Выявление самооценки у школьников младшего возраста в учебной деятельности презентация

Основные понятия Самооценка- ценность, значимость, который индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. «Я-Концепция»- это результат, итоговый продукт работы самосознания .«Я - концепция» - система представлений

Слайд 1Выявление самооценки у школьников младшего возраста в учебной деятельности
Максименко Ирина, 3

курс
«Психология»

Слайд 2Основные понятия
Самооценка- ценность, значимость, который индивид наделяет себя в целом и

отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
«Я-Концепция»- это результат, итоговый продукт работы самосознания .«Я - концепция» - система представлений человека о самом себе.
Уровни самооценки - это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.
Личность- устойчивая система специально значимых черт, характеризующих индивида, продукт социализации, включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности общения.

Слайд 3Гипотеза исследования
Хорошая успеваемость связана с высоким

уровнем самооценки младших школьников.

Слайд 4Объект и предмет исследования
Объект исследования- развитие и динамика самооценки младших

школьников.
Предмет исследования- взаимосвязь самооценки младших школьников с уровнем школьной успеваемости.

Слайд 5Цель и задачи исследования
Цель исследования- выявить специфику самооценки младших школьников в

учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть младший школьный возраст как основной период развития адекватной самооценки;
2) Изучить роль учителя в развитии самооценки младшего школьника;
3) Установить роль влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младшего школьника в учебном процессе;
4) Подобрать методики исследования самооценки младших школьников;
5) Интерпретировать полученные данные, провести анализ;
6) Сформулировать выводы исследования.


Слайд 6Организация исследования
Диагностический этап
Критерий наблюдения: выявление самооценки
Методики: Модифицированная методика для исследования

самооценки ребенка «Лесенка» тест «Самооценка Уверенность в себе» Игра «Комплименты» друг другу с участием классного руководителя.
Экспериментальный этап
В эксперименте с помощью подобранных мной методик»; Я буду выявлять особенности видов самооценки у школьников; рассматривать какие виды самооценки преобладают у школьников данного возраста. Зависит ли выявленная самооценка от учебной деятельности. Также будет проводится наблюдение уроков.
Зависимая переменная- эмоциональная оценка выразительная или не выразитительная.
Независимая переменная- остановка задачи на эмоции к своим сверстникам
Форма исследования
С помощью подобранных методик, будет выявлена самооценка у школьников, так же будет уделено внимания детям с неудовлетворительной самооценкой, в виде индивидуальных тренингов, бесед.
Обратная связь
Беседа





Слайд 7Методы исследования
Психологическое тестирование
Наблюдение
Эксперимент
Анализ обобщения результатов


Слайд 8

РАБОТА ПО МОДИФИЦИРОВАННОЙ МЕТОДИКЕ «ЛЕСЕНКА»: МЕТОДИКА ПРОВОДИЛАСЬ, С КАЖДЫМ ИНДИВИДУАЛЬНО. ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТОМ, КАК ЕГО ОЦЕНИВАЮТ ДРУГИЕ ЛЮДИ (КОГНИТИВНУЮ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМООЦЕНКИ). ВСЕГО УЧАСТВУЮЩИХ, 8 ЧЕЛОВЕК. ДЕТИ БЫЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В ЗАДАНИИ, ОТКАЗОВ ОТ ЗАДАНИЯ НЕ БЫЛО. ПРИ БЕСЕДЕ ВСЕ УЧАСТНИКИ АКТИВНО БЕЗ СТРАХОВ, ПЕРЕЖИВАНИЙ, СТЕСНЕНИЙ ВЫПОЛНЯЛИ ЗАДАНИЕ. ВСЕ УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА БЫЛИ ОТКРЫТЫ И ПРОЯВИЛИ ЖЕЛАНИЕ УЧАСТВОВАТЬ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ. ВО ВРЕМЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НЕ ПРИСУТСТВОВАЛИ ПОСТОРОННИЕ. УЧАСТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА ИМЕЛИ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ ОТВЕТОВ. ЭТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПОЗВОЛИЛИ ПОВЫСИТЬ ДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТАТОР ДАЕТ РЕБЕНКУ ЛИСТ БУМАГИ С НАРИСОВАННОЙ ЛЕСЕНКОЙ (7 СТУПЕНЕК: 1 СТУПЕНЬ - САМЫЕ ПЛОХИЕ ДЕТИ; 2 СТУПЕНЬ - ПЛОХИЕ ДЕТИ; 3 СТУПЕНЬ - СРЕДНИЕ ПЛОХИЕ ДЕТИ; 4 СТУПЕНЬ - СРЕДНИЕ ХОРОШИЕ ДЕТИ; 5 -6 СТУПЕНЬ - ХОРОШИЕ ДЕТИ; 7 СТУПЕНЬ - САМЫЕ ХОРОШИЕ ДЕТИ) ДАЕТ ВЫРЕЗАННЫЙ КРУГ СИНЕГО ЦВЕТА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, РОЗОВЫЙ ДЛЯ ДЕВОЧЕК, И ГОВОРИТ «ПРЕДСТАВЬ, ЭТОТ КРУГ ЭТО-ТЫ», А НА ЭТОЙ ЛЕСЕНКЕ - ВСЕ ДЕТИ ВНИЗУ- САМЫЕ ПЛОХИЕ, СТУПЕНЬКОЙ ПОВЫШЕ - ПЛОХИЕ, ЕЩЕ ВЫШЕ- СРЕДНИЕ ПЛОХИЕ ДЕТИ..., А НА САМОМ ВЕРХУ САМЫЕ ХОРОШИЕ. «ГДЕ ТЫ СРЕДИ ЭТИХ ДЕТЕЙ? ПОЧЕМУ ТЫ СЕБЯ ПОСТАВИЛ ИМЕННО НА ЭТУ СТУПЕНЬКУ?» ДЕТИ, ПОСТАВИВШИЕ СЕБЯ НА 1-2 СТУПЕНЬ, ОБЛАДАЮТ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ. ИМ СВОЙСТВЕННА ПАССИВНОСТЬ, МНИТЕЛЬНОСТЬ, ПОВЫШЕННАЯ РАНИМОСТЬ, ОБИДЧИВОСТЬ. ОНИ НЕ ХОТЯТ УЧАСТВОВАТЬ В ИГРАХ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ ОКАЗАТЬСЯ ХУЖЕ ДРУГИХ, А ЕСЛИ УЧАСТВУЮТ В НИХ, ТО ЧАСТО ОБИЖАЮТСЯ И УХОДЯТ. ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА - ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ. ДЕТИ, ПОСТАВИВШИЕ СЕБЯ НА 3-4 СТУПЕНЬ, ОБЛАДАЮТ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКОЙ. ИМ СВОЙСТВЕННЫ АКТИВНОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, БОДРОСТЬ, ЧУВСТВО ЮМОРА, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ ИДТИ НА КОНТАКТ. ОНИ ОХОТНО УЧАСТВУЮТ В ИГРАХ, НЕ ОБИЖАЮТСЯ, ЕСЛИ ОКАЗАЛИСЬ ПРОИГРАВШИМИ, НЕ ДРАЗНЯТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ В СЛУЧАЕ ВЫИГРЫША. У НИХ СФОРМИРОВАН ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.

Содержание эксперимента


Слайд 9 ДЕТИ, ПОСТАВИВШИЕ СЕБЯ НА 5-6.7 СТУПЕНЬ, ОБЛАДАЮТ

ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ. ИМ СВОЙСТВЕННЫ ПОВЫШЕННАЯ АКТИВНОСТЬ, КОНФЛИКТНОСТЬ, КАТЕГОРИЧНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ. ТАКИЕ ДЕТИ ВО ВСЕМ СТАРАЮТСЯ БЫТЬ ЛУЧШЕ ДРУГИХ. ВО ВРЕМЯ ИГР СТРЕМЯТСЯ ЗАНЯТЬ ЛИДИРУЮЩИЕ РОЛИ. ГЛАВНЫМ МОТИВОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКАЯ ОТМЕТКА («5»), ПОЛУЧЕННАЯ ЛЮБЫМ ПУТЁМ. У ТАКИХ ДЕТЕЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ НА ПРИЗНАНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ: ПОЛУЧЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ВСЕГО ОПРОШЕНЫ 8 ЧЕЛОВЕК. ЗАВЫШЕННАЯ САМООЦЕНКА 12,5% (1 ЧЕЛОВЕК) ВОЗРАСТНАЯ НОРМА 87,5% (7 ЧЕЛОВЕК) ЗАНИЖЕННАЯ САМООЦЕНКА 0% (0 ЧЕЛОВЕК) НИЗКАЯ САМООЦЕНКА 0% (0ЧЕЛОВЕК)

Слайд 10 ВЫВОДЫ: В РЕЗУЛЬТАТЕ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ: САМООЦЕНКА

– ЭТО ОЦЕНКА ЛИЧНОСТЬЮ САМОЙ СЕБЯ, СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАЧЕСТВ И МЕСТА СРЕДИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. ОТНОСЯСЬ К ЯДРУ ЛИЧНОСТИ, ОНА – ВАЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ. ОТ НЕЕ ЗАВИСЯТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩИМИ, ЕГО КРИТИЧНОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ, ОТНОШЕНИЕ К УСПЕХАМ И НЕУДАЧАМ. ТЕМ САМЫМ ОНА ВЛИЯЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБНАРУЖИВАЮТСЯ ВСЕ ВИДЫ САМООЦЕНОК. САМООЦЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ДИНАМИЧНА И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ИМЕЕТ ТЕНДЕНЦИЮ К УСТОЙЧИВОСТИ, ПЕРЕХОДИТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВО ВНУТРЕННЮЮ ПОЗИЦИЮ ЛИЧНОСТИ, СТАНОВИТСЯ МОТИВОМ ПОВЕДЕНИЯ. ПОСТЕПЕННО ВОЗРАСТАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ САМООЦЕНКИ. САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКА 9-10 ЛЕТ СТАНОВИТЬСЯ МЕНЕЕ ЗАВИСИМОЙ ОТ МНЕНИЯ ЗНАЧИМЫХ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ СПОСОБНОСТИ К ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ СВОИХ ИТОГОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ ИМЕЕТ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА, НО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЕЁ ВЛИЯНИЕ ВЫРАЖЕННО В ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЯХ.

Слайд 11 Тест «Самооценка уверенности в себе».
Методика проводилась в группе 11 человек,

каждому был дан лист бумаги с вопросами. Отказов от выполнения задания не было. Все принимали участие, проявляя заинтересованность.
Данная методика показала следующие результаты:

Высокая степень у 2 человек (Высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений)
У 9 человек из группы (потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирает задачи средней трудности)







Слайд 12Наблюдение урока
Вывод:
Педагог прекрасно знакома с группой. Занятия проходят в доброжелательной

обстановке. В группе создан положительный и располагающий к учебной деятельности микроклимат, который во многом строится благодаря активной и позитивной позиции педагога по отношению к учащимся. Особенно стоит отметить внимательность педагога к каждому отдельному ученику и творческий подход к проведению урока. Педагог никого без внимания не оставляет, каждого хвалит так же поощряет положительными оценками.


Слайд 13 Игра «Комплименты» друг другу с участием

классного руководителя.

Экспериментатор просит встать всех желающих в круг для объяснения задания. Группа активно бежит к экспериментатору все 11 человек, с присутствующей заинтересованностью.
Экспериментатор озвучивает задание: Сейчас мы свами поиграем в мячик, вы должны будите делать друг другу только хорошие комплименты, хвалить друг друга, но с участием вашего классного руководителя, в ее роли буду «Я» (экспериментатор).
После озвучивания задания КС (тест на тревожность показал 78% тревожности, по тесту на мотивацию относится к группе низкой школьной мотивации, при выполнении методики Автопортрет, отказался идти смотреться в зеркало) выходит из круга и говорит «о, нет я не буду, и идет садится за парту» .


Слайд 14Игра «Комплименты» друг другу с участием классного руководителя.
В ходе игры было

замечено следующее:
1. Была замечена Айгерим, постоянно всех торопила, при обдумывании комплимента другого участника эксперимента, слишком гиперативное поведение. Своему классному руководителю сделала 3 раза комплимент.
«Вы очень хороший преподаватель», «у вас очень интересно учиться»,
«ВН вы очень добрая». О ребятах отзывалась с очень положительной стороны, без стеснения, без всяких затруднений. Чувствовала себя уверенно.
Усова Екатерина, так же была активна, но преподавателю комплименты не делала. Работала менее активно.
2. Алиев Даниял, участвовал активно, при этом классному руководителю сделал комплимент 1 раз, и то сначала очень долго стоял думал, шагал с ноги на ногу, нервничая, и произнеся такую фразу «Я стесняюсь», Даниялу кинули мяч в начале игры, Вся группа его начала торопить, на что он стеснительно кидает мяч классному руководителю и говорит
«Вы хороший преподаватель». Другие участники, пытались как-то подшутить над ним, на что он всегда говорил «вот, я о вас о всех только самого хорошего мнения, и это правда». Все комплименты принимая возможно в штыки.




Слайд 15Игра «Комплименты» друг другу с участием классного руководителя.
3. Уханов Артем и Дмитрий

2 брата во время игры были самыми тихими, самыми скромными, почти за всю игру делая комплименты только друг другу. Когда другие участники, делая одному из них комплимент, быстро откидывая мяч говоря: «Ты, тоже». Преподавателю комплименты не делали.
4. Усманов Тимур: также принимал очень активное участие в игре, ему же было выделено больше всего внимания, все комплименты были сделаны ему выше чем другим. Преподавателю сделал комплимент «Вы мне очень нравитесь как преподаватель, с вами очень интересно» Уверенно, четко, без препятствий.
5. Каушанский, Макарчук, Терин и Ямалутдинов вели в игре себя активно, ребята не оставались без внимания, из них преподавателю было сделано только двумя комплимент, комплименты без стеснений, спокойно без тревожности. Комплименты в виде «Вы очень красивая» «Вы очень хорошая».
Когда экспериментатор объявил о конце игры, и хотел предложить другую, Каушанский, Макарчук, Терин, Ямалутдинов, Усманов, Алиев начали категорически возражать на счет другой игры, и просили продолжить играть



Слайд 16Промежуточные выводы:
Гипотеза подтверждена : Хорошая успеваемость связана с высоким уровнем самооценки

младших школьников.
В младшем школьном возрасте самооценка зависит от результатов учебной деятельности, и оценок учителя.
Ученики с высоким уровнем самооценкой, демонстрирующие успехи в обучении, являющиеся любимчиками учителя имеют высокий статус в группе младших школьников
Ученики демонстрирующие признаки психологического неблагополучия (высокая тревожность, низкая самооценка, низкая мотивация к обучению, не включенность в групповые процессы) требуют дополнительного внимания учителя и психолога.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика