Курилюк Юлия Евгеньевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
Курилюк Юлия Евгеньевна, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности
Судебная
система
Совокупность
функций
государства
Предназначение
судебной власти
разрешение правовых конфликтов
Признаки:
судебный
конституционный
контроль
(конституционная юстиция)
судебный административный контроль (административная юстиция)
судебный контроль за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ
судебный контроль за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ
(ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»
ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
ФКЗ от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»
ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
ФКЗ от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 08.03.2015) «О военных судах Российской Федерации»
ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
В учебниках:
Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
- утратил силу!
6) финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета
1) установление судебной системы
Российской Федерации Конституцией РФ
и Законом о судебной системе
2) соблюдение всеми
федеральными судами
и мировыми судьями
установленных федеральными
законами правил судопроизводства
3) применение всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации
4) признание обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу
5) законодательное закрепление единства статуса судей
Единство судебной системы Российской Федерации
специализированные суды
по рассмотрению гражданских
и административных дел.
Могут быть учреждены путем внесения изменений в Закон о судебной системе:
Федеральные суды
делам по разрешению экономических споров
КС РФ
ВС РФ
(В)С субъектов
Военные (флотские) окружные суды
Арбитражные суды округов (кассационные)
Городские (районные) суды
Мировые судьи
Военные (флотские) гарнизонные суды
АС субъектов
Арбитражные апелляционные суды
Суд по интеллектуальным правам
Конституционные
(уставные)
суды субъектов
Федеральные суды
Суды
субъектов
Судебная коллегия
по уголовным делам
Судебная коллегия
по экономическим спорам
Судебная коллегия
по делам военнослужащих
170 судей Верховного Суда
осуществляет судебный надзор за деятельностью судов
рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела, перечисленные в части 4 ст. 2
ФКЗ «О ВС РФ»:
рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между органами государственной власти
осуществляет право законодательной инициативы
обращается в КС РФ с запросами о проверке конституционности законов
выносит заключение
о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления
принимает заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ / Председателя СКР признаков преступления
разрешает вопросы, связанные
с международными договорами
публикует судебные
акты Верховного Суда
осуществляет
иные полномочия
в соответствии с ФКЗ
«О ВС РФ»
Районные (городские, межрайонные) суды
Военные суды
Мировые судьи
Федеральные суды
Суды
субъектов
В настоящее время не созданы!
т.н. «гражданские суды»
Полномочия судов общей юрисдикции
Подведомственность (общая):
Специальная подведомственность
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) дела по корпоративным спорам
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юр.лиц, инд. предпринимателей;
4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев;
5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций;
6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам
7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности
рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
принципы
правового статуса
судей
Осуществление правосудия только судом
Самостоятельность
Обязательность судебных постановлений
Независимость
Несменяемость
Могут ли быть созданы чрезвычайные суды?
Если нет, по почему? Если да, при каких обстоятельствах?
?
2. Самостоятельность
?
Как осуществляется финансирование судов?
Не нарушает ли это принцип самостоятельности?
3. Обязательность
судебных постановлений
?
Что понимают под «телефонным правом»? Как избежать этого в российской судебной системе?
Как, по Вашему мнению, можно обеспечить большую эффективность исполнения решений КС РФ? Судов общей юрисдикции?
?
Можно ли утверждать, что в России существует прецедентное право?
?
Принципы правового статуса судей
состязательность и равноправие сторон
принцип участия граждан в осуществлении правосудия
принцип национального языка судопроизводства
Н.С. Бондарь, судья Конституционного Суда Российской Федерации, "Конституционные парадоксы конституционного правосудия"
Конституционный Суд - больше, чем суд
1
Конституционный Суд - судебно-юрисдикционный орган
2
Конституционный Суд - суд над властью
3
Конституционный Суд - квазиправотворческий орган (но не квазисудебный!)
4
Конституционный Суд - научно-исследовательская лаборатория конституционализма, генератор доктринальной и практической юриспруденции
Полномочия
1. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
1) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
2) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;
3) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
4) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Абстрактный
конституционный контроль
Последующий контроль
Предварительный контроль
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19 марта 2014 года № 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов"
Международный договор был подписан 18 марта! (ДО решения КС РФ)
Ратификация: Федеральный закон от 21.03.2014 N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" (ПОСЛЕ решения КС РФ)
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Итоговое
решение
по делу
о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции
о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений НЕ соответствующими Конституции
Постановление
Субъекты
Указанные органы государственной власти
В случае недостижения согласованного решения при использовании согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Президент РФ
*
*
Субъекты
ГРАЖДАНЕ,
чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, объединения граждан,
иные органы и лица
СУД,
если закон подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле
Граждане - ?..
Закон - ?..
Право на обращение имеют:
Толкование – нормативное!
Официальное
Обязательное
7. Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения
6. Проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с ФКЗ «О референдуме».
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет.
Представление
СФ
14 дней
Тайное голосование
Большинство голосов
Присяга
Назначение на должность
судей КС РФ
Нормативное определение отсутствует!
подп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О статусе судей»:
судьей может быть только гражданин, не имеющий или не имевший судимости, либо гражданин, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям
Min
Статья 6. Требования к судье, направленные на обеспечение его статуса
1. Судья должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб репутации судьи.
соответствие базовым требованиям Кодекса судейской этики, утвержденного 2 декабря 2004 г. VI Всероссийским съездом судей
В частности:
Вопросы, рассматриваемые в заседаниях КС РФ
Осуществление полномочий КС (разрешает дела о соответствии Конституции РФ ..., толкование Конституции РФ...)
С проведением
слушаний
Без проведения
слушаний
ЕСЛИ:
- вопрос о конституционности НПА может быть разрешен на основании выработанных ранее правовых позиций;
- проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя
МАВРИН
Сергей Петрович
ХОХРЯКОВА
Ольга Сергеевна
Заместители Председателя КС РФ
Председатель КС РФ
1) руководит подготовкой заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение КС РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
3) представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ ,...;
5) осуществляет другие полномочия
осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Судом.
Принципы:
Стороны:
заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение;
органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Обращения в КС РФ
итоговое решение по делам
о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ
о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.
а) это уникальные конституционно-судебные нормоустановления, особый вид источников права;
б) сочетают в себе норматичные и доктринальные начала;
в) характеризуются единством естественно-правовых и позитивистских начал;
г) являются конституционным источником права и одновременно могут быть источником любой другой отрасли
Решение КС РФ окончательно и не подлежит обжалованию.
Решение КС РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения / со дня его опубликования / со дня их принятия (см. ст. 79 ФКЗ)
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
НОВЕЛЛА законодательства о КС РФ:
Не допускается применение либо реализация нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным КС РФ истолкованием.
Ст. 129 Конституции РФ
Все органы прокуратуры – федеральные.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть