Слайд 1
Васильев Сергей Алексеевич
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
….1968-1988-2000-2012….
02.11.2012
год
Слайд 2Демонстрационный материал. Темы
История вопроса. С чего все началось
Ожидание: достижение иного качественного
результата системы ООС
Потребность: иные и дополнительные механизмы оценки планируемой деятельности
Другие субъекты оценки: финансовые институты и общественность
Механизмы
От ООС к экологической оценке
Организационная политическая поддержка
Результат
Позитивные тенденции в качестве среды
Правовое и общественное признание
Российская практика
Национальная процедура ОВОС к маю 2000 года
Изменения в национальной процедуре ОВОС. Реформы 2000-2007 г.г.
Вопросы для обсуждения
Слайд 3История в политических и нормативных актах
Мир:
НЭПА, 1968 г.
Директива 85/337/ЕЭС. По
оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду
ВБ и МФК, ЕБРР - 1991- по н/в Стандарты + Руководства
Конвенция Эспо по трансграничному воздействию 1991
4 июня 2003 года, десять крупнейших мировых банков, договорились соблюдать «Принципы Экватора» - EIA
Развитие через использование «Зеленых стандартов» (сертификация, МОК….)
Россия:
Положение об ОВОС (1989… 1994, Приказ Минприроды от 16.05.2000, № 372)
2000 г – упразднение ГКЭ;
2004-2007 – ограничение роли ГЭЭ и ОВОС
2012 - ?
Слайд 4Отношения области природопользования и ООС
Регламентация деятельности
Законы
Природоохранные требования
Методики
Природная среда. пользование, воздействие
– Функции управления
– Функции надзора
Население
МПР, другие органы управления, надзора
Уровни:
РФ
Субъекты РФ
Местное
самоуправление
Требования охраны среды
Выделяются элементы, объекты охраны природной среды, природные ресурсы
Используются ограничения,
нормативы пользования
нормативы качества, допустимого воздействия, Разрешения, Лицензии
Хозяйствующий субъект
Слайд 5Отношения области охраны среды обитания
Среда обитания
Нормативы допустимых воздействий
Роспотребнадзор
Границы СЗЗ
Требования к продукции
Требования охраны среды обитания
Соблюдение санитарно-гигиенических правил и нормативов качества почвы, воздуха, воды
Слайд 6Отношения среды жизнедеятельности
Среда жизнедеятельности
Субъекты РФ, Местное самоуправление, Минрегионразвитие
Регламентации деятельности
Законы
Строительные нормы и
правила
Технические регламенты,
Саморегулируемые организации
Требования охраны
Планировочные
ООС
Санитарно-гигиенические
Технические регламенты
Государственная экспертиза
Слайд 7«Частные» недостатки и фундаментальные пробелы регламентации в системе ООС
«Частные» недостатки:
Сегменты экологической
сферы без явных регламентированных отношений между ними;
Остаточный принцип для ООС при монопольной системе структурированных строительного комплекса, отдельных ведомств;
Совмещение компетенций пользования, управления и надзора.
Используются преимущественно формализованные нормативные требования
Фундаментальные пробелы
Не эффективно и не результативно. Действующая система не решает нарастающих проблем
Слайд 8Отношения области природопользования и ООС
Регламентации деятельности
законы
нормы
правила
методики
Природная среда
МПР, другие органы
управления, надзора
Требования и критерии
Ограничения, Нормативы качества, пользования, допустимого воздействия
Хозяйствующий субъект
Анализ системы ООС
Критерии (нормативы) локального уровня, текущей ситуации. Нет оценки накапливаемых изменений, тенденций
Система не имеет обратных связей. Не замкнута
Кто –то выпал из поля отношений?
Что является предметом оценки, что выпало из поля внимания регламентации отношений?
Кто оценит новое видение, ситуацию в целом?
Как выйти из рамок администрирования хозяйственной деятельности?
Слайд 9
Интегрированная система. Новые элементы
Регламентации деятельности:
Экологическая экспертиза
Проекты актов – объект оценки
Процедура
ОВОС
Экологические «неправовые» нормы, требования…,
Как не погрязнуть в частностях? (скрининг и скопинг)
Заявление о приверженности «ЗС» и социальной ответственности бизнеса, добровольная сертификация
Требования и критерии общественной эффективности:
+Последствия от воздействия (краткосрочные и долгосрочные)
+Социально-экологические
+Эколого-экономические
+Социально-экономические
Информация, обсуждения. Компенсации
Специально уполномоченный орган
+Комплексность оценок
+Применение экспертных оценок
+Сравнение с НДТ, передовым опытом
+Превалирующее значение решения комиссии специалистов
в принятии решений
Исследование и оценка последствий
Слайд 10
Интегрированная система. Новые элементы
Регламентации деятельности
Информация, обсуждения. Компенсации
Специально уполномоченный орган
Исследование и
оценка последствий
Слайд 11Экологическая сфера
сегменты окружающей среды
разрыв нарастающих потребностей в пользовании окружающей средой и
скоростью воспроизводства, ассимиляционных способностей
Каждый из элементов и субъектов экологической сферы может рассматриваться в качестве центрального объекта
БИОСФЕРА
Материальные потребительские комплексы
множественность компонентов, объектов, субъектов и отношений между ними
единство и взаимосвязь компонентов окружающей среды
ограничение знаний об окружающей среде
Слайд 12Система ОВОС и экологической экспертизы
Процесс ОВОС и экологическая экспертиза - национальная
процедура ОВОС, российский аналог мировой системы экологической оценки
Цель: подготовка экологически обеспеченного, устойчивого и бесконфликтного проекта
Процесс ОВОС - непрерывный процесс исследований возможных воздействий и последствий реализации планируемой деятельности (замысел, инвестиции, проект).
Организуется заказчиком проекта (иначе – компетентных органом, финансовыми структурами)
Обязательное рассмотрение альтернатив, вариантов проектных решений
Определен порядок информирования и участия общественности
Экологическая экспертиза –комплексная оценка материалов ОВОС (вариант: подготовка материалов ОВОСпривлеченными специалистами (экспертами).
Виды экспертизы – государственная (ГЭЭ) и общественная
Правовые последствия отрицательного заключения ГЭЭ – запрет финансирования и деятельности
Слайд 13Процедура ОВОС
Принципы:
Процедурный метод. Скрининг и скопинг. Классификация. Процесс можно прекратить, ограничить
по видам оцениваемой деятельности, по масштабу исследований.,….
Исследование вариантов как можно раньше
Предмет и критерии оценки обращены к последствиям. Возможны не нормативные оценки
Информация и обсуждения перманентно, по этапам. Поиск компромисса
Оценку проводят независимые специалисты (эксперты) – не чиновники
Отделить
Элементы процесса:
Определение антропогенных факторов деятельности (активитиз) – изменение отношений, регламентации отношений, изменение сложившегося землепользования, землепользование, потребление ресурса, строительство источников воздействия,….
Определение экологических аспектов (что именно влияет) – изменение отношений, и/или регламентаций, изменение уклада жизни, выбросы, сбросы ,… Определение значимых аспектов
Исследование воздействий - изменений в среде
Исследование последствий для субъектов
Разработка мероприятий, плана действий, мониторинга соответствия
Экологическая экспертиза
Слайд 14Общие объективные предпосылки введения процедуры экологической оценки (ОВОС)
Устойчивые тенденции ухудшения состояния
ОС, условий жизнедеятельности;
Осознание недостаточности регламентаций и организации ООС. Общественное беспокойство.
Оформившееся научное представление причин экологических проблем;
Положительный опыт применения экологической оценки в преодолении кризисных экологических ситуаций в национальных масштабах;
Участие СССР в обсуждении проблем устойчивого развития на международном уровне.
Изменение общественно-политической организации общества, в том числе , исключение монополии государства на управление, приватизация и переход народно-хозяйственного управления на рыночные отношения.
Национальный опыт организации общественных экологических экспертиз творческой интеллигенцией.
Слайд 16Отличия ОВОС от иных государственных регламентаций
Область исследования – все виды
взаимодействия со средой, воздействия и последствия, значимые для всех сегментов экологической сферы;
Объект исследования – потенциально все виды намечаемых решений деятельности, включая ассоциированные проекты (принцип комплексности и потенциальной опасности всякой деятельности);
Субъекты - все заинтересованные лица, эксперты – привлекаемые независимые специалисты ;
Принципы и метод:
комплексность, использование предметных исследований, научных данных с учетом целей ОВОС;
открытость процесса, гласность результатов.
Критерии оценки – экологические требования, включая общие конституционные положения, принятые в обществе Стандарты, научные суждения, все адекватные выводы относительно прямых и косвенных последствий ;
Организация и проведение экспертизы:
- организация – уполномоченной орган, финансовый институт, общественная организация;
- экспертиза проводится привлекаемыми не штатными экспертами, специалистами, для которых экспертиза – не специальность.
Слайд 17Национальная процедура ОВОС к маю 2000 г.
Общие положения процедуры ОВОС сформированы
и близки общепризнанным международным требованиям экологической оценки,
включая, правовую, общую методическую базу и организационную структуру по всем уровням
Безусловный авторитет материалов ОВОС и авторитет заключений ГЭЭ
Вся документация, обосновывающая экологически значимую деятельность, имела материалы ОВОС и подвергалась экологической экспертизе
По многим признакам процедура ОВОС воспринимается общественностью как:
эффективный комплекс требований подготовки экологически обеспеченного решения;
реальный институт гражданского общества;
защищенный от коррупции механизм сбалансированного учета государственных, общественных и частных интересов общественного и социально-экономического развития.
Слайд 18
Значение процедуры ОВОС
С функционированием национальной процедуры ОВОС связываются:
Позитивные изменения экологической
ситуации в России в период с 1988 по 2000 годы:
Осознание в слоях населения причин экологических проблем, направлений и решений обеспечения устойчивого социально-экономического развития;
Экологизация национального законодательства, нормативной документации
Сознательное соблюдение ВСЕМИ участниками экологических норм/требований:
Исключение/отказ от заведомо недопустимых вариантов;
Развитие технологий природоохранной направленности;
Формирование механизма контроля соблюдения государственными органами норм, связанных с охраной окружающей среды;
Защищенность заказчика в части качества учета экологического фактора при принятии решений.
Слайд 19Недостатки и проблемы ОВОС и ГЭЭ:
Отсутствие классификации процедур исследований ОВОС, масштаба
исследований.
Открытый перечень объектов ГЭЭ – отсутствие экологической классификации планируемой деятельности, ее элементов.
Отсутствие взаимосвязи экспертизы с процессом ОВОС на ранних этапах разработки проекта. Риск приобретения земельных участков в собственность, инвестирования до заключения ГЭЭ.
Законодательное требование недопустимости финансирования деятельности, документация по которой не имеет положительного заключения экологической экспертизы, не применялось.
Неразвитость эколого-экономических оценок в проведении ОВОС, снижение эффективности.
Противоречия государственной принадлежности института организации ГЭЭ и общественного характера Заключения ГЭЭ.
Непринятие принципов открытости и гласности процедуры ОВОС значительной частью государственного аппарата и бизнеса.
Слайд 20Исключение экологического обременения из сферы государственных интересов;
Упразднен государственный орган общей координации
управления в области ООС, правового и инструктивно-методического обеспечения ОВОС и экологической экспертизы;
Перманентные реорганизации органов природоохраны;
Изменены базовые правовые положения процедуры ОВОС, (объект исследований экологической оценки, цель и предмет экологической экспертизы);
Исключены из перечня объектов экологической экспертизы правовые нормативные акты, документация территориального планирования, большая часть проектной документации;
Подмена особой по содержанию экологической экспертизы государственной градостроительной (проектной) экспертизой.
Содержание изменения ОВОС в реформах 2000-2007 гг.
Слайд 21Последствия реформ 2000-2007 гг. для ОВОС
Национальная процедура ОВОС лишена институциональных основ
и ряда базовых оснований применения в социально-экономическом развитии;
Сохраняющиеся возможности применения ОВОС и механизма экологической экспертизы не могут быть реализованы полноценно и эффективно;
Консервированы условия развития;
Действовавшая система превентивного экологического контроля разработки проектной документации потеряла свое значение;
Ограничены условия информирования граждан о намечаемой деятельности, процессуальные возможности их участия в обсуждении намечаемой деятельности;
Потеря кадров.
Принятые решения в отношении национальной процедуры ОВОС:
Не вписываются в тенденции формирующегося мирового правопорядка в экологической сфере;
Негативно воспринимаются подавляющей частью населения и общественности.
Слайд 23Анализ изменений в системе ОВОС и ЭЭ в реформах 2000 –
Слайд 27Значимые темы для возможного обсуждения
ОВОС – регламентация инвестиционной деятельности (?)
ОВОС и
СЭО
EISA у них и ОВОС у нас. Есть ли отличия?
Всегда ли нужно проводить экологическую оценку?
Есть ли у экологов собственные экологические требования?
Почему экологи настаивают на восстановлении Госкомэкологии?
ОВОС и ГЭЭ обременительны для бизнеса, тормоз инвестиций (?)
ОВОС и исполнительная власть
ОВОС и ведомства
ОВОС и надзорные органы
ОВОС и коррупция
ОВОС и население, граждане
Можно ли контроль исполнения процесса ОВОС передать Главгосэкспертизе?
Одно окно государственных экспертиз – оптимальное решение для бизнеса?
Нужен ли России Экологический кодекс?
Нужно ли проводить ОВОС не для объектов ГЭЭ?