Конституционно-правовые основы организации судебной власти в РФ. Конституционный суд РФ. Прокуратура РФ презентация

Содержание

ПЛАН 1. Понятие судебной власти и судебной системы Российской Федерации. 2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти. 3. Правовой статус и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Прокуратура Российской Федерации.

Слайд 1Тема 16. Конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации. Конституционный

Суд РФ. Прокуратура РФ.

Курилюк Юлия Евгеньевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности


Слайд 2ПЛАН

1. Понятие судебной власти и судебной системы Российской Федерации.
2. Конституционно-правовые принципы

организации судебной власти.
3. Правовой статус и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Прокуратура Российской Федерации.

Слайд 3Судебная власть
1. Понятие судебной власти и судебной системы Российской Федерации
Деятельность


судов

Судебная
система

Совокупность
функций
государства

Предназначение
судебной власти

разрешение правовых конфликтов


Слайд 4Осуществляется особыми государственными органами – судами;

2) Осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного

и уголовного судопроизводства
(ч. 2 ст. 118 Конституции РФ);

3) Осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Признаки:


Слайд 5Формы осуществления судебной власти
правосудие
судебный контроль
деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских,

уголовных дел, а также дел из административных правонарушений

судебный
конституционный
контроль
(конституционная юстиция)

судебный административный контроль (административная юстиция)

судебный контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ

судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий


Слайд 6ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
Правовая регламентация
Конституция РФ (ст. ст. 125-128 главы 7

Основного закона)

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ
(ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»



ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
ФКЗ от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»
ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
ФКЗ от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 08.03.2015) «О военных судах Российской Федерации»
ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

В учебниках:

Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
- утратил силу!


Слайд 7Основополагающий принцип –
ЕДИНСТВО СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ст. 3 Закона о судебной

системе)

6) финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета

1) установление судебной системы
Российской Федерации Конституцией РФ
и Законом о судебной системе

2) соблюдение всеми
федеральными судами
и мировыми судьями
установленных федеральными
законами правил судопроизводства

3) применение всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации

4) признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу

5) законодательное закрепление единства статуса судей

Единство судебной системы Российской Федерации


Слайд 8+ Суд по интеллектуальным правам
К судам субъектов относятся:
Конституционный (уставный)
суд субъекта
Мировые

судьи

специализированные суды
по рассмотрению гражданских
и административных дел.

Могут быть учреждены путем внесения изменений в Закон о судебной системе:

Федеральные суды

делам по разрешению экономических споров



Слайд 9Судебная система
(схема из презентации к лекции по теме:
«Конституционные основы организации

государственной власти в Российской Федерации.»)

КС РФ

ВС РФ

(В)С субъектов

Военные (флотские) окружные суды

Арбитражные суды округов (кассационные)

Городские (районные) суды

Мировые судьи

Военные (флотские) гарнизонные суды

АС субъектов

Арбитражные апелляционные суды

Суд по интеллектуальным правам

Конституционные
(уставные)
суды субъектов

Федеральные суды

Суды
субъектов


Слайд 10Состав Верховного Суда
Пленум


Президиум
Апелляционная коллегия
Дисциплинарная коллегия
Судебная коллегия
по административным делам

Судебная коллегия
по

гражданским делам

Судебная коллегия
по уголовным делам

Судебная коллегия
по экономическим спорам

Судебная коллегия
по делам военнослужащих


170 судей Верховного Суда


Слайд 11Полномочия Верховного Суда
высший судебный орган
по гражданским делам, делам по разрешению

экономических споров, уголовным, административным и иным делам

осуществляет судебный надзор за деятельностью судов

рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела, перечисленные в части 4 ст. 2
ФКЗ «О ВС РФ»:

рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между органами государственной власти

осуществляет право законодательной инициативы

обращается в КС РФ с запросами о проверке конституционности законов

выносит заключение
о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления

принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ / Председателя СКР признаков преступления

разрешает вопросы, связанные
с международными договорами

публикует судебные
акты Верховного Суда

осуществляет
иные полномочия
в соответствии с ФКЗ
«О ВС РФ»


Слайд 12
Специализированные суды
Схема судов общей юрисдикции
Верховные суды республик,
краевые и областные суды,


суды городов федерального значения,
суды автономной области и автономных округов

Районные (городские, межрайонные) суды


Военные суды

Мировые судьи

Федеральные суды

Суды
субъектов


В настоящее время не созданы!


т.н. «гражданские суды»


Слайд 13Суды общей юрисдикции
Рассматривают:

гражданские

административные

уголовные


иные
?
дела
Военные суды

Те же дела, но в защиту прав


или в отношении военнослужащих

Полномочия судов общей юрисдикции


Слайд 14Арбитражные суды округов (кассационные)
АС субъектов
Арбитражные апелляционные суды
Суд по интеллектуальным правам
Арбитражные суды:

схема и подведомственность

Подведомственность (общая):

Специальная подведомственность

1) о несостоятельности (банкротстве);
2) дела по корпоративным спорам
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юр.лиц, инд. предпринимателей;
4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев;
5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций;
6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам
7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности

рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.


Слайд 15

2. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
принципы
судопроизводства
(правосудия)
принципы
правового статуса
судебных

органов

принципы
правового статуса
судей


Осуществление правосудия только судом
Самостоятельность
Обязательность судебных постановлений


Независимость
Несменяемость



Слайд 16
Принципы правового статуса судебных органов: проблемные вопросы
1. Осуществление правосудия только судом
?
Третейские

суды: что это за органы?
Входят ли они в судебную систему
Российской Федерации? Их существование – это плюс или минус для судебной системы?

Могут ли быть созданы чрезвычайные суды?
Если нет, по почему? Если да, при каких обстоятельствах?

?

2. Самостоятельность

?

Как осуществляется финансирование судов?
Не нарушает ли это принцип самостоятельности?


3. Обязательность
судебных постановлений

?

Что понимают под «телефонным правом»? Как избежать этого в российской судебной системе?

Как, по Вашему мнению, можно обеспечить большую эффективность исполнения решений КС РФ? Судов общей юрисдикции?

?

Можно ли утверждать, что в России существует прецедентное право?

?


Слайд 17Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой

ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;
предоставлением судье за счет государства
материального и социального обеспечения,
соответствующего его высокому статусу.

Принципы правового статуса судей


Слайд 18Принципы
судопроизводства
(правосудия)
принцип равенства всех перед законом и судом
принцип гласности судебного

разбирательства

состязательность и равноправие сторон

принцип участия граждан в осуществлении  правосудия

принцип национального языка судопроизводства


Слайд 213. Правовой статус и организация деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации
?
Является ли

Конституционный Суд Российской Федерации судом?

Н.С. Бондарь, судья Конституционного Суда Российской Федерации, "Конституционные парадоксы конституционного правосудия"

Конституционный Суд - больше, чем суд

1
Конституционный Суд - судебно-юрисдикционный орган

2
Конституционный Суд - суд над властью

3

Конституционный Суд - квазиправотворческий орган (но не квазисудебный!)


4

Конституционный Суд - научно-исследовательская лаборатория конституционализма, генератор доктринальной и практической юриспруденции


Слайд 22Федеральный конституционный закон
от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном

Суде Российской Федерации»

Полномочия

1. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
 1) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
 2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;
 3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
 4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.


Абстрактный
конституционный контроль




Последующий контроль

Предварительный контроль



Слайд 23Федеральный конституционный закон
от 17.12.2001 № 6-ФКЗ
«О порядке принятия в

Российскую Федерацию
и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 марта 2014 года № 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов"


Международный договор был подписан 18 марта! (ДО решения КС РФ)

Ратификация: Федеральный закон от 21.03.2014 N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (ПОСЛЕ решения КС РФ)

Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя"




Слайд 24
Абстрактный
конституционный контроль,
субъекты
Президент Российской Федерации,
Совет Федерации,
Государственная Дума,
1/5 членов

Совета Федерации,
1/5 депутатов Государственной Думы,
Правительство Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Итоговое
решение
по делу

о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции

о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений НЕ соответствующими Конституции

Постановление


Слайд 252. Разрешает споры о компетенции:
 
1) между федеральными органами государственной власти;
 2) между

органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
 3) между высшими государственными органами субъектов Федерации.

Субъекты


Указанные органы государственной власти

В случае недостижения согласованного решения при использовании согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Президент РФ

*

*


Слайд 26
Конкретный
Конституционный
контроль
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле и
по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле

Субъекты

ГРАЖДАНЕ,
чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, объединения граждан,
иные органы и лица

СУД,
если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле

Граждане - ?..

Закон - ?..


Слайд 274. Дает толкование Конституции РФ.
Президент,
Совет Федерации,
Государственная Дума,
Правительство

России,
органы законодательной власти субъектов Федерации

Право на обращение имеют:

Толкование – нормативное!


Официальное

Обязательное


Слайд 285. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской

Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

7. Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения

6. Проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с ФКЗ «О референдуме».


Слайд 29Принципы деятельности КС РФ
независимость
коллегиальность
гласность
состязательность и равноправие сторон


Слайд 30Состав в порядок образования

19 судей
Min 40 лет
Безупречная репутация
Высшее юридическое образование
Стаж

работы по юридической профессии – min 15 лет
Признанная высокая квалификация в области права

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет.


Слайд 31Президент РФ
Кандидатура

Вносится:
членами СФ и депутатами ГД, законодательными (представительными)
органами субъектов РФ,


высшими судебными
органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.


Представление

СФ

14 дней
Тайное голосование
Большинство голосов


Присяга

Назначение на должность
судей КС РФ


Слайд 32Требование о безупречной репутации
Ст. 18 ФКЗ:
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации

прекращаются ввиду:
... 6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи

Нормативное определение отсутствует!

подп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О статусе судей»:
судьей может быть только гражданин, не имеющий или не имевший судимости, либо гражданин, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям

Min




Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса

1. Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.

соответствие базовым требованиям Кодекса судейской этики, утвержденного 2 декабря 2004 г. VI Всероссийским съездом судей

В частности:


Слайд 33Перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи КС РФ
Не

может занимать иные государственные должности

Не может заниматься предпринимательской деятельностью (за исключением...,
НО! Это не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании!)

Не вправе осуществлять защиту или представительство (кроме законного)

«Не вправе оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей»

Запрет участия в политической деятельности

Запрет высказывать публично свое мнение о вопросе, рассматриваемом КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Слайд 34
Послания

Регламент

Вопросы о наградах судей КС РФ

Вопросы о приостановлении
или прекращении полномочий


судей КС РФ

Иные полномочия

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях КС РФ

Осуществление полномочий КС (разрешает дела о соответствии Конституции РФ ..., толкование Конституции РФ...)


Слайд 35Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела
Структура и организация

деятельности

С проведением
слушаний

Без проведения
слушаний

ЕСЛИ:
- вопрос о конституционности НПА может быть разрешен на основании выработанных ранее правовых позиций;
- проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя


Слайд 36Для руководства деятельностью КС РФ
избираются его Председатель и заместители Председателя.
ЗОРЬКИН


Валерий
Дмитриевич

МАВРИН
Сергей Петрович

ХОХРЯКОВА
Ольга Сергеевна

Заместители Председателя КС РФ

Председатель КС РФ


1) руководит подготовкой заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение КС РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
3) представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ ,...;
5) осуществляет другие полномочия


осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Судом.


Слайд 37Правила конституционного судопроизводства
независимости,
коллегиальности,
гласности,
устности разбирательства,
ведения судопроизводства на

русском языке, непрерывности судебного заседания,
состязательности и равноправия сторон.

Принципы:

Стороны:

заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение;
органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
государственные органы, компетенция которых оспаривается.


Слайд 38Обращение
Запрос
Ходатайство
Жалоба
Повод
к рассмотрению
дела
Основание
обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует

ли Конституции РФ:
закон,
иной нормативный акт,
договор между органами государственной власти,
не вступивший в силу международный договор,
или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции,
или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ,
или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращения в КС РФ


Слайд 39Итоговое решение КС РФ
Решения КС РФ
Определение
Постановление
Заключение
решение Суда, принимаемое в ходе осуществления

конституционного судопроизводства, но не содержащее разрешения дела по существу.

итоговое решение по делам
о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ

о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.


Слайд 40Решения КС РФ – не законодательный акт, но по юридической природе

они сильнее, чем закон


а) это уникальные конституционно-судебные нормоустановления, особый вид источников права;
б) сочетают в себе норматичные и доктринальные начала;
в) характеризуются единством естественно-правовых и позитивистских начал;
г) являются конституционным источником права и одновременно могут быть источником любой другой отрасли


Слайд 41Обязательность решений КС РФ и их юридическая сила
Решения КС РФ обязательны

на всей территории Российской Федерации для всех
- представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,
- органов местного самоуправления,
- предприятий,
- учреждений,
- организаций,
- должностных лиц,
- граждан и их объединений.

Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию.

Решение КС РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения / со дня его опубликования / со дня их принятия (см. ст. 79 ФКЗ)

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

НОВЕЛЛА законодательства о КС РФ:
Не допускается применение либо реализация нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным КС РФ истолкованием.



Слайд 424. Прокуратура Российской Федерации
Судебная ветвь власти
Прокуратура РФ
Федеральный закон от 17.01.1992 №

2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»

Ст. 129 Конституции РФ


Слайд 43Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

 
Генеральная прокуратура Российской Федерации,
прокуратуры субъектов Российской

Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,
научные и образовательные учреждения,
редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами,
а также прокуратуры городов и районов,
другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Все органы прокуратуры – федеральные.


Слайд 44Средства
прокурорского
реагирования
Постановление
Протест
Представление
Предостережение о недопустимости нарушения закона


Слайд 45Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика