Правовые механизмы обеспечения единства системы государственной власти Российской Федерации презентация

Содержание

Проявления принципа единства системы государственной власти 1. Единство сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, «государственную власть в субъектах Российской

Слайд 1Тема 7 Правовые механизмы обеспечения единства системы государственной власти Российской Федерации»


Слайд 2


Слайд 3Проявления принципа единства системы государственной власти
1. Единство сути органов государственной власти

на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». Вместе с тем эти органы должны учитывать и положение ст. 10 Конституции: «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Следовательно, не только федеральные, но и образуемые в субъектах органы государственной власти должны по своей природе и функциям соответствовать одной из групп этих органов.
2. Соответствие видов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, обозначенным в Конституции Российской Федерации. То есть, для осуществления законодательной деятельности создается представительный орган государственной власти; исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти. Что касается судебной власти, она в целом устанавливается федеральным конституционным законом. Не должны создаваться органы, в которых соединялись бы законодательные и исполнительные, тем более – судебные функции, поскольку это противоречило бы Конституции РФ.
3. Единообразный порядок образования органов, устанавливаемый федеральным законом (например, выборы населением депутатов законо­дательного собрания).
4. Наделение органов государственной власти едиными основными полномочиями. Представительный орган принимает законы, исполнительная власть осуществляет задачи оперативного управления хозяйственным и социально-культурным строительством на данной территории и т.д.
5. Формирование эффективных взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Они не подменяют друг друга, реализуя свои полномочия в соответствии с принципом разделения властей. Органы законодательной и исполнительной власти используют систему сдержек и противовесов во взаимоотношениях друг с другом. Право взаимной отмены актов отсутствует, все спорные вопросы решаются согласительными процедурами, либо в судебном порядке.


Слайд 4Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена:
во-первых,

тем, что осуществляющий ее орган – парламент – получает легитимацию путем прямого волеизъявления населения страны (всеобщие выборы) и выступает, таким образом, как орган народного представительства;
во-вторых, тем, что эта ветвь власти наделена исключительным правом законодательствовать, и именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти.
в-третьих, функцией Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов федерации созидателя единого правового пространства.


Слайд 5Достижение единства законодательной власти предполагает
1. Снятие всех противоречий между Конституцией Российской

Федерации и федеральными законами, принятыми по предметам ведения Федерации, и конституциями и законами субъектов Федерации по предметам ведения субъектов Федерации.
2. Приведение в соответствие с Конституцией РФ федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
3. Повышение компетентности работников законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, работающих на профессиональной или полупрофессиональной основе:
а) изменение (уточнение) избирательного законодательства;
б) формирование высокой политической и правовой культуры у работников, занятых реализацией избирательных технологий, чтобы в законодательные (представительные) органы государственной власти избирались не те, кто «жаждет» быть депутатом, а те, кто хочет и может квалифицированно участвовать в законотворческом процессе;
в) организация профессиональной учебы депутатов;
г) учет при оценке деятельности депутата эффективности его участия в законотворческом процессе.


Слайд 6Продолжение схемы
4. Повышение уровня работы аппарата законодательных органов:
а) структура аппарата, нацеленная

на обеспечение эффективного право­творчества, и не на подготовку своими силами проектов законов;
б) укомплектование аппарата профессионалами высокого класса, для чего хорошо иметь политологические факультеты в крупных вузах, а на юриди­ческих факультетах (на конкурсной основе) готовить юристов, хорошо владеющих техникой законотворческого процесса;
в) шире практиковать стажировку региональных специалистов в Госу­дарственной Думе, в законодательных собраниях субъектов РФ, у которых накоплен положительный опыт, и в парламентах зарубежных стран;
г) рассматривать работников аппарата как реальный резерв законода­тельных органов субъектов РФ и парламента России.
5. Внедрение в каждом субъекте Российской Федерации эффективной системы сбора, анализа и использования информации, содержащейся в СМИ и научных трудах, для законодательной деятельности субъектов РФ.
6. Информирование населения о вновь принятых законах через систему информирования предприятий, учреждений, организаций о вновь принятых законах.

Слайд 7Основные способы выстраивания и укрепления вертикали исполнительной власти:
1. Координация в системе

управления методами административно-правового регулирования: нормативные акты, издаваемые федеральным правительством или разработанные в аппарате правительства, внесенные затем в парламент и принятые в качестве закона, обязательны к исполнению на всей территории страны.
2. Использование принципа верховенства федерального законодательства, принятие постановлений и распоряжений, обязательных для всех органов исполнительной власти в качестве основного или одного из основных инструментов реализации федеральным центром своих целей.
3. Деятельность другой несущей конструкции единой вертикали исполнительной власти, в качестве которой выступают такие структуры, как министерства, службы, агентства, их региональные отделения, компетенция которых охватывает предметы исключительного ведения фед­ерации, (например, сферы обороны, безопасности, внешнеэкономических связей). Организационно они строятся практически на тех же принципах центра­лизации, что и выполняющие аналогичные функции министерства и ведомства унитарного государства.
4. Создание федеральными органами исполнительной власти своих территориальных подразделений (в соответствии со ст. 78 ч. 1 Конституции РФ). Особенно широкую сеть территориальных органов обычно имеют министерства, ведаю­щие вопросами промышленной политики, сельского хозяйства, природоохран­ной деятельности.

Слайд 8Продолжение схемы
5. Формирование функциональной вертикали, связывающей в пределах единой отрасли управления

сотрудников федеральных органов исполнительной власти с их коллегами в правительствах регионов, муници­пальных службах. Конституция РФ (ч. 2 ст. 77) прямо устанавливает: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации».
6. Развитие множественных форм сотрудничества, облекающих в реальность конституционное положение о единой системе исполнительной власти. Они включают разработку федеральными министерствами программ, методических рекомендаций, инфор­мационно-аналитических материалов, поступающих в региональные управле­ния той же компетенции, проведение совещаний, встреч, семинаров координа­ционного характера, экспертизу нормативных актов, принимаемых в регионах.


Слайд 9Проблемы формирования единой исполнительной вертикали
1. Незавершенность и противоречивость процесса:
а) разграничения

предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправ­лением;
б) распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Это приводит, с одной стороны, к взаимному вмешательству органов исполнительной власти различных уровней в сферы компетенции друг друга; с другой – к переброске вышестоящими органами территориального управления на плечи нижестоящих органов проблем, для решения которых на местах нет достаточных ресурсов.
2. Категоричность конституционной нормы: «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правитель­ство Российской Федерации» (часть 1 статьи 110 Конституции России), не позволяющей никакому другому государственному органу «приобщиться» к федеральной исполнительной власти.
3. Возможность взаимного делегирования полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 78, п.п. 1, 2 Конституции РФ) должна подкрепляться обоюдным согласием и соответствующим финансовым, кадровым и прочим обеспечением. А здесь потребности и возможности разных уровней власти не всегда совпадают.
4. Субъекты Российской Федерации по Российской Конституции имеют высшие органы власти. А если это так, то они должны иметь и местные государственные органы, в том числе исполнительные. То есть, в субъектах Российской Федерации должна существовать система исполнительной власти, включающая в себя два уровня – уровень субъектов Федерации и местный уровень. Однако конституционное положение об отделении органов местного самоуправления от системы органов государственной власти создало своеобразную юриди­ческую основу для исключения местного самоуправления из поля действия государственной исполнительной дисциплины, что подготовило почву для двоякого рода последствий.

В пункте «в» части 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, например, отмечается, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции «между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации».

Слайд 10Последствия отделения органов местного самоуправления от системы органов государственной власти
Во-первых, вывод

органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (а значит и из единой исполнительной вертикали страны) создает правовую основу для того, чтобы их место в этой вертикали заняли иные государственные или общественные институты. А это практически автоматически (строго в рамках Конституции Российской Федерации) ведет к восстановлению государственных (Федерации в целом или субъекта Феде­рации) опеки или контроля над местным самоуправлением. И ссылки на его самостоятельность (как это диктует Конституция Российской Федерации) ничего принципиально не меняют.
Во-вторых, местное самоуправление все больше приравнивают к разновидности общественного самоуправления. А это не так. При всей их внешней схожести (оба призваны удовлетворять в рамках существующего законодательства повседневные потребности и интересы граждан), они имеют принципиально различную сущность.
а) Обязательность местного самоуправления, органов местного самоуправления устанавливается Конституцией РФ; общественные объединения создаются на основе волеизъявления граждан.
б) С местным самоуправлением граждане связаны фактом проживания на определенной территории; принадлежность к общественному объединению определяется общностью интересов независимо от места проживания, не ограниченных территорией муниципального образования (исключение составляет ТОС).
в) Местное самоуправление выполняет задачи, определенные государством (связанные с жизнеобеспечением населения), обеспечивая тем самым четкое функционирование единой исполнительной вертикали страны; общественные объединения свободны в выборе направлений своей деятельности.
В-третьих, назрела настоятельная необходимость не отделения органов местного самоуправления от системы органов государственной власти, а обеспечения их полной и реальной самостоятельностью в реализации конституционно (законодательно) закрепленных за ними предметов ведения.

Слайд 11Пути совершенствования системы органов исполнительной власти субъектов федерации
После исследования исполнительной власти

в Российской Федерации коллектив научных работников Института государства и права РАН пришел к выводам, что:
1. «Система исполнительной власти в Российской Федерации существует и имеет наиболее общие конституционные основы ее формирования. Эти конституционные положения являются явно недостаточными для организации обеспечения функционирования системы в адекватном режиме тем процессам, которые свойственны российскому обществу в последнее десятилетие. Органическое законодательство РФ в части обеспечения нормативной основой потребностей системы исполнительной власти не получило необходимого и предусмотренного Конституцией РФ наполнения. В связи с этим можно фиксировать крайнюю неустойчивость системы, ее периодические, в весьма коротких временных рамках, изменения (структурные, целевые, кадровые), что не соответствует парадигме «развитие». Состояние системы, результаты ее функционирования и качество нормативной основы ее организации и деятельности продолжают оставаться одной из острейших проблем современной России. Пути продвижения к решению этой проблемы включают и факторный анализ».


Слайд 12Продолжение схемы
2. Одна из групп факторов, которые следует учи­тывать при обосновании

направлений преобразования системы исполнительной власти, связана:
а) с самой системой государственной власти в целом;
б) с причинами конфликтов и противоречий в устройстве и функционировании органов испол­нительной власти;
в) с порядком отношений органов исполнительной власти с другими ветвями государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Устранение источника остроты этой группы обстоятельств, которым является неустойчивость, отсутствие методологии организации государственной власти, эклектизм в формировании ее систем. Это не позволяет обеспечить необходимые условия управления развитием данной ветви власти. Происходит неизбежное нару­шение логической и операциональной связи между такими элементами основ организации, как обеспечение структурной и функциональной определенности субъектов в системе исполнительной власти в целом и в ее отдельных подсистемах.
Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. /Отв. ред. И.Л. Бачило. -М., 1998. С. 420.


Слайд 13Предложения по формированию системы органов государственной власти субъектов РФ:
1. Внести в

Конституцию РФ полноценную главу о системе исполнительной власти в Российской Федерации, где была бы отражена структурная и функциональная характеристика этой системы, системные взаимосвязи федеральной исполнительной власти и исполнительных ветвей власти ее субъектов.
 
2. До внесения поправок в Конституцию, связанных с легитимацией исполнительной власти в России, осуществить подлинную ревизию состава и правового положения органов, формирующих эту ветвь власти и осуществляющих функции государства по управлению делами общества в рамках предметов ведения федерального уровня и субъектов РФ.
 
3. Как и на федеральном уровне, в субъектах Федерации, более оправданно положение, когда высшее должностное лицо субъекта РФ (глава республики, губернатор области и т.п.) возглавляет непосред­ственно высший орган исполнительной власти субъекта РФ. Такой порядок уже есть в ряде субъектов РФ. Этот опыт, следует глубоко изучить, сравнить с опытом тех субъектов РФ, где наряду с главами субъектов РФ действуют и руководители правительств субъектов РФ.
4. По результатам изучения и обобщения региональной практики законодатель Российской Федерации должен сделать свой окончательный вывод, так как «двоевластие» в государственных органах исполнительной власти не оправдано ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика