Федерализм (в классическом его понимании) – принцип государственно-территориального устройства, позволяющий обеспечить единство и разделение государственной власти
в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях
Основные признаки федерации
территория федерации состоит из территории ее субъектов
верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам
компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией
конституционные федерации создаются
в основном «сверху» в результате актов государственной власти
по способу взаимо-
отношений федерации и ее субъектов
федерации на основе союза характеризуются договорным характером их происхождения (США, Швейцария, СССР)
федерации на основе автономии (Индия)
по способу распределения и осуществления властных полномочий
централизованные федерации характеризуются созданием политического механизма, ограничивающего региональную власть (Пакистан, Венесуэла, Мексика)
относительно децентрализованные федерации, где субъекты владеют значительным объемом полномочий в различных сферах (США, Германия, Австрия)
асимметричные федерации имеют три разновидности
первая асимметричная модель характеризуется тем, что наряду с субъектами федерации, которые равноправны, в ее состав входят другие территориальные образования: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения (США (федеральный округ Колумбия))
вторая асимметричная модель включает только субъекты, но они различны, других территориальных образований нет (Швейцария, Россия)
третья асимметричная модель («скрытая асимметрия») – федерация может состоять только из однопорядковых субъектов, имеющих одинаковые названия, но они равны не во всех отношениях (Германия, Объединенные Арабские Эмираты)
«Североамериканский» тип
старые англоязычные «переселенческие» федерации, созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии, связанные с высокой децентрализацией государственной власти (США, Канада, Австралия)
«Островной»
тип
молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабо интегрированные (Коморские острова, Федеративные Штаты Микронезии)
молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные «сверху» на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеративных государств или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР)
«Афро-азиатский» тип
молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах
«Нигерийский» тип
Федеративное устройство Российского государства – это национально-территориальная организация и структура России, форма государственных связей между Российской Федерации в целом и ее субъектами, разграничение предметов ведения и полномочий между ними и их правовое положение
Государственная целостность России
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
Равноправие и самоопределение народов России
утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России
(1937–1985 гг.)
четвертый этап
реформы государственного устройства перед принятием Конституции РФ 1993 года
пятый этап
современный (постунитаристский) период
воздушное пространство в пределах Государственной границы Российской Федерации
территориальное море
внутренние воды
территорию субъектов Российской Федерации
включает
Российская Федерация состоит из субъектов шести видов
Республики в составе Российской Федерации
Автономная область
Автономные округа
Национально-государственные образования
Области
Края
Города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург
Государственно-территориальные образования
неприкосновенность территории и границ
наличие органов государственной власти
возможность быть самостоятельным участником международных
и внешнеэкономических связей при координирующей роли федеральных органов
разделение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики
наличие республиканского гражданства
установление своего государственного языка
наличие государственной символики
отсутствие права выхода из состава федерации
Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – государственные образования в составе России, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации
Территориальная автономия – это самостоятельность само-
определения территориальных единиц в рамках конституции или закона
Национально-культурная автономия основана на признании права самоуправления этнических общностей вне конкретных территориальных образований
Национально-культурная автономия в России – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определен-
ным этническим общностям на основе добровольной самоорганизации
в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры
федеративное устройство и территория России
установление правовых основ рынка и др.
определение статуса и защита государственной границы
установление системы федеральных органов всех ветвей власти, порядка их организации и деятельности, формирование данной системы
принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; государственная служба
Предметы исключительного ведения Российской Федерации
в области государственного строительства
6.10. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами
внешнеэкономические отношения России
оборона и безопасность; оборонное производство и продажа, наркотики, ядовитые вещества
регулирование и защита прав и свобод человека, гражданства, прав национальных меньшинств
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры, вопросы войны и мира
геодезия и картография, наименование географических объектов
Предметы совместного ведения России и ее субъектов
в области государственного строительства
обеспечение соответствия конституции и законов республик, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законы о недрах, об охране окружающей среды
кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
разграничение государственной собственности; природопользование
установление общих принципов налогообложения и сборов
в Российской Федерации
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей
координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров
защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств
обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности
Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации в области государственного строительства
принятие конституции, уставов, внесение в них изменений, контроль за их исполнением
законодательство субъектов Федерации
установление порядка организации и деятельности республиканских, региональных и местных органов власти, основ местного самоуправления, а также взаимоотношений государственных органов с общественными организациями
вопросы административно-территориального устройства, изменение границ
утверждение программ экономического и социального развития субъектов Федерации, бюджета, валютных фондов, контроль за их выполнением; установление налогов, иных доходов, бюджета; учреждение, реорганизация банков, их ликвидация
управление предприятиями государственной собственности
охрана всех форм собственности, обеспечение государственной безопасности, правопорядка, прав и свобод граждан
организация референдумов
внешнеэкономическая деятельность
представительство субъектов Федерации в международных отношениях
Принципы административно-территориального устройства
экономический
политический
социальный
национальный
комплексного развития территории
6.11. Административно-территориальное устройство
субъектов Российской Федерации
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть