый закон – о первородстве и первом владении. Жребий бывает двоякого

рода: установленный и естественный

Слайд 65
Пятнадцатый закон – о посредниках. То, что всем людям, которые являются

посредниками мира, должна быть дана гарантия неприкосновенности

Слайд 66
Шестнадцатый закон – о подчинении арбитражу». Семнадцатый закон – никто не

может быть судьёй самого себя… Восемнадцатый закон – никто не должен быть судьёй в деле, в котором он в силу естественных причин имеет пристрастие… Девятнадцатый закон – о свидетелях… Таковы естественные законы, предписывающие мир как средство сохранения людей в массе и относящиеся лишь к учению о гражданском обществе Гоббс Т. Левиафан. С. 120.

Слайд 67
Все указанные законы резюмируются в одном общем правиле: не делай другому

того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Именно обмен и договор выступают предпосылками установления мира в человеческом общежитии. Цель государства – главным образом обеспечение безопасности.

Слайд 68Джон Локк (1632–1704)
один из основоположников классического политического либерализма («Два трактата

о правлении» (1690).
Считал основой правопорядка гарантии прав человека: право на жизнь, свободу и частную собственность. Локк обосновал гуманистическое значение теории естественного права. Локк изучал возможности рационализации деятельности властных органов, обеспечения условий, исключающих возможность узурпации власти.

Слайд 70
Локк объяснял природу, цели и источник политической власти с помощью гипотезы

«естественного состояния», полагая, что жизнь людей без каких-либо норм или законов, которые могут быть названы по-разному («закон природы», «моральное благо», «здравый разум».), невозможно. Естественный закон несет понятие дóлжного, обязательного и существует в единстве с естественным правом.

Слайд 71
Локк различает правомочие и обязанность как свободу и её ограничение. Свобода

и право предстают в виде органического единства и определяют нормативность естественного состояния. Он полагал, что в естественном состоянии обеспечивается действие естественных прав (права на жизнь, свободу, имущество). Никто не может дать бóльшую власть, чем та, которой человек обладает.

Слайд 72
Согласно трудовой теории собственности Дж.Локка, право собственности возникает благодаря свойствам самого

человека, оно имманентно человеческой личности. Государство лишь фиксирует и защищает её. «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью

Слайд 73
Абсолютного равенства в обществе быть не может. Наличие равных обязанностей и

ограничений обеспечивает собственно свободу. Свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, не подвергаться деспотической воле другого согласно закону. Цель объединения людей в государство – сохранение жизни, собственности, свободы.

Слайд 74
Создавая органы власти, люди не отказываются от своих прав. Они отказываются

от власти, беспорядочное применение которой и порождает все неудобства естественного состояния. Принцип согласия (консенсуса) – важная составляющая политической концепции Локка. Согласие лежит в основании любой справедливой власти, это начало политического сообщества. Согласие, данное посредством явного волеизъявления, накладывает на человека обязанность «вечно и неизменно быть и оставаться подданным своего государства».

Слайд 75
Истинная цель государства – благо людей, его создавших. Форма государства зависит

от того, кому принадлежит верховная власть, такой властью является законодательная. Законодательная власть ограничена общественным благом, законом природы, ей не свойственен деспотизм. Власть «должна осуществляться при помощи установленных и опубликованных законов, так чтобы и народ знал свои обязанности и находился в безопасности в пределах закона, и правители не испытывали бы искушения властью. Законодательный орган предписывает нормы и не может передавать право издавать законы кому бы то ни было.

Слайд 76
Предлагая концепцию разделения властей, Локк выделяет законодательную, исполнительную и федеративною (союзную)

власти, указывает на необходимость отделения церкви от государства, политики от религии, полагал, что свобода совести должна быть гарантирована законодательно. «Законодательная власть – это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов»

Слайд 77
Взаимодействие общества и государства осуществляется во имя общего блага. Общее благо

возможно лишь в случае, когда от власти законодательной, «которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов», выделяется власть исполнительная. Исполнительная власть контролирует исполнение законов. Исполнительная и федеративная власти находятся в одних руках, но первая реализуется внутри страны, вторая – в международных делах. Власть законодательная, верховная, по природе своей – власть доверительная, покоится на согласии. Не указывая в системе разделения властей судебной власти, Локк в то же время рассматривал «судебную инстанцию».

Слайд 78
Срок деятельности законодательной власти, в отличие от исполнительной, может быть установлен

конституцией, т.е. соглашением народа. Право созыва, роспуска и назначения выборов законодательной власти вручается исполнительной власти. Но это не дает исполнительной власти преимущества над законодательной, а является доверенным полномочием, данным ей в интересах безопасности народа. Исполнительная власть обладает полномочием действовать по своему усмотрению ради общественного блага.
Это право Локк называет прерогативой как правом творить общественное благо без закона, т.к. закон не может предусмотреть всех частностей. Нередки случаи, когда, нарушая букву закона, исполнительная власть сохраняла его дух.

Слайд 79
завоевание может быть результатом несправедливой и справедливой войны. Власть «законного завоевателя»

является ограниченной: она распространяется только на жизнь, а не на имущество тех, кто участвовал в войне на стороне агрессора. С учетом возможных конфликтов между законными интересами двух сторон (например, имущественными), более сильный, как полагал Локк, должен проявить благородство и отказаться от своего права на получение полного удовлетворения. В государстве возможны попытки нелегитимных подходов к использованию власти. Во-первых, Локк указывает на возможность узурпации власти и называет это «домашним завоеванием». Во-вторых, когда власть захватывает тот, кто не имеет на это права, в частности на то, чтобы ему повиновались, это агрессор. Вместе с тем и агрессор, и узурпатор могут стать легитимными правителями. Первый – в том случае, если создаст систему правления, которая получит одобрение народа; второй – если народ даст согласие на его власть. Проявления тирании могут встречаться в деятельности любого государства или должностного лица. Подданный в данном случае имеет право на сопротивление, возмещение ущерба.

Слайд 80
«Та власть, которую каждый отдельный человек передал обществу, когда он вступал

в него, никогда не может снова вернуться к отдельным людям… народ, дав законодательному органу право существовать непрерывно, тем самым передал свою политичекую власть этому органу и не может вернуть её себе. Но если народ ограничил деятельность своего законодательного органа… вследствие злоупотреблений лиц, находящихся у власти, они её утрачивают, то в результате такой утраты или окончания установленного срока эта власть возвращается к обществу, и народ имеет право действовать в качестве верховной власти…, передать эту власть в новые руки, как сочтёт лучшим»

Слайд 81
Революция как массовое сопротивление оправдана, если распадается система правления, а государство

перестает служить целям, ради которых оно создавалось. Суверенная власть возвращается к народу, который получает право действовать в качестве верховной власти или власть передаётся другому субъекту. Локк настаивает на режиме законности. Он полагал: кто бы ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется управлять согласно установленным законам, провозглашённым народом и известным ему. Законы способствуют достижению целей государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве никто не может быть изъят из подчинения его законам. Закон – условие сохранения и расширения свободы личности, закон гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. Индивидуальная свобода, по Локку – неотъемлемая часть общего блага.

Слайд 82Филмер, Роберт (1588–1653)
теорию патриархального происхождения государства («Патриархия, или Естественная власть

королей»). Он показал, что власть королей ведет свое начало непосредственно от прародителя рода человеческого – Адама. Филмер не признавал идей о государстве, которое не есть договорное состояние. Он полагал, что государство возникло не в результате общественного договора, заключаемого свободными и равными людьми, который ими же при определенных условиях может быть расторгнут. Государь не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они – его дети (патернализм).

Слайд 83
«В монархическом государстве властитель по необходимости должен быть выше законов. Совершенное

королевство то, в котором король правит всем в соответствии со своей волей. Ни обычные, ни писаные законы не служат и не могут служить каким-либо уменьшением той общей власти, которой обладают короли над своим народом по праву отцовства»

Слайд 84
В период английской буржуазной революции в стране в состоянии борьбы находились

группировки и направления политической мысли. Различными идеями представлена политико-юридическая мысль данной эпохи. Идеи Филмера о патерналистской власти монархии согласовывались в контексте политико-правовой (монархической) традиции Англии, несмотря на преодоление в общественном сознании теологического мировоззрения и догм средневековой схоластики.

Слайд 85Мильтон Джон (1608–1674)
В своих трудах Мильтон обосновал положения о людях

как свободных от природы, которые должны оставаться такими при всех без исключения условиях общественной жизни. Народ – единственный источник и носитель власти, суверенитета государства.
Народ вручает бразды правления королю, магистратам не для того, чтобы поставить над собой господ, а чтобы иметь уполномоченных, которые бы четко выполняли его поручения. Правители обязаны действовать в интересах и на благо народа, подчиняясь гражданским законам.
Если они от этого уклоняются, народ вправе (в том числе через собрание своих представителей – палаты общин парламента) призвать их к ответу и подвергнуть наказаниям, вплоть до самых суровых.
республика предпочтительнее прочих других политических форм.

Слайд 86
В республике более всего обеспечиваются права индивида: его свобода совести, мысли,

слова. Мильтон полагал, что демократию может возглавлять король (но лишь как на время избранный представитель нации, свободно выбираемый и сменяемый народом). По его мнению, избирательное право, вводимое в государстве, следует предоставлять, главным образом, средним классам, поскольку именно там имеются «умные и дельные люди», которые заслуживают быть у кормила государственного правления.

Слайд 87Гаррингтон Джеймс (1611–1677)
обосновал необходимость перестройки английской государственности и придания ей

облика буржуазно-дворянской республики, т.к. «без примеси аристократии невозможно никакое народное государство» («Республика Океания», (1656).
обосновал зависимость государственных форм от характера распределения собственности в обществе.

Слайд 88
Гаррингтон доказывает: собственность не порождается властью (вопреки утверждениям Гоббса), а напротив,

собственность создает власть. «Каков баланс собственности в стране, такова и власть в ней».
Индепенденты ставили цели после изменения формы правления, завоевать для буржуазии и нового дворянства доступ к власти, освободить эти общественные группы от феодальных пут и завершить революцию.

Слайд 89
В намерения левеллеров входило повести революцию дальше. Индепенденты не оставили пространных

сочинений о государстве и праве. Однако выдвинутые ими идеи сыграли позитивную роль в социально-политической жизни Западной Европы и Северной Америки XVII–XVIII вв., в развитии политико-юридической мысли.

Слайд 90Лилберн Джон (1614–1657) –
идеолог партии левеллеров[1]. С участием Лилберна составлены

многочисленные памфлеты и документы, в которых излагалась политическая программа демократически настроенных кругов английского общества – участников революции Английской революции XVII в. [1] Левеллеры (букв. «уравнители» дано их противниками) – радикально-демократическая мелко-буржуазная организация в период Английской буржуазной революции 17 в.; добивались установления республики, всеобщего избирательного права, выступали в защиту частной собственности.

Слайд 91
Вся власть, по Лилберну, изначально исходит от народа, и его согласие,

выраженное через его представителей, – единственное основание всякого справедливого управления. Левеллеры провозгласили источником власти народ. Обосновали неотчуждаемость народного суверенитета. Основные положения доктрины следующие: свобода личности, право собственности, свобода совести и печати, промышленной и торговой деятельности, равенство всех перед законом и судом. Естественные права и постулаты объявлялись прирожденными и неотъемлемыми. Никто не полномочен отменять либо изымать естественные права и свободы человека. Презумпция такова: естественные права и свободы людей существуют раньше и стоят выше всякого гражданского позитивного закона.

Слайд 92
Политический идеал левеллеров – республика. Согласно естественному праву в демократических выборах

в однопалатный парламент должны иметь голос люди в возрасте от 21 года (за исключением слуг, лиц, живущих милостыней, и тех, кто служил бывшему королю оружием и добровольными пособиями). Деятельность парламента контролируется народом.

Слайд 93
Одними из первых, левеллеры выступили за отделение религии и церкви от

государства. Заслуга левеллеров – в обосновании политико-организационных и правовых условий, при которых государство, законодательство способны служить интересам общества, гарантировать права и свободы личности, обеспечивать социальный прогресс.

Слайд 94Уинстэнли Джерард (1609–1652)
в 1648 г. в Англии возглавил движение диггеров

после раскола партии левеллеров на диггеров и «истинных левеллеров». Уинстэнли существенно обновил традицию обоснования справедливого общества, идущую от Томаса Мора («Закон свободы» (1652). На базе анализа современного ему социально-экономического положения общества, с учетом политических событий, разработал проект конституции республики, которая должна была основываться на отношениях общей, коллективной собственности. Его трактовка естественного права отразила помыслы пролетаризирующихся масс трудящихся. Уинстэнли считал, что люди по природе равны, имеют естественное право на землю. А труд людей – единственный источник всех богатств. Частная собственность на землю, получение нетрудового дохода есть нарушение естественного права, что является причиной общественных бедствий. Чтобы избавиться от них, необходимо воздвигнуть государство на новом фундаменте – на «законах общей свободы». Диггеры (англ. букв. копатель) – «истинные левеллеры», представители крайне левого крыла революционного крыла в период Английской буржуазной революции 17 в., участники аграрного движения среди сельской и городской бедноты, требовали уничтожения частной собственности и переустройства быта на уравнительных началах.

Слайд 95
. Истинная свобода, полагал Уинстэнли, может быть там, где земля –

общее достояние народа. Идеал государства Уинстэнли напоминал республиканскую форму правления с элементами патернализма, а также института рабства. В «идеальном» государстве предусматривалась смертная казнь за куплю-продажу земли и её плодов, за попытку превратить богослужение в профессию. Уинстэнли надеялся на мирное движение бедноты, инициативу и благоразумие магистратов в деле устранения социальных несправедливостей.

Слайд 96Сидней Олджернон (1622–1683)
Преимущественно в политическом смысле Сидней понимает свободу индивидов,

народа-суверена. В свободе он видит, прежде всего, фактическое участие людей в установлении верховной власти, гражданских законов. Демократические предпочтения Сиднея, однако, реализованы в положениях политико-правовой доктрины в обоснование республиканизма. В конечном итоге, доктрина Сиднея ориентирует на защиту «смешанного правления».

Слайд 97
Сидней отстаивал ограниченную монархию – власть короля, ограниченную парламентом. Вклад Сиднея

в правовую науку связан с обоснованием наилучшей формы правления, в частности конституционной монархии.

Слайд 98Выводы
Политико-правовые доктрины по своему уровню и характеру отличаются от разного рода

представлений, чувств, мифов, верований

Слайд 99Конец лекции


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика