Слайд 1
«Уровень развития речи детей 5-6 лет»
Слайд 2
1. Дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений,
но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
3. Ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.
Слайд 3
4. Развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать
содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
5. Мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
Слайд 46. Ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями.
Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
7. Ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.
Слайд 5Словесные игры,
в которые можно поиграть дома
«Что в мешочке?»
В мешочек сложить
разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.
«Что из чего сделано?»
Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан.
Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?
Ребенок. Деревянный.
Взрослый. Стакан из стекла?
Ребенок. Стеклянный.
Взрослый. Ключи из стали?
Ребенок. Стальные и т.д.
Слайд 6«Кто как работает»
Взрослый рассказывает ребенку, что есть очень много профессий.
Взрослый. Что
делает врач?
Ребенок. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.
Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.
«Что я не так сказала?»
Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.
Ребенок исправляет ошибки.
«Придумай предложения»
Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.
Взрослый. «Солнце греет»
Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
Слайд 7«Скажи наоборот»
Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним
эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом.
Ребенок. Я вижу низкий дом.
Мама. У меня острый нож.
Ребенок. У меня тупой нож.
"Скажи ласково"
Снегирь — снегирек
воробей — воробышек
сова — совушка
снег — снежок
зима — зимушка
ветер — ветерок и т.д.
Слайд 8"Скажи какие, какое, какая?"
Птица — птичья
ветер — ветреный
зима — зимний
снег
— снежный
мороз — морозный
мех — меховая
шерсть — шерстяные и т.д.
"Один - много"
Одна птица — много птиц
один воробей — много воробьев
одна синица — много синиц
одна снежинка — много снежинок
один снеговик — много снеговиков
одна метель — много метелей и т.д.
Слайд 9«Чья, чей, чьи, чьё?»
Моя — синица, ворона, галка, сова, сорока.
Мой —
снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.
Мои — птицы, снежки, снежинки, постройки, игры. И т.д.
«Составь предложение» (использовать предлоги)
Дети во дворе слепили снеговика.
Воробьи прилетели на кормушку.
Саша упал в сугроб. И т.д.
«Давай посчитаем»
Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.
1 синица, 2 синицы, .., ... 5 синиц, ..,10 синиц.
1снегирь, 2 снегиря, ... 5 снегирей, .., 10 снегирей. И т.д.
Выделять первый твердый согласный звук в любых словах.
Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.
Придумывать слова на заданный звук.