Слайд 1«…Нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.»
 
                                                            
                                                              А. П. Карпинский 
            Авторы: 
Габрук Н. Г. – к. б. н., доцент кафедры 
общей химии биолого-химического 
факультета БелГУ, 
Бабукова В. В. – учитель химии МОУ 
« Северная СОШ № 1 Белгородского 
района»
Вода
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                                         Цель: 
создание условий для развития у старшеклассников познавательной  активности и умений использовать
исследовательские методы  познания
Задачи:
обучающие - изучить свойства, значение и применение воды, её роль в клетке, 
            круговорот  воды в природе, требования к качеству воды;  
развивающие - развивать интерес к естественным наукам с помощью 
            организации исследовательской деятельности, умения 
            устанавливать причинно-следственные связи на примере строения 
            и свойств воды, анализировать, сравнивать и делать выводы, 
            работать с научной литературой и применять  знания и умения на 
            практике; 
воспитательные - воспитывать бережное отношение к природе. 
                                
 
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Элементы образовательных технологий
Технология проблемного обучения 
Информационно-коммуникативная технология
Технология проектного обучения 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4      Блок-схема по теме «Вода»
Распространение воды
                                                            
                                    в природе и её применение. Круговорот воды в природе 
Строение молекулы, схема образования межмолекулярной водородной связи
Аномалии воды. Уникальные химические свойства, связанные со строением молекулы
Требования к качеству воды. Жёсткость воды, её виды и способы умягчения 
Опреснение воды 
Биологическая роль воды. Роль воды в клетке
Исследования качества воды по органолептическим и физико-химическим свойствам
Выполнение исследовательской работы по выявлению экологического состояния водных объектов в п. Северном.
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                      Вода – самое распространённое вещество на Земле. Она одновременно существует в трёх агрегатных состояниях и обладает высокими температурами плавления, кипения и парообразования. Как Вы считаете, существует ли связь между её аномальными свойствами и строением и ролью воды в природе, в частности, в клетке? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6    Распространение воды в природе
   Вода
                                                            
                                    H2O - самое распространённое в    
   природе химическое соединение. 
        Запасы воды на Земле: 
    в морях и океанах - 1,4 млрд. км3 
    в ледниках - 30 млн. км3 
    в реках и озёрах - 2 млн. км3 
    в атмосфере - 14 тыс. км3 
    в живых организмах - 65%
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
Применение воды
Хими-ческая промыш-ленность
Медицина
Сельское хозяйство
В быту 
Промыш-ленность
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 9  Строение молекулы воды
Образование водородной связи между молекулами воды
 Особенности
                                                            
                                    строения молекулы:
Угловое строение, валентный угол НОН – 104,3 °;
Атом О находится в состоянии sр3 гибридизации;
Создание «+» полюсов на атомах водорода; создание «-» полюсов на центрах неподелённых электронных пар атома кислорода; 
Образование диполей
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10    Особенности строения молекулы 
  
  Схема образования
                                                            
                                    молекулы воды 
   Расположение молекул воды в кристаллической решётке льда
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11   Физические свойства. Аномалии воды
Лёд плавает на поверхности водоёма,
                                                            
                                    
   r(льда) = 0,92 г/см3, max r(воды) 
   при +4°С = 1г/см3 
При замерзании воды происходит 
   увеличение объёма 
Самая большая теплоёмкость 
   (в 3100 раз больше, чем у воздуха; 
   в 4 раза больше, чем у горных пород)
   Водородная связь определяет        
   уникальные свойства воды:                   Диаграмма состояния воды 
у воды очень высокие температуры кипения, плавления и парообразования, так как нужно затратить дополнительную энергию на разрыв водородных связей. Только вода находится во всех трех агрегатных состояниях одновременно. Другие вещества со сходным строением и молекулярной массой, такие как Н2S, HCl, NH3 при обычных условиях являются газами 
Жидкость без цвета, без вкуса и запаха. tпл.= Оо С, tкип.= 100о С, d = 1 г/см3 при 4оС.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12   Химические свойства воды 
 1) Слабый электролит: H2O
                                                            
                                    = H+ + OH-
2) Вода - амфотерное вещество. Она реагирует как с основными оксидами (оксидами щелочных и щелочноземельных металлов), так и с кислотными оксидами, кроме SiO2:   Li2O + H2O = 2LiOH;  
                      MgO + H2O = Mg(OH)2; 
                      SO3 + H2O = H2SO4
3) Гидролиз некоторых солей приводит к их полному разложению:
Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S
Al2(CO3)3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2O + 3CO2
4) Вода разлагает гидриды, фосфиды, карбиды, нитриды и некоторые другие бинарные соединения активных металлов с неметаллами:
CaH2 + 2H2O = Ca(OH)2 + 2H2;  Ca3P2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2PH3; 
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2; Ca3N2 + 6H2O = 3Ca(OH)2 + 2NH3
5) Молекулы воды с некоторыми солями дают кристаллогидраты:
CuSO4(белый) + 5H2O = CuSO4 *5H2O(синий)
           Окислительно-восстановительные свойства 
 6) С активными металлами (стоящими в ряду напряжений металлов до Mg включительно) образуется щёлочь и водород, а с металлами средней активности (стоящими в ряду напряжений металлов от Mg до Pb) - оксид и водород:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2; Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2; 
3Fe + 4H2O(горячий пар) = Fe3O4 + 4H2
7) С галогенами (продукты различны):
4F2 + 3H2O = OF2+ 6HF + O2;  Cl2 + H2O = HClO + HCl
                                
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            Слайд 13       Классификация воды 
питьевая
охлаждающая
для паросиловых
                                                            
                                    хозяйств 
Для технических целей 
для поливов
Назначение 
воды
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14     Требования к качеству воды 
Бактериологические показатели
                                                            
                                    - общее количество бактерий в 1 мл воды, не бол. 100
Показатели токсических химических веществ (допустимые концентрации химических веществ ), мг/л: алюминий остаточный не более 0,5; бериллий – 0,0002; молибден – 0,25; мышьяк – 0,05; нитраты – 45,0; полиакриламид – 2,0; свинец – 0,03; селен -0,001; стронций – 7,0; фтор – 1,5
Органолептические показатели: запах - не более 2 баллов, привкус – не более 2 баллов, цветность – не более 20 градусов, 
Мутность – не более 1,5 мг/л
Сухой остаток – не более 1000,0 мг/л 
Водородный показатель рН – в пределах 6,0 – 9, 0 
    Показатели качества питьевой воды должны отвечать требованиям ГОСТ 2874-82. «Вода питьевая» и ГОСТ 17.1.3.03.-77 «Охрана природы. Гидросфера. Правила выбора и оценка качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15   Методы очистки природной воды 
Удаление грубодисперсных веществ путём
                                                            
                                    отстаивания, фильтрования 
Коагулирование – удаление мелкодисперсной смеси 
Обеззараживание - уничтожение патогенных микроорганизмов 
Стабилизация – удаление веществ, вызывающих коррозию металла и бетона 
Дегазация – удаление растворённых в ней газов 
Устранение привкусов и запахов воды 
Умягчение и обессоливание 
Перевод временной жёсткости в постоянную 
Опреснение – удаление повышенного содержания солей 
Корректирование содержания железа, марганца, кремниевой кислоты и фтора 
Очистка от радиоактивных веществ 
                                          
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16          Водоподготовка
Безреагентная
                                                            
                                    технологическая схема           Реагентная технологическая схема 
      водоподготовки                            водоподготовки 
1 – забор воды; 2 – отстойники; 3 – добавление сульфата алюминия; 4 – песчаный фильтр; 5 – аэрация, добавление хлора; 6 – водонапорная башня 
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    Жёсткость воды 
Жесткость воды – это совокупность ее свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Мg2+ в составе растворимых гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов.
Жесткость воды принято исчислять суммой миллимолей ионов кальция и магния на 1 литр воды (ммоль/л). 1 ммоль/л соответствует количеству любого вещества в мг/л, равному его молекулярной массе, разделенной на валентность. Величина 1 ммоль/л соответствует содержанию в 1 литре воды 20,04 мг/л кальция либо 12,1 б мг/л магния. Для удобства пользуются величиной мг-экв/л, которая соответствует моль/м3. 
         Выделяют 2 типа жесткости воды: 
- временная – карбонатная жесткость обусловлена присутствием на ряду с кальцием, магнием и железом гидрокарбонатных анионов; 
- постоянная – некарбонатная жесткость характеризуется присутствием сульфатных, нитратных и хлоридных анионов 
Общая жесткость - суммарная величина наличия солей магния и кальция в воде, то есть суммой карбонатной и некарбонатной жесткости.
               Мягкая вода – жесткость 3,0 мг-экв/л и более 
               Средняя жесткость – от 3,0 до 6,0 мг-экв/л 
               Жесткая вода – свыше 6,0 мг-экв/л.
                                
 
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            Слайд 18      Способы умягчения воды 
 
                                                            
                                         
 1. Карбонатная жесткость (временная, устранимая) устраняется кипячением, действием известкового «молока» или соды: 
 Са(НСО)2 = СаСО3 ↓ + СО2+ Н2О 
Са(НСО)2 + Са(ОН)2 = СаСО3 ↓ + Н2О + СО2
 
Са(НСО)2 + Nа2СО3 = СаСО3 ↓ + NаНСО3 
2. Некарбонатная жесткость (постоянная) устраняется чаще всего добавлением соды:
СаSО4 + Nа2СО3 = СаСО3 ↓ + Nа2SО4 
MgSО4 + Nа2СО3 = MgСО3 ↓ + Nа2SО4 
3. Методы ионного обмена – использование ионнообменных смол 
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                                          
                      Это процесс снижения содержания солей в 
                      морской воде или солёных водах суши 
                      до уровня, при котором вода становится 
                      пригодной для использования. 
                               Методы опреснения:
                            - дистилляция (перегонка)
                            - метод обратного осмоса 
                            - электродиализ 
Технологическая схема опреснения 
воды методом обратного осмоса: 
1 – впуск солёной воды; 
2 – насос высокого давления; 
3 – полупроницаемая мембрана ; 
4 - выпуск солёной воды 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20     Биологическое значение воды 
Вода превосходный растворитель
                                                            
                                    для полярных веществ. При растворении вещества его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и его реакционная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водных растворах. 
Вода служит средой для транспорта различных веществ в крови, в лимфатической и экскреторных системах, в пищеварительном тракте, во флоэме и ксилеме растений. 
Большая теплоёмкость воды - 4,184 Дж/г.  Существенное увеличение тепловой энергии вызывает сравнительно небольшое повышение её температуры и часть этой энергии расходуется на разрыв водородных связей, ограничивающих подвижность молекул воды. Вода служит для многих клеток и организмов средой обитания, для которой характерно довольно значительное постоянство условий. 
Большая теплота испарения . Энергия, необходимая молекулам воды для испарения, черпается из их окружения и испарение сопровождается охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении, при тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепёке сидят с открытым ртом. Оно играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев. 
Большая теплота плавления. 
Вода как реагент – метаболит, участвующий в метаболических реакциях. Вода используется, например, в качестве источника водорода в процессе фотосинтеза, а также участвует в реакциях гидролиза. 
Большое поверхностное натяжение. 
                                
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            
                                                            
                                    в клетке 
          
       
 - Обеспечение упругости клетки. Последствия потери клеткой воды — увядание листьев, высыхание плодов; 
 - ускорение химических реакций за счет растворения веществ в воде;
 - обеспечение перемещения веществ: поступление большинства веществ в клетку и удаление их из клетки в виде растворов;
 - обеспечение растворения многих химических веществ (ряда солей, сахаров); 
 - участие в ряде химических реакций, например, в процессе фотосинтеза; 
- участие в процессе теплорегуляции благодаря способности к медленному нагреванию и медленному остыванию. 
 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22
   
   Исследовательский подход – углубление теоретических
                                                            
                                    основ курса 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Цель исследования:
  
  выяснение и оценка экологического состояния водных
                                                            
                                    объектов в п. Северный с помощью физико-химических методов исследования
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24       Задачи исследования: 
 
                                                            
                                    
  ■ составить схему-карту отбора проб воды
 ■ произвести отбор водных проб 
  ■ подобрать и освоить методики анализа
  ■ выполнить комплекс исследований по изучению качества воды по основным показателям
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Карта-схема забора водных проб
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ №1»
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Определение
 органолептических свойств воды:
 цветности
 запаха
 прозрачности
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная
                                                            
                                    СОШ №1»
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 28Определение рН воды
Методы определения:
а) с помощью индикаторной бумаги
б) потенциометрический
Водородный показатель рН:
рН
                                                            
                                    = -lg[Н+]
    рН<7 – среда кислотная
   рН=7 – среда нейтральная
 рН>7 – среда щелочная
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ №1»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Результаты исследования
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ №1»
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Определение общей жёсткости воды
Метод комплексонометрического титрования
  Ж= V(трилон Б) *
                                                            
                                    С (трилон Б) *1000;
                  100
   V – объём трилона Б, мл
  С – нормальная концентрация; 0,05 н
  Ж – общая жесткость; ммоль * экв/л
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ №1»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Результаты исследования
Общая жёсткость воды:
до 2 ммоль*экв/л – мягкая
2-10 ммоль*экв/л – средняя
                                                            
                                    жёсткость
более 10 ммоль*экв/л – жёсткая
Вода водопроводная (ул. Олимпийская) – 6,76 ммоль*экв/л
Вода водопроводная (школа) – 6,92 ммоль*экв/л
Вода водопроводная ( с. Беломестное) – 7,57 ммоль*экв/л
Вода водопроводная (Египет) – 0,77 ммоль*экв/л
Вода талая (возле родника № 2) – 0,30 ммоль*экв/л
Вода талая (возле школы) – 0,35; ммоль*экв/л
Вода талая (перекрёсток) – 0,87 ммоль*экв/л
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ №1»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Определение карбонатной жёсткости
Метод нейтрализации
Результаты: 
Вода водопроводная (ул. Олимпийская) – 6,20 ммоль*экв/л
Вода
                                                            
                                    водопроводная (школа) – 6,80 ммоль*экв/л
Вода (родник № 1) – 7,90 ммоль*экв/л
Вода (родник № 2) – 6,35 ммоль*экв/л
Жврем. = V (HCl) * N (HCl) * 1000 , где
              100
V – среднее значение объёма HCl, мл
N – нормальность раствора HCl
Научное общество старшеклассников МОУ «Северная СОШ №1»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                     Выводы:
Изучены и освоены методы качественного и количественного анализа воды: комплексонометрический, потенциометрический и кислотно-основный. 
По органолептическим свойствам водопроводная вода не имеет цвета, имеет запахи естественного происхождения и высокую прозрачность. Талая вода загрязнена веществами - остатками топлива автомобильного транспорта.
Школьная вода имеет среднюю общую жёсткость и пригодна для хозяйственно-питьевого назначения. Талая вода является мягкой из-за малого содержания солей кальция и магния.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34      Рекомендации
Для уменьшения жесткости и вредных
                                                            
                                    примесей в водопроводной воде необходимо пользоваться стационарными или фильтрами кувшинного типа (Аквафор, Барьер и др.) 
Необходимо ужесточить контроль по содержанию вредных веществ в выхлопных газах автомобилей
Изменить конструкцию двигателей и внедрять в промышленное производство нетоксичные виды топлива.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35     Вопросы для закрепления 
Почему воду называют
                                                            
                                    «минералом жизни»? Какую роль играет это соединение в жизни нашей планеты? 
В каких формах встречается вода в природе? 
Какими аномальными физическими свойствами обладает вода? С каким структурными особенностями воды связаны эти аномалии и какую роль они играют в существовании земной биосферы? 
В какие химические реакции вступает вода? 
Какие требования предъявляют к питьевой воде? 
Перечислите основные этапы водоподготовки и где они используются? 
Какие соли вызывают жёсткость воды? Почему карбонатную жёсткость воды называют временной? 
На какие категории принято разделять природные воды по жёсткости? Что ограничивает применение жёсткой воды в технике? Перечислите наиболее широко применяемые методы умягчения воды и напишите реакции соответствующих процессов. 
Что такое опреснение воды и , какие методы её опреснения вам известны? 
Каковы биологическое значение и роль воды в клетке? Приведите примеры. 
Какие физические показатели воды принимаются во внимание при оценке её качества? 
 Какие требования предъявляются к качеству питьевой воды?
                                
                            							
                                
							 
														
						 
											
                            Слайд 36Темы учебно-исследовательских работ: 
Вода и экологические проблемы современности. 
Вода и здоровье
                                                            
                                    человека.
«Живая» и «мёртвая» вода. Правда или вымысел? 
Жёсткость воды, её умягчение. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37        Домашнее задание 
Подтвердить
                                                            
                                    свойства воды химическими реакциями
Изучить методики по исследованию органолептических свойств воды и определению общей и временной жёсткости
Выполнить учебно-исследовательскую работу по предлагаемой тематике
Оформить исследовательский проект
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38   Использованная литература 
Геохимическая экология, М., 1974; Школьник М.
                                                            
                                    Я. 
Краткая химическая энциклопедия, т. 5, М., 1967; Лакерник М. М.