Слайд 1Правовой режим земель лесного фонда
Слайд 2Понятие категории земель
Категории земель – это совокупность однородных по своему целевому
или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Слайд 4Понятие лесной участок
Лесной участок - земельный участок земель лесного фонда, границы
которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Слайд 5Понятие лес
Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функции: экологическую, экономическую,
культурно-оздоровительную. Экологи ческая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая,функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой дродукции народного хозяйства. Культурно-оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеком природы.
В понятие "лес" входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные тр.авы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.
Слайд 6Н.п.а.
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.11.2015)
Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 48 (ред. от 29.12.2008) "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий«
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2015)
Слайд 7Основные собственники
Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной
собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесфонда.
Государственная собственность на леса в данный период развития российского общества является доминирующей среди других форм собственности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации производится на основе закона « О федеральных ресурсах и договора Федерации с субъектами Федерации.»
Слайд 8Право лесопользования:
понятие и виды
Право лесопользования в объективном смысле -
совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию леса.
Право лесопользования как субъективное право - предоставленная законом лесопользователям возможность удовлетворить свои потребности в древесине и иной лесной продукции либо использовать другие полезные свойства лесов в установленном порядке.
Слайд 9В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки
из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:
- постоянного (бессрочного) пользования;
- ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);
- аренды;
- безвозмездного срочного пользования.
Слайд 10Право постоянного (бессрочного) пользования
Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются
только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ).
Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.
Слайд 11Право безвозмездного срочного пользования.
На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со
ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.
Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Слайд 12Право ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);
Право ограниченного пользования чужим лесным
участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.
Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Слайд 13право аренды лесных участков
Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является
право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.
Слайд 14Ответственность за нарушения
В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 110, 111 также закрепляет наступление административной, уголовной и имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 388 были утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этим производится расчет сумм для предъявления ущерба как имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Размеры исчисления зависят от затрат, связанных с выращиванием саженцев, площади уничтоженных или поврежденных лесных культур, размера затрат, связанных с их созданием, уходом, стоимости древесины в зависимости от диаметра ствола, породного состава, кадастровой стоимости участка и ряда других.
Слайд 15В соответствии с указанным постановлением предусмотрена имущественная ответственность за 19 видов
нарушения. Среди которых следует отметить:
уничтожение или повреждение лесных культур;
незаконная порубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан;
самовольное сенокошение и пастьба скота на участках лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд;
самовольный сбор, порча или уничтожение лесной подстилки, мха, лишайника, включая ягель;
захламление участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов бытовыми отходами и строительным мусором;
самовольное занятие участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов (включая повторное использование участков без разрешительных документов для строительства трасс, бурения скважин, расширения или углубления карьеров и т.п.) или их подтопление до степени прекращения роста деревьев, вызванное устройством гидротехнических сооружений, строительством дорог, лесомелиоративных систем и других объектов и сооружений.
Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, могут привлекать к административной ответственности виновных юридических, должностных лиц и граждан за правонарушения по ст. 7.1, ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.8-7.11, 8.5, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд.
Слайд 16Наиболее распространенными административными правонарушениями являются:
- самовольное занятие участка лесного фонда или
участка леса, не входящего в лесной фонд, - ст. 7.9 КоАП РФ;
- нарушение правил лесопользования - ст. 8.25 КоАП РФ;
- незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан - ст. 8.28 КоАП РФ;
- нарушение требований к охране лесов - ст. 8.31 КоАП РФ;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах - ст. 8.32 КоАП РФ.
Слайд 17
В соответствии с Уголовным кодексом РФ составами уголовных преступлений являются:
- незаконная
порубка деревьев и кустарников - ст. 260 УК РФ;
- уничтожение или повреждение лесов - ст. 261 УК РФ.