Слайд 1 государственная и муниципальная служба
Камышников Анатолий Иванович, декан факультета ГМУ, к.т.н., доцент
Слайд 2
«Монархи
вынуждены прибегать к помощи многих глаз, ушей, рук и ног, делая
соучастниками своей власти людей, сочувствующих их правлению и лично расположенных к ним».
Аристотель
Государственная гражданская служба — это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства.
Слайд 3Соотношение администрации и государства
Ролан Драго считает, что:
«администрацию нельзя отождествлять с государством.
Цели администрации никогда не бывают первичны, они всегда вторичны и состоят в выполнении заданий, порученных ей основополагающими государственными органами. Таким образом, администрация всегда предстает как совокупность средств, позволяющих осуществлять решения политической власти».
Слайд 4Смысл понятия ГГС
понятие «государственная гражданская служба» употребляется в двух смыслах:
во-первых, для обозначения объективного процесса регулирования (упорядочения) административной (аппаратной) деятельности государства, а во-вторых, для выделения науки и учебной дисциплины об этом процессе.
Слайд 5Объект и предмет науки о ГГС
объектом науки-ГГС является государственное управление,
государство как таковое, частью которого она является. Тогда как ее предметом служит деятельность государственных гражданских служащих, объективные законы и принципы государственного административного (аппаратного) управления.
Слайд 6государственная (гражданская) служба есть не только
публично-правовой, но и публично-нравственный институт
Гражданская служба
— это, прежде всего, политический инструмент, используемый политической властью для исполнения полномочий государственных органов.
«Административная реформа». Это понятие используется в двух смыслах — широком и узком.
В широком понимании — когда речь идет о глубоких и масштабных изменениях государственных органов, связанных со структурными преобразованиями государственного управления. В узком смысле административная реформа означает сокращение и коренную перестройку государственного аппарата (гражданской службы).
Слайд 7Государство - универсальное политическое сообщество и одновременно организация, обладающая особой суверенной
властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая в процессе социального арбитража , прежде всего, волю доминирующего социального слоя, учитывающая и выполняющая значимые для общества задачи.
Государственная власть – продолжение и высшее проявление политической воли и суверенитета народа, суверенная, верховная и универсальная власть, осуществляемая специальным аппаратом, использующая правовое регулирование, включая возможность легального и легитимного принуждения.
Слайд 8Форма государства
Форма государственного устройства - способ территориальной организации государственной власти: национально-государственное
и административно-территориальное устройство, правовое положение частей и характер взаимоотношений между ними, взаимоотношения между центральными и местными органами;
Формы государственного правления – монархия (абсолютная: Катар - управляет эмир, конституционная: Бельгия, Испания, Швеция – управляет правительство на основе правительственного большинства); республика-источник власти народ и принцип разделения властей (президентская: США, Россия, парламентская: Австрия, Греция, Италия, ФРГ);
Политический режим – авторитарный (или тоталитарный с императивным тотальным контролем всех сфер жизни граждан), демократический (государственный как характеристика форм, способов, приемов и методов деятельности самого государства).
Слайд 9Формы государственного устройства
Слайд 10Сущность ГМУ
Государственное управление (как общественное явление) - осуществляемое в рамках закона
воздействие специально уполномоченных органов и должностных лиц на определенные их компетенцией сферы деятельности государства с целью проведения государственной политики;
Муниципальное управление (как общественное явление) – осуществляемое в рамках закона воздействие специально уполномоченных лиц на процессы местного самоуправления с целью решения проблем населения муниципального образования.
Слайд 11Необходимость, возможность и пределы ГМУ
Необходимость – обусловлена потребностями в осуществлении общих
дел и урегулировании социальных конфликтов в обществе;
Возможность – определена факторами: волей (управленческая воля выражается в решениях, принимаемых органами государства, муниципальных образований ), властью (власть государства верховна, суверенна на всей его территории), силой (сила государства коренится в экономических, политических, идеологических ресурсах и поддержке населения ), материальными и иными ресурсами;
Пределы – обозначены двумя главными концепциями: 1) естественные, прирожденные права личности, которые государство не имеет право отчуждать, 2) гражданское общество, в дела которого власть не должна вмешиваться.
Слайд 12
Назначает высших должностных лиц государства: Председателя Правительства (с согласия Госдумы), его
заместителей, федеральных министров, 1/3 состава ЦИК, федеральных судей, полномочных представителей в федеральных округах и в органах государственной власти и освобождает их от должности, своим указом определяет структуру Правительства РФ;
Предлагает кандидатуры Генерального Прокурора, судей Конституционного и Верховного Суда, Председателя ЦБ, Председателя Счетной палаты (и заместителя) на утверждение Федеральным Собранием;
Назначает выборы в ГД и референдумы, имеет право на роспуск ГД, объявляя новые выборы;
Подписывает и обнародует федеральные и федеральные конституционные законы, обладает правом отлагательного вето;
Обладает правом законодательной инициативы, издает указы и распоряжения;
Полномочия Президента РФ
Слайд 13
6. Является Верховным Главнокомандующим ВС, ему непосредственно подчиняются МВД, МЧС, МИД,
МО, МЮ, СВР, ФСБ, ФСКН, и др.;
7. Вводит военное и чрезвычайное положение как на всей территории, так и на ее отдельных территориях (в связи с ЧС);
8. Применяет согласительные процедуры в случае разногласий между органами государственной власти, руководит государственной службой в РФ;
9. Вправе приостанавливать действия актов государственной субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека до решения данного вопроса соответствующим судом;
Полномочия Президента РФ
Слайд 14Полномочия Федерального Собрания
Государственная Дума:
Решение вопроса о доверии Правительству;
Разработка и принятие федеральных
и федеральных конституционных законов;
Ежегодное утверждение госбюджета, федеральных налогов и сборов, ежегодного отчета Правительства об исполнении госбюджета;
Выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности;
Назначение (и отрешение) Председателя ЦБ РФ;
Объявление амнистии;
Назначение (и освобождение) Председателя и аудиторов Счетной Палаты РФ;
Назначение (и освобождение) Уполномоченного по правам человека
Слайд 15Полномочия Федерального Собрания
Совет Федерации:
Участие в законодательной деятельности;
Утверждение изменения границ между субъектами
РФ;
Отрешение Президента от должности;
Назначение выборов Президента РФ
Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения;
Право на использование ВС за пределами территории РФ;
Назначение (и освобождение) Заместителя Председателя и аудиторов Счетной Палаты РФ;
Назначение (и освобождение) Генерального Прокурора РФ;
Назначение (и освобождение) судей Конституционного и Верховного Суда
Слайд 16Стадии законодательного процесса
Законодательная инициатива;
Подготовка законопроекта (в комитетах) на пленарное заседание ГД;
Обсуждение
законопроекта на пленарном заседании ГД;
Принятие (или отклонение) закона Думой;
Одобрение (или неодобрение) закона Советом Федерации;
Промульгация (подписание и обнародование) закона Президентом РФ;
Возможны дополнительные стадии: при неодобрении закона в СФ (создание и работа согласительной комиссии палат, повторное принятие закона ГД); при использовании вето Президентом (либо принятие закона в редакции Президента, либо преодоление права вето 2/3 голосов в каждой палате).
Слайд 17Полномочия Правительства РФ
Правительство-орган коллегиальный
Разработка и предоставление ГД федерального бюджета и обеспечение
его выполнения с последующим отчетом;
Обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Обеспечение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
Управление государственной собственностью, обеспечение обороны, государственной безопасности, реализация внешней политики РФ
Обеспечение законности, прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью;
Иные полномочия, возложенные Конституцией, федеральными законами, указами Президента.
Слайд 18Деятельностный метод в управлении является обобщенной и систематизированной совокупностью знаний об
исходных принципах упорядочения связей и взаимодействий в обществе и окружающем
его мире.
Субординацией (лат. subordinatio — соподчинение) называется такая модель гражданской службы, при которой осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов государственного органа или один из взаимодействующих органов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных
Реординацией обычно называют такую модель государственного управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одного органа другому или одних сторон, частей и элементов какого-либо государственного органа другим, как по горизонтали, так и по вертикали.
Координацией (лат. coordinatio — сорасположение) называется третья модель гражданской службы, при которой осуществляется горизонтальное упорядочение, а стороны, части и элементы одного и того же государственного органа или взаимодействие нескольких государственных органов характеризуются тождественностью, равновеликостью.
Слайд 19Схема управления государством Российским через 12 коллегий
Слайд 22Здание 12 коллегий сегодня (вид со стороны Невы)