Слайд 1Возрастные и индивидуально-личностные особенности одаренных детей
Слайд 2Возрастные особенности
Познание
Ранний возраст (0-3 года):
Опережающее развитие, в первую очередь речевое и
психомоторное (с учетом современных педагогических технологий)
Любопытство-любознательность -познавательная потребность «жажда интеллектуальной стимуляции»
«Как это устроено? Почему так происходит?»
Слайд 3Возрастные особенности
Познание
Дошкольный возраст
Сверхчувствительность к проблемам – способность прослеживать причинно-следственные связи и
делать соответствующие выводы (попытки построить альтернативные модели и системы)
Слайд 4Возрастные особенности
Познание
Развитая память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении
Особенно:
склонности к классификации и категоризации, часто коллекционирование, словообразование.
Слайд 5Возрастные особенности
Познание
Трудности не вызывают отказа от деятельности,
Не любят, когда навязывают
готовый ответ (что есть риск в репродуктивном способе обучения)
Явные интересы и степень погруженности в задачу
Слайд 6Возрастные особенности
Психосоциальное развитие
Сильно развитое чувство справедливости
Личные системы ценностей
Яркое воображение
Чувство юмора
Преувеличенные страхи
Ярко
выраженный детский эгоцентризм
Слайд 7Возрастные особенности
Физическое развитие
«Ботаник» или «Аполлон»
Высокий энергетический потенциал
Низкая продолжительность сна
Тонкая моторная координация,
сенсомоторная координация не всегда достаточны
Слайд 8Высокие способности - высокая уязвимость
Человек, восприятие которого опережает его возможности, всегда
находится в стрессовой ситуации
Перфекционизм
Дефициты образовательной среды - инертность среды
Трудности общения
Слайд 9Диссинхрония развития ВПФ
Слабое развитие мелкой моторики
Дислексия
Утрата мотивации учения – риск деструктивного
лидерства
СДВ
Слайд 10Мифы об одаренности
Способности развиваются в любой деятельности
Одаренность – это природное
___________________________
Способности –
это способ мышления в первую очередь
Задатки как природные предпосылки одаренности
Слайд 11Классификации
2 типа задатков:
Высокие природные задатки
Нормальные задатки, но с высоким формированием способностей
Достижения
высоких учебных результатов – это еще не одаренность
Слайд 12Группы одаренных
1. Дети нормально одаренные, высокая норма
2. «Особо одаренные» дети
Слайд 13Структура способностей
1 тип - интеллектуальная одаренность
2 тип – академическая одаренность
3 тип
– социальная одаренность
4 тип – художественная одаренность
5 тип – творческая (практическая) одаренность
6 тип – психомоторная одаренность
Слайд 14Основные законы развития способностей
1. Необходимость биохимического коррелята (выраженных положительных эмоций) для
развития способностей
Если ребенку не нравится то, что он делает, - развития не будет!
Слайд 15Основные законы развития способностей
2. Повышение уровня оптимальной сложности
Необходим развивающий уровень трудности!
Слайд 16Основные законы развития способностей
3. Высокая ценность той деятельности, которой занимается
Главная проблема
одаренного – ДОМИНАНТНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПРОЕКТ!
Сензитивный возраст - подростки