Слайд 1
В самой общей форме можно сказать, что административное право – управленческое
право.
Д.Н. Бахрах
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
Слайд 2ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Габричидзе, Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учеб. для вузов.
– М.: Норма-ИНФРА-М, 1998.
Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004.
Гавриленко, Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2002.
Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь: Учеб. пособие – Мн.: Тесей, 2007.
Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.
Слайд 3ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ноздрачев, А.Ф. Административное право: Фундамент. курс. – М., 1992.
Сухаркова, А.И.
Административное право Республики Беларусь: Учеб. пособие. – Мн.: Молодежное науч. о-во, 2001.
Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса. – М., 1998.
Пугачёва, Т.И. Административное право: практикум для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / Т.И. Пугачёва. – Новополоцк: ПГУ, 2012. - 148 с.
Пугачева, Т.И. Административное право: учеб.-метод. комплекс для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение». В 4 ч. Ч. 1. / Т.И. Пугачева.- Новополоцк: ПГУ, 2006. – 460.
Слайд 4ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Понятие и предмет административного права. Особенности административно-правового регулирования.
2. Источники
административного права.
3. Система административного права.
4. Место административного права в системе права Республики Беларусь.
Слайд 5ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Административное право представляет собой систему общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) государством, преимущественно органами государственного управления или судьями (судом) в целях регулирования не всяких общественных отношений, а только управленческих общественных отношений (отношений, складывающихся в процессе осуществления государственного управления).
А.Н. Крамник
Слайд 6ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Предмет административного права - круг общественных отношений, складывающийся в
сфере исполнительной власти (государственного управления).
А.Н. Крамник
Предмет административного права включает по существу две группы общественных отношений управленческого характера: отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т. е. реализацией исполнительной власти (главная, или основная группа), и иные отношения, возникающие в процессе деятельности других государственных органов (вспомогательная группа).
Ю.М. Козлов
Слайд 7 МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Метод административного права - императивно-правовое регулирование, посредством которого
осуществляется социально необходимое воздействие на поведение участников общественных отношений.
Д.А.Гавриленко
Слайд 8 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:
наличие собственного предмета регулирования – общественных отношений,
связанных с организацией и функционированием исполнительной власти;
наличие собственного административного метода регулирования;
наличие особой отраслевой системы норм;
существование особого административно-правового режима;
множественность источников административно-правовых норм, среди которых велика роль актов законодательства;
большое разнообразие субъектов административного права;
органичное сочетание материальных и процессуальных норм;
специфические цели и принципы.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:
создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной)
власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государственного аппарата;
обеспечение демократической организации исполнительной власти;
создание в сфере управления условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;
обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, некомпетентности, своеволия аппарата государственного управления.
Слайд 10
ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:
принцип приоритета интересов человека перед интересами общества и государства;
принцип компетентности органа, принимающего административный акт;
принцип законности;
принцип эффективности административного права.
Слайд 11ФУНКЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:
правоисполнительная;
организационная;
координационная;
правоохранительная;
регулятивно-статистическая;
регулятивно-динамическая;
регулятивно-охранительная функция;
воспитательная функция.
Слайд 12ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых
норм.
Алехин А.П
Слайд 13ПРИЗНАКИ ИСТОЧНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:
являются основанием осуществления управленческой деятельности органов (должностных лиц)
государства;
издаются специально уполномоченными на то органами, должностными лицами;
выражают волю принявшего их субъекта;
имеют определенную форму, то есть внешнее выражение;
обладают строгой иерархичностью;
распространение содержащихся в них административно-правовых норм на все отрасли государственного управления;
содержащиеся в них нормы рассчитаны на более или менее длительное или постоянное применение;
с их помощью регулируются земельные, финансовые, трудовые и иные отношения, являющиеся предметом регулирования отдельных отраслей права;
влекут юридические последствия, то есть создают юридические права и обязанности и др.
Слайд 14ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституция Республики Беларусь;
законодательные акты (наиболее важные –
законы Республики Беларусь, принимаемые Парламентом – Национальным собранием);
нормативные указы и распоряжения Президента, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов;
нормативные акты государственных комитетов, министерств (приказы, инструкции и т. д.);
решения местных исполнительных и распорядительных органов;
межгосударственные соглашения;
нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов.
Слайд 15СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Система административного права – это целостная система, органически взаимосвязанная
совокупность расположенных в определённой логической последовательности административно-правовых норм и институтов, объединённых едиными предметом и методом, принципами и целями».
Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев
Слайд 16ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА:
административно-правовая норма;
правовой институт административного права;
подотрасль административного права.
Слайд 17АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ НОРМА
Административно-правовая норма - устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование
общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Слайд 18ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Правовой институт административного права – это совокупность административно-правовых
норм, регулирующих относительно самостоятельную однородную группу управленческих общественных отношений.
Слайд 19ПОДОТРАСЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Подотрасль административного права – это совокупность правовых норм, регламентирующих
более широкий, чем правовой институт, специфический вид управленческих отношений.
Слайд 20МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С:
конституционным
правом
уголовным правом
трудовым правом
гражданским правом
земельным правом
таможенным правом