УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Курс лекций в структурно - логических схемах с хрестоматией
Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для преподавателей и студентов
МОСКВА - 2016
Этимологически термин "коррупция" происходит от лат. "corruptio", означающего "порча, подкуп". Эти два слова определяют понятие коррупции.
Упоминание о коррупции, её осуждение присутствует во всех ведущих религиях мира. Найти подтверждение этому можно в Библии и Коране: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19);
«Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.
Из глубины веков…
О КОРРУПЦИИ
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина - шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н.э.
Так, еще семь веков тому назад Данте поместил коррупционеров в самые темные и глубокие круги Ада.
История объясняет его неприязнь к коррупции политическими соображениями автора, ибо Данте считал мздоимство причиной падения Итальянских республик и успешности своих политических противников.
Данте
(«Ад» и
«Чистилище»).
Введение
Иван Грозный в качестве наказания «за чрезмерность во взятках» ввел смертную казнь.
Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (UNCAC)
Конвенция ООН против коррупции в качестве проявлений коррупции называет:
подкуп национальных публичных должностных лиц
подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц
публичных международных организаций
хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества
публичным должностным лицом
злоупотребление влиянием в корыстных целях
злоупотребление служебным положением
незаконное обогащение публичного должностного лица
подкуп в частном секторе
хищение имущества в частном секторе
отмывание доходов от преступлений
воспрепятствование осуществлению правосудия
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
"О противодействии коррупции"
Вопросы лекций:
Тема 1. Коррупция в современном мире:
генезис и тенденции развития.
Следственным комитетом Российской Федерации в 2014 году по фактам коррупции возбуждено свыше 25 тыс. уголовных дел. В том числе в суд переданы уголовные дела в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 12 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, 14 сотрудников СК России, 2 судей, 14 сотрудников прокуратуры, 234 депутатов органов местного самоуправления, 201 главы муниципальных образований и 52 адвокатов
В марте 2015 года ВЦИОМ был проведен опрос граждан Российской Федерации о состоянии коррупции в наиболее значимых сферах жизнедеятельности российского общества.
Россия традиционно застряла в нижней части списка, получив 28 баллов, оказавшись в компании таких стран, как Никарагуа, Мали и Пакистан.
В лидерах Дания и Новая Зеландия с 91 баллом,
в аутсайдерах — Сомали, Северная Корея и Афганистан (8).
БЫТУЕТ МНЕНИЕ: "Полностью искоренить коррупцию невозможно: и потому, что она глубоко укоренена в социальной практике, и потому что ее границы не четкие. Где кончается взятка и начинается благодарность? Для многих это неочевидный момент", - рассуждает заведующий аналитическим отделом фонда "Общественное мнение" Григорий Кертман.
Некоторые исследователи считают, что раскрываемость таких преступлений в России составляет от 1% до 5%. Если признать эти оценки адекватными, то получится, что ежегодно в стране совершаются миллионы коррупционных преступлений.
Очевидно: «…нужны не юридические методы борьбы с коррупцией и не ужесточение наказания, а исключение условий коррупции».
Качественные
признаки
Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения
должностных лиц.
ЧЕРТЫ
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ
КОРРУПЦИЮ
Коррупция, являясь препятствием для политического, экономического, социального развития страны, имеет тенденцию к расширению и дальнейшему
развитию, используя местные особенности
и традиции.
К = М + С - П
К – коррупция;
М – монополия;
С – свобода действий;
П - подотчетность
Из этой формулы ясно видно: когда кто-то обладает монополией на тот или иной товар или услугу, волен самостоятельно решать, кто именно получит «его» товар или услугу, и не обязан ни перед кем отчитываться в своем решении, то такое положение дел благоприятствует коррупции.
Роберт Клитгард, президент и профессор Клермонтского университета (США).
Проанализируем формулу:
1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.
2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.
3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.
4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.
5) В-пятых, хотя до недавнего времени исследователи пренебрегали историческими факторами, необходимо рассматривать и эту группу причин. Например, в «старых» государствах коррупционные механизмы отлажены многолетней практикой и являются в большей степени социокультурным феноменом – как, например, в Российской империи. С другой стороны, в «молодых государствах» широкомасштабная приватизация и неразвитость государственных механизмов предоставляют почти безграничные возможности для коррупции – и лучшей иллюстрацией тому будет не только Российская Федерация, но и практически все страны бывшего социалистического лагеря.
6) Роль географических факторов (в сочетании с фактором централизации власти) может наглядно проиллюстрировать та же Римская империя.
Огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле над деятельностью чиновников на местах (вспомним комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя). Кроме того, государственный контроль над природными ресурсами (которые тоже причисляются к географическим факторам) открывает для чиновников одно из наиболее прибыльных направлений коррупционной деятельности, причем как в форме вымогательства, так и в форме взятки.
Первая - изъяны Конституции России, которые практически выводят исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти.
Вопросы лекций:
Тема 2.
Юридическая ответственность за коррупционные преступления и правонарушения.
Основная черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение.
При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя
1. Прежде всего, первым основанием юридической ответственности является наличие нормы права, запрещающей деяние и предусматривающей ответственность за него – формальное, нормативное основание.
2. Следующим основанием юридической ответственности является фактическое действие субъекта, нарушающего норму права – правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт
3. Юридическим основанием юридической ответственности является правоприменительный акт – правовой акт, определяющий вид и конкретную меру государственного принуждения (приговор суда, приказ работодателя об увольнении с работы за нарушение трудовой дисциплины, постановление административных органов о наложении административного взыскания и т. д.)
Правовая основа противодействия коррупции
Статья 2.
Активный подкуп национальных публичных должностных лиц (ст.2)
Пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц (ст.3)
Пассивный подкуп в частном секторе (ст. 8)
Общие принципы и меры в области международного сотрудничества
Меры по содействию сбору доказательств и конфискации доходов (ст. 23)
Отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией (ст. 13)
Злоупотребление влиянием в корыстных целях (ст. 12)
Глава II
Меры, которые должны быть
приняты на национальном уровне
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173
…с одной стороны Россия , приняла обязательства
по криминализации правонарушений относимых
к коррупционным в национальном законодательстве.
…с другой стороны, Россия получила правовые инструменты международного сотрудничества в части обмена информацией, совместного проведения расследований, ареста, конфискации и возврата активов, выдачи преступников.
(для этого теперь не требуется заключение
отдельных двусторонних договоров).
В работе сессии принимают участие делегаты от 172 стран (всего: 176 государств-участников).
Приветственное слово от Президента РФ Владимира Путина зачитал руководитель Администрации Президента Сергей Иванов.
В качестве приоритетной темы
мероприятия Россия предложила тему
Партнерства государства и бизнеса.
По итогам конференции принято 12 резолюций
На данный момент, в глобальном рейтинге восприятия коррупции Россия занимает 136 место.
Ст.13.
ФЗ № 273
Ответственность физических лиц
за коррупционные правонарушения
Уголовная ответственность за преступление
Административная ответственность за проступок
Гражданско-правовая ответственность за правонарушение
Дисциплинарная ответственность за дисциплинарный проступок
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Материальная;
Финансовая;
Процессуальная и т.д.
Ст. 13.1. Федерального закона №273 ФЗ
ОБЪЕКТИВНАЯ
ОЦЕНКА:
Основные механизмы противодействия коррупционным преступлениям в законодательстве РФ до сих пор не приведены в соответствие с нормами ООН.
1. В Конвенции шире, нежели в УК РФ, описаны составы преступлений, связанных со взяточничеством (активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц).
1
2. Существует расхождение между Конвенцией и УК РФ в вопросе предмета подкупа в публичном и в частном секторе.
2
3. В отличие от УК РФ, который более строг к государственным должностным лицам и более либерален к частным управленцам, Конвенция четко закрепляет равный и однотипный подход к коррупционным злоупотреблениям как в частном, так и в публичном секторах.
3
4. Конвенция содержит положение об обязательстве государств-участников принимать в максимально возможной степени такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:
а) доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;
б) имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.
4
Общественная опасность
Противоправность, т.е. данное деяние прямо предусмотрено в УК РФ
Наказуемость деяния (действия или бездействия)
Вина в форме умысла или неосторожности
ПРИЗНАКИ
Уголовный кодекс Российской Федерации
(редакция, действующая с 23 января 2015)
Ст.
290.
Ст.
291.
Ст.
201.
Ст.
285.
Ст.
204.
Ст.
289.
Ст.
174.
Ст.
305.
1. предупреждение;
2. административный штраф;
3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6. административный арест;
7. дисквалификация;
8. административное приостановление деятельности.
9. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
Дисциплинарные взыскания
Трудовой кодекс РФ предусматривает 3 вида дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены за нарушение трудовой дисциплины:
1. замечание; 2. выговор; 3. увольнение.
Данный перечень является исчерпывающим для применения т.н. общей дисциплинарной ответственности. Для отдельных категорий работников законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Введены отдельные взыскания за проступки коррупционной направленности
Установлены дисциплинарные взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции и статьей 59.2, которая предусматривает новый вид взыскания – увольнение в связи с утратой доверия.
1
Замечание;
2
Выговор;
3
Предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статьей 59.1 предусмотрены следующие виды взысканий:
Запреты, за нарушение которых наступает дисциплинарная ответственность
К запретам, за нарушение которых наступает ответственность по статьям 59.1 и 59.2 относятся:
Участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 1 ч.1 ст. 17);
Осуществление предпринимательской деятельности (п. 3 ч.1 ст. 17);
Закон РФ № 79-ФЗ
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Основания применения увольнения
в связи с утратой доверия относятся:
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Статья 159. Мошенничество
Статья 159.4. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности
Статья 201. Злоупотребление полномочиями
Статья 204. Коммерческий подкуп
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Статья 290. Получение взятки
Статья 291. Дача взятки
Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве
Статья 292. Служебный подлог
Статья 304. Провокация взятки либо коммерческого подкупа
Уголовный кодекс
Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть