Как соотносятся между собой Конституция РФ и Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и СПб Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации) от 31 марта 1992 г. и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий? Ответ прост.
Федеративный договор 1992 г. Российской Федерации не был учредительным документом создания нового государства, а был посвящен вопросам разграничения предметов ведения между федерацией и ее различными субъектами.
Согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Вместе с тем ч. 1 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что, «…законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».
Это объясняется, прежде всего:
- Политической ситуацией на момент принятия Конституции. Нужна была постепенность в решении этого вопроса.
- Конституция (её текст) сняла расхождения в текстах соответствующих статей трех видов ФД, выровняла их положения.
- Текст ФД был изъят из Конституции, т.к. будучи включенным в Конституцию, мог бы породить острые логико-юридические и политические противоречия.
- В соответствии с п. 1 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ в случае несоответствия положений ФД, а также других договоров Конституции, действуют положения Конституции РФ. (Т.е. нормы ФД и других договоров перекрыты нормами Конституции. По существу их действие фактически прекращено).
Разграничение полномочий между центром и субъектами на основе ФД и договоров между РФ и отдельными субъектами активно осуществлялось с 1992 г. по 1996 г. (т.н. субъектно-договорный период). Этот период регулирования федеративных отношений привел к существенному усилению асимметричности РФ, ослаблению центральной власти и создал предпосылки для относительной конфедерализации России.
К началу 1996 г. возобладало представление о верховенстве Конституции РФ и недопустимости отхода в двусторонних договорах от установленного варианта разграничения компетенции. Двусторонние договоры: 1-й – 15.02.1994 с Татарстаном, а всего их было заключено 46, утратили силу. Лишь в 2007 с Татарстаном подписан новый договор.
КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и УСТАВОМ края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 66).
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть