Слайд 1Учебный модуль
«Основы мировых религиозных культур»
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов
А.А.
(обзор содержания уроков)
Слайд 2Структура изложения темы уроков
в учебных пособиях:
основной текст: раскрывается основное содержание
урока;
раздел «вы узнаете»: план урока;
раздел «вопросы и задания»: задания для обучающихся, связанные с темой урока;
раздел «важные понятия»: объяснение наиболее важных и сложных понятий урока;
раздел «это интересно»: цитаты, высказывания, притчи и другой материал, иллюстрирующий и дополняющий основное содержание урока;
раздел «обсудим вместе», («Основы религиозных культур и светской этики», «Основы иудейской культуры»), «мудрые мысли» («Основы светской этики»)
иллюстративный материал: репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии памятников архитектуры и др.), схемы священных сооружений (храмов и др.)
Слайд 3Общие подходы в изложении содержания учебного материала
история зарождения и развития религии;
ее распространение в России.
вехи жизненного пути основателей, пророков;
источники (Священные книги)
основы вероучения;
святыни, обряды (ритуалы);
религия и искусство;
духовные традиции, нравственные ценности религии:
отношение к таким ценностям как человек, жизнь, добро, справедливость, любовь, семья, родители, дети, природа, труд, образование, родина и др.
праздники, памятные даты.
Слайд 4Учебные модули
Основы мировых религиозных культур;
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской
культуры
Основы иудейской культуры;
Основы светской этики
Слайд 5«Основы религиозных
культур и светской этики»
Учебный модель
«Основы мировых религиозных культур»
Беглов А.Л.,
Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А.
(обзор содержания уроков)
Слайд 6Урок 1. Россия – наша Родина
Что такое духовный мир;
Что такое культурные
традиции и для чего они существуют.
Россия. Отечество. Родина.
Окружающий мир человека – бесконечный и многообразный:
- материальный
- духовный (мир культуры)
Духовный мир – человек - внутренний мир
(душа)
Внутренний мир: сложный, разный, многоликий.
Как не разрушить внутренний мир? Опора на национальные традиции
Культурные традиции – это богатство многонациональной страны:
- религиозные культуры;
- морально-этические нормы;
Их основа: вечные ценности: добро, честь, справедливость, милосердие.
Слайд 7Урок 2-3. Культура и религия
? Что такое религия; ? Какие бывают
религии? Что такое культура?
?Как связаны религия и культура?
Религия (от лат. religio – набожность, святыня; букв.- связываю, соединяю) - часть духовных традиций, верование и поведение людей в повседневной жизни, участие в религиозных действиях (ритуалах, молитвах).
1.первобытные (верования древних людей);
2.древние (Египта, Индии, Греции, Рима);
3.национальные (индуизм, иудаизм);
4.мировые (христианство, ислам, буддизм);
Религии в России: православие, ислам, иудаизм, буддизм (их вклад в культуру).
? Культура (cultura от глагола colo - «возделывать почву», «обрабатывать») в широком смысле – все то, что создано человеком (материальные и духовные ценности)
Культура и религия. Влияние религии на культуру: памятники материальной и духовной культуры;
- христианские, буддистские храмы, мусульманские мечети;
- скульптура, живопись, музыка.
Слайд 8Урок 4. Возникновение религий.
? Как древние люди заботились о своих предках;
?Что
такое многобожие и пантеон;
?Какой народ впервые поверил в Единого бога и что такое Завет.
Первые религии:
– первобытные верования (в высшие силы, в духов);
- древние религии Египта, Индии, Греции, Рима(вера в богов)
Многобожие – почитание многих богов:
Иудауизм (единобожие). Этапы начальной истории:
-Авраам (Земля Обетованная) –основатель монотеистической религии;
-переселение в Египет и Исход из египетского рабства;
-договор («Завет») евреев с Богом на горе Синай, возвращение на Землю Обетованную;
- создание царства, построение Иерусалимского Храма, разрушение царства и переселение в Вавилонию;
- возвращение и восстановление Храма; завоевание иудеев римлянами.
Слайд 9Урок 5. Возникновение религий.
Религии мира и их основатели
Кто такой Иисус
Христос чему он учил людей;
Что случилось после смерти Иисуса Христа и как распространялось учение;
О жизни Мухаммада;
О жизни Будды.
Христианство: рождение Иисуса Христа, крещение и проповедническая деятельность (возлюби ближнего), арест, суд, распятие на Голгофе, воскрешение, распространение учения, возникновение мировой религии.
Ислам: рождение, становление будущего пророка Мухаммада (г.Мекка), явление ангела Джибраила со священными текстами от Бога; проповедническая деятельность, объединение разрозненных племен Аравии вокруг новой религии; смерть пророка; халифы – создатели государства Арабский халифат; распространение ислама
Буддизм: рождение Сиддхартха Гаутама, его праздная жизнь; познание реальной жизни; встреча с мудрецом, осознание истины: путь самопознания – это путь постижения причин страдания и нахождения способов избавиться от них; скитание в поисках истины; просветление под деревом баньяна и постижение четырех благородных истин. Царевич Сиддхартха Гаутама стал Буддой (букв.— «пробудившийся», «просветленный»), возникновение буддизма.
Слайд 10
Урок 6-7. Священные книги
религий мира.
Как был создан священный текст буддистов
Трипитака;
Что такое Библия, из чего она состоит;
О книге Коран.
Священная книга буддизма: Священное писание Трипитака («Три корзины мудрости»).
Священная книга иудаизма: Танах (Пятикнижие (Тора) – о сотворении мира, начальной истории евреев и др.), Пророки, Писания.
Священная книга христианства: Библия (с греч. – «Книги»).
Ветхий Завет: 1.Пятикнижие 2.Пророки 3.Писания
Новый завет: Евангилие (от Матфея, Луки, Марка и Иоанна), Деяния апостолов; Послания апостолов; Апокалипсис (от греч. «Откровение Иоанна Богослова»)
Священная книга Ислама – Коран. Текст Мухаммаду передал ангел Джибраил (прямая речь Бога). Разделен на 114 частей (суры).
В сурах – предписания, рассказы о жизни после смерти, о пророках, о мусульманских правилах поведения
Слайд 11Урок 8.Хранители предания
в религиях мира
Кто такие жрецы;
Какую роль в иудаизме
играли мудрецы (раввины);
Как организована мусульманская община;
О буддийской сингхе и буддистских учителях
В древних религиях хранили предания служители религиозных ритуалов, преданий, традиций - жрецы .
В иудаизме – хранили традиции (толковали Священное писание)мудрецы. Верующие евреи их стали называть раввинами (учителями),
В христианстве - церковь и церковная иерархя - епископы(с греч.- «надсматривающий» (совершали богослужения, проповедовали, заботились об общинах), их помощники – священники и диаконы.
В исламе - мусульманские общины (умма), в них выделялись имамы (букв. предводители), а из них большим авторитетом пользуются хафизы (знатоки Корана).
В буддизме - сангха (община монахов), особым почетом пользуются ламы (букв. – «высший», авторитетные учителя), ведут верующих по пути Будды.
Слайд 12
Урок 9-10. Добро и зло.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния
О понятиях
греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях мира.
Добро и зло в религиозных традициях.
Христианство. Человек нарушил заповедь Бога, Непослушание Богу – грех, нарушение заповеди – грехопадение; восстановление связи с Богом и спасение от греха - через раскаяние; условие спасения – вера в Христа.
Иудаизм. Путь к божественному прощению - исполнение предписаний Бога, его заповедей. Раскаяние – важное средство для исправления совершенного греха.
Ислам. Добро и зло - по воле Бога. Мусульманин должен следовать путем добра и справедливости. Вера в Бога спасет его от греха и избавит от ада.
Буддизм. Зло – это страдание. Подлинное спасение – освобождение от страдания. Тогда наступит просветление - нирвана.
Религии о воздаянии. В христианстве: каждого человека ждет суд и воздаяние за добрые и плохие дела. В иудаизме: придет Мессия и принесет евреям избавление от всех бед. В исламе: судьба людей решится в Судный день. В буддизме - причиной человеческой жизни-страдания является карма, т.е. закон справедливого воздаяния
Слайд 13
Урок 11.Человек в религиозных
традициях мира
Что делает человек для общения с
Богом;
Что такое молитва, таинства, намаз, мантра?
В христианстве: путь общения с Богом – молитва, чтение Библии (особенно Евангелия, где запечатлены слова и поступки Христа), исполнение таинств
В иудаизме: главное предназначение иудеев – хранение Завета с Богом. Общение с Богом – молитва, чтение Торы, соблюдение религиозных предписаний, заповедей
В исламе: В Коране предписаны формы служения Богу и мусульманин должен их ежедневно исполнять – пять молитв в день (намаз), пост в месяц рамадан, раз в год выделение закята (годовой налог в пользу бедных).
В буддизме: большое место занимает молитва (мантра), она обращена не к Богу (его нет в буддизме), а для того, чтобы «настроить» сознание человека.
Слайд 14Урок 12-13. Священные сооружения
Для чего предназначены священные сооружения;
Что такое синагога и
как молятся иудеи;
Что является основным в христианском храме;
Как проходит молитва и как себя вести в мусульманском храме.
Священные сооружения - место для ритуальных действий верующих.
В иудаизме: Синагоги: у стены – шкаф со свитком Торы; в центре – возвышение, с которого читается Тора; светильник – менора с семью фитилями (Семь Дней творения), каменная плита с Декалогом.
В христианстве: Богослужения в в храмах. Церковь: алтарь (священное место в храме, символ присутствия Бога или воссоединения с ним, отделен от остальной части иконостасом, на которых иконы. Фрески на стенах. На крышах купола с крестами. К храму примыкает колокольня (звонница)
В исламе: Мечеть: минарет (башня); ниша в стене, украшенная двумя колонами и аркой (михраб), обращенная в сторону Мекки; трибуна - место проповедника. Надписи из Корана. Молитвой руководит имам. В мечеть входят без обуви, пол застлан коврами.
В буддизме: Буддийский храм – большой прямоугольный зал, в нем изображение Будды, перед ним алтарь (стол) с ритуальными предметами, ступа с буддийскими реликвиями. В зале - разноцветные ленты, шелковые платки, шары, фонари разной формы и цвета.
Слайд 15Урок 14-15. Искусство в религиозной культуре
Какую роль в разных религиях играет
искусство;
Формы искусства, характерные для религий России.
Искусство в религиозной культуре христианстве. Храмы, фрески, иконы
Искусство в религиозной культуре ислама. Каллиграфия – искусство изящного письма. В основе – представление о том, что Коран является прямой речью Бога; его слова должны красиво выглядеть. Декоративное искусство - орнаменты с узорами, фигурами с животными и растениями.
Искусство в религиозной культуре иудаизма. Виды художественного творчества, связанные с украшением синагоги и священных предметов иудаизма: Свиток (Торы) одевается в специальные расшитые одежды, в качестве закладки служит щиток из драгоценных камней, используются специальные указки, семисвечник (напоминание о разрушенном Храме. Предметы домашнего обихода: подсвечники, сосуды для благовоний.
Искусство в религиозной культуре буддизма. Изображение Будды в трех видах: в образе Учителя (сидит с приподнятой правой рукой); Будда Торжествующий (сидит с опущенными руками; Будда «спящий» - фигура лежащего уходящего в нирвану.
Уроки 16-17. Творческие работы учащихся.
Слайд 16Уроки 18-19. История религий в России
- Как выбирали новую веру на
Руси и роль православия в истории России:
- Роль католиков, протестантов, мусульман, иудеев, буддистов в истории России.
- Выбор веры на Руси: мусульмане, иудеи христиане З.Европы, греческий философ из Византии). Выбор Владимира 988 г.
Православие в российской истории: вклад в историю, культуру и самосознание России.
- строительство храмов, монастырей, создание школ, развитие письменности, литературы;
- миротворческая и патриотическая роль церкви на разных этапах истории;
- церковь и государство на разных этапах истории, трагические страницы 20-го в.
- Католики и протестанты в России;
- Ислам в России. В.Булгария, С.Кавказ, Поволжье, Урал, Азербайджан, С.Азия. Вклад мусульман в развитие связей России с Востоком.
Иудаизм. Участие евреев в хозяйственной жизни, защите Отечества.
Буддизм. распространение в 17-18 вв.(Бурятия, Калмыкия). Тува (20 в)
Вклад буддистов в развитие страны, славные победы России
Слайд 17Уроки 20-21. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды
Что такое обряды и как
они возникли;
Какими бывают обряды в исламе, иудаизме, буддизме.
Религиозные ритуалы (обряды) – действия человека, связанные с потусторонним миром.
Ритуалы в древности (колдуны, маги), в Древнем Египте и др.(подношения, молитвы),
Религиозные молитвы: коллективные, индивидуальные, ежедневные, праздничные.
Христианство. Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, приобщаются к Христу; Крещение – таинство вхождения в христианскую общину. Миропомазание - верующие получают дары Святого Духа и др.
Ислам. намаз (5 раз). Перед молитвой – омовение. Пятница - обязат.участие в совместной молитве. Для новорожденного -слова шахиды (свидетельства веры) и др.
Иудаизм. Молитвы; утром, днем, вечером. Соблюдение субботы (шаббат). Инициация (обрезание крайней плоти на восьмой день жизни ребенка.) - Завет (брит) Израиля с Богом. Обряд вступления 12-13 летнего подростка в иудейскую общину и др.
Буддизм. Ежедневно произносят молитвы (мантры). Важный обряд связан со смертью человека: рассказ Ламмы, что встретит на своем пути душа (она рождается вновь). Обряды помогают душе подготовиться к новому перерождению.
Слайд 18Урок 22. Паломничества и святыни
Что такое паломничества, мощи, святыни.
Паломничество – путешествие
с целью поклонения святым предмету или месту.
Паломничество в христианстве. Место захоронения Иисуса Христа –Гроб Господень в Иерусалимском Храме Господень).Святые места (Вифлеем, река Иордан и др.)
Реликвии: части креста, на котором был распят Христос, его одежда, мощи и др. Паломничества: к иконам, к значимым православным местам (Дивеево и др.)
Паломничество в исламе. В Мекку – хадж, где храм Кааба; в Медину (похоронен Мухаммад, гробница в Мечети) и др.
Паломничества в буддизме. Начались с поклонения останкам Будды (разделены на 8 частей и помещены в специальные ступы). Совершаются раз в год, раз в 12 лет – с целью очиститься от мирской суеты и скверны, приобщиться к к святому месту. Священны четыре места, связанные с Буддой: место рождения, место просветления, где произнес первую проповедь, где умер.
Слайд 19Уроки 23-24. Праздники и календари
О главных праздниках иудеев, христиан, мусульман и
буддистов.
Иудаизм. Песах (Пасха) - в честь освобождения евреев из египетского рабства: Шавуот (пятидесятница) – праздник в память о даровании Десяти заповедей на горе Синай. Суккот - в честь 40-летнего странствования евреев по Синайской пустыне и и др.
Христианство. Главные: Рождество (7 янв.) и Пасха. Праздник Вознесения - на 40-й день после Пасхи. Пятидесятница (50-й день после Пасхи). 19-го января Крещение (Богоявление) и др.
Ислам. Курбан-байрам – праздник жертвоприношения (Бог разрешил Ибрахиму вместо сына Исаака принести в жертву барашка). Ураза-байрам – в честь окончания 30-дн.поста в месяц рамадан. Мавлид – день рождения Мухаммада и др.
Буддизм. Самый важный - день рождения, просветления и ухода из земного мира Будды, (в мае), обряд праздника – омовение статуй Будды подслащеной водой или чаем, осыпание их цветами.
Слайд 20
Уроки 25-26. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира
Что общего
существует у всех религий;
О нравственных заповедях в иудаизме, христианстве, буддизме.
Общее: в чем ценность человека, как относиться к ближнему?.
Заповеди иудаизма и христианства. Декалог. Заповеди Иисуса Христа. Главная заповедь: «возлюби Господа Бога твоего…»
Нравственное учение ислама. Коран: основа творения, высшая ценность - человек. Предписания: любить друг друга, почитать родителей, не употреблять алкоголь, с уважением относиться к соседу и т.д.
Учение о поведении человека в буддизме. Ответственность за других. Чтобы постичь счастье, человек должен сделать счастливым других. Пять моральных заповедей буддистов: не убивать животных, не воровать, не лгать, не употреблять алкоголь, не изменять жене(мужу). Гнев -источник насилия. Непричинение вреда людям, животным.
Слайд 21
Урок 27. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Как в разных религиях учат
милосердию и состраданию.
Призывы религий к милосердию, заботе о слабых и милосердию.
Пример: Бог, заботящийся о людях как о своих детях.
Иудеи. Считают очень важной внутриобщинную благотворительность, раздачу милостыни, помощь ближним.
Христиане. Бог всеблаг и всемилостив. Иисус Христос учил учеников: отдавать людям все, что имеют; не быть жадным, любить человека, всякий поступок (плохой или хороший) обращен к Богу. Церковь помогает больным, бездомным, бедным и др.
Ислам. Милосердие - большое место в учении ислама. Коран: все, чем владеет человек принадлежит Богу. Выплата обязательного налога закят.
Буддизм. Учение буддистов построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист молится за все живые существа в мире и не делать вреда ни одной живой душе.
Слайд 22
Урок 28. Семья
Как традиционные религии относятся к семье.
Семья занимает большое место
в религиозных традициях.
В православии семья именуется малой или маленькой Церковью. Брак считается одним из таинств христианских. Жить в браке - жить в любви.
Иудаизм. Брак и рождение детей считается одной из важнейших заповедей.
Ислам. Брак это обязанность, дети - знак божьего благоволения. Ведущая роль матери в воспитании, после совершеннолетия – отца. Воспитание любви и уважения к старшим, к родителям.
Буддизм. Верующие в буддизме: монахи из общины и миряне (вне ее). Для мирян семья – важная часть жизни. Брак заключается ради счастья двоих и ради интересов общины. Главное назначение семьи - ответственность и забота и детях, о родителях, о монахах. Материнская любовь в буддизме есть идеал человеческих взаимоотношений.
Слайд 23Урок 29. Долг, свобода,
ответственность, труд
Как понимается долг, свобода, ответственность, труд
в разных религиях
Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает тот или иной путь. Но в душе человека есть голос (совесть), важно его слышать.
Свобода налагает на человека большую ответственность. За себя и всех.
Все религии: Труд – основной долг верующего. Христиане не разделяют работу на белую и черную. Главное, чтобы он был честен и приносил пользу.
Иудаизм учит почитать труд и порицает всякое праздное удовольствие, праздность.
Ислам. Человек - приемник Бога на Земле, обладает свободой воли и выбора и потому должен ответственно подходить к своему выбору. Ислам призывает занимать активную позицию и выполнить свое предназначение: завести семью, родить детей, трудиться.
Буддизм. Проповедует отказ от мира, запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум. Излишний труд может привести к другим страстям.
Слайд 24Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству
Духовные традиции России – на
основе ведущих религиозных традиций (православных, исламских, иудейских, буддистских).
Общее для традиционных религиозных культур - любовь и уважение к человеку.
Любовь - основа жизни: к семье, к близким, к народу, к родине.
В основе любви:
- бескорыстие к ближнему.
- служение на благо людей, на благо Родины.
Любить - значит совершать поступки (малые и большие).
Слайд 25КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор Романовский В.К., д.и.н., зав. кафедрой истории и обществоведческих дисциплин
ГБОУ ДПО НИРО
603122 Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203
E-mail: histniro@yandex.ru
Телефон: (831) 417-52-17
ГБОУ ДПО НИРО
Ректор - Бармин Николай Юрьевич, к.э.н.
Тел. (831) 417-75-49
E-mail: secr@niro.nnov.ru