Слайд 1Нормативная база
1. Статья 71
2. Цели закона (статья 1)
Слайд 2ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 26 июня 2008 г. N
102-ФЗ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
Слайд 33. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к
которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при:
1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;
2) осуществлении ветеринарной деятельности;
3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
7) осуществлении торговли, выполнении работ по расфасовке товаров;
8) выполнении государственных учетных операций и учете количества энергетических ресурсов;
9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи и обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;
10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;
11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;
12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций и таможенного контроля;
14) выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
15) Поведение официальных спортивных соревнований, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса;
16) Выполнение поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;
17) Осуществление мероприятий государственного контроля (надзора)
18) Осуществление деятельности в области использования атомной энергии;
19) Обеспечение безопасности дорожного движения
Слайд 4Статья 2. Основные понятия
единство измерений - состояние измерений, при котором
их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы;
измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины;
калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;
поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям;
прямое измерение - измерение, при котором искомое значение величины получают непосредственно от средства измерений
Прослеживаемость – свойство эталона единицы величины, средства измерений или результата измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном или национальным первичным эталоном иностранного государства соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений;
Метрологическая служба – юридическое лицо, подразделение юридического лица или объединение юридически лиц, либо работник (работники) юридического лица, либо индивидуальный предприниматель, либо подведомственная организация федерального органа исполнительно власти, его подразделение или должностное лицо, выполняющие работы и (или) оказывающие услуги по обеспечению единства измерений и действующие на основании положение о метрологической службе.
Слайд 5Статья 13 Поверка средств измерений
Средства измерений, предназначенные для применения в
сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации – периодической поверке.
Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Правительством РФ устанавливаются перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
Сведения о результатах поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящим поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Слайд 6Статья 13 Поверка средств измерений
4. Результаты поверки средств измерений удостоверяются
знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерения не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Слайд 7Глава 5 Аккредитация в области обеспечения единства измерений
Аккредитация в области
обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений. К таким работам и (или) услугам относятся:
Аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;
Поверка средства измерений;
Обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Слайд 8Глава 5 Аккредитация в области обеспечения единства измерений
Аккредитация в области
обеспечения единства измерений осуществляется на основе принципов:
добровольности;
Компетентности и независимости экспертов по аккредитации;
Недопустимости совмещения полномочий по аккредитации с выполнением работ и (или) оказанием услуг;
Применения единых правил аккредитации, их открытости и доступности;
Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
Недопустимости незаконного ограничения прав аккредитуемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений для всех потребителей (заказчиков) и на всей территории Российской Федерации.
Утратил силу
Слайд 9Статья 22 Метрологические службы
1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные
корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 31. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают в установленном порядке метрологические службы в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.
2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 33. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.
4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.
Слайд 11Поверка средств измерений
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г.
№250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии»
Утвержден Перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только ….. государственными региональными центрами метрологии.
Дата вступления в силу: 1 января 2013 года
(в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2011 №1185)
Данный документ был изменен ( Постановление Правительства от 08.12.2012 №1270)
Слайд 12Формирование единой национальной системы аккредитации
Слайд 13Федеральная служба по аккредитации
Слайд 14Руководство ФСА
Херсонцев Алексей Игоревич
Руководитель Федеральной службы по аккредитации
Телефон приёмной: +7 (495)
539 26 79
Факс: +7 (495) 539 26 83
Султанов Назим Самедович
Заместитель Руководителя Федеральной службы по аккредитации
Телефон приёмной: +7 (495) 539 26 84
Факс: +7 (495) 539 26 81
Мигин Сергей Владимирович
Заместитель Руководителя Федеральной службы по аккредитации
Телефон приёмной: +7 (495) 539 26 85
Факс: +7 (495) 539 26 75
Слайд 15аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение
национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;
заявитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации;
аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации - совокупность мероприятий, включающих в себя выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации, проверке предоставленного по результатам такой экспертизы акта выездной экспертизы или акта экспертизы;
документарная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации - совокупность мероприятий, включающих в себя экспертизу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по проверке предоставленного по результатам такой экспертизы экспертного заключения или акта экспертизы;
критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур;
знак национальной системы аккредитации - символ, присваиваемый национальным органом по аккредитации и свидетельствующий об аккредитации в национальной системе аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, его применяющих.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
Слайд 16Участники национальной системы аккредитации
Слайд 17 Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия
к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
2. Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов:
1) осуществление полномочий по аккредитации национальным органом по аккредитации;
2) компетентность национального органа по аккредитации;
3) независимость национального органа по аккредитации;
4) беспристрастность;
5) добровольность;
6) открытость и доступность правил аккредитации;
7) недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;
8) единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;
9) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
10) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;
11) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Цели и принципы национальной системы аккредитации
Слайд 18Национальная система аккредитации включает в себя следующих участников:
1) федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;
2) национальный орган по аккредитации;
3) общественный совет по аккредитации;
4) комиссия по апелляциям;
5) эксперты по аккредитации, технические эксперты;
6) аккредитованные лица;
7) экспертные организации.
Состав участников
Слайд 191) утверждение критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного
лица критериям аккредитации;
2) утверждение формы аттестата аккредитации;
3) утверждение форм заявления об аккредитации, о расширении, о сокращении, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица,
4) утверждение формы заявления о выборе экспертной организации экспертом по аккредитации;
5) установление порядка аттестации экспертов по аккредитации, в том числе порядка и оснований приостановления и прекращения действия аттестации экспертов по аккредитации;
6) утверждение требований к эксперту по аккредитации;
7) утверждение требований к техническому эксперту;
8) установление изображения знака национальной системы аккредитации и порядка его применения;
9) утверждение состава сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников
10) утверждение методики отбора экспертов по аккредитации для выполнения работ в области аккредитации;
11) утверждение положения об аттестационной комиссии;
12) установление порядка включения физических лиц в реестр технических экспертов;
13) установление порядка проведения проверки экспертного заключения, акта выездной экспертизы
14) установление порядка раскрытия информации о размерах платы, определенных в соответствии с методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений
15) представление разъяснений заинтересованным лицам по вопросам применения методики определения размеров платы за проведение экспертизы
16) утверждение перечня областей аттестации экспертов по аккредитации;
17) утверждение перечня областей специализации технических экспертов;
18) утверждение порядка установления факта несоответствия эксперта по аккредитации или технического эксперта требованиям к эксперту по аккредитации;
19) утверждение порядка проведения оценки предложений эксперта по аккредитации о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертизы представленных заявителем
20) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации
Слайд 201) осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных
лиц;
2) осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц;
3) проведение аттестации экспертов по аккредитации;
4) формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров;
5) формирование и ведение реестра сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестра деклараций о соответствии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставление сведений из указанных реестров;
6) представление Российской Федерации в международных организациях по аккредитации;
7) взаимодействие с национальными органами по аккредитации иностранных государств;
8) заключение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности;
9) мониторинг соблюдения методики определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, проведение выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также максимальных размеров платы за проведение указанных экспертиз;
10) утверждение состава комиссии по апелляциям;
11) утверждение положения об общественном совете по аккредитации и его состава;
12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Национальный орган по аккредитации
Слайд 21При национальном органе по аккредитации создается общественный совет (далее - совет
по аккредитации), формируемый из независимых от органов государственной власти Российской Федерации экспертов, аккредитованных лиц, представителей общественных организаций (в том числе общественных объединений предпринимателей, общественных объединений потребителей), научных организаций, экспертных организаций и иных юридических лиц, физических лиц.
Совет по аккредитации является постоянно действующим совещательным органом и создается в целях содействия выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, формированию национальной системы аккредитации и координации деятельности в области аккредитации, осуществляемой общественными организациями, научными организациями и иными организациями.
Общественный совет по аккредитации
Слайд 221. Комиссия по апелляциям создается при национальном органе по аккредитации.
2. К
полномочиям комиссии по апелляциям относится рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации, приостановлением или прекращением действия аккредитации, сокращением области аккредитации по обращениям заявителей, аккредитованных лиц, федеральных органов исполнительной власти.
3. Комиссия по апелляциям по результатам заседания представляет руководителю национального органа по аккредитации заключение об обоснованности принятого национальным органом по аккредитации решения. В течение десяти рабочих дней со дня представления указанного заключения руководитель национального органа по аккредитации уведомляет обратившееся с жалобой лицо о результатах рассмотрения указанного заключения. Решения национального органа по аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Комиссия по апелляциям также осуществляет иные полномочия в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
5. В состав комиссии по апелляциям включаются представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), должностные лица национального органа по аккредитации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, члены совета по аккредитации, эксперты по аккредитации, представители научных организаций, общественных организаций.
6. Состав комиссии по апелляциям утверждается приказом национального органа по аккредитации.
Комиссия по апелляциям
Слайд 23К работам в области аккредитации привлекаются эксперты по аккредитации, отбор которых
осуществляется в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации.
Эксперт по аккредитации, включенный в состав экспертной группы, обязан:
1) обеспечить информирование заявителя, аккредитованного лица о планируемых экспертизах соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
2) сформировать и направить в национальный орган по аккредитации предложения о привлечении технических экспертов, необходимых для проведения экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей области аккредитации, из числа технических экспертов, включенных в реестр технических экспертов;
3) организовать и обеспечить проведение экспертиз соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации;
4) сформировать и направить в национальный орган по аккредитации предложения в части определения перечня работ по выездной экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации с учетом результатов экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений;
5) соблюдать иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эксперты по аккредитации, технические эксперты
Слайд 241. Аккредитованные лица обязаны:
1) соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности;
2)
безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (за пользование федеральной государственной информационной системой в области аккредитации плата не взимается);
3) уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня принятия соответствующего решения;
4) уведомлять о приостановлении действия аккредитации любым доступным способом лиц, с которыми у них в течение года, предшествующего принятию соответствующего решения национального органа по аккредитации, были заключены договоры на выполнение работ или оказание услуг в области аккредитации.
Права и обязанности аккредитованных лиц
Слайд 252. Аккредитованные лица имеют право:
1) осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации;
2)
применять знак национальной системы аккредитации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.
Права и обязанности аккредитованных лиц
Слайд 26Порядок проведения процедуры аккредитации
Слайд 27Порядок проведения процедуры аккредитации
Слайд 28Порядок проведения процедуры аккредитации
Слайд 30Аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:
В течение
первого года со дня аккредитации;
Не реже чем один раз в два года, начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;
Каждые пять лет со дня аккредитации
Аккредитация
Слайд 31Приказ Минэкономразвития №326 от 30.05.2014г.
III Критерии аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений
Наличие СМК
Наличие нормативных правовых актов
Наличие работников непосредственно участвующих в выполнении работ
Наличие помещений
Наличие оборудования.
Аккредитация
Слайд 32Приказ Минэкономразвития №326 от 30.05.2014г.
Руководство по качеству
Должностные инструкции
Положение о структурных подразделениях
Специфические
процессы, утвержденные в виде стандартов организаци.
!!!Важно:
Конфликт интересов
Конфиденциальность информации
Независимость и беспристрастность.
Наличие СМК
Слайд 33Приказ Минэкономразвития №326 от 30.05.2014г.
Актуальные версии нормативных документов
Порядок актуализации (Информационные системы,
договор с организацией по стандартизации)
Порядок использования в организации (библиотека, электронный вид и т.д.)
Наличие нормативных правовых актов
Слайд 34Приказ Минэкономразвития №326 от 30.05.2014г.
Высшее профессиональное или среднее профессиональное образование «Метрология,
метрологическое обеспечение, приборостроение, стандартизация и сертификация» (либо по списку специальностей)
Переквалификация «Специалист по метрологии» не менее 250 часов
Стаж работы в области обеспечения единства измерений не менее 1 года (поверка и калибровка)
Повышение квалификации по видам измерений
Аттестация в качестве поверителей
Сотрудники
Слайд 35Приказ Минэкономразвития №326 от 30.05.2014г.
Собственность или договор аренды
Достаточность площади
Производственно-технический контроль
Конфиденциальность информации
Кондиционер
(соблюдение условий поверки и условий эксплуатации и хранения)
Помещения
Слайд 36Приказ Минэкономразвития №326 от 30.05.2014г.
В собственности или на основании договора аренды
Работоспособное
С
действующими свидетельствами поверки
Аттестованное в качестве эталонов (необходимо хотя бы на этапе подачи заявки)
Учетные документы (регистрационные карточки, этикетки, инвентарный учет)
Оборудование
Слайд 43
В течение 3 месяцев Федеральному агентству по техническому регулированию утвердить приказ
о присвоении условных шифров знаков поверки и об организации работ по нумерации производимых знаков поверки, содержащих штрих-коды, оттиски или иные условные изображения, в целях обеспечения единства и исключения дублирования номеров.
Слайд 44
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию
свидетельства о поверке (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. № 1815)
I. Общие положения
II. Представление СИ на поверку
III. Поверка СИ
IV. Требования к знаку поверки
VI. Требования к содержанию свидетельства о поверке
Слайд 45
I. Общие положения
Поверку СИ осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской
Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели
Средства измерений должны быть поверены, эталоны единиц величин – аттестованы.
Слайд 48
Информация о представлении СИ на поверку устанавливается аккредитованными юридическими лицами или
индивидуальными предпринимателями в наглядной и доступной форме и доводится до сведения заявителей, а также размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
II. Представление СИ на поверку
Слайд 49
II. Представление СИ на поверку
о поверке
При наличии в комплекте СИ, указанном
в описании типа СИ
! При наличии у поверителя эксплуатационной документации, методики поверки представление документов является необязательным
Слайд 50
Однотипные СИ – на основании выборки
Отдельные измерительные каналы – указание в
свидетельстве
III. Поверка СИ
Слайд 51
«Дубликат»
оформляется в случае утраты свидетельства (паспорта), но нанесен знак поверки.
Слайд 53
VI. Требования к содержанию свидетельства о поверке
Слайд 57Аттестация поверителей
ГОСТ Р 56069-2014 «Требования к экспертам и специалистам. Поверитель средств
измерений. Общие требования» (01.08.2014г.)
ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)»
Слайд 58Аттестация поверителей
Область применения.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к поверителям средств измерений
(СИ) и предназначен для использования:
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный метрологический надзор;
Экспертными организациями по аккредитации;
Организациями, осуществляющими специальное обучение специалистов, предприятиями и организациями, представляющими своих специалистов для обучения поверителей средств измерений;
Указанными специалистами, претендующими на работу повертями средств измерений.
Слайд 59Аттестация поверителей
Поверитель среств измерений – физическое лицо – специалист органа метрологической
службы, юридического лица или индивидуального предпринимателя, аккредитованного на право поверки, непосредственно осуществляющий поверку средств измерений.
Аттестационный лист поверителя средств измерений – документ, удостоверяющий компетентность Поверителя, выданный в порядке, установленном действующими правилами по метрологии.
Слайд 60Аттестация поверителей
Поверитель осуществляет поверку СИ и может участвовать в следующих видах
работ:
Калибровка СИ;
Испытания СИ;
Разработка средств и методик (методов) измерений и их внедрение;
Проведение работ по определению интервалов между поверками;
Проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации продукции;
Аттестация испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
Разработка методик (методов) поверки.
Слайд 61Аттестация поверителей
5.1 К работам по поверке СИ допускаются лица, имеющие действующий
Аттестационный лист.
5.2 Аттестационный лист выдается:
Лицам, имеющим законченное высшее техническое или среднее техническое образование, подтвержденное документом государственного образца, при наличии дисциплины «Поверка СИ» в приложении к документу государственного образца
- Лицам, имеющим законченное высшее техническое или среднее техническое образование, подтвержденное документом государственного образца, при наличии метрологической дисциплины в приложении к документу государственного образца и свидетельства о прохождении специального обучения по по поверке СИ по программе объемом 72 часа на один вид измерений.
Лицам, имеющим законченное высшее или среднее техническое образование, подтвержденное документом государственного образца при наличии свидетельства о прохождении специального обучения по поверке СИ по программе в объеме 108 часов на оди вид измерений
Слайд 62Аттестация поверителей
Лицам, имеющим ранее полученный Аттестационный лист Поверителя, при наличии свидетельства
о прохождении специального обучения по поверке СИ по программе в объеме 72 часа на один вид измерений.
Лицам, имеющим законченное среднее образование, подтвержденное документом государственного образца, при наличии стажа работы в сфере эксплуатации, обслуживания или поверки средств измерений не менее одного года и свидетельства о прохождении специального обучения по поверке СИ по программе в объеме 108 часов на один вид измерений
Слайд 63Аттестация поверителей
Срок действия документов в целях получения аттестационного листа – три
года
Аттестационный лист выдается на срок действия документов.
Слайд 64Аттестация поверителей
Специальное обучение Поверителей производят организации, имеющие лицензии на право осуществления
образовательной деятельности по соответствующим метрологическим специальностям и специализациям, уполномоченные на это национальным органом по метрологии.
Слайд 65Аттестация поверителей
Специальное обучение Поверителей должно заканчиваться сдачей дифференцированного экзамена.
По итогам обучения
выдается свидетельство установленного образца.
Обучение Поверителей по учебным программам не согласованным с национальным органом по метрологии, не может являться основанием для получения Аттестационного листа
Слайд 66Аттестация поверителей
Аттестация Поверителей проводится аттестационной комиссией, создаваемой организацией, проводящей специальное обучение
Поверителей и уполномоченной на проведение аттестации национальным органом по метрологии из числа ведущих преподавателей и специалистов институтов и территориальных органов Росстандарта. В состав комиссии могут входить специалисты метрологических служб по месту работы Поверителя.
Слайд 67Аттестация поверителей
Поверитель должен знать:
Федеральные законы, нормативные документы, правила, нормы и рекомендации
по метрологии в отношении общих вопросов поверки СИ, а также затрагивающие их организационно-распорядительные документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- терминологию в области метрологии;
Основные положения государственной сиситемы обеспечения единства измерений;
Методы использования персонального компьютера для обработки результатов поверки СИ;
Порядок аттестации Поверитлей;
-порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право поверки СИ;
Слайд 68Аттестация поверителей
Правила техники безопасности при поверке СИ;
Основные положения трудового законодательства и
охраны окружающей среды;;
- требования к поверительным клеймам и и х использованию.
Слайд 69Аттестация поверителей
Поверитель в отношении своей конкретной области деятельности должен дополнительно знать:
Основные
нормативные документы;
Государственные и локальные поверочные схемы;
Правила эксплуатации рабочих эталонов и поверяемых СИ;
Особенности нормирования метрологических характеристик СИ;
Особенности организации и проведения поверки СИ;
Методы выбора рабочих эталонов для поверки и СИ;
Методы обработки результатов измерений при поверке СИ;
Порядок оформления документации по результатам поверки СИ
Слайд 70Аттестация поверителей
Повертель должен уметь:
Производить поверку СИ;
Выполнять установленные требования по правильному хранению
и применению рабочих эталонов, поверочных установок, вспомогательного оборудования и поверяемых СИ;
Выбирать рабочие эталоны и необходимое вспомогательное оборудование для проведения поверки СИ;
Оформлять документацию по результатам поверки СИ;
Выполнять особо точные измерения по заявкам организаций и предприятий;
Разрабатывать локальные поверочные схемы, графики поверки СИ и проводить межлабораторные сличения СИ.
Слайд 71Аттестация поверителей
Личные качества Поверителей:
объективность, принципиальность, ответственность;
Умение анализировать, логически обосновывать и аргументировано
отстаивать свои выводы;
Способность принимать правильные решения на основании полученных объективных данных;
Способность четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
Умение тактично взаимодействовать с людьми;
Сдержанность, доброжелательность, коммуникабельность.
Слайд 72Аттестация поверителей
Обязательства Поверителя:
Производить поверку СИ в строгом соответствии с нормативным документом
по методике (методу) поверки этого средства без каких-либо отступлений или упрощений;
Быть независимым и не поддаваться давлению в отношении внесения изменений в документацию о результатах поверки СИ, если эти изменения не основаны на объективных данных;
Воздерживаться от действий, которые могли бы дискредитировать системы отечественной метрологии и национальных орган по метрологии.
Слайд 73Аттестация поверителей
Лица, аттестованные в качестве Поверителя, должны постоянно поддерживать свою компетентность
путем:
Регулярного участия в работах по поверке или калибровке СИ по своему вду измерений;
Обучения на курсах повышения квалификации;
Участия в семинарах, конференциях и т.п мероприятиях;
Самостоятельного повышения уровня профессиональных знаний.
Слайд 82Основные термины и определения
государственная поверочная схема - документ, определяющий порядок передачи
единиц величин эталонам единиц величин и (или) средствам измерений от эталонов единиц величин, имеющих более высокие показатели точности;
межаттестационный интервал - установленный при утверждении эталона единицы величины интервал времени между очередными его аттестациями;
методика периодической аттестации - документ, определяющий совокупность конкретно описанных процедур, выполняемых в целях оценки соответствия эталона единицы величины обязательным требованиям, а также обеспечения передачи единицы величины от эталона единицы величины в соответствии с государственной поверочной схемой;
первичная аттестация - оценка соответствия эталона единицы величины заданным обязательным требованиям, проводимая до ввода в эксплуатацию эталона единицы величины;
периодическая аттестация - оценка соответствия эталона единицы величины установленным обязательным требованиям и передача единицы величины от эталона единицы величины в соответствии с государственной поверочной схемой, проводимые в процессе эксплуатации эталона единицы величины;
ученый-хранитель государственного первичного эталона единицы величины - сотрудник государственного научного метрологического института, ответственный за содержание, сличение и применение государственного первичного эталона единицы величины.
Слайд 83Аттестация эталонов: Российское дополнение к международному законодательству
«В состав эталонов единиц величин
могут входить основные технические средства, в том числе средства измерений, которые применяются при воспроизведении, хранении и передаче единиц величин, контроле за соблюдением требований к условиям их содержания и применения, а также вспомогательные технические средства, в том числе информационно-вычислительные комплексы, сооружения, специальные платформы и фундаменты, специальные здания и помещения, обеспечивающие выполнение установленных требований к эталонам единиц величин, условиям их содержания и применения.»
Постановление Правительства №734
Слайд 84Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 734
Слайд 85Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок установления обязательных требований к эталонам единиц
величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в том числе государственным первичным эталонам единиц величин и иным эталонам единиц величин, включая применяемые в качестве эталонов единиц величин стандартные образцы и средства измерений, и применения этих требований, порядок оценки соответствия эталонов единиц величин требованиям к этим эталонам, порядок передачи единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а также порядок утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин.
Особенности установления обязательных требований к военным эталонам единиц величин и оценки соответствия военных эталонов единиц величин этим требованиям устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Слайд 86Установление обязательных требований
Утверждение эталона
Федеральный информационный фонд
Состав
Приказ
Слайд 88Передача единиц величин
.
Юр. лица и ИП обязаны представлять эталоны в
соответствии с государственными поверочными схемами в сроки, не превышающие межаттестационный интервал
Слайд 89Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 января
2014 г. N 36
Настоящий документ разработан в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 734 "Об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений" и оказания методической помощи в проведении работ по аттестации эталонов.
Настоящий документ определяет процедуры аттестации эталонов единиц величин (кроме государственных первичных эталонов единиц величин), используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и внесения сведений об аттестованных эталонах в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Процедуры данного документа могут быть применены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, содержащими и применяющими как государственные, так и негосударственные эталоны, используемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Слайд 90Общие положения
Утверждение эталонов и организацию внесения сведений о них в Федеральный
информационный фонд по обеспечению единства измерений осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на основании заявки держателя эталона и ее экспертизы. Экспертиза заявки проводится с целью установления соответствия аттестованного эталона регламентированным требованиям к его утверждению в части комплектности и оформления представленных заявителем документов, а также достоверности данных, приведенных в заявке. Экспертиза заявки на основании комплекта подтверждающих документов осуществляется оператором по экспертизе документов и, при необходимости, государственным научным метрологическим институтом (ГНМИ) - держателями соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин. Результатом экспертизы является заключение о возможности или невозможности включения аттестованных эталонов в приказ Росстандарта об их утверждении.
Слайд 91Первичная аттестация
Держатель эталона
оценивает соответствие эталона обязательным техническим требованиям и требованиям к
содержанию и применению и, при положительных результатах оценки соответствия, наличии Свидетельства о поверке (Сертификата калибровки), оформляет Свидетельство об аттестации эталона.
оформляет официальную заявку (на бланке организации, подписанную руководителем и заверенную печатью) на утверждение эталона, прошедшего первичную аттестацию, и направляет ее в Управление метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
регистрирует заявку и данные по эталонам в электронном журнале заявок системы электронного документооборота (ЭДО);
передает комплект подтверждающих документов оператору по экспертизе документов для проведения экспертизы и принятия решения по утверждению эталонов.
Слайд 92Периодическая аттестация
Держатель эталона
проводит оценку его соответствия обязательным техническим требованиям и требованиям
к содержанию и применению, приведенным в Правилах содержания и применения эталона и в эксплуатационной документации. При положительных результатах оценки соответствия всем обязательным требованиям держатель оформляет Свидетельство об аттестации эталона.
вносит информацию о результате периодической аттестации в эксплуатационную документацию эталона. И направляет данные в Управление метрологии для занесения в Фонд.
Слайд 93Внесение сведений о результатах поверки СИ в Федеральный информационный фонд по
обеспечению единства измерений