Слайд 1ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ И СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ ВУЗА И ШКОЛЫ
ТИМКИН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ, к.ф.-м.н., доцент. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Слайд 2
В 2006-2009 гг. в Омской области при поддержке средств мегапроекта «Информатизация
системы образования» (ИСО) и Ведомственной целевой программы «Научно-методическое обеспечение информатизации системы образования Омской области на 2007 - 2009 годы» были созданы и активно функционировали сетевые сообщества, объединяющие педагогов системы общего образования региона и ряда омских вузов (ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГПУ) под названием виртуальные методические объединения (ВМО).
Слайд 3
ВМО – одна из форм современного сетевого взаимодействия педагогов, реализуемая в
глобальной и корпоративных информационно-образовательных средах с использованием ИКТ.
Слайд 4К определению сетевого взаимодействия
1. Сетевое взаимодействие понимается как взаимодействие с использованием
сетевых технологий: Интернет, мобильных, спутниковых сетей передачи данных (сетевых коммуникационных технологий).
2. Сетевое взаимодействие как взаимодействие внутри сетевых структур (организационных). Сетевое взаимодействие – это взаимодействие активных агентов, каждый из которых, в зависимости от ситуации и решаемой задачи, может выступать как в роли управляемого субъекта – активного элемента, так и в роли управляющего органа – центра, или в роли метацентра, осуществляющего руководство центрами и т.д.
Слайд 5Признаки сетевого взаимодействия:
автономный статус каждого субъекта;
добровольный характер участия в
решении общей задачи;
постоянная доступность материалов совместной деятельности для всех субъектов сети;
наличие соответствующей технической поддержки – возможность использования сетей телекоммуникации в интерактивном режиме.
уникальность каждого узла сети («изюминка» - могу то, что не могут другие). Уникальность и особенность могут быть географическими, предметными, технологическими, методическими и т.д.
перенос или готовность к переносу своей деятельности в сеть (перенос результатов, плодов деятельности и самих рабочих процессов). Этот процесс необходим, чтобы совместная деятельность в сети была возможна.
Слайд 6
Признаки 1 и 2 можно назвать антииерархическими признаками (узлы сети д.б.
равноправными и однородными, но, безусловно, не тождественными).
Признаки 3-6 можно назвать условиями активности узлов-агентов.
Слайд 7Деятельность ВМО:
обсуждения сетевого взаимодействия как новой организационной формы в системе образования;
обмен
опытом использования современных информационно-коммуникационных технологий в системе образования и применения дистанционных образовательных технологий в школе;
повышение квалификации работников образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия;
знакомство с методиками применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
обмен опытом разработки и применения электронных образовательных ресурсов.
Слайд 8Опыт работы восьми ВМО в 2006-2009 гг. показал:
В качестве участников
сети могут привлекаться как отдельные педагоги, так и действующие методические коллективы учителей.
Для взаимодействия методических коллективов, особенно на уровне город – село, востребованными оказались групповые видеоконференции на базе муниципальных ресурсных центров информатизации образования.
В качестве наиболее актуальных потребностей учителей, участвующих в работе ВМО, выявлены
- вопросы подготовки к ЕГЭ (как учеников, так и методическая подготовка учителей);
- помощь в запуске и проведении телекоммуникационных проектов;
- решение вопросов профилизации в школе;
- освоение новейших информационных технологий;
- повышение квалификации.
Слайд 9Устойчивость
Однако помимо мотивации участников, деятельность педагогических сообществ, использующих наиболее современные
информационно-коммуникационные технологии, требует финансовой поддержки хотя бы на технологическим уровне.
Поддержка на государственном и региональном уровне, к сожалению, не является устойчивой, а зависит от многих обстоятельств, в том числе общеэкономических.
В этих условиях, на наш взгляд, задачи и направления деятельности ВМО должны быть пересмотрены и изменены в направлении большего удовлетворения интересов образовательных учреждений.
Слайд 10Интересы ОмГУ им. Ф. М. Достоевского:
С 2009 г. мы все чаще
используем систему муниципальных ресурсных центров и методические коллективы, участвующие в деятельности ВМО, для поддержки профориентационной и рекламно-маркетинговой деятельности ОмГУ.
Мероприятия:
- дни открытых дверей ОмГУ им Ф.М. Достоевского для учащихся выпускных классов Омской области с использованием видеоконференцсвязи в 2009 и 2010 гг.;
- развитие сотрудничества ОмГУ и структур управления образованием районов Омской области по организации работы с талантливой молодежью;
- организация работы выездной и виртуальной приемной комиссии ОмГУ в районных центрах Омской области.
Подготавливается план мероприятий 2010-2011 гг.
Слайд 11
Нам представляется, что мероприятия плана будут способствовать укреплению взаимодействия районных методических
коллективов учителей Омской области и преподавателей вузов, в том числе на индивидуальном уровне.
Руководителям методических объединений учителей, в том числе, виртуальных следует уделять большее внимание сотрудничеству с вузами, согласуя их интересы с задачами и мероприятиями МО. Это может укрепить информационную и технологическую базу деятельности педагогических коллективов и т.д.
Слайд 12Наши проекты, к которым м.б. подключена деятельность ВМО:
Программа «Руководитель муниципального образования»
(общественные науки);
Программа «Путеводитель по электронному миру» (информатика);
Мероприятия по профориентации
Подготовка к ЕГЭ
Проект «Малая Родина»