Слайд 102. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Соловьев Павел Витальевич
p.solovjov@psu.by
Слайд 2Официальная страница кафедры теории и истории государства и права
https://vk.com/publiclawpsu
Слайд 31. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ
Методология
- наука о методах, способах исследования предмета
(получения новых и достоверных знаний).
Слайд 62. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ МЕТОД
Мировоззренческий метод (всеобщие методы) - это философские, мировоззренческие подходы,
выражающие наиболее универсальные принципы мышления.
Рациональное познание
Например, диалектика предписывает описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.
Слайд 113. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
АНАЛИЗ
(предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части)
Например,
метод анализа используется для квалификации содеянного, когда состав преступления расчленяется на объект, объективную, субъективную стороны и
субъекта.
Слайд 123. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
СИНТЕЗ
(напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его
составных частей);
Например, исследование судьей различных материалов по делу позволяет вынести верное итоговое решение.
Слайд 133. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
(ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление
многообразных типов связей в нем);
Например, государство и право как системные объекты.
Например, преступность исследуется в рамках таких более общих систем, как общество и негативные социальные отклонения
Слайд 143. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
ИНДУКЦИЯ – это движение мысли (познания) от фактов,
отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.
Например, этот логический прием позволил сделать умозаключение о том, что многочисленные факты совершения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды свидетельствуют о появлении в государстве преступности на почве межнациональных конфликтов.
Слайд 153. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
ДЕДУКЦИЯ – это выведение единичного, частного из какого-либо
общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.
Например, дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как необходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям.
Слайд 163. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
АНАЛОГИЯ – это способ получения знаний о предметах и
явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
Например, в юриспруденции пробелы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отношение.
Слайд 183. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том,
что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За аксиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее преступление, знало о существовании уголовно-правового запрета, осознавало общественную опасность своих действий и предвидело возможность наступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности.
Слайд 193. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной
гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.
Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.
Слайд 203. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений
изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.
Примером абстрагирования может служить процесс образования юридических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств государственно-правовых явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении. Так, понятие «оскорбление» включает такие существенные признаки, как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме
Слайд 213. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Обобщение
установление общих свойств и отношений предметов и
явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса.
Исторический метод
заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.
Слайд 233. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
НАБЛЮДЕНИЕ – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии
свойств предметов и явлений при помощи органов чувств.
ОПИСАНИЕ – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения.
СЧЕТ – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.
ИЗМЕРЕНИЕ – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном.
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.
Слайд 243. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в
заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
Например, закрепленный в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве новый вид исправительной колонии – колония-поселение – прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность этого исправительного учреждения была подтверждена практикой, колонии поселения стали создаваться
Слайд 253. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
Моделирование – это получение знаний об объекте исследования
с помощью его заменителей – аналога, модели.
Метод моделирования применяется ученым-юристом в том случае, когда он в результате исследования предлагает включить в закон новую норму права или изменить содержание уже существующей.
Слайд 274. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ И ЧАСТНОПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
Частнонаучные методы - используются лишь в рамках
определённой науки (например в юриспруденции).
конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);
статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.
Слайд 284. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ И ЧАСТНОПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
Частноправовые методы применяются только в юриспруденции.
формально-юридический (позволяет
определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств);
изучение документов (документальный метод). Документ – это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе
Слайд 294. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ И ЧАСТНОПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
Слайд 305. ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Получение достоверной нормативно-правовой информации
http://pravo.by
Национальный правовой Интернет-портал Республики
Беларусь
Основной государственный информационный ресурс в области права и правовой информатизации
Слайд 315. ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Получение достоверной нормативно-правовой информации
Слайд 325. ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Получение достоверной нормативно-правовой информации
СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКА
БЕЛАРУСЬ
Слайд 335. ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ