Слайд 1
Правовой режим информации –
это порядок регулирования информацией, выраженный в комплексе правовых
средств и основанный на взаимодействии дозволений и запретов.
Слайд 2Режим свободного доступа содержит:
1) режим исключительных прав;
2) режим информации, отнесенной
к общественному достоянию;
3) режим массовой информации.
Слайд 3Режим ограниченного доступа составляют:
1) режим конфиденциальной информации;
2) режим информации,
отнесенной к государственной тайне.
Слайд 4Режим свободного доступа к информации можно разделить на несколько режимов:
1)
режим исключительных прав;
2) режим общественного достояния;
3) режим массовой информации.
Слайд 5Принципы, на которых основывается режим общественного достояния:
а) общедоступность. Реализуется посредством
создания условий для беспрепятственного ознакомления и (или) использования соответствующих сведений;
б) равенство возможностей на доступ. Всем членам общества при наличии оправданного к тому интереса предоставляются единообразные условия для ознакомления с информацией, отнесенной к общественному достоянию, и ее получения;
в) обеспеченность информации особой охраной государства. Реализует через комплекс организационно-обеспечительных мер, направленных на сохранность наиболее ценных и необходимых обществу информационных ресурсов.
Слайд 6Виды режима ограниченного доступа:
1) режимы конфиденциальной информации:
а) коммерческая тайна;
б) банковская
тайна;
в) персональные данные;
2) режим информации, отнесенной к государственным секретам:
а)государственная тайна;
б) служебная тайна.
Слайд 7Коммерческая тайна —
это информация, которая обладает тремя следующими признаками:
. имеет
действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
. к ней нет свободного доступа;
. обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Слайд 8
Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля
2004 года
Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года
Слайд 9Банковская тайна —
это сведения о счетах и вкладах, его владельце, номере и
других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, которые не подлежат разглашению.
Слайд 10
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 13.07.2015) "О банках
и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015)
Слайд 11Персональные данные —
это сведения, позволяющие идентифицировать личность гражданина. Указанная категория является
составляющей информации о гражданах.
Слайд 12
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных
данных"
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2006 г. N 165, в "Парламентской газете" от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451
Слайд 13Государственная тайна —
государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие
последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.
Слайд 14
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной
тайне"
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Слайд 15Служебная тайна —
государственные секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный
вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан.
Слайд 16Принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:
1) законность;
2)
безопасность личности, общества и государства;
3) обоснованность;
4) соотнесенность с мерами защиты государственных секретов иностранных государств.
Слайд 17Согласно ст. 21 Закона «О государственной тайне» допуск граждан к государственной
тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
· согласия на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;
· письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
· определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных настоящим Законом;
· ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
· принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Слайд 18В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
-
первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Слайд 19
Конфиденциальный (от латинского confidentiale – доверие) документ – доверительный, секретный. В
статье 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24 – ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 20Конфиденциальная информация
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 31.12.2014)
"Об информации, информационных
технологиях и о защите информации"
Слайд 21
Содержание конфиденциальной информации документируется, зависит от компетенции и функций предприятия, учреждения
или организации, характера их деятельности, взаимосвязей с другими субъектами. В свою очередь это содержание влияет на качество соответствующей области деятельности, организацию и надежность обработки и защиты документов.
Слайд 22
Документирование конфиденциальной информации является важнейшей составной частью конфиденциальной делопроизводства, поскольку от
правильности оформления документов зависит качество и эффективность управленческой и производственной деятельности, достоверность и юридическая сила документов, трудоемкость их обработки и качество организации. Объем и характер создаваемых документов влияют и на организацию работы по их защите. Кроме того, в процессе документирования создается документальная база, раскрывающая историю предприятия.
Слайд 23Самыми распространенными носителями документированной конфиденциальной информации являются бумажные и машинные носители.
1.Бумажными носителями могут быть:
- для текстовых документов - спецблокноты, отдельные листы бумаги, типовые формы документов, стенографические и рабочие тетради;
- для чертежно-графических документов - ватман, калька, миллиметровка (координатная бумага).
2. К машинным носителям документированной информации относятся:
- жесткие (твердые) магнитные диски;
- гибкие магнитные диски (дискеты);
- магнитные ленты;
- магнитооптические диски;
- оптические диски;
- флешнакопители.
Слайд 24Защита информации -
это совокупность организационно-технических мероприятий и правовых
норм для предупреждения причинения ущерба интересам владельца информации.
Слайд 25
С целью защиты конфиденциальных данных от третьих лиц составляется соглашение, которое,
как правило, подписывается двумя сторонами. Суть договора – возможность обмена информацией и знаниями с учетом ограниченного доступа к ним посторонних лиц. Основное назначение соглашения – защита ценных данных от утечки.