Слайд 104.09.2013
(стац. 2 курс)
ДЕМИЧЕВ Д.М.-
ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
Тема лекции
«Избирательное право. Избирательная система.
Референдум»
Слайд 2№ 2
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1.Сущность и содержание избирательного права.
2.Понятие избирательной
системы.
3.Виды избирательных систем. Мажоритарная система. Пропорциональная система. Смешанные системы.
4.Понятие и социальная функция референдума.
5.Предмет референдума. Организация референдума.
6.Правовые последствия референдума.
Слайд 3№ 3-7
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.
(С измен. и дополн., принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -1999. -№ 1. -1/0; 2004. -№ 188. -1/6032.
Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11февраля 2000 г. (С измен. и дополн. ) // Ведомости Национ. собрания Респ. Беларусь. -2000. -№ 6. -Ст. 47; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 25. - 2 / 145; 2011.- №127. - 2/1861.
Слайд 4№ 4
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Закон Республики Беларусь от 30 апреля 1998
г. «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов»// Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. -1998. -№ 20. -Ст.218. (утратил силу)
Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. № 431 "О назначении республиканского референдума«// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2004.- № 142.- 1/5825.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2005 г. № 1516 "О финансировании расходов на подготовку и проведение выборов Президента Республики Беларусь и создании условий для работы избирательных комиссий" //Регистрационный номер Национального реестра 5/20148.
Слайд 5№ 5
ЛИТЕРАТУРА
(основная )
1.Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. –
Минск, 2010.
2. Демичев Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 379 с.
3. Демичев Д.М. Конституционное право. Учебное пособие. – Минск: Выш. шк., 2004. – 351 с.
4. Демичев Д.М. Конституционное право. Учебник. – Минск: Адук. и вых., 2012. – 418 с.
Слайд 6№ 6
ЛИТЕРАТУРА
(дополнительная )
Андрющенко Е.0. О некоторых принципах избирательного процесса. //Народный депутат.
1990. № 3. С. 15-24.
Белкин А.А. Избирательные ограничения. // Правоведение. 1992. № 1. С. 3-14.
Василевич Г.А. Конституционные основы избирательного права в Республике Беларусь. // Органы государственной власти в Республике Беларусь. Мн.: Право и экономика. 1999. С. 231-262.
Головко А.А. Понятие и взаимодействие избирательной системы и избирательного права в СССР.// Проблемы правового статуса субъектов права. Калининград , 1976. С. 75-81.
Коркунов Н.М. Пропорциональные выборы. СПб., 1896.
Лейзеров А.Т. Советская избирательная система. Мн., 1974.
Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. Сборник статей. М., 1995.
Слайд 7№ 7
ЛИТЕРАТУРА
(дополнительная )
Мейер Г. Избирательное право. В 2-х т. М., 1905,
1906.
Михалева Н.А., Морозова Л.А. Новые республиканские законы о выборах народных депутатов// Знание. М., 1990.
Постников А.Е. Избирательное право России. М., 1996.
Федеративная Республика Германии. Конституция и законодательные акты. М., 1991.
Слайд 8№ 7 а
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
(понятие)
Избирательное право – это:
1.совокупность правовых норм о порядке
проведения выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления;
2.индивидуальное право гражданина на участие в выборах (право избирать и быть избранным)
Слайд 9№ 8
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
в двух значениях
Избирательное право в объективном смысле.
Избирательное право
в субъективном смысле.
Слайд 10№ 9
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
в объективном смысле
Избирательное право в
объективном смысле рассматривается как система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами государственных органов и органов местного самоуправления.
Слайд 11№ 10
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
в субъективном смысле
Это гарантированная государством возможность гражданина участвовать
в выборах в органы государственной власти.
Оно представляет собой комплекс правомочий:
активное избирательное право
пассивное избирательное право
прямое избирательное право
косвенное избирательное право
Слайд 12№ 11
ИСТОЧНИКИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Конституция Республики Беларусь
Избирательный кодекс Республики Беларусь
Закон Республики
Беларусь от 30 апреля 1998 г. «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» (утратил силу)
Указы Президента Республики Беларусь (например, указы: о назначении выборов в Палату представителей; о назначении выборов в местные Советы)
Постановления палат Национального собрания (например, о назначении выборов Президента Республики Беларусь)
Постановления Центризбиркома
Постановления Правительства Республики Беларусь
Решения местных органов управления и самоуправления
Слайд 13№ 11 а
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – это существующий в данном государстве
порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Она охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактических, сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы.
Слайд 14№ 12
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
в широком смысле слова
Представляет собой совокупность общественных
отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Слайд 15№ 13
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
в узком смысле слова
Это способ распределения депутатских
мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
Слайд 16№ 14
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
всеобщность
свободное участие в выборах
обязательный вотум
равенство граждан
при выборах
состязательность избирательного процесса
равные возможности претендентов
гласность при подготовке и проведении выборов
Слайд 17
№ 15
Не участвуют в выборах
в соответствии со статьей 64 Конституции
Республики Беларусь:
Граждане, признанные судом недееспособными;
Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
3. Лица, в отношении которых в порядке, установленном Уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения –содержание под стражей.
Слайд 18№ 16
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
ценз возрастной
ценз оседлости
ценз имущественный
ценз образовательный
ценз моральный.
Слайд 19№ 17
ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
1. мажоритарная система
2. пропорциональная система
3. смешанная система
Слайд 20№ 17 а
МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА
Сущность ее заключается в том, что депутатские места
в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.
Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов.
Слайд 21№ 17 б
ВИДЫ
МАЖОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫ
1. мажоритарная система относительного большинства;
2. мажоритарная система абсолютного
большинства;
3. мажоритарная система квалифицированного большинства.
Слайд 22№ 18
МЕТОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КВОТЫ
Пример: в округе 5 мандатов.
Количество избирателей – 120
тыс.
Приняли участие в голосовании – 100 тыс.
Участвуют в избирательном процессе представители 20 партий.
Минимум для получения депутатского мандата (100.000 : 5 мандатов) 20 тысяч голосов.
Слайд 23№ 18 а
РЕФЕРЕНДУМ
Референдум - это голосование граждан того или иного государства,
какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
Слайд 24№ 19
ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ
императивный;
консультативный;
конституционный;
законодательный;
обязательный;
факультативный;
общегосударственный;
местный.
Слайд 25№ 20
ИМПЕРАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Таковым считается референдум, результат которого является окончательным и обязательным.
Решение референдума приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменено или отменено только новым волеизъявлением народа
(Например, ст. 77 Конституции Республики Беларусь установила, что "Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом").
Слайд 26№ 21
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
При консультативном референдуме волеизъявление народа выражается в выявлении
общественного мнения, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо закона или иного важного решения.
Слайд 27№ 22
КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
РЕФЕРЕНДУМ
Разделение референдума на конституционный и законодательный
основано на правовом характере принимаемых актов:
конституции
или
закона.
Слайд 28№ 23
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий,
обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение.
(Статья 74 Конституции Республики Беларусь "Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум).
Слайд 29№ 24
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
При факультативном референдуме компетентный государственный орган по своему
усмотрению решает вопрос о назначении референдума
(Статья 74 Конституции Республики Беларусь "Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе…")
Слайд 30№ 25
ВОПРОСЫ,
которые не могут выноситься на республиканский референдум
которые могут вызвать
нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
об амнистии, о помиловании.
Слайд 31№ 26
ВОПРОСЫ,
которые не могут выноситься на местный референдум
1. вопросы, перечисленные
в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (т.е. вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум);
2. вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом;
3. вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.
Слайд 32№ 27
ПОРЯДОК
проведения республиканского референдума
(по инициативе граждан)
Образование инициативной группы по проведению референдума
(не менее 100 чел.)
Передача заявления в Центральную комиссию о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум
Направление документов, представленных инициативной группой в Министерство юстиции Республики Беларусь и Прокуратуру Республики Беларусь на соответствие вопроса (проекта решения) законодательству Республики Беларусь
Регистрация вопроса (проекта решения), предлагаемого на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции Республики Беларусь и Прокуратуры Республики Беларусь
Выдача свидетельства о регистрации инициативной группы и образца листа для сбора подписей граждан (подписного листа)
Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума членами инициативной группы (в 2-месячный срок)
Сдача подписных листов в районный, городской исполнительный комитет, в райадминистрацию для проверки достоверности подписей (в 10-дневный срок и проверяется не менее 20% подписей)
Слайд 33№ 27 а
ПОРЯДОК
проведения республиканского референдума
(по инициативе граждан)
8. Принятие решения райгорисполкома о
результатах сбора подписей и направление его в облисполком, Мингорисполком
9. Проверка достоверности подписей облисполкомом, Мингорисполкомом (при необходимости в 5-дневный срок)
10. Принятие решения облисполкома, Мингорисполкома об итогах сбора подписей и направление его в Центральную комиссию
11. Составление инициативной группой заключительного акта о сборе подписей и представление его в Центризбирком
12. Проверка представленных документов в Центризбиркоме
13. Передача Центризбиркомом Президенту Республики Беларусь заключительного акта инициативной группы вместе со своим заключением и протоколом
14. Издание Президентом Республики Беларусь Указа о назначении референдума (согласно статье 117 ИК Респ. Беларусь)
Слайд 34№ 28
ОТКЛОНЕНИЕ
Центральной комиссией предложения о проведении референдума
Центральная комиссия отклоняет
предложение о проведении референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:
нарушения срока для сбора подписей граждан;
отсутствия требуемого количества подписей;
выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке;
представления инициативной группой более 15 % недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан в подписных листах;
установления в представленных документах других нарушений требований Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь.
Слайд 35№ 29
СОДЕРЖАНИЕ
Указа Президента Республики Беларусь о
назначении референдума
В Указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума предусматриваются:
дата проведения референдума;
юридическая сила решения, принятого референдумом;
формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);
иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.
Слайд 36Вопросы
для проведения проверки знаний
по теме
«Избирательное право. Избирательная система. Референдум»
Слайд 37№ 1
В каких значениях (аспектах) рассматривается избирательное право?
Слайд 38№ 1
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
рассматривается в двух значениях
Избирательное право в объективном смысле.
Избирательное
право в субъективном смысле.
Слайд 39№ 2
Как рассматривается избирательное право в объективном смысле?
Слайд 40№ 2
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
в объективном смысле
Избирательное право в
объективном смысле рассматривается как система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами государственных органов и органов местного самоуправления.
Слайд 41№ 3
КАК РАССМАТРИВАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ?
Слайд 42№ 3
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
в субъективном смысле
Это гарантированная государством возможность гражданина участвовать
в выборах в органы государственной власти.
Оно представляет собой комплекс правомочий:
активное избирательное право
пассивное избирательное право
прямое избирательное право
косвенное избирательное право
Слайд 43№ 4
Как рассматривает современное конституционное право институт выборов и референдума?
Слайд 44№ 4
Современное конституционное право рассматривает институт выборов и референдума как неотъемлемое
свойство демократии – средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения.
Слайд 45№ 5
Активное избирательное право — это………………………………………………………………………………….
Слайд 46№ 5
Активное избирательное право — это право участвовать с решающим голосом
в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.
Слайд 47№ 6
Пассивное избирательное право — это……………………………………………………………………………………………..
Слайд 48№ 6
Пассивное избирательное право - это право быть избранным в качестве
полномочного лица в выборные государственные органы.
Слайд 49№ 7
Прямое избирательное право – это ………………………………………………………………………………………………
Слайд 50№ 7
Прямое избирательное право – это право избирать членов выборных государственных
органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.
Слайд 51№ 8
Косвенное избирательное право – это………………………………………………………………………………………………..
Слайд 52№ 8
Косвенное избирательное право – это право избирать членов выборных государственных
органов не непосредственно, а через ранее избранных представителей.
Слайд 53
№ 9
Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется:
Варианты ответов:
Конституционным Судом;
Центральной комиссией;
совместным
заседанием ПП и СР;
указом Президента о назначении референдума;
Палатой представителей;
Советом Республики;
Слайд 54
№ 9
Юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется:
Конституционным Судом;
Центральной комиссией;
совместным
заседанием ПП и СР;
указом Президента о назначении референдума;
Палатой представителей;
Советом Республики.
Слайд 55
№ 10
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие:
Варианты
ответов
25 % граждан, внес. в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
30% граждан, внес. в списки;
более половины граждан, внесенных в списки;
50 % граждан, внес. в списки;
60 % граждан, внес. в списки;
75 % граждан, внес. в списки.
Слайд 56
№ 10
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие:
25 % граждан,
внес. в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
30% граждан, внес. в списки;
более половины граждан, внесенных в списки;
50 % граждан, внес. в списки;
60 % граждан, внес. в списки;
75 % граждан, внес. в списки;
Слайд 57№ 11
НАЗОВИТЕ ИСТОЧНИКИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Слайд 58№ 11
ИСТОЧНИКИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Конституция Республики Беларусь
Избирательный кодекс Республики Беларусь
Указы Президента
Республики Беларусь (например, указы: о назначении выборов в ПП; о назначении выборов в МС)
Постановления палат НС (например, о назначении выборов Президента Респ. Беларусь)
Постановления Центризбиркома
Постановления Правительства РБ
Решения местных органов УиС
Слайд 59№ 12
Что представляет собой избирательная система?
Слайд 60№ 12
Избирательная система – это существующий в данном государстве порядок выборов
депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Она охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактических, сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы.
Слайд 61№ 13
Что представляет собой избирательная система
в широком смысле слова?
Слайд 62№ 13
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
в широком смысле слова
Представляет собой совокупность общественных
отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Слайд 63№ 14
Что представляет собой избирательная система
в узком смысле слова?
Слайд 64№ 14
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
в узком смысле слова
Это способ распределения депутатских
мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
Слайд 65№ 15
НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 66№ 15
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
всеобщность
свободное участие в выборах
обязательный вотум
равенство граждан
при выборах
состязательность избирательного процесса
равные возможности претендентов
гласность при подготовке и проведении выборов
Слайд 67
№ 16
Кто не участвует в выборах
в соответствии с действующим законодательством
Республики Беларусь?
Слайд 68
№ 16
Не участвуют в выборах
в соответствии со статьей 64 Конституции
Республики Беларусь:
Граждане, признанные судом недееспособными;
Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
3. Лица, в отношении которых в порядке, установленном Уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения –содержание под стражей.
Слайд 69№ 17
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
Перечислите существующие в большинстве демократических государств избирательные цензы.
Слайд 70№ 17
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ
ценз возрастной
ценз оседлости
ценз имущественный
ценз образовательный
ценз моральный.
Слайд 71№ 18
КАКИЕ ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Слайд 72№ 18
ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
мажоритарная система
пропорциональная система
смешанная система
Слайд 74№ 19
Абсентеизм – это неучастие избирателей в выборах.
Слайд 75№ 20
ЧТО ТАКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА?
Слайд 76№ 20
ЧТО ТАКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА?
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА — это наименьшее число голосов,
необходимое для избрания одного депутата. Она может определяться как для округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов.
Слайд 78№ 21
РЕФЕРЕНДУМ
Референдум—это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории,
имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.
Слайд 79№ 22
Назовите виды референдумов.
Слайд 80№ 22
ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ
императивный
консультативный;
Конституционный
законодательный;
обязательный
факультативный;
общегосударственный
местный.
Слайд 81№ 23
ИМПЕРАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Императивным считается референдум, ………………………………………………………………………………………………………………………………..
Слайд 82№ 23
ИМПЕРАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Таковым считается референдум, результат которого является окончательным и обязательным.
Решение референдума приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменено или отменено только новым волеизъявлением народа
Например, ст. 77 Конституции Республики Беларусь установила, что "Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом").
Слайд 83№ 24
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Консультативным референдумом считается такой референдум, когда ……………………………………………………………………………………………….
Слайд 84№ 24
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
При консультативном референдуме волеизъявление народа выражается в выявлении
общественного мнения, которое учитывается органами государственной власти в принятии какого-либо закона или иного важного решения.
Слайд 85№ 25
КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
РЕФЕРЕНДУМ
Дайте определение конституционного
и
законодательного
референдума.
Слайд 86№ 25
КОНСТИТУЦИОННЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ
РЕФЕРЕНДУМ
Разделение референдума на конституционный и законодательный
основано на правовом характере принимаемых актов:
конституции
или
закона.
Слайд 87№ 26
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Что такое обязательный референдум?
Слайд 88№ 26
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
Обязательным референдум считается тогда, когда орган, его назначающий,
обязан при наличии определенных конституцией условий назначить его проведение.
(Статья 74 Конституции Республики Беларусь "Республиканские референдумы назначаются Президентом РБ по собственной инициативе, а также по предложению ПП и СР, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава), каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска. Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений ПП и СР либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум).
Слайд 89№ 27
ЧТО ТАКОЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ?
Слайд 90№ 27
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ
При факультативном референдуме компетентный государственный орган
по своему усмотрению решает вопрос о назначении референдума
(Статья 74 Конституции Республики Беларусь "Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе… ")
Слайд 91№ 28
Какие вопросы не могут выноситься на республиканский референдум?
Слайд 92№ 28
ВОПРОСЫ,
которые не могут выноситься на республиканский референдум
которые могут вызвать
нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
связанные с избранием и освобождением Президента РБ, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента РБ и палат НС;
о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;
об амнистии, о помиловании.
Слайд 93№ 29
Какие вопросы не могут выноситься на местный референдум?
Слайд 94№ 29
ВОПРОСЫ,
которые не могут выноситься на местный референдум
вопросы, перечисленные в
части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (т.е. вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум);
вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом;
вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.
Слайд 95№ 30
Назовите основные этапы
проведения республиканского референдума по инициативе граждан.
Слайд 96№ 30
ПОРЯДОК
проведения республиканского референдума
(по инициативе граждан)
Образование инициативной группы по проведению референдума
(не менее 100 чел.)
Регистрация инициативной группы и вопроса референдума
Направление документов в Минюст и Прокуратуру
Сбор подписей граждан
Сдача подписных листов для проверки
Проверка представленных документов в Центризбиркоме
Передача Центризбиркомом Президенту закл. акта
Издание Президентом Указа о назначении референдума (согласно статье 117 ИК Респ. Беларусь)
Слайд 97
№ 31
ОТКЛОНЕНИЕ
Центральной комиссией предложения о проведении референдума
В каких случаях
Центральная
комиссия отклоняет предложение о проведении референдума?
Слайд 98
№ 31
Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении референдума
и сообщает об этом инициативной группе и Президенту Республики Беларусь в случаях:
нарушения срока для сбора подписей граждан;
отсутствия требуемого количества подписей;
выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора подписей, зафиксированных в установленном Центральной комиссией порядке;
представления инициативной группой более 15 % недостоверных подписей от общего количества проверенных подписей граждан;
установления в представленных документах других нарушений требований ИК и иных актов законодательства
Слайд 99
№ 32
СОДЕРЖАНИЕ
Указа Президента Республики Беларусь о
назначении референдума
Что предусматривается в Указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума?
Слайд 100
№ 32
СОДЕРЖАНИЕ
Указа Президента Республики Беларусь о
назначении референдума
В Указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума предусматриваются:
дата проведения референдума;
юридическая сила решения, принятого референдумом;
формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);
иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума.
Слайд 101
№ 33
За счет каких средств осуществляется материальное обеспечение
агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан ?
Слайд 102
№ 33
Материальное обеспечение агитации по инициированию
республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке.
В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средств осуществляется Центральной комиссией.
Слайд 103
№ 34
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими
образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в области и г. Минске - не менее …. человек;
Слайд 104
№ 34
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими
образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в области и городе Минске - не менее 50 человек;
Слайд 105
№ 35
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими
образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в районе, городе, районе в городе - не менее …. человек;
Слайд 106
№ 35
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими
образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек;
Слайд 107
№ 36
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими
образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в поселке, сельсовете - не менее ….. человек.
Слайд 108
№ 36
Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими
образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:
в поселке, сельсовете - не менее 10 человек.
Слайд 109
№ 37
Решение о назначении областного, Минского
городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума
принимается:
Варианты ответов:
Центральной комиссией;
сессией областного Совета депутатов;
соответствующим местным Советом депутатов;
соответствующим местным исполнительным комитетом;
президиумом соответствующего Совета;
облисполкомом;
Слайд 110
№ 37
Решение о назначении областного, Минского
городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается:
Центральной комиссией;
сессией областного Совета депутатов;
соответствующим местным Советом депутатов;
соответствующим местным исполнительным комитетом;
президиумом соответствующего Совета;
облисполкомом;
Слайд 111
№ 38
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие:
Варианты ответов
25 %
граждан, внес. в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
30% граждан, внес. в списки;
более половины граждан, внесенных в списки;
50 % граждан, внес. в списки;
60 % граждан, внес. в списки;
75 % граждан, внес. в списки;
Слайд 112
№ 38
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие:
25 % граждан,
внес. в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
30% граждан, внес. в списки;
более половины граждан, внесенных в списки;
50 % граждан, внес. в списки;
60 % граждан, внес. в списки;
75 % граждан, внес. в списки;