Слайд 1Раздаточный материал для проведения лекционных занятий по дисциплине Теория государства и
права
Тема 18.
Правосознание и правовая культура
Слайд 2Цель лекционного занятия по теме 18 :
формирование у обучающихся современных, целостных,
взаимосвязанных знаний о правосознании и правовой культуре
Задачи лекционного занятия по теме 18 :
- развивающие задачи: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию; формирование системного мышления; привитие навыков работы с научно-популярной литературой, ресурсами Интернета; нормативно-правовыми актами;
- воспитательные задачи: формирование ценностных установок и профессиональных качеств; воспитание чувства ответственности, самостоятельности; формирование коммуникативных умений.
Слайд 3Формирование общекультурных компетенций в процессе освоения лекционного материала по теме 18
«Правосознание и правовая культура»:
- овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-3;
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- развитие способности анализировать социально значимые проблемы и процессы ОК-9.
Слайд 4Список используемой литературы по теме 18
Основная
Теория государства и права: Учебник /
Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. – С. 216-231. (496 с.)- [электронный ресурс]. – Режим доступа. - www.znanium.com
Дополнительная:
1) Власова Т.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 226 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21251.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2) Сырых В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Сырых В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 704 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13409.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3) Братановский С.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Братановский С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11246.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4) Правовые системы стран мира /Под ред. Сухарева А.Я. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2003. — 976 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://nashol.com/201010025020/pravovie-sistemi-stran-mira-enciklopedicheskii-spravochnik-pod-red-suhareva-a-ya.html
Слайд 5Рис. 1 Виды сознания
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Совокупность индивидуальных сознаний. Всегда направленно на решение
общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение. Это устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
Направленно на решение личных проблем человека, на организацию индивидуальной жизни
Слайд 6Рис. 2 Субъекты общественного сознания
Слайд 7Рис. 3 Структура общественного сознания (с точки зрения общественного сознания)
Слайд 8Рис. 4 Функции правосознания
Слайд 9Рис. 4 Функции правосознания
Слайд 10Рис. 5 Элементы (структура) правосознания
Слайд 11Рис. 6 Классификация видов правосознания
Слайд 12Рис. 6 Классификация видов правосознания
Слайд 13Рис. 7 Роль правосознания в правотворчестве
- правотворческие решения
принимаются под непосредственным влиянием законодателя;
- законодатель – субъект коллективный (а не индивидуальный);
- уровень правосознания законодателя, его представление о значимости тех или иных институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражается в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности;
- законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания;
- в процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание (нельзя без этого уровня создать качественные законодательные новации);
- особая роль профессионального правосознания в правотворческой деятельности (позволяет обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям; поможет избежать пробелов в праве;
Слайд 14Рис. 8 Роль правосознания в процессе реализации и применения права
- правосознание влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм;
- реализация права может быть непосредственной (осуществляемой самими гражданами): уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов; правосознание влияет на правовую активность (граждане выбирают те юридические средства, которые более полно разрешат их проблемы);
- реализация права может быть правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами (первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию – судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов) – роль правосознания в данной деятельности: должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознание.
Слайд 15Рис. 9 Господствующая система культуры
Специализированный уровень (специальный, элитарный)
Обыденный уровень
(культура повседневности)
КУМУЛЯТИВНЫЙ
ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ
Экономическая
культура
Политическая культура
Правовая культура
Философская культура
Научно-техническая культура
Художественная культура
Религия
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ОБЫДЕННЫЙ
Домашнее хозяйство
Нравы и обычаи
Мораль
Обыденное мировоззрение
Практические технологии
Обыденная
эстетика
Суеверия, предрассудки, народные верования
Слайд 16Рис. 10 Уровни правовой культуры
Слайд 17Рис. 11 Виды правовой культуры (в зависимости от субъектов правовой культуры)
Слайд 18Рис. 12 Классификация видов правового нигилизма
Слайд 19Рис. 12 Классификация видов правового нигилизма
Слайд 20Рис. 13
Про ведомственный юридический нигилизм (в России)
Неуважение к законам - явление
застарелое. Оно касается не только граждан, но и чиновников. Даже глава государства в одном из своих Посланий Федеральному собранию заметил: «Наше чиновничество представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».
А в одном из последующих выступлений Президент РФ вновь вынужден был признать, что госаппарат неудержимо разрастается, а качество его работы становится все хуже. Процветает правовой нигилизм, бюрократия не выполняет не только свои прямые обязанности, но и президентские указы, поручения и даже судебные решения, в том числе вердикты Конституционного Суда».
В советское время роль юридических норм как правило отодвигалась на второй план, подменялась «революционным сознанием», политической и идеологической целесообразностью, партийной линией и т.д. Проповедовался лозунг, что право рано или поздно должно отмереть, уступив место коммунистическому самоуправлению. Все это сопровождалось тотальным бюрократизмом, который уже тогда был назван «внутренним врагом».
Бюрократия провалила не одну прогрессивную реформу. Она сегодня становится главным фактором, не позволяющим российским реформам полноценно развиваться. И наверно поэтому государственное управление во многих областях, мягко говоря, не является эффективным, профессиональным.
Слайд 21Рис. 13
Еще В.В. Путин в 2006 году говорил о низком уровне
доверия граждан к отдельным институтам власти. «С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан».
В чем же причины ведомственного правового нигилизма? Почему он является тормозом российских реформ? Во-первых, его провоцируют нескончаемые преобразования государственного аппарата, влекущие за собой хаос и отсутствие порядка в управлении; во-вторых, низкий уровень правовой культуры чиновников; в-третьих, коррумпированность; в-четвертых, бюрократизм и волокита.
В Германии, например, установлено, что, если чиновник не уложился в срок с выдачей гражданину необходимой справки, его штрафуют. К сожалению, в нашей стране, даже с учетом недавно принятого закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», до этого еще очень далеко. В России ежегодно в среднем около 600 тысяч граждан оспаривают в судах неправомерность действий чиновников различных ведомств. Это наглядный и убедительный пример процветания правового нигилизма в государственном аппарате.
Слайд 22Рис. 13
В российской прессе отмечается, что есть как минимум три способа
бюрократического извращения: разложение общего закона на постановления, детализирующие изложенные в нем положения. При этом каждое из постановлений на первый взгляд закону не противоречит, но в их совокупности реализация первоначальных норм сводится к нулю; использование «законодательных лазеек» - пробелов, которые имеют место в любом нормативном акте, поскольку ни один закон не может предусмотреть абсолютно всех ситуаций, в которых будет осуществляться его применение (в противном случае потеряли бы смысл такие институты теоретической науки, как аналогия права и аналогия закона); исполнение закона с перегибом - «исполнительский раж», превращающий закон в абсурд.
Что касается «исполнительского ража», то он возникает не в последнюю очередь из-за страха перед проверками контролирующих органов. Тем более в связи с последними изменениями российского законодательства. Речь идет прежде всего о социальной реформе и изменении порядка формирования региональных властей.
Теперь, чтобы сохранить свои должности и не растерять существующих привилегий, главы местных администраций стараются показать, что именно закон, а не что-либо иное стоит на первом месте в их регионе, районе, ведомстве. Однако несмотря на это, наиболее распространенным видом правонарушений со стороны чиновников всех рангов является злоупотребление служебным положением или превышение полномочий.
Слайд 23Рис. 13
Ведомственный правовой нигилизм - недуг не только исполнительной ветви власти.
Страдают им и законодатели. Например, недавно прокуратура Тверской области обвинила в получении взяток сразу 15 депутатов. Беспрецедентный случай! Среди нечистых на руку деятелей оказался и председатель Тверской городской Думы.
К сожалению, даже суды не свободны от юридического нигилизма, волокиты, коррупции, круговой поруки, корпоративной солидарности. Сравнивая российскую действительность с реалиями зарубежных стран, можно отметить, что, например, в США коррумпированность судейского и адвокатского корпусов также, как говорится, имеет место быть и является показателем того же правового нигилизма. Однако у американцев она выражена все же в меньшей степени и не приняла такого размаха, как у нас.
Особый вопрос - юридический нигилизм в правоохранительном ведомстве. Как ни странно, именно в органах внутренних дел он проявляется даже ярче, чем во всех остальных отраслях деятельности вместе взятых. В рядах милиции появляются «оборотни в погонах», предатели, живущие не по закону, а по «понятиям» Примеров более чем достаточно.
Правовой нигилизм сотрудников милиции имеет тяжкие последствия как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Президент РФ в одном из своих выступлений прямо заявил о том, что многие чиновники, в том числе из правоохранительных органов, «торгуют своими полномочиями, "крышуют" и вымогают, допускают произвол».
Слайд 24Рис. 14 В литературе отмечается существование по меньшей мере трех "юридических
нигилизмов" ( с позиции антиподов юридического правосознания)
Легистский (антипод легистского позитивизма, где основой является – закон (позитивное право)
Предполагает:
1) неосведомленность о содержании действующей нормативной системы (законов и других актов);
2) негативное отношение к официально установленным правилам поведения;
3) неумение действовать в соответствии с ними и одновременно распространенность навыков незаконного (как противо-, так и внезаконного) поведения.
Слайд 25Рис. 15. Формы правового идеализма
1) Создание норм, регулирующих правовые отношения, не
возникшие в обществе. Издание правовых актов, не учитывающих существующие объективные и субъективные условия, существующие в обществе, ведет заведомо не правильной «работе» актов или вообще их не исполнению.
2) Отсутствие реального механизма для реализации юридической нормы. Если законодатель не предусмотрел органа, который должен следить за исполнением данной нормы или нормативно-правового акта (инструкции), который должен подробно регламентировать механизм действия данной нормы, то данная норма будет оставаться на бумаге. И нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в итоге лишь указаны законодателем как существующие, но не опосредованы правом.
3) Недоучет тех экономических, политических, социально-психологических условий, в которых будут реализовываться принятые юридические нормы. Законодатель при создании юридической нормы должен учитывать все условия среды, где будет работать данная норма. Должен посмотреть, как создавались подобные нормы до него в этом государстве, посмотреть опыт в данной сфере законодателей других стран, посмотреть научные достижения и наработки по данной сфере правового регулирования. И на основе этого создать такую норму, которая будет реально действовать.
Слайд 26Рис. 16. Методы борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом
1) Повышение
уровня правового сознания и правовой культуры, прежде всего у граждан и должностных лиц. Для этого нужно расширить сеть специальных юридических учебных заведений и проводить правовую пропаганду. Для того чтобы люди имели полную информацию не только в области уголовного права (криминальная статистика), но и в области гражданского, государственного права, чтоб люди знали какие законы принимаются в стране и какие общественные отношения подвергнуты правовой регламентации.
2) Создание экономических, идеологических и иных условий для реализации участниками общественных отношений своих прав и свобод. Чтобы ущемленный в правах гражданин смог беспрепятственно защитить нарушенные права в правоохранительных органах, чтобы он не боялся обращаться с суд, только из-за того, что его дело не рассмотрят, а если и рассмотрят то через неопределенно длительный срок.
3) Государство должно обеспечить реальный контроль над преступностью и по возможности ее ликвидировала. Помимо контроля над преступностью надо проводить борьбу с правонарушениями, прежде всего административными.
4) Ликвидация инфляцию законов. Законов не должно быть много и они не должны дублироваться и повторяться. Законодатель должен принимать законы разумно и только те, которые нужны обществу