Слайд 1Политическое устройство Японии. Партии. Права и обязанности граждан.
Работа оформлена Кудрявцевым Г.А.
Группа Б4303
Слайд 2Флаг Японии
Герб Японии
Символ Японии (хризантема)
Слайд 4Форма государственной власти.
Парламентская представительная демократия
Премьер-министр Японии является главой правительства
Но при этом
Япония является конституционной монархией
Император является символом Японии, суверенитета и единства нации
Двухпалатный парламент (палата Представителей и палата Советников. )
Принцип разделения властей
Император Акихито
Премьер-министр Синдзо Абэ
Слайд 5Конституция(действующая) 3 мая 1947 года.
Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых
в 11 глав.
Основные положения:
Статус императора (первая глава)
Девятая статья (полностью вторая глава)
Правовой статус личности (третья глава)
Основы функционирования государственных органов власти (четвертая-шестая главы)
Основы финансовой деятельности государства (седьмая глава )
Основы местного самоуправления (восьмая глава)
Поправки к конституции (девятая глава)
Конституция как главный закон (десятая глава)
Дополнительные (переходные) положения (одиннадцатая глава)
Первая страница конституции(оригинал)
Слайд 6Права и обязанности граждан.
право на равенство
право на защиту основных прав человека
права
на участие в политической жизни через выборы
право на информацию
право на государственную помощь и возмещение ущерба
Запрещается рабство, пытки, незаконное заключение
право на свободу
Право на равенство граждан Японии перед законом
Конституция позволяет ограничивать права человека, если они нарушают общественное совместное благосостояние или права других людей (!)
право на надлежащее содержание окружающей среды
право на конфиденциальность и защиту частной жизни
право на труд, право трудящихся на создание своих организаций, на коллективные переговоры и применение коллективных действий (в частности, забастовок)
равное право на образование в соответствии со своими способностями (обязательное обучение детей бесплатно)
защита государством от религиозного обучения,
право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни, свободу научной деятельности.
обязанность японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами
обязанность населения платить налоги и трудиться.
Слайд 7Административно-территориальное деление.
Территория Я. разбита на 47 префектур, относимых к четырём типам:
то (Токио)
фу (Осака, Киото)
до (Хоккайдо)
кэн (43 остальные префектуры).
Остров Хоккайдо целиком включён в одноименную префектуру.
На острове Хонсю расположены префектуры: Айти, Акита, Аомори, Вакаяма, Гифу, Гумма, Ибараки, Иватэ, Иси-кава, Канагава, Киото, Миэ, Мияги, Нагано, Нара, Ниигата, Окаяма, Осака, Сайтама, Сига, Сидзуока, Симанэ, Тиба, Токио, Тотиги, Тоттори, Тояма, Фукуи, Фукусима, Хёго, Хиросима, Ямагата, Ямагути и Яманаси.
Префектуры острова Сикоку — Кагава, Коти, Токусима, Эхимэ;
острова Кюсю — Кагосима, Ку-мамото, Миядзаки, Нагасаки, Оита, Сага, Фукуока;
острова Окинава — Окинава.
Слайд 8Ветви власти (исполнительная).
Кабинет министров и премьер-министр
управляет страной в соответствии с законами
и бюджетом, утверждёнными парламентом
Кабинет состоит из государственных министров (14-17 человек), возглавляющих профильные министерства (назнач. премьером)
По законодательству все министры должны быть гражданскими лицами.
Премьер-министр председательствует на правительственных совещаниях, имеет единоличное право увольнять министров
подписание международных договоров;
представление на рассмотрение Парламента проекта бюджета на следующий год;
принятие правительственных постановлений и приказов для выполнения законов;
созыв временной сессии Парламента и чрезвычайного заседания Палаты советников, роспуск Палаты представителей, представление законопроектов в Парламент;
выдвижение кандидата на должность председателя Верховного суда и назначение судей низших инстанций;
предоставление советов Императору Японии в государственных церемониальных делах и утверждение протоколов церемоний с участием императора.
Слайд 9Ветви власти(законодательная).
Двухпалатный парламент(«Государственный Совет») (единственный в стране, обладает правом издавать законы)
палата Представителей (480 депутатов, избираемых на 4 года)
рассматривает и утверждает основные законопроекты
палата Советников (242 депутатов, избираемых на 6 лет)
проверяет законопроекты, принятые нижней палатой, утверждает/отсылает их на доработку
депутаты обеих палат избираются на выборах прямым голосованием. Возрастной ценз для депутатов Палаты представителей — 25 лет, для Палаты советников — 35 лет.
сессии Парламента происходят периодически (созыв Кабинетом министров с Императором.
сессии бывают пленарными, временными и чрезвычайными.
пленарная сессия начинается каждый год в середине января и длится 150 рабочих дней (принятие бюджет страны на следующий год, обсуждение и принятие законопроектов)
временная сессия после обычной сессии, парламентские каникулы, при политической проблеме (созыв Кабинетом министров четвертью депутатов одной из Палат.
чрезвычайные сессии ввиду роспуска Палаты представителей по указанию премьера после выражения вотума недоверия правительству. Они проходят по 30 дней после завершения досрочных 40-дневных выборов в Палату
Слайд 10Ветви власти (судебная)
Суды (Верховный суд и суды низшей инстанции(высшие, районные, семейные,
дисциплинарные))
Суды возглавляются независимыми судьями, при разрешении дел руководствующихся только Конституцией, законами и собственной совестью
Одной из главных прерогатив судебной власти является конституционный контроль — проверка соответствия законов, принятых Парламентом, и постановлений, изданных правительством, действующей Конституции Японии. Поэтому суды называют «конституционными часовыми»
Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он обладает правом конституционного контроля и выступает судом последней инстанции, решения которого не подлежат обжалованию
Верховный суд формируется из председателя и 14 судей, которые номинируются Кабинетом министров и назначаются Императором
Судьи судов низшей инстанции назначаются Кабинетом министров
Судопроизводство подразделяется на гражданское и уголовное. Оно проводится на основе «Шести кодексов» — сборника всех главных законов Японии
На стороне пострадавшего в роли обвинителя выступает прокурор, на стороне подозреваемого в роли защитника — адвокат. Все подозреваемые имеют презумпцию невиновности, пока их вина не будет доказана в суде.
Как правило, все судебные заседания являются открытыми для общественности. Однако по единодушному решению судей, ведущих процесс, заседание может проходить за закрытыми дверями.
Слайд 11Основные политические партии.
Либерально-демократическая партия (правящая)
Синдзо Абэ
Коммунистическая партия Японии
Кадзуо Сии
Демократическая партия Японии
(с 2016 Демократическая партия)
Рэнхо Мурата
Кацуя Окада
Слайд 12Политические партии.
Всего в Японии зарегистрировано 10 тыс. партий, но подавляющее большинство
действует только на местном уровне, в тех или иных административно-территориальных единицах. На общенациональном уровне значительным влиянием пользуются лишь несколько партий.
Комэйто (правоцентристская политическая партия)
Иссуй-Кай (ультраправая партия)
Новая социалистическая партия (бывш. левое крыло социал-демократической партии)
Общество возрождения Японии (правая политическая партия (распущена))
Патриотическая партия «Великая Япония» (национал-патриотическая антикоммунистическая партия, ультраправых (в прошлом), консервативные право-популистские(ныне)
Социал-демократическая партия (оппозиционная партия)
Слайд 13Премьер-министры Японии.
Синдзо Абэ (2006 – 2007), (2012 – 2014 – 2017) –
действующий премьер-министр (Либерально-демократическая партия)
Сигэру Ёсида (1946 - 1947) (Либеральная партия)
Итиро Хатояма (1954 – 1955 – 1956), Хитоси Асида (1948 -1948) (Демократическая партия)
Тэцу Катаяма (1947 - 1948), Томиити Мураяма (1994 – 1996) (Социалистическая партия)
Морихиро Хосокава (1993 – 1994) (Новая партия Японии)
Цутому Хата (28 апреля 1994- 30 июня 1994) (Партия обновления)
Юкио Хатояма (2009 - 2010), Наото Кан (2010 - 2011), Ёсихико Нода (2011 - 2012) (Демократическая партия)
Во все остальные периоды с принятия конституции (1947 г), и до современности правящей партией оставалась либерально-демократическая партия (!)
Слайд 14Либерально-демократическая партия
ЛДП была образована 15 ноября 1955 года в результате слияния
двух партий: Либеральной и Демократической, выступивших единым фронтом против набиравших популярность социалистов.
Первым председателем ЛДП на внеочередном съезде в апреле 1956 стал премьер-министр Итиро Хатояма. В дальнейшем эта партия стала ведущей в Японии. Все лидеры партии, за исключением Ёхэя Коно и Садакадзу Танигаки, являлись одновременно премьер-министрами.
Социальная опора:
консервативно-настроенное сельское население
признанием у бюрократии,
крупные корпорации (Кэйрэцу)
работники умственного труда.
Во внутренней политике партия придерживается консервативного курса и продолжает пользоваться поддержкой большей части населения. Но в связи со статусом правящей партии, нередки обвинения в использовании «административного ресурса». Также ЛДП беспокоят финансовые скандалы.
Слайд 15Либерально-демократическая партия
В отличие от левых партий, у ЛДП нет четкой политической
идеологии и философии. Партийные деятели придерживаются позиций, которые можно охарактеризовать так — более правые, чем оппозиционные партии и не такие радикальные, как нелегальные правые группировки.
В ней всегда существовали и существуют различные фракции. Партия выступает за либерализацию экономики, ограничение государственного вмешательства и государственных расходов на социальные нужды.
Слайд 16Коммунистическая партия Японии(КПЯ).
Идеи и программа:
отказ от Сан-Францисского мирного договора
вывод войск
США с территории Японии
сохранение конституционного запрета на ведение войны
исполнение Киотского протокола
единственная партия, из представленных в парламенте, требующая возвращения Японии не только Южных, но и северных Курильских островов
установление республиканской формы правления (однако сейчас признаёт императора в качестве главы японского государства)
против использования Японией нынешних национальных флага и гимна (пережиток милитаризма)
Слайд 17Демократическая партия Японии (с 2016 Демократическая партия)
Демократическая партия придерживается идеи социал-либерализма
Платформа
партии — защита нынешней пацифистской Конституции, в особенности 9-й статьи, и оппонирование «абэномике» премьер-министра Синдзо Абэ
Слайд 18Внутренняя и внешняя политика
Политика ЛДП традиционно ассоциируется со следующими целями: быстрый
экономический рост на основе экспорта, тесное сотрудничество с США. Реформы, проводимые партией в последние годы, направлены на упрощение бюрократической системы, приватизацию государственных предприятий, принятие мер, включая налоговую реформу, связанных со старением населения. Другими приоритетами политики 90-х являлись усиление влияния Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, повышение внутреннего спроса, развитие науки и построение информационного общества.
Накануне выборов в Палату советников 2016 года партия заявляла о необходимости изменить статью 9 Конституции Японии, в которой установлен запрет на ведение Японией войны и создание сухопутных, морских и военно-воздушных вооружённых сил. Правящая коалиция во главе с премьер-министром Синдзо Абэ считает данную статью явным анахронизмом и требует её отмены, указывая на потенциальную военную угрозу со стороны КНДР. Соответствующая поправка в конституцию может быть принята 2/3 голосов депутатов обеих палат парламента, после чего она должна быть одобрена на всенародном референдуме. Для достижения этой цели у коалиции ЛДП–Комэйто уже есть необходимое большинство голосов в нижней палате парламента.
Слайд 19Особенность политического режима
Отличительной чертой политической жизни Японии, есть и будет сочетание
института императора и представительств. С довольно-таки широкой системой парламентаризма, позволяющей установить полный вотум недоверия любому члену правительства.
Наиболее часто, смена политических сил Японии происходит по причине коррупционных скандалов, либо же отставок ввиду нахождения определенного рода компромата, противниками нынешнего руководства.
Но также, существовали примеры, когда премьер-министр и его правительство, уходили в отставку из-за «несоответствия ожиданиям или не соблюдению общенародной программы», слабой политической позиции и расколов в самих партиях, где в одной партии существуют огромное количество различных группировок и фракции, которые могут быть согласны по общим пунктам программы, но придерживаться иных взглядов на отдельный вопрос.
Слайд 20Внутренние проблемы Японии и «Абэномика».
Абэномика или Абээкономика— неологизм, использующийся для описания
экономической политики, проводимой правительством премьер-министра Японии Синдзо Абэ, начиная с 2012 года.
Абэномика призвана оживить стагнирующую экономику Японии, которая в течение 1990-х, 2000-х и 2010-х годов была подвержена дефляции
Метод решения: искусственная девальвация иены, путём удвоения денежной массы в стране
программа «Трех стрел»:
А) достижение целей по росту цен, через «накачивание» экономики дополнительной ликвидностью. Основное отличие программы — бессрочность её действия
Б) меры по стимулированию из бюджета программ, направленных на развитие инфраструктуры
оказание помощи районам, пострадавшим от природных катаклизмов
Эти меры направлены прежде всего на стимулирование экономического роста. При этом премьер-министр не забывает и о проблемах государственного долга, однако считает более приоритетным именно развитие экономики на нынешнем этапе
В) выработка мер по проведению реформ в государственном секторе, которые способствовали бы привлечению инвестиций, а также росту потребления
Слайд 21Последствия «Абэномики».
Положительные последствия:
по совокупному индикатору, учитывающему промышленный рост, объём розничных продаж
и предложение новых рабочих мест, Япония вышла на самый высокий уровень за последние пять лет
по темпам роста экономики Япония сейчас лидирует в семёрке промышленно развитых государств
японские акции в 2013 г. показали крупнейший рост более чем за 40 лет благодаря Абэномике
ВВП Японии в 2013 году рос на протяжении трех кварталов
годовой рост ВВП составил 1,9 %
Негативные последствия:
усиленное бегство капитала за рубеж вместо вложения в модернизацию производства внутри страны.
дорожающий импорт энергоносителей, сведение на нет все достижений от роста экспорта
из-за удешевления иены, экспорт Японии дешевеет(экспортирование в США вместе с товарами и дефляции)
КНР и Южная Корея, с более дорогими валютами, грозят валютной войной
увеличение госдолга Японии, который достиг 245 % ВВП
ростустоимости обслуживания госдолга Японии, что может привести к дефолту (возможность гиперинфляции)
ряд критиков полагает, что истинная причина стагнации и дефляции в Японии лежит не в экономической, а в демографической плоскости (население страны быстро стареет и постепенно сокращается).
Слайд 22Список литературы:
Конституция Японии 1947 года (текст)
Конституционное право зарубежных стран (Кормушкина Н.В.,
2011)
Политическая система современной Японии (П. А. Калмычек М., Институт востоковедения РАН)
История государства и права зарубежных стран (в различных редакциях и авторстве)