Слайд 2АНТОНИМЫ
Антонимы (греч. anti — против и onoma — имя) — это слова одной и той же
части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение. НАПРИМЕР: веселиться — грустить.
Слайд 4ОПИСАНИЕ
Описание — это текст, который указывает признаки объекта речи. Что же
такое признак? Это характерная черта, особенность, примета, по которым мы узнаем предмет. Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.
Слайд 5ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ И ФЕВРАЛЬ
Слайд 6ДЕКАБРЬ
Слово декабрь пришло в наш язык из ст.-сл. яз. december «декабрь»,
и означало оно «десять», т.е. десятый по счёту месяц. По календарю римлян декабрь был десятым месяцем, поскольку год начинался с марта.
Слайд 8ЯНВАРЬ
В старину на Руси январь называли "сечень", так как он рассекает
или делит зиму на две половины, а древние римляне назвали этот месяц в честь Януса - бога Солнца и света - январем. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой - 65. получилось 365 - это количество дней в году. В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Януса, который рассердившись, мог послать людям плохой год.
Слайд 10ФЕВРАЛЬ
Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивает
год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца - февраль. В старину его именовали как лютый. В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
Слайд 12ИГРА
ПРАВИЛА ИГРЫ
Итак, за 5 минут команды должны вспомнить как можно больше
примет. Правило такое: нельзя выкрикивать с места, нужно поднять руку, чтобы ответить; за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Итак, приступим.
Слайд 13ПРИМЕТЫ
Год декабрем кончается, а зима начинается.
Если январь сухой и морозный, и
вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.
В феврале семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
Радуга зимой - к морозу либо к снегу.
Слайд 15Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
Всю зиму
лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
ЗАГАДКИ О ЗИМЕ
Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
На дворе - горой,
А в избе - водой.
Слайд 26СЛОВА-ПОМОЩНИКИ
Прекрасная пора, волшебный ковёр, лёд, как серебро, лёгкий, прозрачный воздух, очарован
волшебным сном, покосившиеся деревья, берёзки-невесты, снежные шапки, лазурное небо, снежинки-пушинки, запорошенные снегом…
Слайд 27ПЛАН
Вступление. Зима – прекрасное время года.
Описание зимы.
Почему я люблю зиму.
Домашнее задание
Дома
вы допишите свои сочинения, используя черновики-подсказки. Удачи!
Слайд 28ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1786
Урок-презентация по теме: «Времена года» (при изучении типов
речи – обучение написанию сочинения-описания)
Урок развития речи (4-5 классы).
Обучающий урок (урок сообщения новых знаний). Интегрированный урок.
Учитель русского языка и литературы: Зимницкая Олеся Николаевна