Слайд 1ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, НЕЗАКОННО УПОТРЕБЛЯЮЩИХ
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ СРЕДЫ
Слайд 2УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
ПО КЛАССИФИКАЦИИ ВОЗ
первичная профилактика
вторичная профилактика
третичная профилактика
Слайд 3ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Комплекс мер, препятствующих возникновению, распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков
Цель:
формирование здорового образа жизни и общего негативного отношения к употреблению наркотических средств; развитие внутренней системы запретов на употребление наркотических средств, умений и навыков психологической защиты от факторов, провоцирующих на употребление и т.д.
Слайд 4ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Комплекс мер, направленных на работу с лицами «группы риска», которые
в силу своего психологического, социального, семейного статуса могут приобщиться к употреблению наркотических средств, формированию болезненной зависимости от них.
Цель – максимально сократить продолжительность воздействия психоактивных веществ на человека, ограничить степень вреда, наносимого их злоупотреблением как потребителю, так и окружающим его людям, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса лиц «группы риска».
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание своевременной квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
Слайд 5ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Комплекс медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью
приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Цель - адаптация, реабилитация и недопущение срывов и рецидивов наркомании.
Слайд 6
СТАНДАРТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
Сергей ПОЛОЗОВ:
Единые государственные стандарты по профилактике наркомании в школах
и вузах будут разработаны
к середине 2017 года.
Для разработки таких стандартов была создана специальная рабочая группа Совета по проблемам профилактики наркомании при Совете Федерации, в состав которой вошли представители Минздрава, Минобразования, МВД, врачи-наркологи, волонтерские организации.
ПРОБЛЕМЫ
ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Слайд 7СТАНДАРТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
Слайд 8СТАНДАРТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
С. Полозов: «Профилактика должна вестись с младших классов.
Детям младших возрастов рассказывать о наркотиках нельзя, поэтому тут будут разработаны стандарты по работе с родителями. Для работы со старшими школьниками эксперты разработают новые, не лекционные, форматы профилактической работы: «Мы будем рассматривать различные игровые варианты. К примеру, популярные сейчас квесты, пройдя которые, молодые люди смогут на себе ощутить все негативные последствия наркомании».
Слайд 9Идея стандартизации профилактической работы не является новой, более того, такие стандарты
уже разработаны как на международном, так и на внутрироссийском уровне:
Слайд 11Обсуждение Стандартов профилактики наркомании неизбежно должно включать следующие вопросы:
Проблемы соотнесения Стандартов
с учебными планами и планами воспитательной работы образовательных учреждений, а также с учебными дисциплинами, в которых уже затрагиваются аспекты неблагоприятного воздействия наркотиков.
Мониторинг существующих программ профилактики и необходимость их актуализации или разработки новых программ.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Стандартами в качестве обязательных.
Проблемы подготовки специалистов для реализации профилактических мероприятий (необходимость обучения и сертификации).
Предположительная оценка эффективности мероприятий Стандарта.
Слайд 13Предложение:
На уровне Иркутской области изучение существующих Стандартов и внесение предложений по
их совершенствованию возможно было бы поручить членам Общественного совета по проблемам противодействия распространению наркомании среди населения Иркутской области при Губернаторе Иркутской области и Научно–методического совета по решению острых социально–негативных проблем в Иркутской области.
Слайд 14ПРОБЛЕМЫ
ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
В целях реализации положений Главы VI.1 («Профилактика незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании») Закона от 7 июня 2013 г. №120-ФЗ были приняты два важных нормативных акта:
– Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. №658
«Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»;
– Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
Слайд 15Проведение социально-психологического тестирования реализуется в Иркутской области при помощи двух тестов:
1)
тест для обучающихся общеобразовательных организаций 13-14 лет и обучающихся (воспитанников) общеобразовательных организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке от 13 лет и старше;
2) тест для обучающихся общеобразовательных организаций от 15 лет и старше.
Слайд 17Анкета Государственного антинаркотического комитета, состоящая из 39 вопросов (Приложение № 2
к Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериям оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах). Некоторые вопросы могут быть расценены как «пропаганда наркотиков»
Слайд 182002 год: в Америке провалилась масштабная пятилетняя кампания против злоупотребления наркотиками – National
Youth Anti-Drug Media campaign
Кампания должна была стать новым словом в антинаркотической пропаганде:
Бюджет $929 млн
Лучшие места в СМИ
Более двухсот радио- и ТВ-роликов с участием популярных ди-джеев, хип-хоп-исполнителей и актеров, изображающих наркоманов.
Как выяснилось в итоге, кампания лишь подстегнула любопытство юных американцев: дети 12–13 лет получили ответ на вопрос, который они еще и не думали задавать, и показатели употребления наркотиков в этой возрастной группе выросли.
Слайд 20Вопросы, предлагавшиеся в анкетах:
Если я
буду употреблять марихуану:
“Расстрою своих родителей”,
“Попаду в неприятности с законом”,
“Потеряю самоконтроль”,
“Начну использовать более сильные наркотики”,
“Буду более расслабленным” (!),
“Хорошо проведу время с друзьями” (!),
“Буду классно себя чувствовать” (!),
“Буду как самые крутые ребята” (!).
Слайд 21Многочисленными исследованиями установлено: человек лучше усваивает и сохраняет положительно окрашенную информацию.
В перечисленных выше вопросах анкеты ГАК этот базовый принцип работает не на нас.
Вместе с тем, ответы на другие вопросы анкеты ГАК, на наш взгляд, являются источником ценной информации для оперативной работы. При условии критического подхода к ряду вопросов, которые могут вызвать интерес к наркотикам, необходимо продолжать использовать анкету для получения информации о наркоситуации на территории отдельных муниципальных образований.
Слайд 22ВОЗРАСТ ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ
Статья 53.4 главы VI.1 Закона РФ «О наркотических средствах
и психотропных веществах» устанавливает верхнюю возрастную границу, по достижении которой требуется:
а) информированное согласие в письменной форме обучающихся на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
б) информированное согласие в письменной форме обучающихся на направление в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь.
Слайд 23Письменное информированное согласие РОДИТЕЛЕЙ (законных представителей) необходимо:
на проведение раннего выявления незаконного
потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетних, не достигших 15 лет;
на проведение медицинского освидетельствования в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения несовершеннолетних, не достигших 18 лет;
на оказание наркологической помощи несовершеннолетним, не достигшим 18 лет.
Слайд 24Таким образом, для оказания наркологической помощи родители имеют право дать информированное
добровольное согласие на медицинское вмешательство до достижения их ребенком возраста 18 лет, а в отношении медицинского осмотра, который позволяет своевременно выявить факты немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ такое согласие родители могут дать лишь до достижения их ребенком возраста 15 лет.
Данное законодательное противоречие нуждается в устранении.
Слайд 25Статья 20.22 КоАП РФ
предусматривает ответственность за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних
в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ (наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей).
Слайд 26Необходимо примечание к статье 20.22 КоАП РФ об освобождении родителей от
ответственности при соблюдении ряда условий
Практика применения указанной нормы должна иметь место лишь в том случае, если родитель отказался от дачи согласия на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (либо от самостоятельного прохождения диагностики в учреждении по выбору родителя). Добросовестность родителей, предпринявших своевременные меры по обнаружению раннего выявления и обращению за наркологической помощью, должна являться основанием для освобождения от административной ответственности по данной статье, что следует зафиксировать в примечании к ней.
Слайд 27.
ПРОБЛЕМЫ
ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
процесс создания национальной системы реабилитации, позволил ввести
в правовую систему страны так называемый институт альтернативной ответственности. Это совершенно новый для нашей национальной системы права институт, который вводит в систему права возможность для самого наркопотребителя, привлекаемого к ответственности, в процессуальном порядке сделать осознанный выбор между угрозой лишения свободы и перспективой освобождения от наркозависимости через реабилитационные программы.
Слайд 28Законом от 25 ноября 2013 г. в статью 1 Федерального Закона
«О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. №3-ФЗ введены следующие понятия:
лечение больных наркоманией ;
реабилитация больных наркоманией ;
побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации
Слайд 29Побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации
– комплекс
правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации.
Слайд 30Побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации:
Освобождение от
административной ответственности за потребление наркотиков по ст. 6.9. и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ
Слайд 31Побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации
Слайд 32Побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации
Слайд 33С 30 марта 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016
N 491-ФЗ в часть первую статьи 82.1 внесены изменения (вступают в силу с 30 марта 2017 года):
Слайд 34Побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации:
Слайд 35Часть 3 ст. 54 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
в действующей редакции предусматривает, что суд может возложить обязанность пройти лечение от наркомании не только для лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, но и на всех прочих «больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения».
Слайд 36Однако механизм реализации возложения обязанности прохождения лечения для лиц,
не находящихся
под диспансерным наблюдением либо вне сферы действия уголовного и административного законодательства пока не выработан.
Слайд 37Федеральный закон от 23 июня 2016 года №182 «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации»
Социальная адаптация (статья 25) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве.
Меры по социальной адаптации в соответствии с законодательством Российской Федерации применяются, в том числе, в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию.
Слайд 38Федеральный закон от 23 июня 2016 года №182 «Об основах системы
профилактики правонарушений в Российской Федерации»
Социальная реабилитация (статья 26) представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами, потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Социальная реабилитация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации посредством:
1) разъяснения существующего порядка оказания социальной, профессиональной и правовой помощи;
2) оказания психологической помощи;
3) содействия в восстановлении утраченных документов, социально-полезных связей.
Слайд 39Проблемы реабилитации, с которыми на практике сталкиваются реабилитационные центры:
1. Отсутствие кадров:
в высших учебных заведениях не осуществляется подготовка по специалистов-аддиктологов.
2. Федеральная целевая программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ», разработанная в свое время ФСКН по поручению Президента, о сути, осталась декларацией о намерениях, не имеющей под собой реального финансирования.
3. Необходимо принятие Закона «О медицинской и социальной реабилитации лиц, больных наркоманией». Отсутствие данного Закона является серьезным пробелом в нормативно-правовом регулировании отношений в данной сфере.
4. Одним из элементов регулирования деятельности реабилитационных центов стала система добровольной сертификации. Суть добровольной сертификации в том, что реабилитационный центр стремится соответствовать ряду условий, необходимых для реализации реабилитационных программ в отношении наркозависимых лиц, которые получили индивидуальный сертификат на прохождение реабилитации. Индивидуальный сертификат обеспечивается оплатой за счет средств бюджета. Полагаем, что положительный опыт в данной сфере также должен найти отражение в законе.
5. Отсутствие единообразной практики правоприменения в сфере принудительной реабилитации наркозависимых.
Слайд 40ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЙНОЙ СРЕДЫ
(пример удачного текста против употребления спайсов, вирусно разошедшегося в
социальных сетях)
Слайд 41Сегодня для подростка не составляет никакого труда найти сайт с рекламой
наркотиков, перевести требуемую сумму и получить желаемое
Слайд 42При этом реклама наркотиков влечет лишь административную ответственность:
Слайд 43Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и
с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке
Статья 7 Закона «О рекламе» запрещает рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Слайд 45
Учитывая, что реклама наркотиков, как правило, преследует дальнейшую цель их сбыта,
что особенно актуально в связи с продажей нелегальных веществ через интернет-магазины, в том числе бесконтактным методом передачи (путем «закладок»), представляется правильным предложение исключить административную ответственность за рекламу таких веществ, считая ее частью стадии приготовления к сбыту.
Реализация данного предложения требует внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях с последующим разъяснением Верховного Суда в рамках Постановления Пленума «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июля 2006 г. № 14.