Слайд 1Правоохранительные органы
Урок обществознания
в 9 классе
Слайд 2Цель урока:
Познакомить учащихся с правоохранительными
органами, их
функциями ;
учить пользоваться правовой терминологией,
а также различать, в какую структуру должен
обратиться гражданин для защиты своих прав;
способствовать правовому воспитанию
личности учащихся.
Слайд 4Правонарушение – деяние
(действие / бездействие)
Дееспособного лица
Общественно опасное
Противоправное
Виновное
Слайд 5
Правонарушение –
это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица
Слайд 6Виды
правонарушений
преступление
проступок
Слайд 7
Проступок –
это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда
Слайд 8
Преступление –
это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда
Слайд 9Определите ситуации в качестве проступка или преступления
Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь
в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход.
Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении.
Слайд 10Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления
грабеж
торговля с рук в
неустановленных местах
кража
невыполнение договора
неоплаченный проезд в транспорте
вымогательство
повреждение телефона-автомата
мошенничество
Слайд 11это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная
в форме наказания.
Юридическая ответственность –
Слайд 12 Виды юридической ответственности
Слайд 13 Виды юридической ответственности
Слайд 14Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность
1. Подростки залезли в чужой
автомобиль и катались по городу.
2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.
5. Подростки курили в школьном туалете.
6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.
7. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Ответ: 2, 3,
Слайд 15Вопрос урока:
Почему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?
Слайд 16Все государства в разные времена стремились по разному решить вопрос о
справедливой организации правосудия. Со временем были выработаны принципы правосудия. Один из них - презумпция невиновности.
Слайд 17Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями
о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации?
Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой?
Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?
Слайд 18Правоохранительные органы в Российской Федерации или кто стоит на страже закона
Обществознание
9
класс.
Слайд 19Виды правоохранительных органов:
Суд
Прокуратура
Адвокатура и адвокаты
Полиция
ФСБ – федеральная служба
безопасности
6.Нотариат и нотариусы
Слайд 20Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
2. Выявить требования, предъявляемые
к сотрудникам правоохранительных органов.
Учебные задачи
Слайд 21Функции правоохранительных органов
Слайд 22Что такое правоохранительные органы?
это специальные (государственные и негосударственные) органы, уполномоченные
осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
Слайд 23Задачи правоохранительных органов:
Защита правопорядка, прав и свобод граждан.
Борьба с преступностью, другими
правонарушениями.
Создание условий, препятствующих нарушению права.
Слайд 24В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:
органы судебной власти;
прокуратура;
органы исполнительной власти,
осуществляющие правоохранительные функции.
Слайд 25К правоохранительным органам в РФ относятся:
Министерство внутренних дел: Госавтоинспекция, Внутренние
войска, Полиция, ОМОН (Отряд мобильный особого назначения), Федеральная миграционная служба.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД).
Следственный комитет Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба.
Федеральная служба исполнения наказаний.
Суды.
Прокуратура.
Нотариат.
Адвокатура.
Слайд 26К правоохранительным органам в РФ относятся:
Совет безопасности РФ(возглавляет президент страны).
Федеральная
служба безопасности(ФСБ) (шпионаж, террор, наркобизнес, коррупция).
Органы внешней разведки.
Федеральная пограничная служба.
Органы налоговой службы и налоговой полиции.
Служба судебных приставов.
Слайд 27Министерство внутренних дел Российской Федерации
Госавтоинспекция, Внутренние войска, Полиция, ОМОН (Отряд мобильный
особого назначения), Федеральная миграционная служба.
это - федеральный орган исполнительной власти. Основными задачами МВД России являются: совершенствование нормативно-правового регулирования; защита прав и свобод граждан; предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений; государственный контроль за оборотом оружия; осуществление государственной политики в сфере миграции.
Слайд 28Функции правоохранительных органов
Слайд 29В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе
Российской Федерации» действует следующая система судов:
1. Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.
Слайд 30Система общих судов:
1)Верховный суд РФ.
2)Суды среднего звена
(суды субъекта федерации).
3)Суды
основного звена (районные, городские).
Слайд 31Суды общей юрисдикции:
городские и районные суды, мировые судьи, рассматривают административные,
уголовные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ. (Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры. Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд).
Слайд 32Категории судебных дел:
1)Уголовные дела
2)Имущественные споры
3)Семейные дела
4)Трудовые дела
5)Жилищные споры
6)Конституционные дела
7)Административные дела
8)Налоговые дела
9)Другие…
Слайд 33Арбитражные суды
рассматривают экономические споры
(о заключении и прекращении договоров, о
признании права собственности, о банкротстве и пр.)
между юридическими лицами
(и индивидуальными предпринимателями).
Слайд 34Органы
судебной власти в РФ
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии
с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Слайд 35Особенности судебной власти:
1) Судебная власть осуществляется только судом.
2) Судьи независимы и
подчиняются только закону.
3) Судьи несменяемы.
4) Судьи неприкосновенны.
5) Судебное разбирательство является открытым.
6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
7) Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Слайд 36Прокуратура Российской Федерации,
во главе с Генеральным прокурором РФ
осуществляет надзор за
соблюдением законодательства. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть». Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.
Слайд 37Адвокатура и адвокаты
Задача адвокатуры–
оказание юридической помощи гражданам и организациям.
Слайд 38
Виды юридической помощи:
Юридические консультации
Составление жалоб, заявлений и др. документов
Представительство в суде
Участие
в предварительном следствии
Слайд 39Нотариат и нотариусы
Каковы полномочия нотариуса?
В каких ситуациях люди обращаются за помощью
к нотариусу?
Слайд 40ФСБ – федеральная служба безопасности
Обеспечение безопасности страны и граждан
Разведывательная деятельность
Борьба с
терроризмом
Слайд 41
Дом права
Суд
Прокуратура
ФСБ
Таможня
Полиция
1
2
3
4
5
Слайд 43Прокуратура
надзирает за соблюдением законов и представляет интересы государства в суде
Слайд 44Федеральная служба безопасности
борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства
Слайд 45Таможня следит за законностью перемещений товаров и лиц через границу
Слайд 46Органы внутренних дел( полиция)
следят за общественным порядком, борются с правонарушениями
Слайд 47Адвокат оказывает гражданам юридическую помощь: консультирует, помогает составлять документы…
В суде является
Слайд 48Нотариус-
помогает составлять различные документы, удостоверяет верность подписей и копий документов
Слайд 49Проверь себя
Реши задания государственной итоговой аттестации ГИА -9
Слайд 50Задания типа А
№ 1. Примером норм конституционного права является следующая норма:
1)
Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков влечет наложение штрафа.
2) для лиц в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность ежедневной работы не может превышать 5 часов.
3) Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основе договора.
4) Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Слайд 51
№ 2. Совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства, называют:
1) моралью
2)
правом
3) властью
4) политикой
Слайд 52
№ 3. Право как совокупность норм, в отличие от морали:
1) носит
универсальный характер
2) регулирует общественные отношения
3) обеспечивается принудительной силой государства
4) формируется в процессе развития нравственных идеалов
Слайд 53№ 4. Кто поддерживает обвинение в суде, требует применить к подсудимому
ту или иную меру наказания?
1) прокурор
2) адвокат
3) судья
4) нотариус
Слайд 54№ 5 Вернувшись домой после летнего отдыха, семья Р. Обнаружила, что
их квартира ограблена. Куда им следует обратиться в первую очередь?
1) к частному детективу
2) в органы внутренних дел
3) в мировой суд
4) к адвокату
Слайд 55№ 6 Примеряя дома, купленные в магазине туфли, Марина поняла, что
они ей немного малы. На следующий день она пришла к продавцу и попросила обменять эти туфли на такие же, но большего размера. Но, несмотря на наличие чека и сохранность товара, продавец отказал в обмене. Куда Марине следует обратиться в первую очередь?
1) к частному детективу
2) в органы внутренних дел
3) в мировой суд
4) к нотариусу
Слайд 56Задания типа В.
№ 7. Соотнеси
правоохранительные органы и их задачи:
1)представление интересов
обвиняемого
2) осуществление надзора за исполнением законов
3) удостоверение всевозможных сделок(договоров), оформление наследственных прав
4) разрешение конкретных правовых споров на основе закона
5) охрана общественного порядка, борьба с преступностью.
А) суд
Б) полиция
В) прокуратура
Г) адвокатура
Д) нотариат
Слайд 57№ 8 Верны ли следующие суждения о судебной власти в РФ?
А.
Правосудие в РФ осуществляется только судом.
В. Судебная власть в РФ контролирует все другие ветви власти.
1) верно только А
2) верно только В
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Слайд 58№ 9 Верны ли следующие суждения о защите прав человека?
А. Человек
в случае нарушения прав и свобод какими-либо действиями государства может обратиться в суд за защитой своего права.
В. Прокуратура РФ рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения граждан о нарушении прав и свобод.
1) верно только А
2) верно только В
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Слайд 59№ 10 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
А. Надзор за
исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
В. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А
2) верно только В
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Слайд 60№ 11 Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
А.
Правоохранительные органы
действуют строго в рамках закона.
В. К задачам полиции относится выявление и раскрытие преступлений.
1) верно только А
2) верно только В
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Слайд 61Ответы
№ 1 – 4
№ 2- 2
№ 3 – 3
№ 4
– 1
№ 5 – 2
№ 6- 3
№ 7 – 1Г 2В,3Д, 4А,5Б
№ 8 - 1
№ 9 – 3
№ 10 – 2
№ 11 - 3
Слайд 62Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю оценить
собственную деятельность на уроке. Продолжите предложения:
1) Мне больше всего удалось…….
2) Своей работой на уроке я………
Материал урока заставлял
задуматься над чем……….
4) Я научился………
5) Сегодня на уроке я смог……….
6) Урок для жизни мне дал………..
Слайд 63 "Законы хороши: но их надобно ещё хорошо исполнять, чтобы люди
были счастливы"
Н.М.Карамзин
Слайд 64Домашнее задание:
Параграф 11,с. 87-96
Задания на с. 95-96 устно
Слайд 65Использованная литература
1) Учебник Боголюбов «Обществознание», 7 и 9 класс.
2) ГИА 9.
ФИПИ. Обществознание 2011. Авторы О.А.Котова, Т.Е. Лискова «Интеллект – Центр» 2011.