Слайд 1Реализация принципа парламентаризма на пространстве Европейского Союза и в Российской Федерации:
сравнительно-правовой анализ деятельности Европейского парламента и Совета Федерации
Слайд 2Специфика Европейского парламента
и Совета Федерации как органов
народного представительства
Как за
Европарламентом, так и за Советом Федерации закреплены представительные функции. Европарламент представляет интересы граждан стран-членов Европейского Союза на общеевропейском, а Совет Федерации – интересы регионов на федеральном уровнях.
В соответствии со статьей 14 Договора о Европейском Союзе «Европейский парламент состоит из представителей граждан Союза».
Согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание, а значит и обе палаты парламента, является представительным органом Российской Федерации.
Слайд 3Порядок формирования Европейского парламента и Совета Федерации
Депутаты Европарламента избираются сроком на
5 лет путем всеобщего прямого тайного голосования. При наличии общих требований, избирательная процедура в каждом государстве-члене Европейского Союза варьируется (например, в части количества избирательных округов, выбора дня голосования).
Слайд 4Представительство граждан государств-членов Европейского Союза в Европарламенте обеспечивается по квоте в
соответствии с численностью населения страны (т.н. метод убывающей пропорциональности, когда страны с большей численностью населения избирают больше депутатов в сопоставлении с менее населенными, но последние имеют больше мандатов относительно численности населения). Каждая страна может иметь не менее 6 и не более 96 евродепутатов.
Слайд 5В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской
Федерации. Представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.
Слайд 6При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат
на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию 3 кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти. C 2014 года Президент России получил право делегировать в верхнюю палату парламента до 10% «федеральных» сенаторов.
Слайд 7Ретроспективный анализ порядка формирования Европейского парламента и Совета Федерации показывает, что
механизм делегирования депутатов (сенаторов) в Европарламенте и в Совете Федерации оказался очень подвижным.
В Европейском парламенте изменения шли в направлении большей демократичности этого органа ЕС: от органа с косвенным представительством к прямой выборности депутатов.
Слайд 8Совет Федерации сначала был выборным, затем были опробованы различные варианты представительства,
косвенные выборы, а с недавних пор к ним добавился и механизм назначения ограниченного количества членов палаты Президентом страны.
Существенные изменения происходили и в численном составе депутатского (сенаторского) корпуса. В Европарламенте это происходило за счет увеличения количества стран-членов Евросоюза, изменения квот представительства для стран.
Слайд 9Динамика количества депутатов Европейского парламента 1952-2014 гг.
Слайд 10В Совете Федерации численность региональных представителей (по одному от представительного и
исполнительного органа власти) оставалась прежней, зато изменялось количество самих регионов (в связи с объединением субъектов Федерации, начавшимся в 2003 году и завершившимся в 2008 году) и присоединением 2 новых субъектов Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – в 2014 году), что сказалось на изменении численности сенаторского корпуса, который в настоящее время составляет 170 человек.
Слайд 11В связи с появлением у Президента России права назначать своих представителей
в Совет Федерации, численность членов палаты в ближайшее время будет увеличиваться.
По соотношению числа представляемых граждан на одного депутата Европарламент существенно превосходит большинство государств мира, в том числе и Россию.
Слайд 12Соотношение числа депутатов и населения стран мира
Слайд 13Выборы в Европейский парламент 22 - 25 мая 2014 года. Показательным
результатом выборов стало незначительное, но все же снижение явки избирателей. Если на прошедших выборах 2009 года средняя явка по Евросоюзу составила 43% (на тот момент это был самый низкий показатель за всю историю выборов в Европарламент), то в 2014 году она упала до рекордных 42,5%.
Слайд 15Функции Европейского парламента
и Совета Федерации
Европейский парламент:
В наиболее обобщенном виде функции
Европейского парламента представлены в параграфе 1 ст. 14 Договора о Европейском Союзе «Европейский парламент совместно с Советом осуществляет законодательную и бюджетную функции. Он осуществляет функцию политического контроля и консультативную функцию согласно условиям, предусмотренным Договорами. Он избирает Председателя Комиссии». То есть европейский законодатель расположил их в такой последовательности: законодательная, бюджетная, контрольная, консультативная и кадровая функции.
Слайд 16Совет Федерации:
Применительно к Российской Федерации вопрос об основных функциях парламента решается
таким образом, как это установлено Конституцией страны (ст. 94): парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом. Потому первой функцией российского парламента выступает представительная, далее законодательная и иные функции. В таком порядке они экстраполируются на Совет Федерации Федерального Собрания.
Слайд 17Участие Европейского парламента
и Совета Федерации в законодательном процессе
Законодательные полномочия не
только Совета Федерации, который конституционно является одной из палат двухпалатного российского парламента – Федерального Собрания, но и Европарламента, который является самостоятельным органом Европейского Союза, являются традиционными для двухпалатных парламентов. Европейский парламент участвует в законотворческом процессе совместно с Советом Европейского Союза.
Слайд 18
Для Европейского парламента и Совета Федерации характерна различная последовательность рассмотрения законопроектов
(в рамках общей законодательной процедуры Европарламент получает законодательную инициативу одновременно с Советом, так называемая «челночная законодательная процедура» завершается при принятии каждой из палат текста в идентичной редакции; Совет Федерации получает закон на одобрение только после его принятия Государственной Думой).
Слайд 19
Типичными для бикамеральных парламентов являются и действующие в Европарламенте – Совете
и Совете Федерации – Государственной Думе механизмы привлечения согласительных комиссий для решения возникших между палатами парламента противоречий по тексту закона. Причем и в первом, и во втором случае решение комиссии носит рекомендательный характер и должно быть утверждено палатами.
Слайд 20 У Европейского парламента, традиционно критикуемого за «недостаточно убедительные законодательные
полномочия» есть больше возможностей для отклонения законопроекта, чем у Совета Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии или выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции и может быть принят, без учета мнения Совета Федерации, 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Слайд 21 Такая ситуация неприемлема в отношении Европейского парламента в рамках
общей законодательной процедуры. Более того, Европарламент может сам остановить законодательный процесс еще на стадии первого чтения. В соответствии со ст. 294 Договора о функционировании Европейского Союза, если в течение трех месяцев после передачи в Европарламент позиции «Европейский парламент большинством членов, входящих в его состав, отклоняет позицию Совета в первом чтении, то предложенный акт считается не принятым».
Слайд 22
В отличие от большинства палат национальных парламентов, в том числе и
Совета Федерации, у Европарламента отсутствует право законодательной инициативы. Этим правом в Европейском Союзе почти монопольно владеет Комиссия. В то время как Совет Федерации может инициировать законопроект как от лица палаты, так и от лица отдельных сенаторов.
Слайд 23
Европейский парламент и Совет Федерации применяют традиционные для национальных парламентов формы
парламентского контроля. Существенным отличием между ними является то, что, в отличие от Европейского парламента, Совет Федерации не имеет правовых оснований поставить вопрос о доверии Правительству. Решение этого вопроса относится к исключительной компетенции нижней палаты парламента – Государственной Думы, что вполне соответствует мировой парламентской практике, где верхние палаты обычно не имеют полномочий в отношении вынесения вотума недоверия правительству.
Слайд 24
В вопросе принятия бюджета Европейского Союза и Российской Федерации (аналогично общей
законодательной процедуре) роль Европейского парламента гораздо значимее, чем Совета Федерации.
Европарламент и Совет Федерации правомочны принимать решения по важнейшим кадровым вопросам. Европарламент избирает Председателя Комиссии, дает согласие на назначение ее членов и назначение главы и членов Правления Европейского Центрального Банка, главы и членов Счетной палаты, омбудсмена.
Функции Европейского парламента
и Совета Федерации
Слайд 25Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного и Верховного Судов Российской
Федерации, а также судей Экономического суда Содружества Независимых Государств, Председателя и заместителей Председателя Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Слайд 26Совет Федерации назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации,
заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов, назначает на должность пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и десять членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации - представителей общественности.
Слайд 27В то же время ключевое для Европарламента кадровое решение – избрание
главы исполнительного органа власти – является прерогативой не Совета Федерации, а Государственной Думы.
В отличие от Европейского парламента за Советом Федерации закреплен достаточно большой список полномочий в сфере национальной безопасности и внешней политики.
Слайд 28Межпарламентское сотрудничество Европейского парламента и Совета Федерации определяется общим характером отношений
России с Евросоюзом и с его ключевыми членами, наличием в отношениях по линии Россия-ЕС целого комплекса нерешенных вопросов (разногласия по упрощению и отмене визового режима для краткосрочных поездок, по принятию нового Соглашения о сотрудничестве, проблемы «третьего энергетического пакета», столкновение интересов России и ЕС на постсоветском пространстве, различие в интерпретации событий на Украине).
Межпарламентское сотрудничество
как важное направление работы Европейского парламента и Федерального Собрания Российской Федерации
Слайд 29 Наиболее продуктивными в отношениях России с Евросоюзом являются те
форматы межпарламентского сотрудничества, которые по возможности деполитизированы (деидеологизированы) и имеют практическую составляющую (участие представителей бизнеса, научных и образовательных организаций).
В связи с этим серьезное преимущество есть у ЕЦПИД – Европейского центра парламентских исследований и документации, который способствует взаимному обмену опытом, информацией и передовой практикой между аппаратами парламентов.
Слайд 30 Важным направлением межпарламентского взаимодействия палат Федерального Собрания является сотрудничество
с государствами, расположенными на постсоветском пространстве.
В частности, в рамках таких объединений как Межпарламентская Ассамблея государств–участников Содружества Независимых Государств, Парламентская Ассамблея Организации договора о коллективной безопасности. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
Слайд 31В практике работы межпарламентских организаций, действующих на постсоветском пространстве, получила распространение
наиболее простая форма парламентского органа, а именно органа межпарламентского сотрудничества. Подобные органы занимают скромное место в механизме принятия решений региональными организациями, их состав формируется исключительно из депутатов действующих национальных парламентов, а принимаемые ими решения чаще всего имеют рекомендательный характер..
Слайд 32В этих условиях, а также в связи с прекращением с 2015
года деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества, с одной стороны, и существенной активизацией интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества, с другой, анализ деятельности Европейского парламента представляет особый интерес с точки зрения возможности использования его опыта при создании нового органа парламентского типа на евразийском пространстве.