ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Кафедра «Предпринимательское и трудовое право
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Кафедра «Предпринимательское и трудовое право
чьим интересам служит данная организация
Подходы к сущности государства:
Классовый - государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса;
Общечеловеческий - государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп;
Религиозный;
Национальный; доминирование в политике конкретного государства
Расовый.
Основные черты механизма государства
Упорядоченная совокупность государственных органов
Целостность обеспечивается едиными целями и задачами
Основной элемент–это государственные органы
Осуществление государством власти
Структура механизма государства включает в себя:
Государственные органы;
Государственные организации;
Государственные учреждения;
Государственные предприятия;
Государственных служащих – чиновников;
Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу.
принцип демократизма
принцип разделения государственной власти,
принцип законности,
принцип гласности,
принцип профессионализма,
принцип ответственности,;
принцип соподчиненности,;
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия
принцип сочетания выборности и назначаемости..
Монархия - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства
Признаки:
Передача власти по наследству
Бессрочные полномочия власти
Независимость от волеизъявления населения
Неограниченная. Вся власть в руках монарха.
Ограниченная. Существуют другие высшие органы власти ограничивающие власть монарха
Республика – это форма правления при которой глава государства выбран народом
Признаки:
Выборность власти
Срочность полномочий
Зависимость от избирателей
Смешанная
Президентская.
Президент избирается народом, формирует правительство, имеет право вето. Парламент может ограничивать правительство с помощью законов, также отстранить президента.
Парламентская. Правительство формируется парламентом. Парламент имеет право недоверия. У президента представительские обязанности. Реальный глава государства – руководитель правительства
Унитарное государство.
Его части не обладают суверенитетом. Одна система высших органов, одно законодательство.
Федеративное государство.
Его части обладают суверенитетом. Наряду с федеральными, существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.
Федерации строятся на основе распределения функций между её субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.
Конфедерация – это временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Не обладает суверенитетом, отсутствует общий центральный государственный аппарат, Нет единой системы законодательства. Непрочное государственное образование.
Признаки:
степень участия народа в механизмах формирования политической власти
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
положение средств массовой информации, степень гласности и прозрачности государственоого аппарата;
соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
доминирование методов убеждения и принуждения при осуществлении политической власти;
мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.
Демократия (народовластие)
Учет интересов меньшинства
Существование гражданского общества
Гласность
Выборность, сменяемость власти, их подотчетность обществу
Политический плюрализм
Реально обеспечиваются права и свободы человека
Реальное разделение власти
Прямая.
Осуществление власти народом (выборы, референдумы, петиции, митинги..)
Представительная.
Власть осуществляют представители – депутаты и т.п.
Общество отчуждено от политической власти, но не осознает этого
Монопольный контроль государства над всеми сферами жизни
Власть формируется бюрократическим способом
Насилие, принуждение, террор – методы управления
Господство одной партии, запрет оппозиции, отсутствие плюрализма
Отсутствие граней прав и свобод
Бесконтрольность репрессивных государственных органов
Авторитарный режим – это
государственно – политическое устройство, в котором политическая власть осуществляется партией или классом при минимальном участии народа.
Концентрация власти
в руках одного или нескольких связанный органов при отчуждении народа
Ограничение власти представительных органов
Суд – вспомогательный
орган внесудебных органов.
Почти отсутствует выборность власти.
Методы управления – командные
Выборный террор
Ограниченная цензура
Частичный плюрализм
Сущ. права и свободы не обеспечивающиеся во всей полноте
Наличие сфер жизни, недоступных государству
Субъект-ный
Основа любого общест-ва – люди
Институцио-нальный
система сложившихся в конкретном обществе институтов
Норма-тивный
Совокуп-ность «правил игры», которым следует общество
Коммуни-кативный
система реальных фактических связей и отношений, в которые субъекты вступают в процессе социального общения
Интеллек-туально-информа-ционный
Совокуп-ность накопленной обществом информации, научных знаний и практического опыта
Духовно-ценност-ный
система основополагающих нацио-нально-культурных и нравственных ценностей конкретного общества
Государство
⚫является
⯌средством разумной организации социальных отношений
⯌орудием достижения поставленных обществом задач
Общество
⚫способно быть: ⯌пассивно управляемым ⯌активным субъектом;
⚫может: ?оказывать обратное воздействие на государственную организацию
⯌выбирать государственных служащих; ⯌принимать участие в разработке законов; ⯌доводить до государства необходимую информацию.
Политическая система
Государство
⯌концентрирует в себе всё многообразие политических интересов
⯌придаёт политической системе своего рода целостность и устойчивость ⯌выполняет основной объём деятельности по управлению ⯌упорядочивает жизнедеятельность общества.
Компоненты политической системы
политическая организация общества
политическое сознание
политическая практика
социально-политические и правовые нормы
политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти
Задачи и цели
Формы осуществления функций государства
Правовые
⯌Право-творчество; ⯌применение права; ⯌право-охранительная деятельность.
Организаци-онные
⯌организацион-но-регламен-тирующая;
⯌организационно-хозяйственная; ⯌организационно-идеологическая
Аспекты сущности права
Любое право - регулятор
Обслуживание чьих-то интересов регулятором
Подходы к сущности права
классовый
общесоциальный
религиозный
национальный
расовый
Принципы права
общеправовые
межотраслевые
отраслевые
Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
Наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения
Гипотеза
Указывает на условия действия, определяющиеся путём закрепления юридических фактов
Диспозиция
Ядро нормы. Определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей
Санкция
Предусматривает последствия за диспозицию. Может быть позитивной и негативной
Элементы норм права
В материальном смысле
В идеологическом смысле
В формально-юридическом смысле
Формы права
Нормативный акт, направленный на урегулирование некоторых общественных отношений
Правовой обычай, содержащийся в сознании людей и вошедший в привычку
Юридический прецедент, представляющий собой административное или судебное решение
Нормативный договор, представляющий соглашение между субъектами
На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех граждан, государственных органов, иностранцев, лиц без гражданства.
В зависимости от значимости правотворчество делится
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
Правонарушение и юридическая ответственность
Правосознание- совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву
Понятие, виды и состав правонарушений
Понятие, признаки и виды юридической ответственности
Естественное право – это присущие человеку от природы состояния свободы и неотъемлемых прав
В настоящее время естественное право сливается с правом позитивным, воплощается в нём, что особенно проявляется в конституционном праве
Ценность естественного права как источника конституционного права заключается:
1) Естественное право напоминает государству о существовании незыблемых, неприкосновенных прав человека;
2) Является основой, фундаментом активистского правосознания граждан, законодателей, судей, постоянно сопровождает процесс применения позитивного права и другие обстоятельства
Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение
Источниками позитивного конституционного права являются:
1) Конституция РФ и конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ;
2) Федеральные конституционные законы и федеральные законы, из которых такое значение имеют только законы; конституционно-правового содержания;
3) Акты палат Федерального Собрания РФ, и иные правовые акты
Вся система существует благодаря единым принципам конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение государственной власти, независимое правосудие, правовое государство.
Конституционно-правовая ответственность выступает как реальная гарантия против злоупотребления властью. В настоящее время признаётся, что правонарушения совершает государство.
Ответственность государства перед народом состоит, в частности, в том, чтобы не допускать политические, экономические и другие условия, превращающие народ в толпу, когда он утрачивает качества политического субъекта властвования.
Другая форма ответственности государства связана с реализацией гражданами права обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. В большинстве случаев конституционная ответственность носит политический и моральный характер.
Нарушение конституционно-правовых норм влечёт ответственность, которую несут государственные органы и должностные лица.
Ответственность государства
перед гражданами вытекает из его конституционных обязанностей.
Конституция регулирует не только собственно государственную организацию, но и затрагивает различные стороны жизни общества.
Это позволяет конституции выполнять свою интеграционную функцию, то есть способствовать усилению единства, организованности, внутренней согласованности и целеустремлённости в развитии и государства, и всего общества.
Также к числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности. Конституция стимулирует развитие всей правовой жизни общества, даёт мощный импульс для развития законодательства, принятия новых нормативных актов.
2) В государстве должна строго разделяться государственная власть на законодательную, исполнительную и судебную.
3) Народный суверенитет должен воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, также основной формой осуществления народовластия является – представительная, через выборных лиц.
4) Гражданское общество должно строится на основе свободы, инициативы людей и их объединений, которые не должны тотально регулироваться государством.
5) Конституция не должна устанавливать какой-либо строй. Он должен строиться самостоятельно обществом.
Это и есть признаки образующие модель демократического государства и его конституции.
Конституционный строй в узком смысле – это способ организации государства, закреплённый в его конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.
В широком смысле - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, возникающих в связи с организацией высших органов государственной власти и управления.
В основе современного понимания конституционного строя лежат три главные категории: власть, суверенитет, свобода личности.
Основы конституционного строя – это главные устои государства, принципы его организации, закрепляющие гуманистическую направленность конституционного строя, гарантирующие от этатизма и создающие путем закрепления их в конституции фундамент конституционного строя государства.
Нормы-принципы, закрепленные в Конституции РФ:
1) Гуманистические основы конституционного строя: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; суверенитет народа;
2) Основные характеристики РФ – демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; социальное государство; светское государство; республиканская форма правления;
3) Основы организации государственной власти – суверенитет РФ и её территориальная целостность; разделение государственной власти; органы государственной власти; местное самоуправление;
4) Экономические основы конституционного строя, принципы рыночной экономики – единство экономического пространства;
5) Политические основы конституционного строя – идеологическое и политическое многообразие; общественные объединения.
1. Правовой статус личности: понятие, виды и принципы
2. Понятие и виды прав и свобод человека и гражданина
3. Конституционные обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации
Конституционный правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется действующей Конституцией как базовый и является единым и одинаковым для всех.
Специальный правовой статус – это правовое положение лица, принадлежащего к определённой категории граждан, которое позволяет осуществлять возложенные на них специальные функции.
Индивидуальный правовой статус – это положение в обществе конкретного лица, выражающее его конкретику, специфику. Такой статус включает в себя совокупность персонализированных прав и обязанностей личности.
социальные права
Конституционные права и свободы человека и гражданина подразделяются на следующие виды:
культурные права и свободы
В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству различают права и свободы:
граждан Российской Федерации
иностранных граждан
лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства
В зависимости от характера субъектов-обладателей права и свободы бывают:
индивидуальные
коллективные.
обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании;
обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;
обязанность каждого гражданина получить основное общее образование;
обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования;
обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
долг и обязанность гражданина РФ– защита Отечества
Принципы российского федерализма
Целостность и неприкосновенность территории РФ
Равноправие всех субъектов Федерации
Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах:
Национально-территориальной и территориальной
Государственным суверенитетом обладает РФ, а не её субъекты
Суверенитет- верховенство и независимость государственной власти внутри
своей страны и по отношению к другим странам.
Распространяется
на всю территорию
Российской Федерации
Конституция РФ
и федеральные законы
имеют верховенство
на всей территории
Российской Федерации
Российская Федерация
обеспечивает целостность
и неприкосновенность всей
территории
Элементы конституционно-правового статуса РФ
Единство
территории
Единое
гражданство
Единая
федеральная
система
права
Единая
денежная
и кредитная
система
Единые
Вооруженные
Силы
Не имеет права на отделение или сецессию
Граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права
и обязанности на всей территории РФ
Закон субъекта РФ не может противоречить федеральному закону
Перед лицом федеральной власти все субъекты федерации равны
Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краёв,
областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов. Все они являются равноправными субъектами РФ.
Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.
Федеральные требования для всех субъектов РФ:
Регулярность выборов органов власти;
Запрет устанавливать цензы оседлости для избрания в органы власти субъекта РФ;
Запрет устанавливать языковые цензы;
Установление единого возраста для осуществления активного и пассивного избирательного права;
Установление максимального срока полномочий любого органа государственной власти субъекта РФ – 5 лет.
Конституционные принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ:
самостоятельность и независимость;
государственная целостность и единство системы органов государственной власти;
Защита прав граждан на всей территории РФ;
разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ
Президент РФ
назначает на должность и освобождает от должности Заместителей Председателя Правительства, федеральных министров
является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации
вносит законопроекты в Государственную Думу
осуществляет руководство внешней политикой РФ
утверждает военную доктрину РФ, концепцию национальной безопасности
Совет Федерации
Государственная Дума
Федеральное Собрание РФ
Органы законодательной власти РФ
Федеральные
Региональные
Федеральное Собрание – парламент РФ - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Первая стадия
Законодательная инициатива
Внесения субъектами законопроектов в законодательный орган.
Вторая стадия
Обсуждение законопроекта
Корректирование законопроекта Государственной Думой.
Третья стадия
Принятие закона
Главная стадия законодательного процесса подразделяющаяся на 3 этапа.
Первый этап
Принятие закона Государственной думой.
Второй этап
Одобрение закона Советом Федерации.
Третий этап
Подписание закона Президентом РФ.
Четвертая стадия
Опубликование закона
Публикация текста закона в СМИ
Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру.
Порядок формирования и количество депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией или уставом данного субъекта Федерации и региональными законами о выборах.
Компетенция законодательных органов Субъектов РФ складывается из следующих основных групп полномочий:
В области конституционного строительства;
В области экономического и социально-культурного строительства;
В области внешних сношений;
По организационной специфике
федеральные
органы субъектов Федерации
специальной компетенции
общей компетенции
коллегиальные
единоначальные
Правительство Российской Федерации – осуществляет исполнительную власть
Председатель Правительства РФ
Федеральные министры
Заместители
В порядке осуществления своих полномочий Правительство РФ:
организует реализацию внутренней и внешней государственной политики;
осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации;
направляет и контролирует деятельность её органов;
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
В большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной власти выступают:
Губернатор
Правительство субъекта
отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти
ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закрепляет единство судебной системы, которое обеспечивается путём:
1 установления судебной системы РФ Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
2 соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
3 применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций и других законов субъектов РФ;
4 признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
Общественные отношения
Имущественные
Личные неимущественные
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
Субъекты гражданских правоотношений
Юридические лица
Физические лица
Российская федерация
Объекты гражданских правоотношений
Вещи, материальные блага
Работы и услуги
Исключительные права
Виды сделок
Двусторонние
Односторонние
По числу сторон
По наличию условия в сделке
Условные
Обычные
Под отлагательным условием
Под отменительным условием
В зависимости от формы
Устная
Письменная
Недействительные сделки
Ничтожные
Оспоримые
Последствия недействительности сделок
Сделка не исполнялась
Сделка полностью или частично исполнена
Аннулируется
Двусторонняя реституция
Односторонняя реституция
Недопущение реституции
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть