Особенности формирования и развития федерализма в постсоветской России презентация

Содержание

Особенности формирования федеративных отношений в постсоветской России 1. Сплошная суверенизация российских регионов. 2. Подписание Федеративного договора (31.03.1992). 3. Принятие новой Конституции Российской Феде­рации (12.12.1993). Конституционная модель российского федерализма характеризуется крайней «размытостью»

Слайд 1Тема 4 Особенности формирования и развития федерализма в постсоветской России


Слайд 2Особенности формирования федеративных отношений в постсоветской России
1. Сплошная суверенизация российских регионов.
2.

Подписание Федеративного договора (31.03.1992).
3. Принятие новой Конституции Российской Феде­рации (12.12.1993).
Конституционная модель российского федерализма характеризуется крайней «размытостью» (состояние между четкостью и неопределенностью).
а) см. суверенитет (ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 4) и (ч. 3 ст. 5, ст. 73, ч. 2 ст. 5), ч. 2 ст. 68);
б) см. о верховенстве федерального права (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15) и ч. 4, 6 ст. 76).
в) см. о единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 77, ст 78) и ч. 1 ст. 77);
г) см. о равноправии субъектов (ч. 1, 4 ст. 5, и ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65, ст. 66, ч. 2. ст. 68).
д) см. о разграничении предметов ведения (ч. 3 ст. 11).
е) см. о единстве экономической и социальной системы федеративного государства (ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 8, ст. 74, 75, ст. 7, ст. 6, 61, ч. 1 ст. 68).
4. Заключение двусторонних договоров между федеральным центром и субъектами Федерации 

Слайд 3Конституционные нормы института федеративного устройства Российской Федерации устанавливают:


Слайд 10Соотношение Конституции РФ, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов

ведения и полномочий
До принятия новой Конституции РФ полномочия между центром и субъектами Федерации были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 года, который подписали все субъекты РФ, кроме Татарстана и Чечни, после чего он был включен в Конституцию РСФСР (РФ) 1978 г.
После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор сохранил свое действие, но перестал быть частью Конституции. В настоящее время разграничение полномочий между центром и субъектами осуществляется на основании


Как соотносятся между собой Конституция РФ и Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и СПб Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации) от 31 марта 1992 г. и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий? Ответ прост.
Федеративный договор 1992 г. Российской Федерации не был учре­дительным документом создания нового государ­ства, а был посвящен вопросам разграничения предметов ведения между федерацией и ее различными субъектами.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Вместе с тем ч. 1 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что, «…законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».


Слайд 11Почему в Основном законе было оставлено три вида документов, а не

один – Конституция?

Это объясняется, прежде всего:
- Политической ситуацией на момент принятия Конституции. Нужна была постепенность в решении этого вопроса.
- Конституция (её текст) сняла расхождения в текстах соответствующих статей трех видов ФД, выровняла их положения.
- Текст ФД был изъят из Конституции, т.к. будучи включенным в Конституцию, мог бы породить острые логико-юридические и политические противоречия.
- В соответствии с п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ в случае несоответствия положений ФД, а также других договоров Конституции, действуют положения Конституции РФ. (Т.е. нормы ФД и других договоров перекрыты нормами Конституции. По существу их действие фактически прекращено).
Разграничение полномочий между центром и субъектами на основе ФД и договоров между РФ и отдельными субъектами активно осуществлялось с 1992 г. по 1996 г. (т.н. субъектно-договорный период). Этот период регулирования федеративных отношений привел к существенному усилению асимметричности РФ, ослаблению центральной власти и создал предпосылки для относительной конфедерализации России.
К началу 1996 г. возобладало представление о верховенстве Конституции РФ и недопустимости отхода в двусторонних договорах от установленного варианта разграничения компетенции. Двусторонние договоры: 1-й – 15.02.1994 с Татарстаном, а всего их было заключено 46, утратили силу. Лишь в 2007 с Татарстаном подписан новый договор.


Слайд 12Виды субъектов Российской Федерации


Слайд 13Вопросы исключительного ведения Российской Федерации


Слайд 15Ст. 76, п. 1. «По вопросам ведения Российской Федерации принимаются ФКЗ

и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Толкование: п. 1 ст. 76 дано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2П.

Слайд 16Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ
По предметам совместного ведения Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. (ст. 76, п. 2).
Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров РФ производится в соответствии с ФЗ от 4.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

Слайд 17Вопросы ведения субъектов РФ


Слайд 18Конституционно-правовой статус Российской Федерации как суверенного государства


Слайд 19Продолжение схемы


Слайд 20Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
Республика в составе Российской Федерации

– это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом Федерации и строящее отношения с Российской Федерацией на основе Конституции России, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений
Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики

Слайд 21Республики в составе Российской Федерации возникли на базе существовавших в советскую

эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей)

Слайд 22Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа

определяется

КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и УСТАВОМ края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 66).


Слайд 23Продолжение схемы
Конституция РФ предусматривает в качестве субъектов РФ автономные округа, как

правило, являющиеся национально-территориальными образованиями народностей Крайнего Севера (ненцев, хантов и манси и др.)
Три автономных округа РФ (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий) имеют двойственный статус
- являются самостоятельными и равноправными субъектами РФ (имеют все признаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);
- одновременно входят в состав других субъектов РФ областей
Один автономный округ (Чукотский) не входит в состав других субъектов РФ.
Области составляют большинство субъектов Федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советскую эру, но наделены статусом равноправного субъекта федерации.

Слайд 24Продолжение схемы
Особым видом области является край. Отличие краев от областей в

том, что они содержали в своем составе иные образования – автономные области и автономные округа.
• Красноярский край содержал в своем составе Таймырский и Эвенкийский автономные округа и Хакасскую автономную область;
• Хабаровский край включал Еврейскую автономную область;
• Ставропольский край в прошлом имел в своем составе Карачаево-Черкесскую автономную область;
• Краснодарский край включал Адыгейскую автономную область;
• Алтайский край включал Горно-Алтайскую автономную область;
• Приморский край – единственный край, не имевший в своем составе иных образований.
Сегодня в составе Российской Федерации 9 краёв: Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край.
В связи с особым историческим, культурным, экономическим значением являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъектов РФ:
г. Москва
г. Санкт-Петербург
г. Севастополь


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика