Слайд 1«ВСЁ РАВНО
ОСТАЛСЯ Я ПОЭТОМ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ…»
Слайд 2Цель
Показать, что в стихах художественный образ Дома изображается в развитии.
Слайд 3«Гой ты, Русь, моя родная!»
В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской
избы – «хаты – в ризах образа». Метафора «хаты – образа» соседствует с цветовым образом «только синь сосёт глаза». Цветопись у Есенина символична, синий и голубой цвета в ранней лирике поэта означают небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия».
Выходит, что крестьянская изба не
просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это воплощение любви.
Слайд 4«Гой ты, Русь, моя родная!»
Итак, библейские, звуковые образы, цветопись и даже
тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте.
Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение Родины, природы, исторических традиций народа.
Слайд 5Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения
в другое.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?..
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Слайд 6А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену
романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов».
Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе».
Слайд 7Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный
Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается:
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Слайд 8Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В
1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне.
С. Есенин и Татьяна Федоровна Есенина
Слайд 9«Письмо матери»
Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не
просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел-хранитель).
Нам показалось, что стихотворение и картина К.Петрова-Водкина, современника Есенина, очень созвучны. И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.
Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.
Слайд 10Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И
у Есенина:
И молиться не учи, не надо…
Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины-матери, разница только в том, что на картине – молодая мать.
К.С. Петров-Водкин. Мать.
Слайд 11Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно
в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде.
Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение святой материнской любви.
Слайд 12«Отговорила роща золотая»
Поэту скоро 30, да к тому же, как
и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги.
Кем чувствует себя поэт?
Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:
Облетает моя голова,
Куст волос золотых вянет…
Слайд 13Дом – весь мир, земная жизнь, вечная природа.
«Не обгорят рябиновые
кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.
Слайд 14Вывод
Дом в лирике Сергея Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного
очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.
Слайд 15Список использованной литературы
Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы/Т.Н. Андреева, Е.Б.
Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, 2005.
Песенное слово: Поэт. Мастерство С. Есенина/Бельская Л.Л. – М.: Просвещение, 1990.
С.А. Есенин. Художественный образ и действительность/Шетракова С.Н. – Рязань: Издательство «Поверенный», 2004.