Воспитание личности безопасного типа средствами интеграции презентация

Содержание

Проблемная ситуация -1 на учебном занятии Ехали два мужика: один в город, другой — из города. Они задели санями друг друга. Один кричит: «Дай дорогу, мне скорее в город надо!»

Слайд 1Воспитание личности безопасного типа средствами интеграции
Преподаватель-организатор ОБЖ МОУ гимназия г.Вятские Поляны

Кучин А.Н.


Слайд 2Проблемная ситуация -1 на учебном занятии
Ехали два мужика: один в город,

другой — из города. Они задели санями друг друга.
Один кричит: «Дай дорогу, мне скорее в город надо!»
А другой кричит: «Ты дай дорогу, мне скорее домой надо!»
Они долго кричали. Кончается сказка-быль тем, что третий мужик дал им простой совет, который помог им разъехаться. Какой?
(что даёт такая проблемная ситуация на уроке?
Интегрирована бытовая ситуация в сказку-быль, необходимы - пространственное мышление, реактивность логики, практичность и быстрота, нестандартность мышления, возможность групповой проработки! Подключаются: нравственный момент, равенства перед решением «троечника» и «отличника», синтез областей знаний)

Слайд 3Проблемная ситуация-2 на учебном занятии
Однажды великий маг и волшебник Гарри Гудини

на спор бросился в прорубь в наручниках, с тщательно связанными руками и ногами. Маг, как уже это неоднократно было при большом стечении народа, стал быстро освобождаться от пут. И вдруг мощное течение реки затянуло его под лёд…
Прошло несколько минут, и никто уже не надеялся увидеть Гарри живым — ведь известно, что человек может пробыть в воде не более трёх с половиной минут. А прошло почти восемь, когда ассистенты догадались бросить в прорубь толстую верёвку, за которую схватился Гудини и с её помощью выбрался из проруби.
Как ему удалось выжить связанному и без воздуха?

(что даёт такая проблемная ситуация на уроке?
Интегрирована жизненная ситуация в актуальную, личностно значимую задачу-проблему, необходимы - реактивность логики ситуации, практичность и быстрота, нестандартность мышления, возможность групповой проработки, подключение знаний биологии, физики, психологии…!)


Слайд 4Проблемы в обучении и интеграция
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика

должна дать направление этим случайностям. (В.Ф. Одоевский)

Современное общество стимулирует развитие в человеке эгоистических потребностей (социальных, биологических). А эти качества мало способствуют развитию духовной личности. А объективна интеграция духовного и материального
Снижение интереса учащихся к отдельным учебным предметам
Недостаточная разработанность действующих программ и учебников, многозначность в терминологии, разобщённость в этапах формирования универсальных учебных действий
Система авторитарного воспитания и обучения (ограничение возможностей) ↔ потребность в творческом развитии личности (открытость личности)
Потребность в разносторонней, универсальной подготовке детей ↔ ограниченные рамки учебного плана и времени обучения детей.
В традиционном педагогическом представлении интеграции это диалектическое единство интеграции и дифференциации отсутствует

Слайд 5Требования к личности в современных условиях и интеграция
«Не для школы

, а для жизни мы учимся»
(древнеримская пословица)
Инициативность (самостоятельность мышления и деятельности; динамизм; творчество)
Умение работать в команде (конструктивность, целенаправленность взаимодействия; взаимное обучение; …)
Коммуникативность (владение устной, письменной, кинетической коммуникацией; умение слушать, читать, адекватно интерпретировать авторский замысел в получаемой информации)
Владение оценочными действиями (критичность мышления; владение дискуссионными умениями и навыками, аргументацией…)
Умение логически мыслить (никакого механического заучивания!); умение учиться (когнитивные, эффективные универсальные учебные действия); проектные способы деятельности
Умение принимать решение и решать проблемы (планетарность мышления)
Многокультурные навыки (умение работать с представителями других культур, отличающихся с точки зрения языка, типа коммуникации)
→ интегративные качества

Слайд 6→ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ -
соединение по принципу семиотической противоположенности в

пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция) нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов

"Интеграция - это процесс взаимопроникновения, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположенным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации... Процессы интеграции проявляются лишь в единстве со своей противоположенностью - процессами дифференциации. …Следствием такого рода противоречивого процесса одновременного дифференцирования и интегрирования и является возникновение новых междисциплинарных комплексных наук" (по В.Н. Зверевой)


Слайд 7Почему интеграция - важное условие реализации познавательных потребностей школьников, развития личностных

качеств учащихся?

Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира.
Кроме того, наблюдается общность методов исследования, познания мира, применяемых личностью в сфере присвоения знаний.
Философской основой интеграции является принцип системности






Слайд 8Цели интеграции
1.Преодолеть/сгладить некоторые противоречия процесса обучения
2.Повысить и развить интерес учащихся к

предметам интеграции
3.Создать в процессе обучения оптимальные условия для формирования и развития гуманитарного научного мышления учащихся и способов их поведения в соответствии с ценностными установками личности безопасного типа
→ видеть значение рассматриваемых проблем
(личностно-ценностное, научно-теоретическое, практическое)
→ развитие в комплексе элементов гуманитарного научного, критического стиля мышления
(гибкость - оригинальность, глубина, целенаправленность, широта, активность, критичность, доказательность, организованность памяти - экономия мышления, вектор ценностной ориентации)
→ возможность в комплексе использовать элементы познания



Слайд 9Ведущие принципы
интегративной организации образования:


Принцип единства интеграции и дифференциации
(Я.

Коменский, В.Н. Зверева)
Антропоцентрический характер интеграции
(Джон Дьюи)
Культуросообразность интеграции образования
(Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, В.С. Библер, В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская)


Слайд 10Научно-теоретическая база опыта
философские концепции интеграции образования (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и

др.); психолого-педагогические концепции интеграции образования (И.Д. Зверев и др.)
фундаментальные положения:
о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский),
о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько);
методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.В. Краевский и др.);
концептуальные идеи:
личностно-ориентированного подхода в образовании (И.С. Якиманская и др.),
культурологического подхода в образовании (В.В. Краевский и др.),
деятельностного подхода в образовании (В.В. Давыдов и др.);
проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер),
субъективного подхода к развитию личности обучающегося (А.Х. Маслоу)

Слайд 11Педагогические условия, обеспечивающие эффективность опыта (обобщение):
Опора на научную базу при разработке

методических моделей и их реализации.
Приоритет духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития школьников.
Формирование стойкого интереса к предмету и «универсальному знанию» через интеграцию предметов и областей знаний: ОБЖ, географии, физической культуры, биологии, литературы, духовной культуры, права, психологии, философии …
Моделирование ситуаций с использованием интеграции технологий проблемного, личностно-ориентированного, проектного обучения, критического мышления ....
Взаимосвязь (интеграция) урочной и внеурочной программ обучения.
Использование возможностей особых форм организации познавательной деятельности: проблемная группа, дискуссия, диспут, семинар, круглый стол
Взаимодействие с коллегами, семьёй и социальными институтами для повышения эффективности педагогической деятельности


Слайд 12Интеграция (виды, уровни):
Внутрипредметная (в рамках преподаваемой области)
Межпредметная (в рамках взаимодействия коллег-предметников;

смежных и несмежных областей знаний)
На уровне взаимодействия урочной и внеурочной деятельности
На уровне технологий (оптимальный выбор методического сопровождения учебного занятия)
На уровне субъект-объектных взаимодействий (учитель, коллеги, семья и др. социальные институты, организации)
На уровне взаимодействий «учитель+ наука»


Слайд 13Технологическое сопровождение урока ОБЖ, условия эффективности
урок с «перспективными, прогнозирующими» этапами: задание каждого

этапа включает перспективные линии, «прогноз» новой учебной информации;
личностно-значимая проблемная ситуация на уроке + взгляд на проблему «средствами» других дисциплин, областей знаний
( метазнания)
алгоритмы решения проблемы и, одновременно, возможность оригинальных решений самими обучающимися(УУД);
системно-деятельностный режим работы: каждый этап урока сопровождается самостоятельной работой учащихся и представлением её результатов; через технологическое сопровождение урока идёт накопление знаний, способов деятельности в решении практических, жизненных проблем, задач(метазнания и УУД);
опыт взаимодействия и сотрудничества (работа в группах; индивидуальные задания; диалог …) в решении проблем, формирующих мировоззрение учащихся, их ценностные ориентации, как основы нравственного выбора



Слайд 14Интеграция: взаимодействие технологий

Проблемное обучение (способы решения учебных проблем)


Технология дифференциации и индивидуализации

(учёт особенностей, способностей, возможностей)



Личностно ориентированное обучение (принцип субъектности)



Технология критического мышления (рефлексивность)



Компетентностно-ориентированный подход в обучении (социализация, самореализация… на ценностных установках)



Метод проектов и модельный метод (моделирование ситуации, её анализ и оценка)

Слайд 15Интеграция: взаимодействие – «учитель-коллеги», «предмет + предмет»

Учителя дисциплин спортивно-оздоровительной направленности, предметы:

физическая культура …


Учителя естественнонаучных дисциплин, предметы: биология, география, математика, физика …


Учителя художественно-эстетических дисциплин, предметы: ИЗО, музыка …


Учителя гуманитарных дисциплин, предметы: обществознание, право, история, литература…


Слайд 16Интеграция: взаимодействие систем образования
Общеобразовательная
школа
Опыт работы с негомогенными классами (внутриклассная дифференциация

обучения, групповые формы обучения; проблемное обучение …)

Школа-интернат
Опыт работы с детьми, попавшими в социально, морально, психологически сложную ситуацию, с детьми девиантного поведения, с отклонениями в развитии (пед.партнёрство; дифференциация и индивидуализация; развивающее обучение…)

Специальная (коррекционная) школа 8 вида
Опыт работы с детьми с проблемами в развитии (знание специальной педагогики и психологии; пед.партнёрство в решении проблем; ЛОО, КРО…)

Инновационное ОУ: гимназия
Опыт работы с мотивированными детьми (метод проектов, диалоговое общение, компетентностный режим обучения, ИКТ …)

Система НПО и СПО
Опыт работы с неоднородным контингентом старшеклассников: имеющими чёткий профессиональный выбор; «плывущими по течению»; склонными к асоциальному поведению (альтернативность ценностно позитивного мировоззрения и поведения взрослого)

Слайд 17Интеграция: взаимодействие с социальными институтами

Семья: родители (или их законные представители)


Система

здравоохранения (использование данных медосмотров, допризывная подготовка …)


Спортивные организации: ДЮСШ, военно-спортивный клуб «Эдельвейс»


Учреждения системы военно-патриотической подготовки молодёжи


Система дополнительного образования: Дом культуры, Дом детского творчества, Школа искусств


Краеведческий музей…

Слайд 18Интеграция: взаимодействие – «учитель-наука»
АПК и ППРО
Г. Москва
Курсовая подготовка Научное консультирование

Защита проектов (Проект: Создание сетевого взаимодействия методической службы. декабрь 2007г.)

КИПК и
ПРО
Курсовая подготовка Научное консультирование Защита проектов Участие в конкурсах педагогического мастерства Научно-практические конференции Наставничество (стажировка - консультации учителей-совместителей, 2010-2011 год)

ИМК г. Вятские Поляны
Научное консультирование Организация делового партнёрства Участие в конкурсах педагогического мастерства («Учитель здоровья»: победитель 1-2 этапов, дипломант Всероссийского конкурса 2010г.; победитель областного, дипломант Всероссийского конкурса «Расти патриотов России», 2008)

ГМО/РМО
ШМО
Взаимодействие, партнёрство Мастер-классы Педагогические семинары Обобщение передового педагогического опыта опытно-экспериментальная работа (победитель, областной грант на проведение районного ОСОЛ март 2007 г.)

Самообразование
Разработка актуальных тем, проблем Аттестация Разработка методических материалов и программ Работа на сайте с профессиональными ресурсами , публикации через Интернет-ресурсы (профессиональный рост)

Слайд 19Диагностика


Слайд 20«…чтобы Ассоль

дождалась
Грэя!…»
«…чтобы
улыбнулся
Маленький Принц!...»

Слайд 21Природа свои задачи решает с помощью ресурсов, которые в этом примере

применяет в проблемной (экстремальной, жизненной) ситуации (освобождение от пут) человек:

пространственных;
временных;
вещественных;
функциональных;
и других.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика