Слайд 1Урок нравственности
XXI век должен быть веком гуманитарной
культуры, либо мы все пропадем. Есть разрушительная закономерность: отсутствие духовной культуры ведет к страшной агрессивности.
Д.С.Лихачев
Слайд 211кл. Урок литературы.
Тема «Публицистика 80-90-х гг. XXв.»
Дмитрий Сергеевич Лихачев
«Письма о добром и
прекрасном»
Слайд 3 Цели урока:
Познакомить с фактами биографии ученого-литературоведа,
общественного деятеля Д.С.Лихачева, его книгой «Письма о добром и прекрасном».
Развивать навыки работы с текстом публицистического жанра.
Показать, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях.
Эпиграфы урока
Надо прожить жизнь с достоинством,
чтобы не стыдно было вспоминать.
Д.С.Лихачев
Можно притвориться добрым,
щедрым, даже глубокомысленным,
мудрым, но интеллигентным никогда.
Д.С.Лихачев
Слайд 5 План урока
Предисловие.
Жизнь
и творчество Д.С.Лихачева.
Мастер публицистики.
Вступление к книге «Письма о добром и прекрасном».
Знакомство с содержанием книги.
Самостоятельная работа.
Беседа по вопросам.
Творческое задание.
Это интересно.
Подведем итоги.
Послесловие.
Слайд 6Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 - 1999)
Слайд 7 Биография ученого
Родился 28 ноября
1906 г. в Санкт – Петербурге
1923 г – поступил в государственный Ленинградский университет.
1928 г – окончил Ленинградский университет
1928 – 1932 гг. – репрессирован; Соловецкий лагерь, Беломорско - Балтийский лагерь
1932 г – редактор различных издательских организаций
1938 – 3954 гг. – старший научный сотрудник Института русской литературы
1941 г. – защитил 1-ую кандидатскую диссертацию
1946-1953 гг. – доцент, профессор Ленинградского государственного университета
1947 г. – защитил докторскую диссертацию
1946 – 1953гг. – профессор ЛГУ
1953 г. – член – корреспондент Академии наук СССР
1956 г. – член Союза писателей СССР
1986 – 1993 гг. – председатель Советского фонда культуры.
1963 - 1999 гг. – избирается почетным членом зарубежных Академий наук – Болгарии, Венгрии, Сербии, членом – корреспондентом Австрийской академии наук, доктор Оксфордского университета.
Слайд 8 Указ Президента
Российской Федерации
«О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева»
Учитывая выдающийся вклад академика Д.С. Лихачева в развитие отечественных гуманитарных наук, культуры и образования и в связи с исполняющимся в ноябре 2006г. 100-летием со дня его рождения, постановляю:
1. Принять предложение администрации Санкт-Петербурга о праздновании в 2006 году 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.
2. Объявить 2006 год в Российской Федерации Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С. Лихачева.
3. Правительству Российской Федерации:
образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева;
утвердить программу подготовки и проведения мероприятий в связи с празднованием 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.
4. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать ЮНЕСКО о праздновании в Российской Федерации 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль 14 февраля 2006 года
Слайд 9Новости Российского Детского фонда
Российский книжный союз и Российский детский фонд решили
выступить с поддержкой инициативы о проведении во всех учебных заведениях России «Уроков Лихачева» в сентябре - декабре 2006 года.
Для осуществления этой цели и принимая во внимание, что в библиотеках всех уровней почти нет книг Д.С. Лихачева, изданных специально для детей и молодежи, Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» Российского детского фонда выпустил особую книгу, предназначенную и учащимся, и учителям, которые могут провести по ней в школе «Уроки Лихачева».
Книга называется «Заветное» и представляет собой многокрасочное, высокохудожественное издание. Это сборник коротких эссе, философских стихотворений в прозе, размышлений и отдельных записей академика о векторах духовных исканий, о нравственных ценностях, к которым нужно стремиться каждому молодому человеку.
Слайд 10Творчество. Более 1,5 тысяч трудов
«Человек в литературе Древней Руси»,
«Культура
Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого»,
«Текстология. На материале русской литературы X-XVIIвв.»,
«Развитие русской литературы X—XVII веков. Эпохи и стили», «Поэтика древнерусской литературы»,
«“Смеховой мир” Древней Руси» (совместно с А. М. Панченко),
«Художественное наследие Древней Руси и современность» (совместно с В. Д. Лихачевой),
«Великое наследие»,
«Письма о добром и прекрасном»,
«Поэзия садов»;
«Русские летописи и их культурно-историческое значение»,
«Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. (Конец XIV — начало XVI в.)»,
«Национальное самосознание Древней Руси».
Очерки из области русской литературы XI—XVII вв.»
Один из весьма важных участков научно-организационной деятельности Д. С. — его редакторская работа. Она не ограничивается изданиями Отдела древнерусской литературы: Д. С. – председатель редколлегии серии «Литературные памятники», редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия» и т. д.
Слайд 11 Публицистический стиль
(publicus - общественный)
Цель – воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать;
Сфера функционирования – газетные и журнальные статьи, выступления на митингах, собраниях, по радио и телевидению;
Средства языка – обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, общественно-политическая лексика, фразеологические сочетания, пословицы, поговорки и т.д.
Слайд 12Дмитрий Сергеевич Лихачев-
мастер публицистики
Жанры публицистического стиля
очерки
статьи
репортажи
интервью
письма
Письмо – написанный текст,
посылаемый для сообщения чего-нибудь; обращение к кому-нибудь.
Слайд 13 «Письма о добром и прекрасном» -
обращение к друзьям
Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.
Д.С.Лихачев
Д.С.Лихачев
Письма о добром и
Прекрасном
1985
Слайд 14 Названия писем
1. «Большое
в малом».
2. «Молодость – вся жизнь».
3. «Самое большое».
4. «В чем смысл жизни».
5. «Цель и самооценка».
6. «Что объединяет людей?»
7. «Быть веселым, но не быть смешным».
8. «О воспитанности».
9. «Уметь спорить с достоинством».
10. «Искусство ошибаться».
11. «Как говорить?»
12. «Любите читать!»
13. «Человек должен быть интеллигентен».
14. «О памяти».
15. «Об искусстве слова и филологии».
16. «Искусство открывает нам большой мир».
И др.
Слайд 15Проблематика писем
Проблематика писем
Можно ли
согласиться с тем,
что «цель оправдывает
средства»? (№1)
В
чем самая большая
цель жизни?
(№3)
Что значит
воспитанный
человек?
Какого
человека можно
считать
воспитанным?
(№13)
Что значит быть
веселым, но не
смешным?
(№8)
Что
объединяет
людей?
(№7)
В чем смысл
жизни?
(№5)
Как говорить?
(№19)
По чему можно судить о
самооценке людей?
Что значит цель, достойная
человека? (№6)
Как должен вести
спор умный и
вежливый
спорщик?
(№17)
Для чего
надо честь
беречь смолоду?(№2)
Слайд 16Самостоятельная работа
№ 7. Что объединяет людей?
№ 6. Цель и самооценка.
№ 5.
В чем смысл жизни.
№ !3. О воспитанности.
№ 19. Как говорить?
Задание:
Прочитать письмо.
Определить, какую проблему обозначает автор в письме.
Какой ответ на поставленный вопрос дает автор?
Ваша точка зрения на проблему, поставленную автором в письме.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом
И мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все,
Ибо все рождается свободным
Д.С.Лихачев
Слайд 18 Послесловие
1990г. В Останкино
Вопрос Д.С.Лихачеву:
«В чем вы видите смысл жизни?»
Ответ:
«Жизнь — это драгоценнейший дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели. Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях, в очень престижных и в не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».
Слайд 19Д.С.Лихачев умер 30.IX.1999г
Похоронен рядом с женой в Комарово.
Слайд 20На выставке «Ленинград – Петербург, ленинградцы - петербуржцы» привлекает внимание посетителей
портрет Д.С.Лихачева, написанный художником А.И. Васильевым.