Слайд 1Административная реформа
в Российской Федерации
Слайд 2
В теории административного права в зависимости от основного содержания выделяют функциональные
и структурные административные реформы.
Между этими реформами нет четких границ
Слайд 3
Функциональные административные реформы направлены на сокращение государственных расходов и улучшение качества
государственного управления.
Можно выделить несколько основных направлений изменений:
1) передача ряда функций децентрализованным учреждениям: независимым агентствам, публичным корпорациям, публичным учреждениям, саморегулируемым организациям;
2) перераспределение функций внутри министерской (ведомственной) системы, изменение в связи с этим функций министерств (ведомств);
3) перераспределение функций между органами государственной администрации и местным самоуправлением.
Слайд 4
Под структурными административными реформами можно понимать комплексные реформы, в результате которых
устанавливается структура государственного управления, разграничиваются функции руководства, государственного управления и его функции, перераспределяются роли государственных и частных учреждений в единой системе публичного управления.
Структурные реформы - это наиболее сложные реформы. Эффективность реформ во многом зависит от подготовленности для них соответствующих условий. Такие условия создаются в процессе функциональных и процедурных реформ, которые должны предшествовать структурным реформам, готовить для них подходящую почву.
Слайд 5
В докладе Всемирного экономического форума в 2013 г. содержатся требования к
функционированию государственного управления в новых условиях. В частности, в докладе говорится о принципе F.A.S.T (flatter, agile, streamlined, tech-enabled), который предлагается взять за основу оценки деятельности органов публичного управления (flatter - "плоский", доступный, agile - подвижный, streamlined - хорошо налаженный, четкий, организованный и tech-enabled - технически оснащенный).
Принцип FAST предполагает, что органы публичного управления должны, сохранив все свои основные базовые качества, усилить их через применение более инновационных, эффективных (effectiveness) и результативных (efficiency) практик. В деятельности органов публичного управления должно быть меньше "суеты и спешки", но больше оперативности при переходе на лучшее качество госуслуг и к "ответственному правительству".
Слайд 6
Рассматривая историю Российского государства, полагаем возможным выделить следующие административные реформы, коренным
образом изменяющие систему исполнительных органов:
1) XV в. - создание системы приказов;
2) административные реформы Петра I;
3) реформы начала XIX в. - создание министерств;
4) административные реформы 60-х гг. XIX в.;
5) создание системы государственного управления в СССР;
6) реформа системы государственного управления в СССР 1946 г.;
7) современная административная реформа.
Слайд 8
Преобразования в сфере государственного управления имеют длительную историю на территории Российского
государства. Однако только в 1990-х гг. начала формироваться идея коренных реформ, связанных с ориентацией деятельности органов власти на потребности общества и личности.
Без повышения качества государственного и муниципального управления невозможно удовлетворение общественных потребностей в предоставляемых публичной властью благах и услугах, создание благоприятных условий для достижения значимых социально-экономических ориентиров государства.
Слайд 9
Первый этап (1992 - 1993 гг.). На первом этапе были предприняты
меры по департизации государственного аппарата и формированию конкретных федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались от советских министерств и ведомств.
Второй этап (1996 - 1998 гг.). В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка "О проблеме слабой управляемости государственными процессами". В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Ключевые идеи этой записки нашли отражение в Послании Президента РФ на 1997 г. "Порядок во власти - порядок в стране".
В мае 1997 г. состоялось совещание, в результате которого были созданы пять рабочих групп экспертов по подготовке Концепции административной реформы. В 1998 г. Концепция административной реформы была подготовлена и направлена в Правительство Российской Федерации.
Слайд 10
Третий этап (1999 - 2000 гг.). Центром стратегических разработок подготовлена Концепция
государственного строительства, вобравшая основные идеи Концепции административной реформы 1998 г.
Четвертый этап (2003 - 2005 гг.). В марте 2003 г. Президентом РФ был подписан Указ N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", в котором был выделен комплекс целей.
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 451 было утверждено Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Слайд 11
Пятый этап:
утверждена Концепция административной реформы в 2006 - 2010 гг.
Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах"
Слайд 12
а также открывшие новый этап административной реформы Указ Президента РФ от
7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и
"Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011 - 2013 годы", утвержденная Правительством РФ 10 июня 2011 г.
Слайд 13
С началом административной реформы вводилось несколько организационно-правовых форм федеральных органов исполнительной
власти: министерство Российской Федерации; федеральная служба; федеральное агентство.
В основу преобразований были положены характерные для административных реформ, проводившихся во многих зарубежных странах, идеи разделения функций стратегического и оперативного государственного управления.
Были выделены четыре группы функций - по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и по оказанию государственных услуг.
Министерства должны были осуществлять нормоустанавливающие функции, службы - надзорные и контрольные функции, агентства - функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом
Слайд 14
Приняты Указы Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти:
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти»
Слайд 15
В России административная реформа, проводимая с 2003 г., осуществлялась по следующим
ключевым направлениям:
1) оптимизация функционирования органов исполнительной власти;
2) внедрение элементов управления по результатам;
3) стандартизация и регламентация деятельности органов исполнительной власти;
4) противодействие коррупции;
5) обеспечение прозрачности в деятельности органов исполнительной власти;
6) формирование электронного правительства.
Слайд 16
С целью создания конкурентоспособного, социально-ориентированного государства руководством страны были поставлены следующие
приоритетные задачи:
ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование,
снизить административные барьеры для бизнеса,
повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг населению, уровень открытости деятельности органов власти и степень участия граждан в выработке государственной политики.
Слайд 17
Представляется важным отметить, что рассматриваемые преобразования носили во многом экспериментальный и
инновационный характер для практики государственного управления в России, но при этом по большей части затрагивали только органы государственной власти.
реформы не представлялись обязательными.
К 2010 г. в России значимость и масштаб предполагаемых преобразований, необходимость дальнейшего развития основных направлений административной реформы неизбежно привели к постановке вопроса о ее распространении на муниципальный уровень.
Слайд 18
При этом центральными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется
систематическая работа, остаются:
• снижение избыточного государственного регулирования;
• повышение качества государственных услуг;
• повышение эффективности органов власти;
• повышение информационной открытости.
Слайд 19Снижение избыточного государственного регулирования
Слайд 20
Модернизация государственного управления началась в 2003 году с изменений в самой
системе управления: с сокращения административного давления на предпринимательские структуры и наведения порядка в сферах, где присутствовало избыточное государственное вмешательство.
Для этого была проведена инвентаризация функций ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются избыточными или дублируют друг друга. Почти наполовину сокращено количество госучреждений, на содержание которых тратились внушительные средства из бюджета.
Слайд 21
На протяжении 2000-х годов с целью улучшения условий для ведения бизнеса
был принят ряд законов по дебюрократизации экономики:
от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»,
от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
и от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Слайд 22
Благодаря реформе были внедрены действенные инструменты защиты прав предпринимателей при взаимодействии
с проверяющими органами: впервые введен элемент публичности проверок, сокращено количество проверок, существенно изменена идеология проведения внепланового контроля.
Для этого были внесены изменения в более чем 75 федеральных законов, регулирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах общественной жизни.
В связи с этим произошло окончательное становление системы регулярного мониторинга и оценки эффективности деятельности по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Создана и функционирует федеральная информационная система АИС «Мониторинг», доступ к которой имеют контрольно-надзорные органы всех уровней власти, включая органы муниципального контроля.
Слайд 23
Был введен институт уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности, направленный на сокращение
административного давления на бизнес на стадии его первоначального запуска.
Слайд 24
Важной общесистемной мерой реформы стало выстраивание процесса технического регулирования, в том
числе унификации процедур входа предпринимателей на рынок.
Начато реформирование всей системы аккредитации, а также гармонизация правил и процедур аккредитации с едиными международными стандартами.
Слайд 25
В рамках реформы был введен институт саморегулирования, позволяющий ограничить вмешательство государства
в хозяйственную деятельность и создающий предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам.
Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.
Слайд 28
В настоящее время насчитывается 1160 СРО.
Из них 736 действует в
отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО. Только на сферу строительства приходится более 500 организаций.
С учетом такого количества СРО говорить об эффективном контроле ими деятельности своих членов и выполнении ряда принципиальных функций СРО, таких как разработка стандартов деятельности, в большинстве случаев не приходится.
Слайд 29
Планируется решить следующие задачи и проблемы института саморегулирования:
установить правовые основы создания
и деятельности национальных объединений СРО;
обратить внимание на стандартизацию деятельности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в системе СРО;
откорректировать механизм ответственности предпринимателей перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг);
повысить эффективность контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований, а также государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.
Слайд 30
Принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Закон в соответствии с содержащимися в Указе поручениями устанавливает требования к составу информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, подлежащей раскрытию, и вводит административную ответственность за нарушения установленных требований.
Так, законом установлены требования об обязательном наличии у саморегулируемой организации сайта в сети Интернет, упорядочен состав информации, подлежащей раскрытию СРО на указанном сайте.
Одной из новелл закона является систематизированное описание реестра членов саморегулируемой организации, как ключевого элемента системы раскрытия информации о деятельности СРО и ее членов.
Слайд 31
Ключевыми направлениями совершенствования института саморегулирования будут являться:
комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации
в области саморегулирования, направленное на установление общих требований к саморегулируемым организациям,
повышение прозрачности их деятельности и установление ответственности таких организаций и их должностных лиц за нарушение установленных требований и ненадлежащее исполнение возложенных на них законодательством функций;
Слайд 32
С целью упрощения административных процедур для ведения бизнеса были проанализированы новые
механизмы, позволяющие улучшить правотворческие инициативы.
Одним из таких инструментов, отсекающим появление избыточных барьеров для бизнеса на стадии законодательной инициативы, стал институт оценки регулирующего воздействия, внедренный в правотворческую практику Российской Федерации в 2010 году.
Оценка регулирующего воздействия – современный механизм правотворчества, обеспечивающий высокую прозрачность и структурированность процесса принятия решений.
Ключевой составляющей в подготовке заключения оценки регулирующего воздействия является институт публичного обсуждения, применение которого на регулярной основе в рамках процедур оценки регулирующего воздействия впервые позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль полноценных участников законотворческого процесса.
Слайд 33
Одним из новых инструментов развития института общественного участия является выстраивание системы
раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которая реализуется на базе единого сайта в сети Интернет – http://regulation.gov.ru
Данная система позволяет экспертам и заинтересованным участникам процесса своевременно знакомиться с проектами, вовремя реагировать на возможные изменения законодательства и быть уверенными в том, что их голос будет услышан.
В направлении реализации активного права граждан самостоятельно выдвигать на обсуждение органов власти важные с точки зрения россиян проекты сделан серьезный шаг – утверждена «Концепция формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан Российской Федерации в течение одного года».
Слайд 36
Безбумажное взаимодействие государства и бизнеса
Новое и перспективное направление реформирования взаимоотношений государства
и бизнеса – безбумажное взаимодействие, в рамках которого определяются механизмы, позволяющие бизнесу в среднесрочной перспективе (2014-2017 годы) отказаться от сопровождения оборота продукции бумажными разрешительными документами.
Это позволит снизить издержки бизнеса, упростить осуществление контрольных (надзорных) полномочий, снизить риски появления в точках продаж небезопасной продукции.
Слайд 37
Основой межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти по запросу сведений,
необходимых для предоставления государственных услуг, является единая система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ).
Внедрение СМЭВ в деятельность ведомств позволило повысить качество взаимодействия государства и граждан. Были сокращены сроки предоставления государственных услуг, число обращений в органы власти и количество предоставляемых документов.
Слайд 38Повышение качества государственных услуг
Под электронным правительством понимается "новая форма организации деятельности
органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов...«
Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»
Слайд 39
Первое направление - развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации
о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий. К этому блоку приоритетов отнесены:
- развитие сайтов органов государственной власти в сети Интернет, обеспечение полноты и своевременности размещения на них соответствующей информации, удобство использования, а также доступ через сайты к данным, содержащимся в ведомственных информационных системах;
- формирование инфраструктуры общественного доступа к размещаемой в сети Интернет информации о деятельности органов государственной власти и предоставляемых государственных услугах организациям и гражданам, включая электронные услуги;
Слайд 40
- внедрение в практику деятельности органов государственной власти центров обработки телефонных
обращений граждан;
- создание единой системы информационно-справочной поддержки граждан по вопросам предоставления государственных услуг и взаимодействия граждан с государственными органами;
- создание технологических серверных площадок в сегменте сети Интернет для органов государственной власти Российской Федерации для размещения их сайтов в сети Интернет.
Слайд 41
Второе направление - предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий,
в том числе:
- предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров;
- предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет;
- электронного документооборота;
- внедрение информационных систем планирования и мониторинга деятельности государственных органов;
Слайд 42
Федеральный законы от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации",
Слайд 43
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) стал победителем открытого
конкурса Минэкономразвития России на право заключить государственный контракт на разработку концепции открытых данных Российской Федерации. 13 декабря 2012 г. была утверждена Концепция размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в форме открытых данных, включающая также план мероприятий - дорожную карту
Слайд 44
В рамках реформы проведена работа по регламентации деятельности государственных органов исполнительной
власти в части предоставления услуг населению, а также по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», переводу госуслуг в электронную форму.
27 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором заложены все основные направления оптимизации предоставления государственных услуг.
Слайд 45
За годы реформы выстроена система оказания госуслуг, ориентированная на разные группы
граждан – как активных пользователей Интернет, предпочитающих удаленные способы получения услуг, так и россиян, ориентированных на личное общение с консультантами центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Происходит внедрение универсальной электронной карты, которая призвана стать единым и удобным ключом, открывающим доступ к государственным, муниципальным и коммерческим услугам.
С 1 января 2012 года после вступления в силу изменений в Федеральный закон о государственных услугах у граждан появилась возможность оперативно подать жалобу в письменной или электронной форме в органы власти через их официальные сайты или Единый портал госуслуг, а также по единому телефону доверия.
Слайд 46
Модернизация государственного управления – комплексная задача, не решаемая разобщенными усилиями отдельных
ведомств.
В связи с этим был осуществлен переход на межведомственное взаимодействие. Законом был установлен запрет для госслужащих требовать от получателей госуслуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.
Для повышения качества госуслуг и совершенствования системы их оказания Минэкономразвития России ежегодно проводятся мониторинг качества и доступности госуслуг.
Слайд 47
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601
«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача по достижению следующих показателей:
не менее 90% должен составлять уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг к 2018 году,
не менее 90% должна быть доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году,
не менее 70 % граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году,
Слайд 48
до 2 снизить среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной
власти или орган местного самоуправления для получения одной государственной или муниципальной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году,
до 15 минут сократить время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления для получения государственных или муниципальных услуг к 2014 году.
Слайд 58
Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного
окна»
Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем в 2014 году начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».
Так, одной из наиболее успешных и перспективных форм обслуживания населения стало предоставление государственных услуг в режиме «одного окна». Это предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.
Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Слайд 60МФЦ г.Иваново (Ивановская область)
Примеры МФЦ в России
(Ивановская область)
Слайд 61МФЦ г.Каспийск (Республика Дагестан)
МФЦ в г. Пермь
mfc.permkrai.ru
Слайд 63Примеры МФЦ в России
(Тамбовская область)
Слайд 64
Результаты анализа деятельности офисов МФЦ
Слайд 65Направления совершенствования деятельности МФЦ и ближайшего развития системы многофункциональных центров в
2012-2015 годах
Слайд 80
1 апреля 2015 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации №
250 от 18 марта 2015 года
Документ устанавливает требования к составлению и выдаче документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления органами власти государственных и муниципальных услуг,
а также к составлению и выдаче документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из информационных систем ведомств, предоставляющих госуслуги.
Слайд 81
В силу вступают следующие нормы:
МФЦ не взымает дополнительной платы за составление
и выдачу выписок, если выписки из информационных систем выдаются за госпошлину;
по просьбе гражданина электронный документ, являющийся результатом госуслуги, на основании которого составлена бумажная копия, может быть направлен заявителю по электронной почте или записан на съемный носитель;
определен четкий перечень требований к составлению бумажных копий электронных документов и выписок из информационных систем (информация, которая указывается на документе, ответственность МФЦ и его специалистов и другие требования).
Слайд 82
Концепция создания центров
государственных и муниципальных
услуг для бизнеса
Слайд 87 Повышение эффективности органов власти
Одним из определяющих факторов темпа социально-экономического развития страны
является эффективность органов власти. Поэтому проводится работа по созданию комплекса условий для повышения эффективности их деятельности:
реформирование системы общественных советов
противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.
Были разработаны показатели эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и госслужащих.
В настоящее время осуществляется внедрение особого порядка оплаты труда госслужащих в зависимости от достижения ими показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Слайд 88
С учетом достигнутых ранее результатов в настоящее время проводится работа по
четырем направлениям.
1. Запуск и развитие единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС «Управление»).
Данная система необходима для совершенствования информационного, технологического и аналитического обеспечения принятия решений на всех уровнях государственного управления, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, а также формирования единого информационного пространства.
В настоящий момент ведется модернизация системы. ГАС «Управление» должна стать узловой системой, в которую будут интегрированы ведомственные системы, содержащие необходимую пользователям информацию, – хранилищем этой информации с возможностью их обработки.
Слайд 89
ГАС «Управление» – это комплекс информационных систем и информационных ресурсов, распределенный
на трех уровнях.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление»» (далее – ГАС «Управление») в настоящее время осуществляется модернизация системы ГАС «Управление».
Слайд 90
По итогам анализа запрашиваемой информации через ГАС «Управление» выявилась следующая структура
информации, объясняющая масштабы вовлечения поставщиков информации из числа федеральных и региональных органов исполнительной власти в 2012 году и перспективы развития системы
Слайд 91
2. Реформирование системы общественных советов.
Это направление необходимо для вовлечения представителей общества
в обсуждение принимаемых органами власти решений, расширения участия граждан в деятельности государства. В частности, еще в 2005 году Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» органам власти предоставлена возможность образовывать общественные советы.
усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти и высших органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе на расширение участия общественных советов (их членов) в деятельности органов власти и закрепление обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти привлекать членов общественных советов для принятия решений, совершенствования процедуры формирования общественных советов.
Слайд 92
3. Разработка и внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной
власти и государственных гражданских служащих.
В связи с этим можно выделить несколько наиболее крупных проектов по внедрению показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и государственных гражданских служащих:
оценка гражданами эффективности деятельности государственных служащих;
внедрение принципов оплаты труда государственных служащих по результатам деятельности.
Слайд 93
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284
«Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей».
Данное постановление предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг.
Слайд 94
Апробирование механизма оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти в 2013 году осуществлялось на базе государственных услуг, предоставляемых Росреестром.
При этом, указанный механизм с 2014 года распространен на наиболее массовые и социально значимые услуги МВД России, ФМС России, а с 2015 года на ФНС России.
Слайд 95
Сбор мнений граждан осуществляется с использованием следующих механизмов: отправка смс-сообщений получателям
государственных услуг с просьбой оценить качество услуги, опрос через электронные терминалы, расположенные непосредственно в точках предоставления государственных услуг, опрос через специализированный ресурс в сети Интернет, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Граждане оценивают качество государственных услуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д.
При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Слайд 96
4. Противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее
появления.
В рамках этого направления ведется систематическая работа, которая призвана обеспечить эффективное функционирование органов государственной власти, в том числе при осуществлении мероприятий, направленных на проведение социальных преобразований и модернизацию национальной экономики.
Повышение эффективности органов власти напрямую влияет как на эффективность государства в целом, так и на его имидж. Продолжение работы в этом направлении является актуальным.
Слайд 97Повышение информационной открытости
Слайд 98
Для повышения прозрачности деятельности государства ведется работа по совершенствованию информационных ресурсов
органов государственной власти, доступных в сети Интернет для всех аудиторий и содержащих актуальную информацию о деятельности государственных органов и порядке предоставления госуслуг.
В 2011 году был создан инструмент контроля данного направления – автоматизированная информационная система мониторинга государственных сайтов, размещенная по адресу gosmonitor.ru, развитие этой системы позволяет выявлять критичные и неразвитые особенности функционирования сайтов государственных органов и стимулировать представителей государственных органов, ответственных за работу официальных сайтов, совершенствовать функциональные характеристики для удобной работы и использования.
Слайд 100
Работа по повышению открытости министерств и ведомств — одно из ключевых
направлений деятельности Открытого правительства.
Год назад ВЦИОМ по заказу Открытого правительства провел изучение уровня открытости трех министерств (это было пилотное исследование).
Главное в нем — проведение внешней оценки. Само министерство может себя считать супероткрытым, но что говорят целевые группы, население, предприниматели, местные и региональные органы власти, руководители бюджетных учреждений — те, кто являются выгодополучателями от высокого уровня открытости определенного министерства либо, наоборот, жертвами низкого уровня его открытости — они не могут получить информацию, безрезультатно пишут, подозревают чиновников во всех смертных грехах, коррупции и т.д. Этот пилотный этап был успешным.
Слайд 101
Все создаваемые механизмы, направленные на повышение информационной открытости федеральных органов исполнительной
власти, работают по принципу обязательной открытости. Это значит, что каждое принятое государственным органом решение в рамках данного направления должно быть опубликовано в сети Интернет.
Информационная открытость государства необходима не только гражданам и бизнес-структурам, но и самим органам власти. В конечном счете, повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления влечет укрепление доверия граждан и предпринимателей к органам власти.
В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 г. № 93-р), определяющая основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основных подходы к их достижению.
Слайд 102
Для соблюдения принципов открытости перед федеральными органами исполнительной власти концепцией поставлен
ряд задач, в числе которых:
предоставление в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о целях, задачах, планах своей деятельности на 2013-2018 годы и ходе их исполнения;
совершенствование технологии предоставления и разъяснения информации;
повышение доступности открытых государственных данных, в том числе для повторного использования, обеспечивая к ним свободный доступ в Интернете;
внедрение процессов и инфраструктуры для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями;
формирование и развитие действенных механизмов оперативного реагирования на обращения;
совершенствование форм, методов и способов работы со СМИ, социальными сетями и форумами в Интернете.
Слайд 103
Результаты работы министерств и ведомств будут оцениваться на основе:
самоанализа,
экспертной
оценки и
социологических исследований среди граждан и представителей референтных групп.
Такой мониторинг открытости федеральных органов исполнительной власти будет проводиться не реже раза в год.