Слайд 1ИСТОЧНИКИ
АП ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Слайд 2Нормативно-правовые акты
Судебные прецеденты и судебная практика
Правовые обычаи
ИСТОЧНИКАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ЯВЛЯЮТСЯ:
Слайд 3Конституции (федеральные и субъектов)
Законы: акты парламента или акты, принятые на референдуме
(в континентальной системе существует иерархия законов: конституционными и/или органическими); обычные (текущие).
В ряде стран применяются сводные тексты (компиляции)
Делегированное законодательство
Регламентарные акты в странах континентальной правовой семьи
Нормативные акты органов местного самоуправления
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Слайд 4Прецеденты толкования: судьи, применяя закон, интерпретируют его, и акт приобретает тот
смысл, который придали ему судебные решения.
В странах общего права значителен вклад судебных прецедентов в развитие норм о пределах судебного контроля, о понятии естественного правосудия, об использовании дискреционных полномочий администрации.
Формулировка правовых принципов и доктрин
СУДЕБНЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Слайд 5Большая роль в странах англосаксонской системы: право общих судов окончательно решать
административные дела, а также все прерогативные полномочия Короны в Великобритании, в том числе и право регулировать вопросы гражданской службы, основываются на правовых обычаях
Реальное воздействие обычного права на государственное управление развивающихся стран Азии и Африки
ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ
Слайд 6Наряду с национальными источниками административного права во многих странах применяются в
качестве общеобязательных международно-правовые принципы и нормы. Наиболее показательный пример тому - использование норм и принципов европейского права в государствах - членах Европейского Союза
Обязательному исполнению подлежат регламенты - нормативные акты общего содержания.
НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Слайд 8ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих административные функции
Административная деятельность,
осуществляемая в общественных интересах
Сфера управления публичным сектором
Слайд 9ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Публичная администрация – организация и деятельность органов и учреждений,
подчинённых политической власти, обеспечивающих исполнение закона, действующих в публичных интересах и наделённых прерогативами публичной власти
Слайд 10ЧЕРТЫ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Подчиняется политической власти.
Администрация – аппарат управления публичными делами,
занимающийся реализацией целей, которые были определены политической властью. Политические институты и управленческие структуры в аппарате государства.
Обеспечивает исполнение и применение законов.
Публичная администрация отделена от законотворчества и судопроизводства. Разграничение исполнительной и административной власти.
Действует в публичных интересах
Наделяется прерогативами публичной власти – властными полномочиями, позволяющими от имени общества давать обязательные указания частным лицам
Слайд 11ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Централизация – система административных органов строится по иерархическому
принципу
Децентрализация – передача части функций публичной администрации на места. Децентрализованные органы не подчиняются ни друг другу, ни центральным властям, действуют от своего имени и отвечают за свои действия в суде. Доктрина intra vires и ultra vires
Концентрация – все властные полномочия сосредоточены у одного органа, другие управленческие структуры не могут принимать решения против его воли. Ограниченное действие.
Деконцентрация – властный орган передаёт подчинённым часть полномочий, сохраняя за собой полноту ответственности
Принцип единства и неделимости публичной администрации (в ряде стран)
Слайд 12ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Принцип законности
Администрация действует в рамка закона. Контроль публичной
администрации парламентом и судами с точки зрения законности.
Императивные полномочия.
Администрация обязана исполнять нормы закона в точности так, как предписано в законе. Если понятия чётко не определены, есть возможность учитывать особенности конкретного случая.
Дискреционные полномочия
Администрация вправе выбрать по своему усмотрению любое допускаемое законом решение и оценить его последствия.
Эффективность
И принцип, и основное требование. Критерии оценки эффективности – достижение поставленных целей и разрешение социальных проблем
Слайд 13ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ПУБЛИЧНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Органы, работающие непосредственно под руководством правительства, подотчётные ему и
несущие пред ним ответственность за свою деятельность
Аппарат правительства
Министерства
Ведомства
Слайд 14АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Административные функции правительства связаны с общим руководством публичной администрацией
Первоначально аппарат
правительства – небольшая группа личных помощников, секретарей и советников главы правительства. Рост численности бюрократического аппарата при усилении вмешательства государства в управление.
Помогает главе правительства наладить связи с чиновниками публичной администрации и с другими ветвями власти
Состав аппарата, организационно-правовые формы деятельности зависят от нормы правления, политического режима и иных факторов (Большие дискреционные полномочия в президентских республиках)
Слайд 15АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА
США
Большое количество «субкабинетных структур» (структурные подразделения аппарата правительства – Совет
национальной безопасности, Экономический совет, Управление по развитию политики и т.д.) и штат личных помощников президента
Великобритания
Секретариат премьер-министра – состав формируется премьер-министром. Секретарь по связям с общественностью, советники по иностранным делам, по вопросам обороны и экономики и т.д.
Секретариат кабинета – орган, координирующий деятельность кабинета и правительства Великобритании. Чиновники, их заместители и помощники – либо постоянные сотрудники Секретариата, либо прикомандированы на несколько лет из министерств
Германия
Ведомство федерального канцлера. Находится в непосредственном распоряжении федерального канцлера, отвечает практически за все направления деятельности правительства. Руководит статс-секретарь.
Франция
Аппарат президента – кабинет президента + генеральный секретариат + военный кабинет
Аппарат премьер-министра - кабинет + генеральный секретариат + военный кабинет
Слайд 16ФУНКЦИИ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА
Сбор и оценка информации, подготовка проектов административных и политических
решений
Оказание экспертно-политических услуг. Создание специальных совещательных органов, с помощью которых к принятию административных решений подключаются заинтересованные социальные слои – предприниматели, учёные, участники профсоюзного движения и т.д.
Координация деятельности различных органов исполнительной власти и правительственных институтов
Контроль за публичной администрацией
Слайд 17МИНИСТЕРСТВА
Органы специального управления. Планируют и организуют работу соответствующей отрасли управления, руководят
подчинёнными предприятиями
Функции:
Трансформация общенациональной политики в конкретное управленческое действие. Выработка форм и методов деятельности по достижению цели.
Управление службами министерства. Установление бюджета, подбор и перемещение личного состава, определение структуры министерства и распределение компетенции между структурными подразделениями
Координационная деятельность – регулирование повседневной управленческой деятельности, координация деятельности ведомств, не входящих в состав министерства, но взаимодействующих с ним, координация взаимоотношений публичных предприятий и частного сектора
Контрольная функция
Иерархический контроль
Финансовый контроль
Инспекция
Слайд 18ВИДЫ МИНИСТЕРСТВ:
В административно-политической сфере (обороны, внутренних дел)
В финансово-экономической и хозяйственной сферах
(экономики, финансов, промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта)
В социально-культурной сфере (образования, культуры, здравоохранения)
Слайд 19ВИДЫ МИНИСТЕРСТВ
В зависимости от принципа, положенного в основу создания:
По проблемно-отраслевому
принципу (большинство: минобороны, окружающей среды, внутренних дел и др.)
По принципу обслуживаемой клиентуры (министерства по делам потребителей, ветеранов и молодёжи, мелкого бизнеса)
+ могут создаваться для решения конкретной задачи (Министерства по делам Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии в Великобритании)
+ по территориально-региональному принципу
Слайд 20СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА
Вертикальные службы (отраслевые)
Реализация основных функций министерства
Горизонтальные службы (функциональные)
Опосредованное воздействие на
осуществление министерством основных функций – вопросы персонала, бюджета, международного сотрудничества
Технические службы
Связаны с «управленческой техникой» – архивы, подразделения, планирование, отчётность, статистика
Слайд 21ВЕДОМСТВА
Контролируют сферы общественной жизни, которые не охватываются министерствами
Модели административного подчинения ведомств:
Ведомство
подчиняется министру, руководящему соответствующей сферой управления, в этом случае руководитель ведомства может иметь ранг заместителя министра
Ведомство выводится из административного подчинения министру и напрямую подчиняется правительству. Если руководитель ведомства не имеет ранга министра, один из членов правительства может руководить данным ведомством
Слайд 22ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Причины создания автономных ведомств – необходимость обеспечения социально-культурного обслуживания,
свободного от прямого политического воздействия
Специфический правовой статус децентрализованных структур
Слайд 23ЧЕРТЫ НЕЗАВИСИМЫХ ВЕДОМСТВ
Являются автономными структурами публичной администрации. Не подчиняются правительству и
министерствам – только контролируются по стратегическим вопросам управления
Административная автономия – самостоятельное решение вопросов собственной компетенции (внутренняя организация, структура)
Финансовая автономия (собственное имущество и бюджет)
Специальная компетенция – право выполнять лишь те функции, приобретать права и нести обязанности, которые прямо указаны в акте об их создании
Субъекты публичного права – обязаны выражать общественные интересы. Но в вопросах внутреннего управления и во взаимоотношениях с третьими лицами выступают от своего имени и являются субъектами частного права
Слайд 24ВИДЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В зависимости от сферы деятельности:
В хозяйственно-экономической (промышленные, торговые, транспортные)
Социально-культурной
(трудоустройство, соц обеспечение, здравоохранение)
Административно-политической областях (разведывательные управления, надзор за избирательными кампаниями)
В зависимости от срока полномочий
Постоянные
Временные – ad hoc – создаются для решения конкретной задачи и прекращают существование после её решения
Слайд 25ВИДЫ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С учётом выполняемых функций:
Регулирующие – принимают акты управления нормативно-правового
характера и осуществляют контроль за соблюдением законности частными лицами и компаниями
Координирующие – обеспечивают согласованность действий предприятий, учреждений и организаций.
Распределяющие – финансовая и иная поддержка частных лиц и компаний.
Клиентские – оказывают услуги всем обратившимся
Примирительные – рассматривают конфликтные ситуации и предлагают решения
Слайд 26Принципы
административного права
зарубежных стран
Подготовила студентка 2МП (гр. 5) Грабарь Екатерина
Слайд 28ПРИОРИТЕТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
административно-правовое регулирование не нарушает
основных прав и свобод личности
вторжение в эту сферу - только на основе специальных законодательных предписаний и должно быть разумно обоснованным
принцип пропорциональности или соразмерности
принцип недискриминации
Слайд 29ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
принцип господства права (rule of law)
принципы intra vires
("в рамках прав") и ultra vires ("против прав"): администрация обязана действовать в рамках предписанных полномочий, иначе ее действия могут быть оспорены в суде и признаны незаконными
Слайд 30ПРИНЦИПЫ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА И ОСНОВАНИЯ НА ЗАКОНЕ
законы - первичные источники
административного права
администрация не может сама наделить себя публично-властными полномочиями
совершение указанных общественно полезных целей (Франция)
принцип оговорки в законе (Германия)
Слайд 31ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
административно-правовое регулирование должно не только основываться на нормах
закона, но и учитывать все действующие нормативно-правовые акты
Слайд 32ПРИНЦИП ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
в ряде стран называется принципом правовой безопасности
администрация
не может внезапно отказаться от установленной ею законной правовой практики
Слайд 33ПРИНЦИП РАЗУМНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ
в западных странах чаще всего устанавливаются запреты
излишнего формализма
правовая норма не должна применяться, если в сложившихся обстоятельствах ее применение не имеет никакого смысла
Слайд 34EUROPÄISCHES VERWALTUNGSRECHT
1988, Юрген Шварц – «Европейское административное право»
В перечень вошли:
принцип
законности,
принцип недискриминации,
принцип возможности отмены незаконного административного акта,
принцип юридической определенности,
право на защиту,
принцип пропорциональности,
принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина,
принцип субсидиарности,
принцип надлежащего управления,
принцип прозрачности,
принцип применения.