У-ф-х презентация

Содержание

Уголь материал для рисования из обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и других деревьев. В XIX веке получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка, с добавлением

Слайд 1СЛОВАРЬ ПО ИСКУССТВУ
У-Ф-Х
МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.


Слайд 2
У


Слайд 3Уголь
материал для рисования из обожженных тонких веток или обструганных палочек

липы, ивы и других деревьев. В XIX веке получил распространение твердый уголь из спрессованного угольного порошка, с добавлением растительного клея. Употребляется для создания самостоятельных рисунков и подготовительных набросков; отличается бархатистостью штриха, возможностью сочетать линию и тональные эффекты.

Стрекова Ирина. Тюльпаны


Слайд 4Укиё-э
(буквально - образы быстротекущего мира), направление в японской живописи и

графике так называемого периода Эдо (1614-1868 гг.), отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с ростом городских торгово-ремесленных слоев.. Демократическая направленность укиё-э получила наиболее яркое выражение в графике.

К. Хокусай (1760-1849 гг.). Гора Фудзи в ясную погоду.


Слайд 5Умбрийская школа
живописная школа Италии XIII - начала XVI вв. с

центром в г. Перуджа. В XIII веке известна миниатюрами. К концу XIV - началу XV вв. Умбрийская школа стала одной из ведущих в позднеготическом искусстве Италии (Джентиле да Фабриано, О. Нелли). Со второй половины XV века под влиянием флорентийской школы в умбрийской школе побеждают принципы искусства Ренессанса (Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтуриккьо, а также молодой Рафаэль). Для произведений школы характерны тонкий лиризм, плавность и музыкальность линейных ритмов, ощущение поэтической гармонии человека и природы, мягкость колористических решений.

П. Перуджино. Аполлон и Марсий. 1480-е гг.


Слайд 6Уникум
единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой

художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).

Скифский золотой олень. Костромской курган, VI в. до н. э.


Слайд 7Уральский резной камень
художественные изделия из уральских цветных камней, старинная отрасль

русского декоративно-прикладного искусства. Изготовление уральского резного камня было распространено с 1720-30-х гг., когда в Екатеринбурге (Свердловск) возникли первые "мельницы" (фабрики) по обработке мрамора, яшм, орлеца, малахита, горного хрусталя и др.

Малахитовая ваза-кратер «Медичи».
По рисунку И. И. Гальберга. Екатеринбургская гранильная фабрика. 1843 г.


Слайд 8Урбанизм
(от латинского urbanus - городской) направление в градостроительстве XX века,

представители которого утверждали главенство городов в современной цивилизации среди других форм расселения и в связи с этим уделяли основное внимание проектированию максимально укрупненных градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию населения. Основополагающее значение для становления урбанистических теорий, особенно интенсивно развивавшихся в 1920-х гг., имела деятельность Ле Корбюзье. Нередко понятие урбанизм используется также в качестве синонима градостроительства в целом.

Слайд 9Уречское стекло
художественные изделия из стекла Уречского стекольного завода, существовавшего в

Уречье (Любанский район, Минская область, Беларусь) с 1738 года до середины XIX века. В изделиях завода (графины, бокалы, стаканы) применялись алмазная грань и гравировка, в которой широко использовался растительный орнамент.

Штоф. Уречско-Налибокская мануфактура. Середина XVIII века. Беларусь


Слайд 10Успенский собор
во Владимире, выдающийся памятник архитектуры владимиро-суздальской школы; главный храм

Владимиро-Суздальского княжества (Россия). Построен в 1158-1160 гг. (перестроен 1185-1189 гг.) из белого камня. Храм 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный с 5 главами; в интерьере - фрагменты фресок XII-XIII вв. и фрески 1408 года работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В 1810 году к собору была пристроена колокольня, в 1862 году - придел Георгия.

Слайд 11Утвердители нового искусства
(Уновис) объединение художников, возникшее в Витебске в 1919

г., когда руководить живописной мастерской туда приехал К. С. Малевич. После переезда в 1922 г. Малевича с группой учеников в Петроград деятельность Уновиса продолжилась на базе организованного Малевичем Государственного института художественной культуры (Гинхука). Главным направлением творчества Уновиса являлся супрематизм. В 1926 г. Гинхук был закрыт, одновременно прекратилась и деятельность объединения.

Малевич Казимир Северинович. Супрематизм. 1916


Слайд 12Уффици
(Uffizi; буквально "канцелярии") картинная галерея во Флоренции, одна из крупнейших

в Италии. Размещена в здании, возведенном для правительственных канцелярий (1560-1585 гг., архитектор Дж. Вазари и Б. Буонталенти). Основана около 1575 года. Сложилась на базе коллекции рода Медичи. Богатейшее в мире собрание итальянской живописи XIII-XVIII вв. (работы Дуччо, Джотто, Уччелло, Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др.), произведения античного, французского, немецкого, нидерландского, голландского и фламандского искусства, уникальное собрание автопортретов европейских художников.

Слайд 13Ухайдир
укрепленный дворец аббасидских халифов (к юго-западу от современного г. Кербела

в Ираке). Выдающийся памятник средневековой иракской архитектуры (ныне в руинах). Построен во 2-й половине VIII века. Симметричный в плане с внутренними дворами, айванами, квадратным главным залом, мечетью; обнесен стеной с башнями и сводчатыми воротами на осях. Постройки Ухайдира (тёсаный известняк) сохранились до 3-го этажа.

Дворец Ухайдир. Священный зал. 2-я пол. VIII в.

Слайд 15Файюмские портреты, фаюмские портреты
заупокойные живописные портреты в Древнем Египте; названы

по месту первой крупной находки в 1887 году в оазисе Файюм. Расцвет - в середине I-III вв. Писались в технике восковой живописи на доске (ранние файюмские портреты - иногда на холсте), вставлялись затем в бинты мумии на месте лица (иногда первоначально помещались в домах, вставлялись в мумии после смерти портретируемых). Файюмские портреты сменили древнеегипетские заупокойные маски в греко-египетской среде под римским влиянием.

Портрет римлянина


Слайд 16Факсимиле
(от латинского fac simile - делай подобное) точное воспроизведение рукописи,

документа, чьего-либо почерка, чьей-либо подписи. Факсимиле называется также точное воспроизведение картины, рисунка при помощи фотомеханической репродукции (факсимильная репродукция).

Слайд 17Фактура
(от латинского factura - обработка, строение) характер поверхности художественного произведения,

ее обработки. В живописи - характер красочного слоя: например, "открытая" фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или "скрытая" гладкая фактура; в скульптуре и декоративно-прикладном - полированная, шероховатая и т. д. поверхность статуи, рельефа, сосуда и др. Эффекты фактуры являются одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного мастера. В искусстве XX века распространены эксперименты по усложнению фактуры (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка).


С. Эрьзя. Испанка. 1942 г., дерево

Слайд 18Фарфор
(от персидского фегфур) изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды

и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Фарфор появился в Китае в IV-VI вв.: вытянутые стройные сосуды с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульптурным изображениям жанровых сцен на крышках. В VII-XIII вв. китайский фарфор и близкие к нему по составу изделия вывозятся в страны Азии и Европы.

Ваза. Китай. Период Ваньли, 1573-1619 гг.


Слайд 19Фас
(от французского слова "face" - лицо) если портрет написан так,

что видно лицо человека полностью, и его глаза как бы смотрят в глаза зрителя, - портрет написан в фас. Изображение в фас есть не только в живописи, но и в скульптуре.

Рокотов Федор Степанович Портрет А. П. Струйской.1772 г.


Слайд 20Фасад
(от итальянского faccia - лицо) наружная сторона здания или сооружения.

В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, боковые, уличный, дворовый парковый и др. Пропорции, тектоничность и декоративность членения фасада обычно обусловлены назначением сооружения, особенностями его стилистического, пространственного и конструктивного решения.

Слайд 21Фахверк
каркасная система сооружения, состоящая из связанных между собой вертикальных, горизонтальных

и наклонных деревянных брусьев, промежутки между которыми заполняются кирпичом, бетоном, естественным камнем и другими материалами.

Слайд 22Фаянс
(от названия итальянского г. Faenza - Фаэнца, одного из центров

керамического производства) плотные мелкопористые (обычно белые), изделия тонкой керамики, покрытые глазурью.

Слайд 23Фёдора Стратилата церковь
на Ручье в Новгороде, выдающийся памятник русской архитектуры.

Построена в 1360-1361 гг. Кубический, 4-столпный, 1-главный, стройных монументальных форм крестовокупольный храм с 3-лопастным завершением фасадов и пышным архитектурным декором (арочки, нишки, бровки и др.). Сохранились фрески 2-й половины XIV века, для которых характерны драматическая патетика образов, стремительность и ритмичность движения, экспрессия письма. Трапезная и колокольня пристроены в 1697-1698 гг.

Слайд 24Федоскинская миниатюра
вид русской народной миниатюрной живописи на лаковых изделиях, главным

образом из папье-маше (шкатулки, табакерки и пр.). Производство основано в 1798 году П. И. Коробовым (в с. Данилково, позднее слившемся с соседним с. Федоскино, ныне Мытищинского р-на Московской области), в конце XIX века перешло к П. В. Лукутину.

Н. Леонова. Семья. Перламутр, металлические порошки, сусальное золото


Слайд 25Фемида
(греч. миф) титанида, дочь Урана и Геи, вторая супруга Зевса,

мать Гор и Мойр. Она объявляет людям предсказания и веления Зевса. Фемида изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. Иносказательно Фемида - правосудие, закон.

Слайд 26Феникс
(греч. миф) 1. Брат Европы, Кадма и Килика. Вместе с

братьями Феникс был послан на поиски похищенной Зевсом Европы. 2. Сын беотийского царя Аминтора. 3. Сказочная птица, по представлению древних, раз в 500 лет прилетавшая из Аравии в Египет. Согласно мифам, Феникс в старости - его жизнь продолжалась 500 (1460, 7006, и т. д.) лет - сжигал себя и возрождался из пепла молодым и обновленным. Феникс представляли в виде орла с перьями огненно-красного и золотого цветов

Борис Валеджо. Феникс


Слайд 27Ферапонтов монастырь
в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря, между Бородавским и

Пасским озерами (в черте современного с. Ферапонтово Вологодской области). Основан около 1398 года монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. В XVI веке крупный культурный центр

Слайд 28Феррарская школа
живописная школа Италии эпохи Возрождения. Центром феррарской школы, сложившейся

под воздействием А. Мантеньи, Пьеро делла Франческа, отчасти нидерландской живописи и достигшей наибольшего расцвета во 2-й половине XV века, был двор герцогов д`Эсте в Ферраре. Для творчества крупнейших представителей феррарской школы (К. Тура, Ф. дель Косса, Э. Роберти и др.) характерны сочетание позднеготических и раннеренессансных тенденций, изысканной декоративности и эмоциональной экспрессии образов, выразительность напряженного рисунка и пластической четкости форм. К середине XVI века приходит в упадок.

К. Тура
Аллегорическая фигура. 1480-е гг.


Слайд 29Фетиш
природный или специально изготовленный предмет, которому приписывается сверхъестественная сила, способная

оказывать человеку различные услуги. Такую особенность могут иметь скалы, деревья, раковины и т. п., а также разлиные бытовые предметы, например горшки, калебасы, барабаны и т. д. Среди скульптурных изделий - это чаще всего небольшие антропоморфные или зооморфные статуэтки, иногда имеющие специальное назначение. Фетиш, например, может быть предназначен для охраны поля или жилища.

Палеолитические Венеры


Слайд 30Фиал
(от греческого phiale - чаша, кубок) в готической архитектуре декоративное

венчание пинаклей, щипцов, контрфорсов в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета и т. д. Иногда помещались по сторонам окон, порталов

Слайд 31Фиала, фиал
древнегреческий металлический, реже глиняный содуд для пиров и возлияний

богам. Имел форму широкой плоской чаши с тонкими стенками, слегка замкнутыми внутрь краями и полусферическим выступом на дне. Украшался росписью или рельефом.

Фиала с изображением сцен терзания животных. Россия. Конец V - начало IV вв. до н.э.

Слайд 32Фибула
(от латинского fibula - шпилька, застежка) металлическая застежка для одежды,

одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. Составные части фибулы - игла, дужка, или корпус, желобок (иглодержатель), пружина, соединяющая иглу с дужкой. Фибулы, выполненные из благородных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, - нередко образцы ювелирного искусства.


Фибула в виде орла. Золото, альмандины. Около 500 г. Нюрнберг


Слайд 33Фиксатив
(от латинского fixus - прочный, закрепленный) состав (раствор бесцветной смолы

в эфире, спирте или бензине) для нанесения защитного слоя покрытия на рисунки, исполненные углем, пастелью и пр.

В. Серов. Портрет Иды Рубинштейн 1910 г., темпера, уголь


Слайд 34Филигрань
(от латинского filum - нитка и granum - зерно) русская

скань (от древнерусского скать - сучить, свивать), вид ювелирной техники. В филиграни из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки выполняются узоры - ажурные (отдельные элементы соединяются пайкой) или напаянные на металлический фон. Филигрань часто сочетается с зернью или эмалями. Она придет изделиям легкий и изящный, декоративно выразительный облик. Филигрань была известна в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Этрурии, Древнем Риме, затем распространилась в Средне Азии, на Ближнем Востоке, Кавказе, в странах Балканского полуострова, Западной Европы и др. Русская филигрань известна с IX-X вв.

Сережка-подвеска. ХІ-ХІІІ вв. Золото. Скань, зернистость. г. Киев


Слайд 35Финифть
название эмали, употреблявшееся в Древней Руси.







Икона. Богоматерь Знамение. Финифть, серебро. Вторая

половина XIX в

Слайд 36Фирменный знак
знак, символ, обозначающий, что товары или услуги осуществляется фирмой,

владеющей этим знаком. В отличие от фирменного знака фабричное клеймо или фабричная марка ставятся только на один отдельный вид выпускаемой продукции. Обычно фирменный знак (графическое изображение), изображается вместе или сливается с "логотипом" (от слова "логограмма"), представляющим собой название компании, инициалы, монограмму.

Колокольчик. Майсен, Германия, 2002 г.


Слайд 37Фламандское искусство
искусство Фландрии, традиционное название искусства Южных Нидерландов XVII-XVIII вв.

(Бельгия).




П. Рубенс. Персей и Андромеда. Начало 1620-х гг.

Слайд 38Флейц
(от немецкого Floz - слой, пласт) в живописи - кисть

из мягкого волоса, с тупым концом, предназначающаяся для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок. В настоящее время в процессе живописи флейц употребляется редко. В реставрации - флейц используется для покрытия картины лаком.

Слайд 39Флигель
(от немецкого Flugel, основное значение - крыло) вспомогательная пристройка к

жилому дому или отдельно стоящая второстепенная пристройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы, функционально и композиционно подчиненная ее главному сооружению.

Слайд 40Флора
(лат. миф) италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору

изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.







Рембрандт. Флора. 1634 г.

Слайд 41Флорализм, флореальное течение, стиль
(от латинского florealis - растительный, floris -

цветок) явление или тенденция преобладания в композиции художественного произведения растительных - флореальных мотивов. Растительные формы широко использовались в искусстве Древнего Египта и Месопотамии, античном искусстве, орнаментике Классицизма, в Готике, Барокко, Рококо. В искусстве Модерна на рубеже XIX-XX вв. эта тенденция оформилась в самостоятельное флореальное течение. Именно это течение в Бельгии и Франции отождествляется с Ар Нуво. Выдающимися мастерами "флореального стиля", или Ар Нуво, были В. Орта, Э. Гимар, X. Обрист, А. Гауди, Э. Галле, художники "школы Нанси", фирмы "Даум".

Слайд 42Флорентийская школа
одна из ведущих и наиболее передовых художественных школ Италии

эпохи Возрождения. Окончательно сложилась в XV веке, в период, когда Флоренция была крупным экономическим и политическим центром Италии. Формированию флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей значимость земного человеческого бытия и обратившейся к наследию античности. Родоначальником флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом, стремившийся придать образам и многофигурным сценам пластическую убедительность и жизненную достоверность.

Слайд 43Флористика
искусство составления букетов, украшение цветами и растениями, одно из древнейших

искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для украшения интерьера, костюма, прически и др.

Слайд 44Флюксус
(от английского Flux – течение, поток, постоянная смена, постоянное движение)

арт-движение, появившееся в 1950-е, оформившееся в начале 60-х и пришедшее в упадок к 1969 году. Основатель – Джордж Маккинас (Нью-Йорк, ум. 1978 г.). Целью проектов движения изначально было представление бытовых, каждодневных поступков и обыденных объектов в артистической и эстетической среде с целью изменить и расширить их восприятие (простота и причудливое, вредное, эксцентричное чувство юмора). Организовала в Европе несколько фестивалей и концертов (среди участников художник Вольф Фостелл и др.).

Слайд 45Фляга
(от немецкого Flasche - бутылка) походная плоская бутыль (из металла,

керамики) для ношения на поясе или через плечо (на ремне, тесьме). Флягу нередко украшают орнаментом в техниках чеканки, гравировки, росписи (знамениты средневековые так называемые апостольские фляги).

Слайд 46Фовизм
(от французского fauve - дикий) течение во французской живописи начала

XX века. Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском "Салоне независимых" (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам, искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века.

А. Матисс. Красная комната


Слайд 47Фолос, толос
в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница,

музыкальный зал).

Поликлет Младший. Фимела (фолос) в Эпидавре. 360-330 гг. до н.э. Реконструкция


Слайд 48Фон
(от французского Fond - "дно", "глубинная часть") любая часть изобразительной

или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее "выступающей" (в особенности первопланной) детали. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным. Действие в картине происходит либо в помещении, либо среди природы, либо на городской улице. Это - фон.

Ж. Л. Давид (1748-1825)
Клятва Горациев. 1784 г.


Слайд 49Фонарь
(от греческого phanos - светоч, факел)
1. Круглое или многогранное

в плане сооружение с большими оконными проемами, венчающее купол или какое-либо другое перекрытие и служащее для их естественного освещения.
2. Остекленный или имеющий ряд окон выступ в стене здания на высоту 1-2 или более этажей; то же, что эркер.
3. Остекленная часть кровельного покрытия, предназначенная для верхнего освещения.



Золотые быки. Шафхаузен. Германия. 1608 г.

Слайд 50Фонтан
(от латинского fons, родительный падеж fontis - источник, ключ) сооружение,

служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались преимущественно только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве.

Слайд 51Формализм
общее название для ряда разнообразных художественных течений XX в. (кубизм,

экспрессионизм, авангардизм и т. п.), особенное распространение получил в России. Всем направлениям формализма свойственна сосредоточенность на проблемах художественной формы. Советская критика вела борьбу против формализма, считая его отрывом формы от содержания и видя в нем антипод соцреализма. В 1940 - начале 1960-х гг. слово "формализм" стало нередко употребляться для дискредитации художников и направлений, не отвечавших официальной доктрине.


П. Пикассо Авиньонские девицы
1907 г.


Слайд 52Фортуна
(лат. миф) римская богиня счастья, случая и удачи. Фортуну изображали

женщиной с рогом изобилия, сыплющей монеты, иногда стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.

Слайд 53Форум
В Древнем Риме площадь, рынок, ставшие местом общенародных собраний, центром

политической жизни. Здесь находились храмы главных богов - покровителей города, базилики для суда и др. целей, здания для заседаний сената или городского управления (главный форум Рима - Форум Романум). Развиваясь с VI века до н. э., в императорский период форумы превратились в парадные архитектурные ансамбли, окаймленные портиками и украшенные статуями (форум Траяна в Риме, 111-114 гг., архитектор Аполлодор из Дамаска).

Римский форум
Древний Рим


Слайд 54Фотография
теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических

материалах (галогеносеребряных и бессеребряных); различают фотографию черно-белую и цветную, художественную и научно-техническую. Основоположники фотографии - изобретатели Л. Ж. М. Дагер (1839 г.) и Ж. Н. Ньепс (Франция), У. Г. Ф. Толбот (1840-1841 гг., Великобритания). Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868-1869 гг., Франция).

Фото John Launois, 1964 г.
"The Beatles"


Слайд 55Фотомонтаж
метод изготовления фотоснимка с двух или нескольких негативов, а также

изображение, полученное этим методом и представляющее собой композицию (иногда с рисованными элементами) из нескольких фотографий или их фрагментов. В изобразительном искусстве фотомонтаж - разновидность графической техники, широко применяемая при создании плакатов, рекламы, политических карикатур и т. д. Среди крупнейших мастеров фотомонтажа - А. С. Житомирский, Г. Г. Клуцис, В. Б. Корецкий, Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, Дж. Хартфилд.

А. М. Родченко. И это стоит столетья... Иллюстрация к поэме В. В. Маяковского "Про это". 1923 г. Фотомонтаж

Слайд 56Фреска
(от итальянского fresco - свежий) техника живописи красками (на чистой

или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, - одна из основных техник стенных росписей.

Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан


Слайд 57Фриз
1. В архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом

и карнизом; в дорическом ордере расчленяется на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.
2. Сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.

Делла Робиа. Насыщение голодных. Фрагмент фриза
1514 г.


Слайд 58Фронтальность
изображение объекта (человека, животного, здания, предмета) лицом (фасадом, передней плоскостью

т. п.), прямо обращенным к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения.

Богоматерь Оранта. Стена Нерушимая Мозаика Софийского собора в Киеве
XI-XVII века.


Слайд 59Фронтон
(от латинского frons, родительный падеж frontis - лоб, передняя сторона)

завершение (обычно треугольное, реже лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное 2 скатами по бокам и карнизом у основания. Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декор фронтона украшают двери и окна зданий.

Слайд 60Фрязь, фряжское письмо
древнерусское наименование отклонений иконописной практики от условных, канонических

приемов изображения в сторону большой внешней правдивости. Термин часто указывает на изучение европейских образцов ("фряжский" значит "иноземный") и обычно употребляется в связи с живописью второй половины XVII века.




Преподобный Сергий Шухтовский
Конец XVIII — начало XIX века


Слайд 61Функционализм
направление в зодчестве XX века, утверждающее примат утилитарно-практической функции произведения

архитектуры над его формой. Система "протофункционалистских" идей, противопоставляющих принцип целесообразной формы, правдиво выражающей назначение и конструкцию здания, эклектическому расщеплению эстетического и утилитарного начал, сложилась во 2-й половине XIX века (теоретические высказывания и практическая деятельность Дж. Рескина и У. Морриса в Великобритании, Х. Гриноу в США и др.).

Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. 1929-1930 гг.


Слайд 62Фусума
тип раздвижных дверей-перегородок в японском жилом доме, храме; конструкция представляет

собой деревянную раму, обтянутую с двух сторон плотной бумагой или тканью. Часто украшалась живописью.

Слайд 63Футуризм
(от латинского futurum - будущее) общее название авангардистских художественных движений

1910-х - начала 1920-х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания "искусства будущего", отрицание художественных традиций и пр.) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.

У. Боччони.
Голова. Свет. Окружение


Слайд 64Фэн-шуй
"ветер-вода" древняя китайская религиозно-магическая система размещения здания в соответствии с

ориентацией по сторонам света, расположением светил и т. д. По правилам фэн-шуй фасадом здания была продольная сторона, ориентированная на юг.



Павильон в Запетном городе Пекин

Слайд 65Фэнтези арт, Fantasy Art
(от английского fantasy — фантазия) жанр изобразительного

искусства, появившийся в начале XX века. Произведения этого жанра созданы в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Это фантастические ландшафты, полные причудливыми или сверхествественными элементами, древние создания сказочной природы, персонажи произведений великих мастеров литературы фэнтези. Сюжеты фэнтези больше всего напоминают иллюстрации к некоему историко-приключенческому роману, действие которого происходит в средневековую эпоху в вымышленном мире, и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.

Слайд 67Хадж
паломничество в Мекку, к Каабе, которое хотя бы раз в

жизни обязан совершить каждый мусульманин (тогда он становится "хаджой").

Слайд 68Хадис
часть Сунны, рассказ о деяниях и высказываниях Пророка. Хадис всегда

состоит из двух частей: собственно рассказа и т.н. опоры - перечня передатчиков данного рассказа, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Слайд 69Хай-тек
(от англ. high technology - высокая технология) - стиль конца

ХХ века, одно из направлений новейшей западной архитектуры. Основными чертами стиля являются максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор, стремление к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов. Стилю характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей, пластиков, новых композитных материалов. В произведениях представителей хай-тека используются цветные блестящие и прозрачных поверхности, полированные материалы и др.

Р. Пиано, Р. Роджерс. Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже. 1977 г.


Слайд 70Ханака, ханега, хонако
(от персидского хане - дом, га - место)

в странах Ближнего и Среднего Востока страноприимный дом с мечетью и кельями, обитель дервишей. На караванных путях ставились укрепленные ханака. По форме, композиции и декору ханака соответствует особенностям архитектуры данной местности и эпохи.



Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави. Ханака. Туркестан. Конец XIV в.

Слайд 71Хариты
(греч. миф) вначале божества плодородия. Позднее Хариты становятся богинями красоты,

радости и олицетворения женской прелести. Хариты Эвфросина (Благомысляшая), Аглая (Сияющая) и Талия (Цветущая) считались дочерьми Зевса и Эвриномы. Хариты сопровождают Гермеса, Афродиту, Диониса и других богов. В Риме Хариты получили название граций. В древнейшее время изображения Харит были лишены человеческих черт и представляли собой простые каменные столбы; в классическую эпоху их изображали одетыми в длинные хитоны, а в III веке до н. э. - прекрасными обнаженными девушками.

А. Канова. Три грации. Мрамор. 1815 г.

Слайд 72Харьковский художественный музей
основан в 1805 году при Харьковском университете. В

1931-1944 гг. - Национальная украинская картинная галерея, в 1944-1949 - Музей украинского искусства, в 1949-1965 гг. - Музей изобразительного искусства. Отделы: русского и украинского искусства XIX- начала XX вв. (в том числе произведения И. Е. Репина, В. А. Серова, В. И. Сурикова, Т. Г. Шевченко, М. К. Пимоненко), советского искусства (в том числе произведений И. С. Ижакевича, К. Ф. Юона, Т. Н. Яблонской), декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, зарубежного искусства (в том числе произведения А. Дюрера, Луки Лейденского, С. Розы).

Слайд 73Хатор
в Египте богиня неба и покровительница природы, почитаемая в виде

коровы.

Слайд 74Хатынь
деревня в Минской области (Беларусь), сожженная немецко-фашистскими карателями в 1943

году вместе с жителями. В 1969 году на месте Хатыни открыт мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс, посвященный памяти жителей белорусских сел и деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантими (авторы - архитектор Ю. М. Градов, В П. Занкович, Л. М. Левин, скульптор С. И. Селиханов; 1970 год). В общей пространственной композиции объединены лаконично-выразительные архитектурные ("Хатынский набат", "Кладбище деревень", "Площадь памяти" с Вечным огнем и др.) и скульптурные ("Непокоренный человек") формы, насыщенные напряженным драматизмом, скорбно-героическим пафосом.

Слайд 75Хауз
в Средней Азии и некоторых странах Ближнего Востока искусственный, прямоугольный

в плане водоем для питьевой воды (при мечетях, на городских площадях, в садах), укрепленный каменной облицовкой или деревьями.





Ансамбль Ляби-Хауз. Ханака Надир-Диван-Беги. Бухара


Слайд 76Хачкары
(армянск. хачкар - крест-камень) армянские средневековые памятники (мемориальные и другие)

в виде вертикально поставленных каменных плит с резным изображением большого креста в сложной орнаментальной композиции. Ставились отдельно и группами. Распространены с IX века. Произошли, вероятно, от раннехристианских стел. Монументальный характер резьбы ранних хачкар сменили в XII веке тонкость и легкость ажурного узора.

Слайд 77Хепенинг
(от английского happening - случающееся, происходящее) направление в модернистском искусстве

1960-1970 гг., приверженцы которого считают важнейшим видом творчества "художественные события" или "процессы", чаще всего рассчитанные не только на участие самого художника и его помощников, но и зрителей. Хепенинги, аналогично сочетающие элементы театра, музыки, живописи, могут быть своеобразными микроспектаклями со сложным, трактованным обычно в стилистике попарта реквизитом или абстрагированными пространственно-ритмическими "живыми композициями".

Слайд 78Хепер
в Египте бог солнца, почитаемый в образе жука-навозника (скарабея) или

человека с головой жука.



Подвеска с изображением крылатого скарабея, поддерживающего лунную ладью. Древний Египет. Из гробницы Тутанхамона в Фивах. Золото, инкрустация полудрагоценными камнями. Конец XIV в. до н. э.

Слайд 79Хиазм
(от греческого chiasmos - крестообразное расположение) изображение стоящей человеческой фигуры,

в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную); поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру - поднятое плечо. Известный уже античным скульпторам, хиазм был заново открыт итальянскими мастерами Раннего Возрождения.





Поликлет. Дорифор. Римкая копия. Около 450 г. до н. э.


Слайд 80Хиждра
переселение мусульман из Благословенной Мекки в Лучезарную Медину. Начало мусульманского

летоисчисления.

Медина. Саудовская Аравия


Слайд 81Химера
(греч. миф) фантастическоечудовище, а также его скульптурное изображение (с головой

и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи), олицетворяющего пороки, силы зла. Химеры входили в скульптурное убранство готических соборов (собор Парижской богоматери).

Слайд 82Хирбет аль-Мафджар
замок Омейядов в Иордании (ныне в руинах), к северу

от Иерихона. Строился около 744 года; неокончен. Укрепленный дворец, по композиции типичный для омейядских замков (квадратный двор обнесен галереей и каменными 2-этажными помещениями с кирпичными сводами), к которому с запада примыкал двор с мечетью и баней, с востока - большой внешний двор. В Хирбет аль-Мафджар открыты уникальные памятники раннесредневекового арабского искусства: произведения скульптуры (раскрашенный стук), напольные мозаики, резьба по камню и стуку.

Слайд 83Хитон
рубаха - канонизированная мужская одежда на византийских иконах.








Христос Вседержитель. Икона.

XIV век. Византия


Слайд 84Холл
в период раннего средневековья большое помещение под высокой 2-скатной кровлей,

в котором собирались члены англосаксонского рода; позднее в традиционном английском жилище общая комната, приемный зал с лестницей на верхний этаж. В современных общественных зданиях и гостиницах небольшой зал для отдыха, ожидания, встреч и т. д. Иногда холлом называют также зал для публичных собраний, концертов.

Слайд 85Холмогорская резная кость
русский народный художественный промысел, ныне сосредоточенный в с.

Ломоносово Холмогорского района Архангельской области (Россия). Изделия холмогорской резной кости известны с XVII века. Основные приемы резьбы (сочетание ажурного орнамента с сюжетными рельефными изображениями, цветная гравировка, подкладка под ажурную резьбу цветной фольги) сложилась в период

расцвета холмогорской резной кости в XVIII веке; изготовлялись гребни, табакерки, ларцы и мебель, облицованные пластинками кости, и др. В 1932 году создана Холмогорская косторезная артель им. М. В. Ломоносова (ныне фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова). Выпускаются коробочки, ножи для бумаги, пудреницы, кулоны (преимущественно из моржовых клыков и обычной животной кости, а также зуба кашалота и бивней мамонта).


Слайд 86Холуйская миниатюра
вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых

изделиях из папье-маше (коробочки, ларцы и др.), художественный промысел. Возник в 1932 году в поселке Холуй (Ивановкая область, Россия) на базе местного иконописного промысла. В 1934 году образована Холуйская художественная артель (с 1960 года - Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры). Для холуйской миниатюры (главным образом исторические, фольклорные и литературные, а также современные сюжеты, натюрморт, пейзаж) характерны конкретная материальность образов, укрупненность деталей композиции, декоративная живописная манера с колоритом, построенным на контрастном сочетании темных и холодных тонов.

Слайд 87Хор
в раннехристианских церквях место перед алтарем, предназначенное для певчих и

отделенное оградой от остальной части церкви; позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.

Слайд 88Хоры
верхняя (на уровне 2-го яруса) галерея в христианских церковных зданиях

или парадном зале. Расположены обычно с западной стороны храма или опоясывает неф с южной, западной и северной сторон. В период средневековья хоры предназначались для представителей высших слоев феодального общества; позднее на хорах размещались певчие, музыканты, орган

Слайд 89Хотьковская резная кость
русский народный художественный промысел в г. Хотьково Московской

области (Россия). Существует с 1947 года, когда была создана артель, позднее фабрика "Народное искусство", объединенная в 1970 году с Хотьковской фабрикой резных художественных изделий. В своем творчестве мастера хотьковской резной кости опираются на традиции тобольской резной кости и холмогорской резной кости. Преимущественно из цевки (кости крупного рогатого скота) в технике рельефной и ажурной, а также объемной резьбы, сочетающейся с узорной гравировкой, изготовляются миниатюрные панно, анималистические скульптура и пр.


Слайд 90Хохломская роспись
по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й

половине XVII века на территории современного Ковернинского района Горьковской области (Россия); название промыслу дало с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в XVIII - начале XX вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

Слайд 91Храм
культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура

основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие.

Постник и Барма. Храм Василия Блаженного в Москве. 1554-1550 гг.


Слайд 92Храм Христа Спасителя
в Москве. Был построен на месте Алексеевского монастыря

у Пречистенских ворот (1832-1889), автор проекта и руководитель работ - русский архитектор К. А.Тон. Построен в память о войне 1812 года. В архитектуре собора были сделаны попытки возродить формы древней византийской архитектуры. В советское время, по решению правительства храм взорвали (5 декабря 1931), чтобы очистить место для нового грандиозного сооружения социалистической эпохи - Дворца советов. Война 1941-1945 не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва". Воссоздание храма на его прежнем месте началось в 1995. В 2000 храм был освящен патриархом Алексием II.

Слайд 93Хрисоэлефантинная скульптура
(от греческого chrysos - золото и elephas, родительный падеж

elephantos -слоновая кость) скульптура из золота и слоновой кости. Хрисоэлефантинная скульптура была характерна для античного искусства (преимущественно колоссальные статуи богов). Состояла из дерев, каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.




Зевс Олимпийский. Около 448 г. до н. э. Реконструкция

Слайд 94Христианство
одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).

Имеет три основные направления: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение 2-го лица триединого божества, которй сошел с неба на землю, принял страдание, смерть и затем воскрес для искупления людей от первородного греха.

Слайд 95Хрусталь
(от греческого krystallos - кристалл, первоначально - лёд) особый вид

стекла, в состав которого входит в значительном количестве окись свинца (или бария). Способы украшения изделий из хрусталя (посуда, осветительные приборы, фонтаны, архитектурные детали) - гравировка (неглубокий матовый рисунок), огранка (широкая полированная грань), резьба (глубокие борозды большей частью треугольного сечения; при частом пересечении борозд образуется сетка, носящая название "алмазная грань"), шлифовка.

Благодаря содержанию свинца и определенному подбору углов, образуемых гранями, тщательной полировке хрусталь отражает и преломляет свет, придавая сверкание и многоцветную игру поверхности изделий (часто массивных толстостенных), обладает красивым звоном


Слайд 96Художественное конструирование
творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной

среды, создаваемой средствами промышленного производства; цели художественного конструирования достигаются путём приведения в единую систему функциональных и композиционных качеств, эстетических и эксплуатационных характеристик предметных комплексов и отдельных изделий

Слайд 97Художественный фонд
(СССР), общественная организация при Союзе Художников. Создана на основе

постановления (СНК СССР) от 4 февраля 1940. Задача - содействие творческой деятельности художников - членов фонда, улучшение их материального и бытового положения. Возглавляет фонд правление. Художественный фонд имеет производственные предприятия, салоны-магазины, дома творчества и др. Через предприятия фонда осуществляются заказы государственных и кооперативных организаций и учреждений на создание произведений изобразительного искусства, оформление выставок, общественных зданий и др.

П. Корин
Портрет С. Конёнкова
1947 г.


Слайд 98Художник, артист
творческий работник в искусстве (в узком смысле - в

изобразительном искусстве). В прошлом, например в эпоху античности и средневековья, к художникам причисляли и ремесленников - ювелиров, оружейников, шорников и т. п. В настоящее время художниками чаще всего называют профессионалов, специалистов в одной или нескольких видах искусства. В полном же своем объеме понятие "художник" включает в себя три основных момента: творческую одаренность в искусстве; профессиональное образование и выучку - мастерство; совокупность определенных политических, этико-эстетических взглядов, получающих отражение в мировоззрении художника.

А. ван Остаде. Мастерская художника. Фрагмент


Слайд 99Хэппенинг
(от английского happening, to happen - случаться, происходить) направление в

постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к "художественным событиям", осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика