Местное самоуправление в Российской Федерации и Калининградской области презентация

Содержание

«МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» №1 Побережный Сергей Каллистратович, кандидат юридических наук, доцент, профессор Калининградского института управления

Слайд 1Учебная
дисциплина
«Муниципальное право»



«Местное самоуправление в Российской Федерации и Калининградской области»




Побережный С.К.,
кандидат

юридических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Калининград
2017




Слайд 2«МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» №1
Побережный Сергей Каллистратович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор Калининградского института управления

Слайд 3МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ


Слайд 4Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению

непосредственно или через органы самоуправления вопросов местного значения.

Законодательные основы местного самоуправления
Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.

Муниципальное право
– это право местного самоуправления.
Муниципальное право РФ
– это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.


Слайд 5
Отличительные признаки отношений муниципально - правового регулирования
Локально-территориальный характер
Комплексный характер
Отношения возникают на

местном уровне, в границах самоуправляющихся территорий

Отношения связаны с реализацией задач во всех сферах жизни (экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, жилищно-коммунальной и др.)

Местное самоуправление – одна из форм народовластия

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»


Слайд 6
Обеспечение участия населения в решении местных дел, что предполагает развитие муниципальной

демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самодеятельности граждан

Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов

Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития и т. д)

Охрана общественного порядка

Функции, основные направления муниципальной деятельности, полномочия

Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ

Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах


Слайд 7
Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения (непосредственно, через выборные и

иные органы местного самоуправления)





Многообразие
организационных форм
осуществления местного самоуправления (оно реализуется гражданами через институты прямой и представительной демократии




Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно)



Соответствие полномочий
местного самоуправления
материально-финансовым
ресурсам (местное
самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций)



Принципы местного самоуправления


Слайд 8Органы местного самоуправления
Представительные: Дума, муниципальное собрание, муниципальный совет и др.


Глава муниципального

образования (должность может быть предусмотрена уставом муниципального образования): мэр, староста и др.


Управлен-
ческие: местная администрация


Избираются непосредственно городским, сельским населением






Выбирается непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления





Возглавляет местную администрацию глава муниципального образования




Слайд 9Органы местного самоуправления

Представительные: Дума, муниципальное собрание, муниципальный совет и др.
Глава муниципального

образования: мэр, староста и др.

Управлен-
ческие: местная администрация

Численный состав определяется уставом муниципального образования. Закон допускает осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан. В этом случае представительный орган не избирается, а его функции выполняет собрание (сход) граждан. Правом председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления устав муниципального образования может наделить главу муниципального образования

Вопрос о выборах главы муниципального образования, его конкретного наименования решается в уставе муниципального образования, который принимается либо населением путем референдума, либо представительным органом местного самоуправления



Включает отделы управления: отдел образования, отдел здравоохранения, финансовый отдел и др.












Слайд 10КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Конституция РФ устанавливает:
органы местного самоуправления не

входят в систему органов государственной власти (ст.12);
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
Конституция РФ гарантирует (ст. 133):
судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;
Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
Запрет на ограничение прав местного самоуправления.



Слайд 11

Вопросы местного значения
Предметы ведения местного самоуправления
Отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться

законом органы местного самоуправления (например, государственная регистрация актов гражданского состояния)

Принятие и изменение уставов муниципальных образований

Владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью

Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов

Содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений

Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения

Охрана общественного порядка

Регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований

Другие вопросы местной жизни


Слайд 12РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОЙ ВЛАСТЬЮ


Местное самоуправление
Местная власть
Не входит

в систему органов государственной власти (самостоятельно, автономно)

Входит в систему органов государственной власти

Не контролируется государственной властью

Существует на общественных началах

Органы выборные

Подчиняется и подконтрольна вышестоящим органом государственной власти

Существует на деньги налогоплательщиков

В большинстве случаев назначаемая

Органы имеют сроки полномочий

Если назначаемая , то срок службы не установлен

Относится к институтам гражданского общества

Относится к государственным институтам


Слайд 13СХОДСТВО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
Решения органов местного самоуправления и органов

местной власти обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления, органами местной власти и гражданами

Слайд 14

Местное самоуправление в Российской империи в конце XIX – начале XX

века

Дворянское собрание и институт предводителей дворянства (в уезде, в губернии) – орган дворянского самоуправления

Сельский сход, волостной сход – органы крестьянского самоуправления

Земские собрания и земские управы (земства в уезде и губернии) – органы уездного и губернского самоуправления

Городские думы и городские управы – органы городского самоуправления


Слайд 15ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Слайд 16Суть местного самоуправления состоит в
признании права гражданина быть
источником местной власти, самому
принимать

решения по повседневным
вопросам своей жизни и самому отвечать
за их последствия.

Слайд 17Муниципальное управление (от лат. munis –
тяжесть, бремя; capio – беру, принимаю)


взятие городским и сельским поселением с
разрешения правительства бремени
общественной власти по выполнению
общественных задач и решению
хозяйственных вопросов местного значения.

Слайд 18ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Общественная теория 
Строгое разграничение государственных и общинных дел 
Хозяйственная теория 
Теории
Юридическая

теория

Государственная теория

Государственно- общественная теория

Политическая теория

Выполнение общиной как местных, так и государственных дел

Общинные дела - часть государственных дел, переданных для исполнения на места 

Приоритет принципа отделения должностных лиц общины от государственной службы 

Приоритет юридической самостоятельности общины 

 Приоритет хозяйственной самостоятельности общины 

Основные признаки


Слайд 19Представителями общественной теории
местного самоуправления, считаются Р.
Гнейст, Э. Майер, О. Лабанд, О.

Ресслер и др.
По их мнению, к трем конституционным
властям (законодательной, исполнительной и
судебной) необходимо добавить четвертую –
общинную.

Общественная теория


Слайд 20Община должна иметь право на
самостоятельное и независимое от
центральной власти существование.
Изложенная теория

обладает тем
недостатком, что на деле местное
самоуправление не только признается, но и
регулируется государством. Полное
невмешательство государства в дела местного
самоуправления невозможно.

Слайд 21Разновидность общественной теории
самоуправления - хозяйственная. По мнению
ее сторонников (Р. Моль, А.

Васильчиков),
функции самоуправления – строго
хозяйственные. Этим оправдывается
самостоятельность общины и отсутствие
государственного надзора за ее
деятельностью.

Хозяйственная


Слайд 22Юридическая теория исходит из того, что
органы местного самоуправления выполняют
часть функций государственного

управления,
но являются органами не государства, а
общины. Необходимо наличие выборных
органов местного самоуправления в
противоположность органам, назначаемым
правительством.

Юридическая


Слайд 23В дореволюционной России существовала
политическая теория самоуправления.
Согласно ей, должностные лица местного
самоуправления не

являются
профессиональными чиновниками, так как
исполняют свои обязанности не по
назначению правительства, а по выбору
местного населений.

Политическая


Слайд 24Государственная теория (Л. Штейн, Н.
Лазаревский, А. Градовский) исходит из того,
что

местное самоуправление - часть государства,
и поэтому невозможно точное разграничение
общинных и государственных дел. Согласно
этой теории, общинные дела - часть
государственных дел, переданных для
исполнения на местах. Практика организации
местной власти в советский период
основывалась именно на этой теории.

Государственная


Слайд 25Большинство современных учёных
придерживаются позиции двойственной,
государственно-общественной природы МСУ.
Соответствующая теория

предполагает
выполнение общиной как местных задач, не
требующих вмешательства и контроля со стороны
государства, так и определенного круга дел
государственного значения. В последнем случае
органы МСУ выступают в качестве агентов
государства на местном уровне и действуют под его
контролем.

Государственно-общественная


Слайд 26ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Слайд 27
СТРУКТУРА
предусмотренные уставом муниципального образования
обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
являются

обязательными, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Федеральным законом

Слайд 28ОРГАНЫ МСУ
Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий

правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Слайд 29ФОРМИРОВАНИЕ


Слайд 30ПОСЕЛЕНИЯ
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Представительный орган

поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.


Слайд 31ЧИСЛЕННОСТЬ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ПОСЕЛЕНИЯ
Численность депутатов
Численность населения
Численность депутатов представительного органа муниципального

района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек


Слайд 32В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАХОДЯТСЯ:
1) принятие устава муниципального

образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.


Слайд 33ОРГАНЫ МСУ
Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное

уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Слайд 34ГЛАВА


Слайд 35ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ
1) представляет муниципальное образование в отношениях

с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.


Слайд 36ОРГАНЫ МСУ
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования

полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Слайд 37АДМИНИСТРАЦИЯ


Слайд 38СТРУКТУРА


Слайд 39
Согласно Федеральному закону 2003 года N 131-ФЗ, наличие представительного органа, главы

муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.
Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Слайд 40СРОК ПОЛНОМОЧИЙ


Слайд 41КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Кооптация (лат. cooptatio — дополнительное избрание) — введение

в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов

Слайд 42СОВЕТ - СЛАБЫЙ МЭР
Служащие
Мэр
Совет
Население
Нанимает
Согласовывает руководителей
Избирает
Избирает


Слайд 43СИЛЬНЫЙ МЭР - СОВЕТ
Служащие
Мэр
Совет
Население
Нанимает
Отчитывается
Избирает
Избирает


Слайд 44СОВЕТ - УПРАВЛЯЮЩИЙ
Служащие
Управляющий
Совет
Население
Нанимает
Нанимает
Избирает


Слайд 45КОМИССИЯ
Служащие
Комиссия
Население
Нанимает
Избирает


Слайд 46КОМБИНИРОВАННАЯ
Служащие
Мэр
Совет
Население
Нанимает
Согласовывает
Отчитывается
Избирает
Управляющий
Избирает


Слайд 47В ГЕРМАНИИ СЛОЖИЛИСЬ 4 ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Южногерманская. Населением

избираются общинный совет (представительный орган) и бургомистр (глава исполнительной власти), который по должности является и председателем совета.
2. Магистратная. Население избирает представительный орган и отдельно правление общины - магистрат (коллегиальный исполнительный орган), возглавляемый бургомистром.
3. Бургомистерская. Бургомистр избирается советом общины из своего состава, руководит и советом, и администрацией.
4. Северогерманская. Бургомистром является председатель совета общины, отдельно избирается глава администрации (директор или городской голова).

Слайд 48МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
Первый вариант. Глава муниципального образования избирается населением и

возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель.
Второй вариант. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе.
Третий вариант. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

Слайд 49МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной

основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Слайд 50ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О

муниципальной службе в Российской Федерации"

Слайд 51 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ


Слайд 52ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Исторические аспекты становления и развития местного самоуправления (далее –

МСУ) в России

2. Правовые основы МСУ на современном этапе

3. Компетенционные основы МСУ

4. Формы осуществления МСУ

5. Территориальные основы МСУ

6. Организационные основы МСУ

7. Экономические основы МСУ

8. Межмуниципальное сотрудничество

Слайд 53Теория местного самоуправления


Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему

власти.

Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.

1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 54Теория местного самоуправления


Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой

половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем,

немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом,

Лоренцом Штейном,

Паулем Лабандом и другими.

1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 55Теория местного самоуправления


Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления

своих полномочий местными сообществами и союзами.

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.

В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 56История

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало

земская (1864) и

городская (1870)
реформы Александра II.

1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 57
История

Положением о Земских учреждениях 1864 года


создавались выборные губернские и уездные

земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами.

1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ



Слайд 58
История

Городовое положение 1870 года определяло и устанавливало


организацию городского самоуправления,

городские думы и

управы в качестве органов городского самоуправления.

1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ



Слайд 59
История

Реформы Александра III…

…поставили органы местного самоуправления под контроль правительственных чиновников.



1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Слайд 60
История

Начало первой половины XX века…

После Октябрьской революции 1917

года в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти.

Местное самоуправление отвергалось.



1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 61
История

1980-1990-е годы характеризуются принятием…

- закона СССР «Об общих началах местного

самоуправления и местного хозяйства» (1990 год);

- закона РСФСР «О местном самоуправлении» (1991 год).




1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 62
История

Законы 1990 и 1991 гг. позволили:

- разграничить полномочия между местными

советами и администрациями;

- ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления.




1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 63
История

1993 год – поэтапная конституционная реформа

1) деятельность местных советов прекращается;

2) распорядительные

полномочия передаются местным администрациям;

3) выборы новых представительных органов местного самоуправления откладываются на 1994 год.





1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 64
История

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года,

закрепила местное

самоуправление и его самостоятельность, в том числе при определении структуры органов местного самоуправления.




1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


Слайд 65
История

1995 год – принятие Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации»


1997 и 2000 гг. – внесение существенных поправок о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц




1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ



Слайд 66
История

2003 год – принятие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации»


Новый Федеральный закон положил начало муниципальной реформе, которая закончилась 1 января 2009 года, когда Федеральный закон полностью вступил в силу




1 ВОПРОС ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ



Слайд 67Правовую основу местного самоуправления составляют:


Конституция Российской Федерации (12.12.1993 года, глава 8)

Европейская

хартия местного самоуправления
- принята Конгрессом местных и региональных властей Европы
- открыта для подписания 15 октября 1985 года
- вступила в законную силу 1 сентября 1988 года

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Федеральные конституционные законы






2 ВОПРОС ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МСУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Слайд 68Правовую основу местного самоуправления составляют:

Федеральный закон от 6 октября 2003 года

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.11.2010)

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

Иные муниципальные правовые акты








2 ВОПРОС ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МСУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Слайд 69 Конституция Российской Федерации декларирует:


самостоятельное решение населением вопросов местного значения
(часть 1 статьи 130);

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130);



осуществление гражданами местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статьи 130).











3 ВОПРОС КОМПЕТЕНЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ





Слайд 70Вопросы местного значения


Конституция России

Федеральный закон № 131-ФЗ



вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.






3 ВОПРОС КОМПЕТЕНЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ




Слайд 71Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

устанавливает:

вопросы местного значения поселения
муниципального района
городского округа,

а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.








3 ВОПРОС КОМПЕТЕНЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 72Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

допускает:

наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.








3 ВОПРОС КОМПЕТЕНЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 73 Конституция Российской Федерации провозглашает

следующие формы осуществления местного самоуправления:



референдум

выборы
другие формы прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.


4 ВОПРОС ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МСУ





Слайд 74
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

местный

референдум;
муниципальные выборы;
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
сход граждан;
другие формы…

4 ВОПРОС ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МСУ


Слайд 75
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

правотворческая инициатива граждан;
территориальное общественное самоуправление;
публичные слушания;
собрание граждан;
конференция граждан (собрание делегатов);
опрос граждан;
обращения граждан в органы местного самоуправления;
наказы избирателей;
другие формы…

4 ВОПРОС ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МСУ


Слайд 76

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской

Федерации



5 ВОПРОС ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 77

Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования


5

ВОПРОС ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МСУ

Слайд 78
5 видов муниципальных образований


1 УРОВЕНЬ 2 УРОВЕНЬ


5 ВОПРОС ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МСУ




Слайд 79

Органы местного самоуправления не входят в систему

государственной власти


6 ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 80 В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования,

входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация;

- контрольный орган муниципального образования;

- иные органы местного самоуправления.



6 ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 81Основные варианты структуры органов местного самоуправления:

- представительный орган избирается населением, глава

муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;

- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;

- представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.



6 ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 82Основные варианты структуры органов местного самоуправления

ВАЖНО, ЧТО…

В муниципальном районе допускается формирование

представительного органа местного самоуправления из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган.

В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.




6 ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 83


Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество,

средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.



7 ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 84

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются

и распоряжаются муниципальным имуществом.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.



7 ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 85Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет
(местный бюджет).

К собственным доходам местного бюджета

могут относиться:

средства самообложения граждан;
доходы от местных налогов и сборов;
доходы от региональных налогов и сборов;
доходы от федеральных налогов и сборов;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
добровольные пожертвования;
субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов);
иные законные поступления.



7 ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МСУ


Слайд 86Ст. 8 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует:

«1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

2. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований…




8 ВОПРОС МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Слайд 87Ст. 8 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует:

«3. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.

4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления».



8 ВОПРОС МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Слайд 88МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ –
форма народовластия


Слайд 8921 апреля – день местного самоуправления
21 апреля 1785 года Екатериной II

был издан законодательный акт – Грамота на права и выгоды городам Российской империи
(Жалованная грамота)

10 июня 2012 года – указ президента России В.В. Путина № 805
«О дне местного самоуправления»


Слайд 90Местное самоуправление – самая близкая к человеку власть. Вообще, это власть,

до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние.
В.В. Путин

Местное самоуправление

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельного и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.


Слайд 91Правовые основы МСУ


Слайд 92Формы участия населения в местном самоуправлении

Конституция Российской Федерации провозглашает
следующие формы осуществления
местного самоуправления:









Слайд 93Территориальная организация местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской

Федерации
Территориальную основу осуществляют МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МО – состоящее из сельских поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой МСУ
Осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления


Слайд 94МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Слайд 95МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ-
разновидность публичной власти (власти над обществом), связанная с реализацией

функций местного самоуправления. Легальное понятие «публичная власть» введено постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г.

Слайд 96МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ -
это деятельность по решению непосредственно или

через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из своих интересов, исторических и иных местных традиций.

Слайд 97ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Муниципальная
Государственная



Слайд 98МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ:
Действует в пределах муниципального образования
Реализуется от имени местного сообщества органами

местного самоуправления
Основана на праве

Слайд 99ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
имеет четко выраженный институализированный характер;
обладает специфически обособленным аппаратом;
издает обязательное

для исполнения нормативные акты;
осуществляется на одной территории


Слайд 100МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и

нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления.

Слайд 101«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТ 04.08.2000»
П.2

ст.3 «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос. власти и органы местного самоуправления».
П.2 ст.12 «В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
П.2. ст. 32 «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».


Слайд 102
Ст. 131
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских

поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.








Слайд 103
Ст. 133
«Местное самоуправление в РФ гарантируется правам на судебную защиту, на

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральным законом ».

Слайд 104К ВОПРОСАМ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
Принятие и изменение уставов муниципальных образований и

их контроль;
Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
Установление местных налогов и сборов;
Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

Слайд 105
6. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами

связи;
7. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
8. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
9.Участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

Слайд 106СТРУКТУРА ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Муниципальное образование-городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей

территорией, часть поселения.

Слайд 107СПОСОБЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:



Путем проведения выборов в представительный орган местного самоуправления
Путем проведения

местного референдума

Слайд 108ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ-
выборочные и другие органы, наделенные полномочиями для решения

вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
К органам местного самоуправления относятся:

Выборные органы

Другие органы


Слайд 109ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
Представительный;
Иные органы местного самоуправления


Слайд 110
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования –

выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных должностных лиц местного самоуправления.

Слайд 111ФОРМЫ:

Местный референдум
Муниципальные выборы
Собрание граждан
Народная правотворческая инициатива
Обращение граждан в органы местного самоуправления
Территориальное

общественное самоуправление

Слайд 112СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика