Взаимосвязь технологии деятельностного метода Школа 2000… и метода проектов презентация

Содержание

Асмолов А.Г. Важнейшей задачей современной системы образования является: - формирование способности субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - формирование способности к самостоятельному

Слайд 1Тема
Москва, 08 апреля 2008 г.
Московский институт открытого образования
Центр системно-деятельностной

педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО РФ

Взаимосвязь технологии деятельностного метода «Школа 2000…» и метода проектов

д.п.н. Л.Г. Петерсон


Слайд 2Асмолов А.Г.
Важнейшей задачей современной системы образования является:
- формирование способности субъекта

к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- формирование способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3А. Дистервег
«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой

человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».

П.Ф. Каптерев

«Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

«Дать труд человеку, труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».

К.Д. Ушинский


Слайд 4Закон
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества

и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации ...»

Закон РФ «Об образовании», ст. 14

А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации»

«Формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.


Слайд 5Госстандарты 2004 НШ
Овладение содержания образования направлено на достижение в НШ следующих

общих целей:
овладение общеучебными умениями и навыками (умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства, определять последовательность действий, проектировать, владеть способами контроля и оценки, определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок);
формирование умений учебного сотрудничества (умение работать в группе, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад; освоение правил и культуры взаимодействия). И др.


Из действующих госстандартов (2004):

Общие цели на ступени среднего (полного) образования:
умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата),
умения проектной деятельности: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если ...»);
умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. И др.


Слайд 6Исторический контекст
Современный уровень развития производства выдвигает новые требования к сфере

образования, отраженные в существующей нормативной базе как основной приоритет: формирование умения учиться, а не только освоение учащимися конкретных ЗУН в рамках отдельных дисциплин.

Историческое развитие представлений о качестве образования

Как обучать?


Слайд 7Структура технологии наглядно-демонстрационного обучения
Сообщение темы и цели
Актуализация знаний
Объяснение
Закрепление
Контроль


Слайд 8

Дидактические принципы
1) Принцип наглядности
2) Принцип научности
3) Принцип преемственности
4) Принцип доступности
5) Принцип

системности
6) Принцип сознательного
усвоения знаний


?

Система наглядного обучения







Система деятельностного обучения


Слайд 9

В.В. Давыдов

Теория учебной
деятельности
В.В. Давыдова


Теория
деятельности
А.Н. Леонтьева
(психологическая версия)


Теория
деятельности
Г.П.

Щедровицкого
(социотехническая версия)


Теория учебной
деятельности
«Школа 2000...»


Общая теория деятельности
Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова
(методологическая версия)

«... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)».


Слайд 10Теоретическая основа СДП
Теоретической основой ДС деятельностного метода «Школа 2000…» является общая

теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.)

В.В. Давыдов
«Теория развивающего обучения». − М.: Интор, 1996, с. 4.

«Однако достаточно убедительные ответы на свои вопросы психологи и педагоги не смогут получить, если не будут опираться на смежные науки, ... где складывались понятия о человеческой деятельности, …. об исторических условиях ее развития. Это обстоятельство мы хотели бы специально подчеркнуть, поскольку многие психологи и педагоги склонны рассматривать свои проблемы, не вникая в философско-социологические теории деятельности и мышления…».


Слайд 11Аксиома «Рефлексивная самоорганизация»

2
1


Слайд 12

2
1
И
И – исследование
где возникло затруднение?
К
К – критика
почему оно возникло?
П
П – проект
устранение

причины затруднения

3

4

5

Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»


Слайд 13

2
1
И
К
П
3
4
5
6
где 1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению;
2 – фиксирование

затруднения;
3 – исследование;
4 – критика;
5 – проектирование;
6 – реализация проекта.

Аксиома. «Рефлексивная самоорганизация»


Слайд 14Аксиомы
организатор


5


понимающий
2


критик
3


арбитр
4
автор
1
ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аксиома «Коммуникативное взаимодействие»
Аксиома «Воспроизводимая деятельность»


Слайд 15методолог
Этапы развития сферы образования


Слайд 16управленец
Этапы развития сферы образования


Слайд 17преподаватель ПИ, ПУ
Сфера образования







Н

ученик




учитель
методист




теоретик




методолог







управленец







Н

будущий учитель




преподаватель ПИ, ПУ, ИПК


Слайд 18Теорема
Теорема
Сформировать умение учиться можно только при условии понимания учеником нормы

учебной деятельности (то есть того, что значит «уметь учиться»).

Доказательство:


Слайд 19Структура учебной деятельности методологическая
Структура учебной деятельности
(методологическая версия)
«Уметь учиться» – это

значит знать, хотеть и уметь выполнять все шаги учебной деятельности и их рефлексию.

Слайд 20Структура учебной деятельности «от здравого смысла»
Структура учебной деятельности

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»
Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век

Слайд 21ТДМ
Технология деятельностного метода
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /
Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – С. 37-40.

*


Слайд 221. Урок открытия нового знания
2. Урок рефлексии
3. Урок общеметодологической

направленности

4. Урок развивающего контроля

* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /
Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – С. 37-40.

*

Модификация технологии обучения в зависимости от типа урока


Слайд 23

Система
П. Я. Гальперина
Система
Л.В. Занкова
Система
В.В. Давыдова
Обновленная традиционная школа
Организационный момент
Актуализация знаний и

проблемная ситуация
Проблемное объяснение знаний
4) Первичное закрепление во внешней речи
5) Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
6) Включение в систему знаний и повторение
7) Итог урока

* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» /
Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – С. 37-40.

*


Слайд 24Система дидактических принципов «Школа 2000...»
* Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная

система «Школа 2000…» /
Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006. – С. 37-40.

*


Слайд 25Суть СДП
Суть системно-деятельностного подхода:
исходя из выявленных в

общей теории деятельности закономерностей мира деятельности, построена дидактическая система «Школа 2000...», которая:
1) обеспечивает возможность системного формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций в их достаточной полноте;
2) обеспечивает синтез идей из новых концепций образования с позиций преемственности с традиционной школой.

ОНТО-СХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 26Этапы формирования умений
Этапы формирования нового умения
(исходя из общей схемы формирования любого


нового элемента системы)

1. Приобретение первичного опыта, понимание смысла и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма ) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.


Слайд 27Этапы формирования общеучебных умений
1. Формирование первичного опыта пребывания в учебной деятельности

при изучении различных учебных предметов, мотивация.
2. Формирование понимания нормы обобщенного способа действия (или ее структуры УД в целом), установление первичных связей.
3) Включение посредством ТДМ нового метапредметного знания в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля и коррекции.
4) Уточнение существенных особенностей нового обобщенного способа действия, его роли и места в системе изученных учебных действий.
5) Организация контроля уровня сформированности данного общеучебного умения.

Механизм формирования общеучебных умений
на основе ТДМ «Школа 2000…»


Слайд 28Лазарев
В.С. Лазарев.
«Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении» // В

сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с.50–51.

«Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания».

«…дети не рефлектируют сам способ решения учебной задачи, они не задаются вопросами: «Почему нужно выполнять те или иные действия, всегда ли нужно их выполнять при постановке и решении учебных задач?» …Если данная структура учебных действий не будет расширена, то учебная деятельность, как обобщенная способность ставить и решать учебные задачи, формироваться не будет. Сколько бы разных понятий не построили в учебном процессе учащиеся, самостоятельно они не поставят задачу на построение понятия самого «понятия» и не построят его… Это означает, что должны ставиться учебные задачи, результатом которых будет освоение обобщенных способов планирования и реализации познавательных действий».


Слайд 29Смайлики
Учебная деятельность
1 класс
2−4 классы


Слайд 30Преимущества СДП
Упрощение языка описания нового способа обучения.
Достаточная полнота формирования

метаумений и ДС.
Технологичность, открывающая путь к построению региональных систем трансляции и тиражирования без искажений.
Критериальность, являющаяся базовым требованием к построению объективных средств диагностики и оценки качества.
Преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития.
Синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.), что позволяет систематизировать инновационный педагогический опыт и сделать существенный шаг вперед по пути построения единого образовательного пространства на технологической основе.

Преимущества системно-деятельностного подхода


Слайд 31Что СДП дает учителю
Системно-деятельностный подход «Школа 2000…» позволяет

учителю:
1) систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах (традиционном, системах развивающего обучения);
2) каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
3) переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, в соответствии со своими возможностями;
4) уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе ЕГЭ), которые мотивируют к дальнейшему развитию;
5) работать в условиях «открытого» комплекта;
6) включиться в инновационный процесс на посильном для себя уровне, что соответствует критериям НПО (материальный стимул);
7) вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым госстандартам (второго поколения).

Слайд 32Базовый уровень
Базовый уровень освоения технологии деятельностного метода
Организационный момент

(использование мотивационных приемов)
2) Актуализация знаний
3) Проблемное объяснение знания
4) Первичное закрепление во
внешней речи
5) Самостоятельная работа с
самопроверкой в классе
6) Включение в систему знаний и
повторение
7) Итог урока

Слайд 33 В апробации дидактической системы «Школа 2000…» приняли участие

108 образовательных учреждений России (36 городов), из них:
75 школ с 9 дошкольными отделениями;
27 дошкольных образовательных учреждений;
6 педагогических колледжей ...


Слайд 34Исполнитель-соисполнители
Эксперимент второго уровня по проблеме
«Построение образовательного пространства обучения на деятельностной

основе» (Инновационный сетевой проект)
(2000−2003гг., 2003−2006 гг., 2006–2009 гг.)

Исполнитель эксперимента:
Научный коллектив Ассоциации «Школа 2000…» (ЦСДП АПК и ППРО)

3 окружных методических центра ЮУО, ЮВУО, ЦУО;








Соисполнители:


Слайд 35


тел. (495) 797-89-77, 452-22-33

Интернет:
www.sch2000.ru
e-mail: info@sch2000.ru
Адрес: 125212 Москва,
Головинское шоссе,

д.8, корп.2

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО РФ


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика