Ответственность в государственном и муниципальном управлении презентация

Содержание

Существование любого государства сегодня невозможно без развитых управленческих институтов. Системы управления существуют на всех уровнях - от муниципального до государственного.

Слайд 1ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ


Слайд 2Существование любого государства сегодня невозможно без развитых управленческих институтов.
Системы управления

существуют на всех уровнях - от муниципального до государственного.


Слайд 3

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему, вне зависимости от

ее сложности, для ее упорядочения, развития в соответствии с поставленными целями и на основе информационных связей.





При социальном управлении в роли субъектов и объектов управления выступают люди их группы и объединения.
 
В рамках социального управления действуют:
Государственное управление
Муниципальное управление
Общественное самоуправление (Общественные объединения, религиозные организации, политические партии)
Локальное управление в различных организациях, учреждениях, предприятиях, и социальных институтах.





Объект управления

Субъект управления




Слайд 4Государственное управление понимается в широком и узком смысле

Государственное управление в

широком смысле
осуществляют все ветви государственной власти:
 законодательная, исполнительная и судебная власть;
это деятельность всех государственных органов и лиц замещающих государственные должности по реализации возложенных на них полномочий. 

Государственное управление в узком смысле осуществляемая на основе законов и других  нормативных  актов организующая, исполнительная и распорядительная 
 деятельность.



Государственное управление (в узком смысле) осуществляют:
Президент РФ
Правительство РФ
Федеральные органы исполнительной власти
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Иные субъекты исполнительной власти

От имени государственных органов в реальные правоотношения вступают лица, замещающие государственные должности и государственные служащие


Слайд 5
Муниципальное управление - особый тип управленческой деятельности, осуществляемой органами и должностными лицами

местного самоуправления, направленной на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения определенной территории.

Объектом муниципального управления выступает территория муниципального образования,
целью - создание необходимых условий для удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.


Слайд 6ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, СТАБИЛЬНОСТЬ, ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:


совершенствованием правового регулирования общественных отношений,
оптимизацией деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,
соблюдением прав и свободы граждан, созданием необходимых условий их жизни и работы,
закреплением и применением в необходимых случаях мер принудительного характера, в частности различных видов ответственности к субъектам управленческих отношений.


Слайд 7Одним из существенных условий обеспечения правопорядка и законности в системе государственного

и муниципального управления является институт юридической ответственности.

Законодательство, не устанавливает систему «ответственности в государственном и муниципальном управлении»
нет четкого определения всех видов этой ответственности
нет распределения ответственности по уровням управления и субъектам ответственности.




Слайд 8
В общенаучном смысле термин "ответственность" употребляется как "ответственный":
1) лицо, ответственное

за состояние дел или наделенное соответствующими полномочиями в подведомственной сфере;
2) ответственный человек - человек с высокоразвитым чувством долга (общественного, служебного, морального). Такой человек ревностно относится к своим обязанностям.

В теории государственного управления ответственность определяется как гарантированное обществом и государством отношение, обеспечивающее свободу и интересы взаимосвязанных сторон.

Согласно  определению  А.Г. Атаманчука 
Ответственность  в  системе  государственного  управления  принято  рассматривать  во  взаимосвязи  с  подотчетностью  и  объяснять  как  ответственность  за  порученное  дело,  как  подотчетная  ответственность 


Слайд 9Конституция РФ
ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве РФ»
Кодекс

Российской Федерации об административных правонарушениях
Трудовой кодекс Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих
Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации»
Федеральный закон "О полиции»
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации
Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих»
Федеральный закон от 01.12.2006 N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 "Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации"// «
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (
Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»
Кодекс Нижегородской области об административных правонару­шениях.
Закон Нижегородской области от 10.05.2006 N 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области»
Устав Нижегородской области от 30.12.2005 N 219-З
Устав города Нижнего Новгорода

Слайд 10КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 93
Президент РФ может быть отрешен от должности Советом

Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.


Слайд 11КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 117
1. Президент РФ может принять решение об отставке

Правительства РФ.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.


Слайд 12КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 41
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу

для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.


Слайд 13ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья

3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации
Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Слайд 14ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 01.06.2004 N 260 "О РЕГЛАМЕНТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

Правительство в целях осуществления контроля за исполнением Конституции РФ, федеральных законов, международных договоров РФ, актов Президента РФ и решений Правительства заслушивает на своих заседаниях федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, а также руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, дает оценку деятельности указанных органов и соответствующих организаций, принимает решения об отмене или о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти, о внесении Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, вносит Президенту РФ предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.


Слайд 15ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.10.1999 N 184-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за нарушение Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих Законодательству и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ , национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.


Слайд 16
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации

Конституция (устав), законы

и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта РФ.


Слайд 17Статья 29.1. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации
1.

Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации ответственность, в том числе за недостижение запланированных результатов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, включая установленные государственными программами субъекта Российской Федерации показатели эффективности их реализации.

2. Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
3. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с……..



Слайд 18ЗАКОН РФ ОТ 26.06.1992 N 3132-1 (РЕД. ОТ 03.07.2016) "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов
5) …принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;


Слайд 20ЗАКОН РФ ОТ 26.06.1992 N 3132-1 "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья

12.1. Дисциплинарная ответственность судей
1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:
1) замечания;
2) предупреждения;
3) досрочного прекращения полномочий судьи.

В случае непредставления сведений, предоставление которых требует закон, в установленные сроки, а также представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.


Слайд 22ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.05.2003 N 58-ФЗ "О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ"

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.


Слайд 23ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.07.2004 N 79-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья

68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.




Слайд 24
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе

Российской Федерации» приводится перечень видов ответственности, наступающих в случае исполнения служащим неправомерного поручения руководителя:
дисциплинарная,
гражданско-правовая,
административная
уголовная.

Слайд 25Ответственность за несоблюдение ограничений (Статья 16) и запретов (Статья 17), устанавливается

настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих обработку персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.






Слайд 26
В служебном контракте государственного гражданского служащего предусматривается ответственность сторон за неисполнение

или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством РФ.
Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.


Слайд 27
В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или

отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.


Слайд 28ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 28.03.1998 N 53-ФЗ "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»
В

случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Врачи-специалисты, участвующие в медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными НПА РФ, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.



Слайд 30ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.03.2007 N 25-ФЗ "О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ст.

4. Основные принципы муниципальной службы
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Статья 27. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего





Слайд 32ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.10.2003 N 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами
перед населением муниципального образования,
государством,
физическими и юридическими лицами.

Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
Статья 74. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку
Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами


Слайд 33
Ответственность в государственном и муниципальном управлении имеет особый характер.
многие

управленческие решения и действия порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы людей, иногда миллионов людей.
Где есть власть, предполагающая свободу долженствования - (действовать «по усмотрению»), там должна быть и большая ответственность!



Слайд 347 ИЮЛЯ 2016 ЧИНОВНИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАРЕЛИИ ПРИВЛЕЧЕНЫ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА

ТРАГЕДИЮ НА СЯМОЗЕРЕ

Глава Карелии Александр Худилайнен привлек к дисциплинарной ответственности «За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в недостаточном контроле за подведомственными объектами»
вице-премьера правительства республики
министров образования, здравоохранения и соцзащиты.
Решение принято по итогам проверки, которую провел государственный контрольный комитет республики.

Александр Худилайнен также попросил прощения у родных и близких погибших детей.

Трагедия с детьми, отдыхавшими в лагере «Парк-отель «Сямозеро» в Карелии, произошла 18 июня. Группа из 51 человека, состоявшая в основном из детей в возрасте 12 и 13 лет, попала в шторм. В результате произошедшего погибли 14 детей.


Слайд 35
Руководитель, должностное лицо, государственный служащий отвечает как за свои собственные решения,

так и за действия подчиненных ему сотрудников
(согласно древнеримской юридической формуле «Кто сделал посредством другого, тот сделал как бы сам»).


Слайд 36
К.С. Вельский: «Персональная ответственность за порученное дело реализуется посредством процессуальных правил,

побуждающих субъекта ответственности пройти ряд стадий:
1) дать отчет о проделанной работе;
2) выслушать (принять) оценку компетентного органа;
3) понести в случае отрицательной оценки какие-либо неблагоприятные последствия своей деятельности.»

Слайд 37ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ИСТОРИЧЕСКИ КОНКРЕТНА:
В государственном управлении содержание ответственности изменялось на разных

этапах жизни общества:
До революции говорилось о приоритетной ответственности государственного служащего перед императором, начальством (верноподданичестве);
В советское время ответственность перед вождем, партией;
Сегодня в демократическом государстве говорят об ответственности перед обществом, государством, гражданами.

Слайд 38

Ретроспективная (Негативная) юридическая ответственность – это возлагаемая в установленных законом процессуальных

формах обязанность лица, органа или организации претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение или преступление.

Позитивная юридическая ответственность - это нравственно-правовая категория. Обязанность субъекта выполнять соответствующие юридические требования, предъявляемые ему обществом, государством, должностным положением.

выделяют два аспекта ответственности


Слайд 39«ПОЗИТИВНАЯ» (АКТИВНАЯ, ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
связана с оценкой поведения личности с точки

зрения ее общественно-значимого поведения.

состоит в обязанности выполнять определенную деятельность, очерченную правом.

позитивная ответственность органа, должностного лица находит выражение в его задачах и компетенционных обязанностях.

путем четкого выполнения возложенных на субъект правоотношений задач, функций и обязанностей выполняется позитивная ответственность.



Слайд 40ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НЕГАТИВНОЙ) В СИСТЕМЕ ГОС И МУНИЦИП. УПРАВЛЕНИЯ:
является мерой

государственного принуждения;
с теоретической и нормативной точек зрения наиболее проработана, практически действует;
распространяется на субъект управления и на объект управления;
наступает в случае, если субъект допустил правонарушение, т.е. отклонение от нормы (правила), установленной в законе (другом нормативно-правовом акте), повлекшее нарушение прав, интересов государства, населения, граждан, юридических лиц;
предполагает определение состава правонарушения, наличие вины. форму вины, помогает понять: совершен проступок или преступление, что влечет различные меры юридической ответственности;
основана на зависимости меры ответственности от причинно-следственных связей содеянного проступка или преступления.
применяется по отношению к виновному лицу;
всегда связана с неблагоприятными последствиями в виде санкций.


Слайд 41Совершение правонарушения прерывает нормальную реализацию правоотношений
включает специальную ветвь правового регулирования –

механизм обеспечения права.
Основными элементами механизма обеспечения права являются реализация юридической ответственности
Итогом действия механизма обеспечения права является восстановление нарушенного правопорядка.


Слайд 42Функции юридической ответственности
Правоохранительная
Правовосстановительная
Карательная
Воспитательная
Профилактическая

Цель юридической ответственности – возложить реальное наказание

на лицо, совершившее правонарушение, принудительно заставить его следовать предписаниям юридических норм. Возложение наказания на правонарушителя демонстрирует неотвратимость юридической ответственности и предостерегает других лиц от совершения противоправных деяний.

Юридическая ответственность как правоотношение реализуется в простых и сложных формах.
Простая форма реализации юридической ответственности имеет место тогда, когда санкции добровольно принимаются и исполняются лицом, совершившим правонарушение.

Сложная форма реализации юридической ответственности, путем применения права, имеет место тогда, когда правонарушитель отказывается от добровольного принятия на себя санкции либо такая санкция может быть реализована только путем применения права компетентными государственными органами, прежде всего судом.



Слайд 43Объекты государственного или муниципального управления

Субъекты, осуществляющие государственное или муниципальное управление



Граждане РФ

Лица, замещающие государственные должности

Государственные служащие

Лица, замещающие муниципальные должности

Президент РФ

Муниципальные предприятия, учреждения, организации,
их должностные лица

Иностранные граждане и лица без гражданства

Общественные объединения

Государственные предприятия, учреждения, организации,
их должностные лица

СУБЪЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Муниципальные служащие

Не государственные предприятия, учреждения, организации, их должностные лица

Государственные органы

Муниципальные органы


Слайд 44
государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации -

должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ;


Слайд 45НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СПИСКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ
Указ Президента

РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 31.12.2014)
"О государственных должностях Российской Федерации«

Указ Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 (ред. от 05.10.2015)
"О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 25.08.2016)
"О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»

Закон Нижегородской области от 30.12.2005 N 225-З (ред. от 06.04.2016)
«О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области»



Слайд 46Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель

Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

Государственные должности Российской Федерации


Слайд 47Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель федерального суда
Заместитель Председателя федерального суда
Судья федерального

суда
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)


Слайд 48 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел 1. ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Губернатор Нижегородской

области, Председатель Правительства (далее - Губернатор)
Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, осуществляющие свои полномочия на постоянной профессиональной основе, в том числе:
Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области
Председатель комитета (комиссии, иного постоянного органа) Законодательного Собрания Нижегородской области
Заместитель председателя комитета (комиссии) Законодательного Собрания Нижегородской области
Руководитель фракции в Законодательном Собрании Нижегородской области
Заместитель руководителя фракции в Законодательном Собрании Нижегородской области
Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства Нижегородской области (далее - Вице-губернатор)
Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области
Министр Нижегородской области (далее - министр)
Руководитель аппарата Правительства Нижегородской области - министр Правительства Нижегородской области
Министр Правительства Нижегородской области - полномочный представитель Губернатора в Законодательном Собрании Нижегородской области
Управляющий делами Правительства Нижегородской области
Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Председатель избирательной комиссии Нижегородской области
Заместитель председателя избирательной комиссии Нижегородской области
Секретарь избирательной комиссии Нижегородской области
Член избирательной комиссии (замещающий штатную должность в комиссии) Нижегородской области
Раздел 4 . ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Раздел 5. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. законов Нижегородской области от 13.03.2006 N 17-З,
от 31.01.2007 N 2-З, от 04.12.2009 N 230-З, от 08.10.2010 N 157-З,
от 05.02.2013 N 7-З, от 01.04.2013 N 33-З, от 03.03.2014 N 22-З,
от 03.03.2015 N 13-З)

Раздел 1. ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства (далее - Губернатор)

Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, осуществляющие свои полномочия на постоянной профессиональной основе, в том числе:
(в ред. Закона Нижегородской области от 01.04.2013 N 33-З)
Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области
Председатель комитета (комиссии, иного постоянного органа) Законодательного Собрания Нижегородской области
Заместитель председателя комитета (комиссии) Законодательного Собрания Нижегородской области
Руководитель фракции в Законодательном Собрании Нижегородской области
(строка введена Законом Нижегородской области от 08.10.2010 N 157-З)
Заместитель руководителя фракции в Законодательном Собрании Нижегородской области
(строка введена Законом Нижегородской области от 08.10.2010 N 157-З)

Раздел 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Закона Нижегородской области от 03.03.2015 N 13-З)

Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства Нижегородской области (далее - Вице-губернатор)
Строка исключена. - Закон Нижегородской области от 31.01.2007 N 2-З.
Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области
Министр Нижегородской области (далее - министр)
Руководитель аппарата Правительства Нижегородской области - министр Правительства Нижегородской области
(строка введена Законом Нижегородской области от 31.01.2007 N 2-З; в ред. Закона Нижегородской области от 04.12.2009 N 230-З)
Министр Правительства Нижегородской области - полномочный представитель Губернатора в Законодательном Собрании Нижегородской области
(строка введена Законом Нижегородской области от 08.10.2010 N 157-З)
Управляющий делами Правительства Нижегородской области
(строка введена Законом Нижегородской области от 03.03.2015 N 13-З)

Раздел 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Председатель избирательной комиссии Нижегородской области
Заместитель председателя избирательной комиссии Нижегородской области
Секретарь избирательной комиссии Нижегородской области
Член избирательной комиссии (замещающий штатную должность в комиссии) Нижегородской области

1
Раздел 4 . ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(введен Законом Нижегородской области
от 08.10.2010 N 157-З)

Председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области

Раздел 5. ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области
(строка введена Законом Нижегородской области от 05.02.2013 N 7-З)
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области
(строка введена законом Нижегородской области от 03.03.2014 N 22-З)


Слайд 49Система государственной службы включает в себя:
государственную гражданскую службу;
военную службу;
государственную службу иных

видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на
федеральную государственную гражданскую службу
государственную гражданскую службу субъекта РФ.
Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.


Слайд 50
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности

федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактоми получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.


Слайд 51ПРАВОНАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

действуют как представители власти, осуществляя государственное или муниципальное управление, являются субъектом управления.
действуют как частные лица, не осуществляя государственное и муниципальное управление, являются объектом управления

Ответственность будет разной: 
общеправовой, как объект управления,
 специальной правовой, как субъект государственного или муниципального управления


Слайд 52
Виды юридической ответственности – однородные группы юридической ответственности, различающиеся в зависимости

от оснований их возникновения, порядка реализации и применяемых санкций, субъектов ответственности.


Слайд 53В зависимости от уровня закрепления:
Установлена на федеральном уровне (Конституцией РФ, ФЗ,

федеральными подзаконными нормативно-правовыми актами)
Установлена на уровне субъектов РФ (Конституциями, Уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ, подзаконными нормативно-правовыми актами субъектов)
Установлена актами органов местного самоуправления



В зависимости от НПА акта, закрепляющего ответственность:
Закрепленная в специальном кодексе
Закрепленная в общем Федеральном законе
Закрепленная в подзаконном акте


Слайд 54В зависимости от субъекта, применяемого ответственность:
Лицо, замещающее гос. должность
Суд
Административный орган
Должностное лицо
Руководитель

публичного органа

В зависимости от субъекта правонарушения:
физическое лицо
юридическое лицо
гос. орган или орган местного самоуправления

В зависимости от статуса правонарушителя в системе государственного и муниципального управления:
Имеющее властные полномочия в системе ГМУ
Не имеющее властных полномочий в системе ГМУ




Слайд 55
По виду применяемых мер
личного
имущественного характера
В зависимости от вида юрисдикционного акта
Приговор
Приказ
Постановление
Указ
По формам

реализации
добровольная
принудительная

Слайд 56ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
Нравственная, моральная
Конституционно-правовая
Муниципально-правовая
Административная
Уголовная
Дисциплинарная
Гражданско-правовая
Материальная

Главным критерием классификации видов юридической ответственности

является основание их возникновения – виды правонарушений.



Слайд 57НРАВСТВЕННАЯ (МОРАЛЬНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Не зафиксирована нормативно
«пообещали одно, на деле вышло другое». «Хотели

как лучше, а вышло как всегда».
это показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали. Очень опасно, когда у власти — люди с двойной моралью, одна — для имиджа, для других, а другая — для себя. И пока это есть, проблематично ждать качественные сдвиги в государственном управлении, законность и правопорядок.


Слайд 58Моральная ответственность - это личное отношение уполномоченного лица к своему долгу

(общественному, служебному, профессиональному). Личное отношение выражается не в решениях и действиях, а в психологическом (ментальном) восприятии лицом меры своего долга (степени ответственности) за решение возложенных на него задач. Моральная ответственность есть личностная установка или ответственность перед самим собой, перед собственной совестью.

Оборотной стороной моральной ответственности является беспринципность, аморальность, цинизм или банальное нежелание выполнять возложенные обязанности. В итоге наступает "девальвация" служебного (профессионального) долга.

Слайд 59ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
1) санкции как мера ответственности предусматриваются чаще всего нормами

других отраслей права (уголовного, административного, трудового);
2) могут одновременно применяться санкции (меры ответственности), предусмотренные конституционным правом и другими отраслями права;
3) распространяется на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, на органы государственной власти и местного самоуправления;
4) применение мер ответственности другой отрасли права может исключать применение конституционно-правовой ответственности и наоборот;
5) большое разнообразие санкций, которые определяют меру конституционно-правовой ответственности. В их числе досрочное прекращение полномочий (освобождение от должности, отставка); ограничение или приостановка некоторых конституционных прав граждан; отмена конституционно-правовых актов, приостановление их действия или признание недействующими; признание правового нормативного акта неконституционным и др.


Слайд 60
конституционно-правовая ответственность устанавливается Конституцией и другими источниками конституционного права
Основанием для такого

вида ответственности является конституционный деликт, деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение установленных мер конституционно-правовой ответственности"
К санкциям конституционно-правовой ответственности относятся: признание акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход полномочий органов местного самоуправления к органам государственной власти (введение временного государственного управления), досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмена (признание недействительным) юридически значимого результата, отмена (приостановление) правовых актов, отказ.


Слайд 61
В Конституции РФ предусмотрен в общих чертах механизм ответственности высших должностных

лиц.
Ст. 93 - возможность отрешения от должности Президента РФ,
ст. 98 — лишение неприкосновенности депутатов Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора,
ст. 103 - регламентирует механизм ответственности должностных лиц государственной администрации перед Государственной Думой,
ст. 109 - предусматривает возможность роспуска Государственной Думы,
ст. 111, 117 — отставка Правительства.
ст. 121, 122 – вопросы прекращения полномочия судьи или привлечении его к ответственности


Слайд 62МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОНИМАЕТСЯ ПО-РАЗНОМУ
И.А. Алексеев: "муниципальное право является комплексной отраслью права,

муниципально-правовая ответственность является комплексным институтом юридической ответственности, состоит из норм первичных отраслей права и применяется в отношении субъектов публичной власти на муниципальном уровне. Видами ответственности в муниципальных отношениях становятся уголовная, административная, дисциплинарная, конституционная, субъектами ответственности выступают органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения, население муниципального образования.
А.А. Кондрашев: Муниципально-правовая ответственность является неотъемлемой частью) конституционно-правовой ответственности, формами ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления выступает уголовная, административная, дисциплинарная, материальная, а также специальная ответственность, выражающаяся в прекращении полномочий того или иного выборного лица. Существовует дополнительный вид ответственности в связи с появлением новых, не предусмотренных типичными видами ответственности санкций
Солдатова Муниципально-правовая ответственность является межотраслевым видом публично-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования и государством, наступает в случае возникновения оснований для снятия должностных лиц с их постов.


Слайд 63УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Устанавливается УК РФ
устанавливается за совершение преступлений - общественно

опасных деяний.
содержит наиболее суровые виды наказаний (смертная казнь, лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы и
Уголовные наказания применяются только судом, при соблюдении особого порядка расследования и рассмотрения дел о преступлениях, который определен специальной отраслью права – уголовным процессом.
В УК РФ выделяется ответственность специальных субъектов (государственного служащего или муниципального служащего, военнослужащего)
Закреплены преступления в сфере правосудия




Слайд 64ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Наиболее распространенный вид ответственности в системе публичного управления
Применяется к

лицам, замещающим гос. должности, государственным служащим, руководителям гос. организаций
Наступает за неисполнение или недолжное исполнение служебных обязанностей
Существует специальное дисциплинарное законодательство, оно конкретизировано применительно к различным категориям служащих и работников
Мерой ответственности является дисциплинарное взыскание
Дисциплинарные взыскания накладываются, как правило, вышестоящим руководителем (должностным лицом) в порядке подчиненности; имеют определенный срок действия, могут сниматься.
Дисциплинарное производство проходит ряд стадий (процедур): возбуждение производства по факту правонарушения; рассмотрение дисциплинарного дела; принятие решения о мере, санкции в виде дисциплинарного взыскания и его исполнение; обжалование (при необходимости) решения по дисциплинарному делу.


Слайд 65ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ
ответственность наступает за совершение имущественных проступков.
выражается в таких наказаниях,

как выплата неустойки, уплата процентов, возмещение причиненного вреда и др.
Общий характер взысканий установлен санкциями норм Гражданского кодекса и других нормативных актов, а конкретное содержание определяется участниками отношений при заключении договоров.
может быть реализована виновной стороной добровольно или осуществлена принудительно через суды в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.


Слайд 66Статья 1069. ГК РФ Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами

местного самоуправления, а также их должностными лицами
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Федерация, ее субъект, муниципальное образование, возместившие вред из своей казны, вправе предъявить регрессный иск к органу или должностному лицу, причинившему вред, т.е. обязать причинителя вреда выплатить казне затраченные средства.

Особо регулируется ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ).


Слайд 67АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
наступает за совершение правонарушений, посягающих на урегулированные юридическими нормами

отношения в сфере государственного управления.
Она выражена в таких наказаниях, как арест, штраф, лишение определенных прав и др.
Установлена КоАП РФ и законами субъектов
применяются в установленном в КоАП РФ порядке уполномоченными должностными лицами и административными органами, а в некоторых случаях – судом.


Слайд 68ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Президент выступает в качестве ответчика в

Конституционном Суде РФ в связи с ходатайством о признании его акта неконституционным (это имело место, например, при рассмотрении указов Президента РФ Б.Н. Ельцина о запрещении коммунистической партии).
 Президент, Правительство не позднее 2 месяцев после опубликования решения КС РФ отменяют нормативный акт, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;
ФКЗ о КС РФ
 Президент может быть ответчиком по гражданскому иску в Верховном Суде РФ или ином суде общей юрисдикции.
Так было, например, в 1996 г. в связи с иском мэра г. Владивостока В.И. Черепкова, освобожденного от должности мэра Президентом РФ Указом 1994 г. Хамовнический межмуниципальный суд признал незаконным Указ Президента РФ (Президент, исполняя решение суда, восстановил В.И. Черепкова новым указом в прежней должности).
Возможны также иски имущественного характера, если указы Президента РФ противоречат закону и нарушают законные имущественные интересы и права физических или юридических лиц. Президент выступает как представитель государства, к которому по существу обращен иск. Он не присутствует лично в суде, его представляют уполномоченные им должностные лица.
Президент, прекративший исполнение своих полномочий не в результате импичмента, не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру. ФЗ от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"
 Искл. Президент РФ , прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
 Процедура импичмента урегулирована ст. 93 Конституции РФ. Она применялась на практике в 1999 г. В процедуре отрешения Президента от должности задействованы несколько высших органов государства: обе палаты парламента, Верховный Суд и Конституционный Суд. Процесс может начаться лишь по инициативе одной трети членов Государственной Думы (150 человек), которые подписываются под обращением об импичменте. Дума создает комиссию на основе пропорционального представительства фракций, которая готовит проект обвинительного заключения. Оно принимается Думой 2/з голосов от общего числа и передается в Верховный Суд для заключения о наличии в действиях Президента признаков состава преступления. Затем Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого документы поступают в Совет Федерации, который принимает решение об отрешении Президента РФ большинством в 2/з голосов от общего числа. На любой стадии эта процедура может быть прекращена (в том числе из-за недостаточного количества голосов). Процедура импичмента в отношении Б.Н.Ельцина в 1999 г. не была завершена. Комиссия составила проект обвинительного заключения, но Дума не утвердила ни один из пяти пунктов предложенного обвинения, предъявленного по шести статьям УК (государственная измена, насильственный захват или удержание власти, ослабление обороны и безопасности РФ и др.).


Слайд 69Политическую ответственность Правительство несет перед Президентом РФ и перед Государственной Думой,  


За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, которая имеет прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку.
Президент вправе отправить Правительство в отставку в любой момент по своему усмотрению
   Президент РФ может также уволить Правительство при наличии определенных юридических фактов, предусмотренных Конституцией РФ: при отказе Правительству в доверии или при выражении ему недоверия Государственной Думой. В этих случаях Президент РФ может принять альтернативное решение: уволить Правительство в отставку или распустить Государственную Думу.
   Министры также несут ответственность перед Президентом РФ. “Силовые” министры, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены ему непосредственно и Несут ответственность только перед ним. Остальные министры также назначаются Президентом РФ и отвечают перед ним, хотя их деятельностью непосредственно руководит премьер-министр и Правительство в целом. Президент неоднократно увольнял отдельных министров из состава Правительства, объявляя выговоры заместителям министров. Председатель Правительства также объявлял публичные замечания отдельным министрам.
   Акты и действия Правительства могут быть обжалованы в суд. Так, в 1998 г. Верховный Суд РФ, который организационно обеспечивает деятельность судов РФ, обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой по поводу того, что Правительство (Министерство финансов РФ) не выделяет запланированных средств из бюджета для работы судов. Обжаловались в Конституционный Суд РФ некоторые акты Правительства, затрагивавшие конституционные права личности.
Правительство может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам.
 
Министров можно привлечь к уголовной ответственности за совершение ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за уголовные преступления министры отвечают как обычные граждане).


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика