Лекции 1-13 по правоведению презентация

Содержание

Содержание 1. Государство и его механизм: понятие, сущность и принципы функционирования 2. Форма государства 3. Государство в системе общественных отношений. Функции государства 4. Сущность, принципы и функции права 5. Личность, право,

Слайд 1Правоведение

Разработчики
д.ю.н., профессор А.В. Малько
к.ю.н., доцент кафедры Э.А. Джалилов
к.ю.н., доцент кафедры

Е.А. Джалилова

ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Кафедра «Предпринимательское и трудовое право


Слайд 2Содержание
1. Государство и его механизм: понятие, сущность и принципы функционирования
2. Форма

государства
3. Государство в системе общественных отношений. Функции государства
4. Сущность, принципы и функции права
5. Личность, право, государство
6. Нормы и источники права
7. Правотворчество и правоотношения
8. Правонарушение и юридическая ответственность



Слайд 3Содержание
9. Основы конституционного права
10. Правовой статус личности в Российской Федерации. Права

и свободы человека и гражданина, их защита. Обязанности граждан РФ
11. Особенности федеративного устройства России
12. Система органов государственной власти в Российской Федерации
13. Гражданское право и гражданские правоотношения


Слайд 4 ГОСУДАРСТВО И ЕГО МЕХАНИЗМ: понятие, сущность и принципы функционирования ЛЕКЦИЯ 1
1.

Понятие и признаки государства

2. Сущность государства

3. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

4. Механизм государства: понятие, основные черты, структура

5. Принципы организации и функционирования механизма современного государства


Слайд 5Понятие и признаки государства
Государство – это управляющая система по отношению к

обществу, имеет чёткую внутреннюю организацию и специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
Признаки государства:
Наличие публичной власти;
Система налогов и сборов;
Территориальное деление населения;
Право;
Монополия на правотворчество;
Монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
Устойчивые правовые связи с населением, проживающим на территории государства - гражданство;
Обладает определёнными материальными средствами для проведения своей политики;
Выступает единственным, официальным представителем всего общества;
Суверенитет.

Слайд 6Сущность государства

любое государство – есть организация политической власти
При рассмотрении сущности государства

важно учитывать два аспекта

чьим интересам служит данная организация

Подходы к сущности государства:
Классовый - государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса;
Общечеловеческий - государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп;
Религиозный;
Национальный; доминирование в политике конкретного государства
Расовый.



Слайд 7Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Государственная власть - это особая

разновидность социальной власти; публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
Распространяется на всё общество;
Носит публично-политический характер;
Опирается на государственное принуждение;
Осуществляется специальными лицами – чиновниками;
Устанавливает систему налогов;
Организует население по территориальному признаку;
Характеризуется легитимностью и легальностью.



Слайд 8Механизм государства: понятие, основные черты, структура
Механизм государства – это система государственных

органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.

Основные черты механизма государства
Упорядоченная совокупность государственных органов

Целостность обеспечивается едиными целями и задачами

Основной элемент–это государственные органы

Осуществление государством власти


Структура механизма государства включает в себя:
Государственные органы;
Государственные организации;
Государственные учреждения;
Государственные предприятия;
Государственных служащих – чиновников;
Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу.


Слайд 9Принципы организации и функционирования механизма современного государства
Основные принципы:
принцип приоритета прав и

свобод человека и гражданина

принцип демократизма

принцип разделения государственной власти,

принцип законности,

принцип гласности,

принцип профессионализма,

принцип ответственности,;

принцип соподчиненности,;

принцип сочетания коллегиальности и единоначалия

принцип сочетания выборности и назначаемости..


Слайд 10 ФОРМА ГОСУДАРСТВА ЛЕКЦИЯ 2
1. Форма государственного правления
2. Форма государственного устройства
3. Политический режим:

понятие, признаки, виды. Демократический режим.
4. Антидемократические режимы


Слайд 11Форма государственного правления
Форма государственного правления – это элемент формы государства,

характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства

Признаки:
Передача власти по наследству
Бессрочные полномочия власти
Независимость от волеизъявления населения

Неограниченная. Вся власть в руках монарха.

Ограниченная. Существуют другие высшие органы власти ограничивающие власть монарха

Республика – это форма правления при которой глава государства выбран народом

Признаки:
Выборность власти
Срочность полномочий
Зависимость от избирателей

Смешанная

Президентская.
Президент избирается народом, формирует правительство, имеет право вето. Парламент может ограничивать правительство с помощью законов, также отстранить президента.

Парламентская. Правительство формируется парламентом. Парламент имеет право недоверия. У президента представительские обязанности. Реальный глава государства – руководитель правительства


Слайд 12Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это элемент формы государства,

характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Унитарное государство.
Его части не обладают суверенитетом. Одна система высших органов, одно законодательство.

Федеративное государство.
Его части обладают суверенитетом. Наряду с федеральными, существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.
Федерации строятся на основе распределения функций между её субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

Конфедерация – это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Не обладает суверенитетом, отсутствует общий центральный государственный аппарат, Нет единой системы законодательства. Непрочное государственное образование.


Слайд 13Политический режим: понятие, признаки, виды. Демократический режим.
Политический режим – это

система методов, способов и средств осуществления политической власти.

Признаки:
степень участия народа в механизмах формирования политической власти
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
положение средств массовой информации, степень гласности и прозрачности государственоого аппарата;
соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
доминирование методов убеждения и принуждения при осуществлении политической власти;
мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Демократия (народовластие)

Учет интересов меньшинства
Существование гражданского общества
Гласность
Выборность, сменяемость власти, их подотчетность обществу
Политический плюрализм
Реально обеспечиваются права и свободы человека
Реальное разделение власти

Прямая.
Осуществление власти народом (выборы, референдумы, петиции, митинги..)

Представительная.
Власть осуществляют представители – депутаты и т.п.


Слайд 14Антидемократические режимы
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной

жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Общество отчуждено от политической власти, но не осознает этого
Монопольный контроль государства над всеми сферами жизни
Власть формируется бюрократическим способом
Насилие, принуждение, террор – методы управления
Господство одной партии, запрет оппозиции, отсутствие плюрализма
Отсутствие граней прав и свобод
Бесконтрольность репрессивных государственных органов

Авторитарный режим – это
государственно – политическое устройство, в котором политическая власть осуществляется партией или классом при минимальном участии народа.

Концентрация власти
в руках одного или нескольких связанный органов при отчуждении народа
Ограничение власти представительных органов
Суд – вспомогательный
орган внесудебных органов.
Почти отсутствует выборность власти.
Методы управления – командные
Выборный террор
Ограниченная цензура
Частичный плюрализм
Сущ. права и свободы не обеспечивающиеся во всей полноте
Наличие сфер жизни, недоступных государству


Слайд 15ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Лекция 3

Государство и общество: соотношение

и взаимодействие

2. Политическая система общества и место в ней государства

3. Понятие и классификация функций государства


Слайд 16Время: Общество
Государство
1. Государство и общество: соотношение и взаимодействие
Элементы

общества

Субъект-ный

Основа любого общест-ва – люди

Институцио-нальный

система сложившихся в конкретном обществе институтов

Норма-тивный

Совокуп-ность «правил игры», которым следует общество

Коммуни-кативный

система реальных фактических связей и отношений, в которые субъекты вступают в процессе социального общения

Интеллек-туально-информа-ционный

Совокуп-ность накопленной обществом информации, научных знаний и практического опыта

Духовно-ценност-ный

система основополагающих нацио-нально-культурных и нравственных ценностей конкретного общества

Государство
⚫является
⯌средством разумной организации социальных отношений
⯌орудием достижения поставленных обществом задач

Общество
⚫способно быть: ⯌пассивно управляемым ⯌активным субъектом;
⚫может: ?оказывать обратное воздействие на государственную организацию
⯌выбирать государственных служащих; ⯌принимать участие в разработке законов; ⯌доводить до государства необходимую информацию.


Слайд 172. Политическая система общества и место в ней государства
Функции политической системы:
обеспечение

политической власти;
управление жизнедеятельностью людей;
мобилизация средств и ресурсов,;
выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;
удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений;
интеграция общества;
политическая социализация.


Особенности политической системы:
именно в её рамках и с её помощью осуществляется политическая власть;
она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
обладает относительной самостоятельностью.

Политическая система
Государство

⯌концентрирует в себе всё многообразие политических интересов
⯌придаёт политической системе своего рода целостность и устойчивость ⯌выполняет основной объём деятельности по управлению ⯌упорядочивает жизнедеятельность общества.


Компоненты политической системы

политическая организация общества

политическое сознание

политическая практика

социально-политические и правовые нормы

политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти


Слайд 183. Понятие и классификация функций государства
Зависимость задач и целей от

реальных условий:
от потребностей и интересов населения;
от экономических возможностей общества;
от нравственного и культурного уровня общества;
от профессионализма государственных служащих и структур.



Задачи и цели

Формы осуществления функций государства

Правовые

⯌Право-творчество; ⯌применение права; ⯌право-охранительная деятельность.

Организаци-онные

⯌организацион-но-регламен-тирующая;
⯌организационно-хозяйственная; ⯌организационно-идеологическая


Слайд 19СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА ЛЕКЦИЯ 4 1. Понятие, признаки и сущность права

2. Понятие и принципы права 3. Понятие и виды функций права

Слайд 20Понятие, признаки и сущность права
Право – это система общеобязательных, формально

определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право характеризуется следующими признаками:
Волевой характер;
Общеобязательность;
Нормативность;
Связь с государством;
Формальная определенность;
Системность.

Аспекты сущности права
Любое право - регулятор

Обслуживание чьих-то интересов регулятором

Подходы к сущности права
классовый

общесоциальный

религиозный

национальный

расовый


Слайд 21Понятие и принципы права
В юридической науке и практике традиционно различают:
Объективное право

– это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица.
Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права
общеправовые

межотраслевые

отраслевые


Слайд 22Понятие и виды функций права
Функции права – это основные направления правового

воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Слайд 23Лекция 5. Личность, право, государство
Правовой статус личности. Гражданское общество: понятие, структура,

признаки

Понятие и принципы правового государства

Слайд 241. Гражданское общество: понятие, структура, признаки


Слайд 252. Понятие и принципы правового государства
Правовое государство – это организация политической

власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового государства

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения


Слайд 26Нормы и источники права Лекция 6
1. Понятие, признаки и виды норм права

2.Типы

права и основные виды правовых систем

3. Источники права: понятие и виды

4.Действие нормативных актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц

Слайд 27Понятие, признаки и виды норм права
Норма права – модель поведения, определяющая

границы возможных и должных поступков в различных отношениях, обеспечивая меру свободы субъектов права.
Признаки нормы права:
1.Общий характер.
2.Обязательность.
3.Формальная определённость.
4.Связь с государством.
5.Обязывающе – представительный характер.
6.Микросистемность.

Гипотеза
Указывает на условия действия, определяющиеся путём закрепления юридических фактов

Диспозиция
Ядро нормы. Определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей

Санкция
Предусматривает последствия за диспозицию. Может быть позитивной и негативной

Элементы норм права


Слайд 28Типы права и основные виды правовых систем


Слайд 29Источники права: понятие и виды
Виды источника права
Способ, с помощью которого закрепляются

нормы права

В материальном смысле

В идеологическом смысле

В формально-юридическом смысле

Формы права

Нормативный акт, направленный на урегулирование некоторых общественных отношений

Правовой обычай, содержащийся в сознании людей и вошедший в привычку

Юридический прецедент, представляющий собой административное или судебное решение

Нормативный договор, представляющий соглашение между субъектами


Слайд 30Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц










Прекращение

действия нормативных актов:
1.Истечение срока.
2.Замена новым актом.
3.Указание конкретного органа об отмене.

На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех граждан, государственных органов, иностранцев, лиц без гражданства.


Слайд 31 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВООТНОШЕНИЯ Лекция 7




Понятие и виды правотворчества. Систематизация нормативных актов
Система права

и система законодательства
Правовые отношения и их объекты
Правовой статус личности: понятие, структура, виды



Слайд 32Правотворчество подразделяется на следующие виды:
1.Непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума.
2.

Правотворчество государственных органов.
3. Правотворчество отдельных должностных лиц.
4.Локальное правотворчество.
5.Правотворчество общественных организаций.



Законотворчество Делегированное Подзаконное
правотворчество правотворчество

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Различают три основных вида систематизации нормативных актов:
Инкорпорация, консолидация, кодификация.




В зависимости от значимости правотворчество делится


Слайд 33Система права и система законодательства
Для деления норм права на отрасли используют

два критерия:
1.Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые право регулирует.
2.Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.



Императивный диспозитивный поощрительный рекомендательный

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений.
Отрасль – это наиболее крупное подразделение системы права.
В российском праве выделяют следующие основные отрасли: конституционное право, гражданское, семейное, административное, финансовое, трудовое, земельное, экологическое и уголовное право.


Выделяют следующие основные методы правового регулирования:


Слайд 34Правовые отношения и их объекты
Правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное

нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.










Выделяют два вида предпосылок возникновения правоотношений: материальные и юридические.
К материальным условиям относятся: жизненные интересы и потребности людей.
К юридическим условиям относятся: норма права, правосубъектность и юридический факт.
Объект правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.


Слайд 35Правовой статус личности: понятие, структура, виды
Субъекты правоотношений –участники правовых отношений,

обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями, использующие свою правоспособность и дееспособность

Правоспособность – это способность лица иметь права и обязанности.
Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Субъективное право – это вид и мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы

Структура:
возможность определённого поведения управомоченного лица;
возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;
возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам;
возможность пользоваться определённым социальным благом, ценностью.


Слайд 36ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕКЦИЯ 8
Правосознание и правовая культура
Понятие, виды

и состав правонарушений
Понятие, признаки и виды юридической ответственности
Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Понятие правопорядка, законности и дисциплины.


Слайд 37
Структура правосознания включает в себя два элемента:



Содержание правосознания:
Правовая культура личности:
знание и содержание права, а так-
же действия в соответствии с ним

Правонарушение и юридическая ответственность

Правосознание- совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву


Слайд 38

В зависимости от социальной опасности все правонарушения подразделяются на 2 категории:







Понятие, виды и состав правонарушений


Слайд 39

Виды юридической ответственности Признаки юридической ответственности





Понятие, признаки и виды юридической ответственности


Слайд 40

Механизм правового регулирования




Основные элементы механизма правового регулирования:





Слайд 41

Понятие правопорядка, законности и дисциплины


Слайд 42ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЛЕКЦИЯ 9
1. Источники и система российского конституционного права
2. Ответственность

в конституционном праве России
3. Понятие и функции конституции
4. Содержание конституции
5. Основы конституционного строя Российской Федерации


Слайд 43Источники и система российского конституционного права

В общеправовой теории выделяют:


Позитивное право


Естественное право



Естественное право – это присущие человеку от природы состояния свободы и неотъемлемых прав

В настоящее время естественное право сливается с правом позитивным, воплощается в нём, что особенно проявляется в конституционном праве

Ценность естественного права как источника конституционного права заключается:

1) Естественное право напоминает государству о существовании незыблемых, неприкосновенных прав человека;
2) Является основой, фундаментом активистского правосознания граждан, законодателей, судей, постоянно сопровождает процесс применения позитивного права и другие обстоятельства



Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение

Источниками позитивного конституционного права являются:
1) Конституция РФ и конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ;
2) Федеральные конституционные законы и федеральные законы, из которых такое значение имеют только законы; конституционно-правового содержания;
3) Акты палат Федерального Собрания РФ, и иные правовые акты


Вся система существует благодаря единым принципам конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение государственной власти, независимое правосудие, правовое государство.


Слайд 44Ответственность в конституционном праве России
Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами самого конституционного права.

Она не имеет ни репрессивного, ни материального характера.


Конституционно-правовая ответственность выступает как реальная гарантия против злоупотребления властью. В настоящее время признаётся, что правонарушения совершает государство.

Ответственность государства перед народом состоит, в частности, в том, чтобы не допускать политические, экономические и другие условия, превращающие народ в толпу, когда он утрачивает качества политического субъекта властвования.

Другая форма ответственности государства связана с реализацией гражданами права обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. В большинстве случаев конституционная ответственность носит политический и моральный характер.

Нарушение конституционно-правовых норм влечёт ответственность, которую несут государственные органы и должностные лица.

Ответственность государства
перед гражданами вытекает из его конституционных обязанностей.


Слайд 45Понятие и функции конституции
Конституция – это основной закон государства, имеющий

наивысшую юридическую силу, закрепляющий основные принципы устройства общества и государства, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления, функции государства и основы его отношений с личностью и обществом.

Конституция регулирует не только собственно государственную организацию, но и затрагивает различные стороны жизни общества.
Это позволяет конституции выполнять свою интеграционную функцию, то есть способствовать усилению единства, организованности, внутренней согласованности и целеустремлённости в развитии и государства, и всего общества.

Также к числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности. Конституция стимулирует развитие всей правовой жизни общества, даёт мощный импульс для развития законодательства, принятия новых нормативных актов.


Слайд 46Содержание конституции
Требования к содержанию современной конституции:
1) Государство должно обеспечить гарантии прав

и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность свободного развития и раскрытия потенциала человека.

2) В государстве должна строго разделяться государственная власть на законодательную, исполнительную и судебную.

3) Народный суверенитет должен воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, также основной формой осуществления народовластия является – представительная, через выборных лиц.

4) Гражданское общество должно строится на основе свободы, инициативы людей и их объединений, которые не должны тотально регулироваться государством.

5) Конституция не должна устанавливать какой-либо строй. Он должен строиться самостоятельно обществом.

Это и есть признаки образующие модель демократического государства и его конституции.


Слайд 47Основы конституционного строя Российской Федерации  
Конституционный строй – это порядок, при котором

соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией

Конституционный строй в узком смысле – это способ организации государства, закреплённый в его конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

В широком смысле - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, возникающих в связи с организацией высших органов государственной власти и управления.

В основе современного понимания конституционного строя лежат три главные категории: власть, суверенитет, свобода личности.

Основы конституционного строя – это главные устои государства, принципы его организации, закрепляющие гуманистическую направленность конституционного строя, гарантирующие от этатизма и создающие путем закрепления их в конституции фундамент конституционного строя государства.

Нормы-принципы, закрепленные в Конституции РФ:

1) Гуманистические основы конституционного строя: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; суверенитет народа;

2) Основные характеристики РФ – демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; социальное государство; светское государство; республиканская форма правления;

3) Основы организации государственной власти – суверенитет РФ и её территориальная целостность; разделение государственной власти; органы государственной власти; местное самоуправление;

4) Экономические основы конституционного строя, принципы рыночной экономики – единство экономического пространства;

5) Политические основы конституционного строя – идеологическое и политическое многообразие; общественные объединения.


Слайд 48ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,

ИХ ЗАЩИТА. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ ЛЕКЦИЯ 10

1. Правовой статус личности: понятие, виды и принципы

2. Понятие и виды прав и свобод человека и гражданина

3. Конституционные обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации


Слайд 49Правовой статус личности: понятие, виды и принципы.
Правовой статус личности - это

юридически оформленное положение человека в обществе, комплекс законодательно установленных, взятых в единстве и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности.

Конституционный правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется действующей Конституцией как базовый и является единым и одинаковым для всех.

Специальный правовой статус – это правовое положение лица, принадлежащего к определённой категории граждан, которое позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции.


Индивидуальный правовой статус – это положение в обществе конкретного лица, выражающее его конкретику, специфику. Такой статус включает в себя совокупность персонализированных прав и обязанностей личности.


Слайд 50личные права и свободы
политические права и свободы граждан РФ
экономические права и

свободы

социальные права

Конституционные права и свободы человека и гражданина подразделяются на следующие виды:


культурные права и свободы

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству различают права и свободы:
граждан Российской Федерации
иностранных граждан
лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства

В зависимости от характера субъектов-обладателей права и свободы бывают:
индивидуальные
коллективные.


Слайд 51Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Конституционные обязанности:
общие:
конкретные:
обязанность

соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы, уважать и не нарушать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности;

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании;
обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;
обязанность каждого гражданина получить основное общее образование;
обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования;
обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
долг и обязанность гражданина РФ– защита Отечества


Слайд 52ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ ЛЕКЦИЯ 11
1. Федерация и федерализм
2. Конституционно-правовой статус

Российской Федерации
3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации


Слайд 53Федерация и федерализм
Федеративное устройство- разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного

права каждой страны.

Федерализм- совокупность политических, правовых, экономических и культурных отношений, возникающих на основе функционирования системы федеративной государственности и отдельных ее элементов.



Принципы российского федерализма

Целостность и неприкосновенность территории РФ

Равноправие всех субъектов Федерации

Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах:
Национально-территориальной и территориальной

Государственным суверенитетом обладает РФ, а не её субъекты


Слайд 54Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Определяющая характеристика конституционно-правового статуса Российской
Федерации выступает государственный

суверенитет.

Суверенитет- верховенство и независимость государственной власти внутри
своей страны и по отношению к другим странам.

Распространяется
на всю территорию
Российской Федерации

Конституция РФ
и федеральные законы
имеют верховенство
на всей территории
Российской Федерации

Российская Федерация
обеспечивает целостность
и неприкосновенность всей территории

Элементы конституционно-правового статуса РФ

Единство
территории

Единое
гражданство

Единая
федеральная
система
права

Единая
денежная
и кредитная
система

Единые
Вооруженные
Силы


Слайд 55Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Субъект Федерации- это базовый элемент системы федеративных
отношений.
Не

обладает государственным суверенитетом

Не имеет права на отделение или сецессию

Граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права
и обязанности на всей территории РФ

Закон субъекта РФ не может противоречить федеральному закону

Перед лицом федеральной власти все субъекты федерации равны

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краёв,
областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов. Все они являются равноправными субъектами РФ.


Слайд 56ЛЕКЦИЯ 12 СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Конституционные принципы

организации и деятельности системы государственных органов Российской Федерации.
2. Законодательное регулирование системы органов государственной власти субъектов РФ.
3. Президент Российской Федерации.
4. Органы законодательной власти.
5. Федеральное Собрание Российской Федерации.
6. Законодательный процесс в Российской Федерации.
7. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Органы исполнительной власти Российской Федерации.
9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
10. Судебная власть и правосудие в Российской Федерации.


Слайд 57Конституционные принципы организации и деятельности системы государственных органов Российской Федерации
Органы государственной

власти - это звено государственного аппарата, реализующее то или иное направление государственной деятельности и наделённое в этой связи властными полномочиями.
Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.

Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.


Слайд 58


Законодательное регулирование системы органов государственной власти субъектов РФ
Принципы осуществления деятельности органов

государственной власти субъектов РФ

Государственная и территориальная целостность России;
Распространение суверенитета России на всю её территорию;
Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России;
Единство системы государственной власти;

Федеральные требования для всех субъектов РФ:
Регулярность выборов органов власти;
Запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ;
Запрет устанавливать языковые цензы;
Установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права;
Установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ – 5 лет.

Конституционные принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

самостоятельность и независимость;
государственная целостность и единство системы органов государственной власти;
Защита прав граждан на всей территории РФ;
разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ;


Слайд 59подписывает и обнародует федеральные законы
Президент Российской Федерации
Президент – это

должностное лицо, обеспечивающее конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма государственной власти, а также высшее представительство в международных отношениях; глава государства, наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ

Президент РФ

назначает на должность и освобождает от должности Заместителей Председателя Правительства, федеральных министров

является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации

вносит законопроекты в Государственную Думу

осуществляет руководство внешней политикой РФ

утверждает военную доктрину РФ, концепцию национальной безопасности










Слайд 60Органы законодательной власти
Органы законодательной власти – это органы, основной функцией которых

является издание законов.

Совет Федерации


Государственная Дума


Федеральное Собрание РФ

Органы законодательной власти РФ
Федеральные

Региональные


Слайд 61Федеральное собрание Российской Федерации

Совет Федерации (СФ). В него входят по два

представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет; 





Государственная Дума (ГД). Она состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на четыре года. ГД собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Думы нового созыва полномочия ГД прежнего созыва прекращаются.



Федеральное Собрание – парламент РФ - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.




Слайд 62Законодательный процесс в Российской Федерации
Законодательный процесс – главное направление деятельности Федерального

Собрания РФ, делящееся на 4 стадии.

Первая стадия
Законодательная инициатива
Внесения субъектами законопроектов в законодательный орган.

Вторая стадия
Обсуждение законопроекта
Корректирование законопроекта Государственной Думой.

Третья стадия
Принятие закона
Главная стадия законодательного процесса подразделяющаяся на 3 этапа.

Первый этап
Принятие закона Государственной думой.

Второй этап
Одобрение закона Советом Федерации.

Третий этап
Подписание закона Президентом РФ.

Четвертая стадия
Опубликование закона
Публикация текста закона в СМИ





Слайд 63
Законодательные органы государственной власти субъектов РФ
Законодательный орган государственной власти субъекта РФ

является постоянно действующим и единственным органом его законодательной власти.

Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру.

Порядок формирования и количество депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией или уставом данного субъекта Федерации и региональными законами о выборах.

Компетенция законодательных органов Субъектов РФ складывается из следующих основных групп полномочий:

В области конституционного строительства;
В области экономического и социально-культурного строительства;
В области внешних сношений;





Слайд 64Органы исполнительной власти Российской Федерации
По территории деятельности
По характеру полномочий


По организационной специфике

федеральные

органы субъектов Федерации

специальной компетенции

общей компетенции

коллегиальные

единоначальные

Правительство Российской Федерации – осуществляет исполнительную власть

Председатель Правительства РФ

Федеральные министры

Заместители

В порядке осуществления своих полномочий Правительство РФ:
организует реализацию внутренней и внешней государственной политики;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации;
направляет и контролирует деятельность её органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.


Слайд 65 Органы исполнительной власти субъектов РФ
В единую систему исполнительной власти Российской

Федерации входят также и органы исполнительной власти субъектов РФ.

В большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной власти выступают:
Губернатор

Правительство субъекта

отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти


Слайд 66



Судебная власть и правосудие в Российской Федерации
Судебная власть –

это совокупность предоставленных специальным органам государства – судам полномочий по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих гарантию законности и справедливости принимаемых судебных решений.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет единство судебной системы, которое обеспечивается путём:

1 установления судебной системы РФ Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
2 соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
3 применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций и других законов субъектов РФ;
4 признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;


Слайд 67ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 13
1. Понятие и источники гражданского

права
2. Гражданское правоотношение: понятие, содержание, виды
3. Сделки: понятие, форма и виды
4. Действительность сделок


Слайд 68Понятие и источники гражданского права
Гражданское право – система правовых норм,

составляющих основное содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников, методом юридического равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и интересов



Общественные отношения

Имущественные

Личные неимущественные

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке


Слайд 69Гражданское правоотношение: понятие, содержание, виды
Гражданское правоотношение – это само общественное

отношение, урегулированное нормой гражданского права; связь между участниками, в силу которой они выступают в качестве обладателей субъективных гражданских прав и носителей субъективных гражданских обязанностей

Субъекты гражданских правоотношений
Юридические лица
Физические лица
Российская федерация

Объекты гражданских правоотношений
Вещи, материальные блага
Работы и услуги
Исключительные права


Слайд 70Понятие и виды сделок
Сделки – это действия граждан и юридических лиц,

направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.


Виды сделок

Двусторонние

Односторонние

По числу сторон

По наличию условия в сделке

Условные

Обычные

Под отлагательным условием

Под отменительным условием

В зависимости от формы

Устная

Письменная


Слайд 71 Действительность сделок
Условия действительной сделки:
1) Cтороны сделки должны обладать дееспособностью

на заключение соответствующих сделок;
2) Должна быть соблюдена надлежащая форма заключения сделки;
3) Содержание сделки должно соответствовать действующему законодательству, иным нормативным актам;
4) Должно быть соответствие между волей и волеизъявлением каждой из сторон в сделке.

Недействительные сделки

Ничтожные

Оспоримые

Последствия недействительности сделок

Сделка не исполнялась

Сделка полностью или частично исполнена

Аннулируется

Двусторонняя реституция

Односторонняя реституция

Недопущение реституции


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика