Слайд 1ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
ЕСЛИ ВСЁ ХОРОШО ВНУТРИ,
ТО НИЧТО
НЕ ПОВРЕДИТ СНАРУЖИ.
ЛАРОШФУКО.
Слайд 2КОНФЛИКТ
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом
тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ.
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные
(созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
Слайд 4 М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:
«подлинный» конфликт
— существующий объективно и воспринимаемый адекватно;
«случайный, или условный» — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
«смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
«неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
«латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
«ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
Слайд 5 Классификация конфликтов по типу социальной формализации:
развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из
конфликтующих личностей и группу в целом;
способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные .
Слайд 6ТРИ ФАЗЫ ПРОТЕКАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
Первая фаза – конфликтное острое начало с
явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.
Вторая фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход противоборства, и, самое главное, - последствия, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений. Естественно, что вторая фаза – центральное звено ситуации; она, как правило, носит стрессогенный характер (ставит под угрозу честь личности; дефицит времени и информации сокращает возможность достойного ответа и т.д.).
Третья фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей (иногда вплоть до разрушения отдельных норм) в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Слайд 7ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
Правило 1. «Два возбужденных человека не в
состоянии прийти к согласию»
(Дейл Карнеги).
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «…не бранитесь и не раздражайтесь» (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Правило 2. «Задержка реакции».
Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
Слайд 8 «Факт незамечания» Явного нарушителя позволяет внести некоторую растерянность
в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции – кого поддержать учителя или ученика? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа учителя на вызов школьника.
Правило 3. «Перевод реакции».
Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя.
Этот прием технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.
Слайд 9 Правило 4. «Рационализация ситуации».
Известно, что все то, что
стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах класса, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет и влияние учителя возрастает.
Способность учителя применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, в дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем учащимся, в том числе и зачинщику конфликта.
Слайд 10Правило 5. «Парадоксальная реакция».
Постарайтесь при случае использовать коварный замысел
школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).
Заметим, что учитель, успешно использовавший правило, предстает во мнении школьников «сильной личностью» и приобретает авторитет на длительное время.
Слайд 11ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
конфликт ускоряет процесс самосознания;
под его влиянием
утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
Слайд 12приводит к объединению единомышленников;
способствует разрядке и отодвигает на второй план другие,
несущественные конфликты;
способствует расстановке приоритетов;
играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
Слайд 13благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении,
понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Слайд 14ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТА ЧАСТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
конфликт представляет собой угрозу заявленным
интересам сторон;
он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
препятствует быстрому осуществлению перемен;
приводит к потере поддержки;
ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
Слайд 15вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
вызывает разобщенность среди тех,
кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.
Слайд 16
Храни меня от праведного гнева,
Ведь гнев к хорошему не приведёт,
Верх,
верх, к небесной чистоте
Мне помоги взобраться.
Таким же праведным я должен стать,
Как ты. Твой образ ведь Тобой задуман,
И потому грехи других я должен понимать.
У. Шекспир.