Слайд 1Кундеревич Елена Викторовна
к. филос. наук, доцент кафедры связей с общественностью и
рекламы
Киевский национальный университет
культуры и искусств
Устойчивое развитие и экологический PR
Прага 2010
Слайд 2Главный путь внедрения принципов экологической этики в жизнь - экологическое образование,
направленное на повышение экологического сознания человека, глубокое постижение им экологических ценностей, воспитание человека, способного решать экологические проблемы.
Слайд 3ЮНЕСКО и ЮТЕП ( октябрь 1977 года, Тбилиси)
5 категорий заданий экологического
образования:
осознание (помочь социальным группам и отдельным индивидам осознать и почувствовать окружающую среду и связанные с ней проблемы)
знание (помочь социальным группам и отдельным членам получить разнообразный опыт и базовое понимание окружающей среды и соответствующих проблем)
отношение (помочь социальным группам и отдельным индивидам определить набор ценностей и чувств относительно заботы об окружающей среде, а также стимулов для активного участия в улучшении и защите окружающей среды)
навыки (помочь социальным группам и отдельным индивидам получить навыки для определения и решения экологических проблем)
участие (обеспечить социальным группам и отдельным индивидам возможность активно вовлекаться в работу по решению экологических проблем)
Слайд 4Экологический PR все больше проявляет себя, вовлекая в свои ряды профессионалов
по связям с общественностью широкого профиля и тех, кто начинает узко специализироваться в public service (служение интересам своей общины).
Слайд 5Стратегия деятельности специалистов в области связей с общественностью предполагает, прежде всего,
комплексный подход к экологической информации, использование новых форм и методов деятельности. Соответственно, стратегия требует проработки тактики, которую сегодня связывают с понятием «промоушен», как элемента информационного маркетинга, коммуникации и технологии обучения.
Слайд 6 Сегодня складывается ситуация, когда выгоднее сделать производство более экологически
чистым, чем платить штрафы. Но предприятию нужно, чтобы об этом была проинформирована общественность, и тогда на помощь приходит PR-специалист, выстраивающий экологическую политику компании. Процесс информирования, а также руководства действиями граждан с помощью экологического PR постепенно становится все более эффективным.
Слайд 7Проект строительства современного электросталепрокатного завода предприятием “Евро Финанс ЛТД”, зарегистрированном в
селе Шкаровка по улице Мира, 4 (вблизи г. Белая Церковь), стал тем гордиевым узлом, который никак не могут разрубить еще с 2005 года ни Белоцерковский городской совет, ни компания-строитель, ни тем более общественные организации города. Территория, на которой планируют построить завод, обнесена высоким забором, на ней вырублены все деревья, она хорошо охраняется; кроме того, ведется строительство административного здания. Конфликт вокруг мини-металлургического комбината с помощью СМИ из локального очень быстро перерос во всеукраинский.
«Строительство сталепрокатного завода в г. Белая Церковь»
Описание ситуации: суть и хроника событий
Слайд 822 апреля 2008 года напротив здания горисполкома собирается толпа людей, преимущественно
– студенты, потом подъехали ещё микроавтобусы с людьми. Как удалось установить потом – это были студенты ПТУ г. Белая Церковь, которых за деньги поставили под плакаты «Позор бюрократам и взяточникам!» и «Дорогу инвестициям». Жители Белой Церкви не заставили себя долго ждать, и в ответ, около здания горисполкома организовали протест-акцию с лозунгами «Заводу – НЕТ!», «Не дадим отравить Белую Церковь!». Более 2 тыс. жителей города Белая Церковь заблокировали Автомагистраль «Киев – Одесса», протестуя против строительства сталепрокатного завода. Как результат – создана Министерская экспертная комиссия, которая детально должна изучить все аспекты строительства завода.
Слайд 9Анализ ситуации
При анализе ситуации, в первую очередь, рассматриваются следующие вопросы: -
какие экологические, экономические, социальные проблемы связаны со строительством завода?; - каким видят решение проблем заинтересованные стороны, в чем отличие их приоритетов ценностей?; - почему референдум по этому вопросу не был эффективным?; - в чем состоят ошибки и не результативность проведенных в регионе (2007-2008гг.) PR-акций?
Слайд 10Независимый сегмент населения каждый год увеличивается, но государство должно поддерживать этот
процесс. Интеграция с каждой внешней структурой будет требовать легитимности именно власти народа, приоритета его мыслей и пожеланий. Люди должны научиться сопоставлять факты, а не слепо подчиняться «акциям воздействия» (устаревшим и несовершенным).
Слайд 11Референдум – это один из способов волеизъявления нации, её решающего слова
и, одновременно, проверки её на «аттестат зрелости». Но в Белой Церкви только 13% населения смогли дать адекватную оценку, как строительству завода, так и, связанной с ней, экологической ситуации. Общее количество населения, которое приняло участие в референдуме, немного превысило 25%. Это яркое свидетельство негативного информационного перенасыщения и отсутствия доверия населения к позитивным переменам.
Слайд 12Содержание проведенных PR-акций со стороны власти отличались информационной неопределенностью, постоянным нагнетанием
обстановки относительно угроз экологической безопасности. Однако такой «провальный промоушен» не поставил точку в понимании тенденций развития ситуации. Главной проблемой данного конфликта была систематичность ошибок при работе с инвесторами и «личный интерес» бизнеса при власти. С другой стороны, инвестор также мог избежать ряда проблем, если бы была создана и поэтапно введена в действие структурная коммуникационная политика: - адекватная система антикризисного реагирования;- проведение публичных акций с акцентом на проблемы иностранного капитала в Украине;- постоянное информирование в СМИ относительно сферы тяжелой промышленности, с конкретными примерами из европейских стран;- проведение пресс-тура в соответствующие проекты в Европе и пилотные проекты в России; - сотрудничество с лоббистскими группами, которые смогли бы изучить ситуацию; - проведение мониторинга рынка с определением всех рисков и ознакомление с конкурентами; - утверждение этичного подхода в коммуникации со структурами власти.
Сегодня многие ошибки, связанные с проектом, исправлены, сделаны определенные выводы. Итогом явилось то, что проект воплощается, хотя и медленными темпами из-за экономического кризиса. Но, уже возведена опорная стена предприятия, строится административное здание. Создан сайт, на котором можно подробно ознакомиться с самыми различными аспектами проекта, вплоть до инженерных разработок, подробных чертежей и фотоматериалов о подобных проектах в Европе. Также, ведется форум по обсуждению текущих проблем проекта и деятельности фирмы “Евро Финанс ЛТД”. Изменения в ситуации конфликта произошли, во многом, благодаря профессиональной работе специалистов по связям с общественностью.
Слайд 13Общие выводы
1. Проблемами на пути к устойчивому развитию Украины являются:
Структурные деформации экономики
(экономическое неравенство)
Экологические и медико-демографические проблемы
Корпоративные эгоизм политической элиты
Несовершенство гражданского общества
Низкая приоритетность экополитики
Слайд 142. Моральная ответственность направлена в будущее. Это означает, что предметом социальной
ответственности должны быть планы, программы и стратегии деятельности государства. Стратегия и курс на политику устойчивого развития, а, следовательно, воплощение принципов экоэтики, как общих, так и практических, является неотъемлемой частью моральной ответственности власти, бизнеса, общества в целом.
3. На пути к устойчивому развитию, необходимой видится также институализация процедуры информирования о стратегических и тактических планах развития регионов и страны в целом. В конечном счете, значительное уменьшение угрозы окружающей среде возможно. На местном и международном уровне это будет происходить лишь в результате осознания широкой общественностью тесной взаимосвязи между качеством окружающей среды и дальнейшим удовлетворением потребностей людей.