Слайд 1Цветкова Кристина Евгеньевна 
Конструирование  вариативных образовательных  программ инженерной подготовки
                                                            
                                    
в условиях университетского комплекса 
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
Научный руководитель – 
д.п.н., профессор И.Д. Белоновская 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Нормативная база 
Федеральная целевая программа развития образования;
Национальная доктрина образования до 2025
                                                            
                                    года;
Федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений»; 
Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения. 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3 Объект: вариативные образовательные программы инженерной подготовки
 Предмет: специфика конструирования вариативных
                                                            
                                    образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса.
В исследовании введено ограничение - рассматривается подготовка инженеров-машиностроителей. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задачи исследования 
Уточнить содержание понятий «вариативная образовательная программа», «конструирование вариативной образовательной
                                                            
                                    программы», их особенности в инженерной подготовке в университетском комплексе.
Определить специфику конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки в университетском комплексе для различных субъектов данного процесса. 
Разработать педагогическую модель конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки.
Разработать методическое и диагностическое обеспечение исследуемого процесса.
Апробировать педагогическую модель и методики конструирования вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса Оренбургского государственного университета.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Научная новизна исследования
Применительно к инженерному образованию уточнено содержание понятия «вариативная образовательная
                                                            
                                    программа», разработаны основания и типология вариативных образовательных программ.
Определена педагогическая сущность конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки как процесса ее конкретизации в актуальных социально-экономических, научно-производственных и образовательных условиях, установлена его специфика в университетском комплексе. 
Охарактеризованы образовательные цели, ресурсы, функции и основные субъекты конструирования вариативной образовательной программы в университетском комплексе. 
Разработана педагогическая модель конструирования вариативной образовательной программы, основанная на компетентностном подходе, представляющая логику, организационно-педагогические условия, комплекс методик и результат конструирования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Теоретическая значимость исследования
Профессиональная педагогика уточняется включением представлений о конструировании вариативных образовательных
                                                            
                                    программ в систему знаний о педагогической деятельности;
Теория и методика профессионального образования дополняется знаниями о функциях и образовательных возможностях субъектов конструирования инженерных программ;
Дидактика уточняется классификацией вариативных образовательных программ, что может стать основой унификации процедур их конструирования; 
Компетентностный подход дополняется анализом образовательных ресурсов, профессионально-ориентированных сред, образовательных рисков и оперативной диагностикой результата, что открывает новые возможности формирования заданных инженерных компетенций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
 1. Вариативная образовательная программа профессионального образования 
разновидность основной образовательной программы,
                                                            
                                    обладающая свойством изменения в рамках государственного образовательного стандарта по определенному профилю и уровню подготовки. 
представляет собой совокупность документов, конкретизирующих основную образовательную программу и определяющих разнообразие содержания, форм, методов и технологий реализации профессионального образования, 
обеспечивающая населению равенство доступности к качественным образовательным услугам; достаточность полноценных, специфичных и привлекательных образовательных траекторий; спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам обучающихся) выбора такой траектории; оптимизацию ресурсов сети образовательных учреждений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Образовательная программа
 инженерной подготовки 
      это
                                                            
                                    комплексный проект, 
представленный совокупностью документов, устанавливающих и организующих процесс целенаправленного формирования инженерной компетентности специалистов в области техники и технологии
 за счет соответствующего содержания, методов обучения и наукоемких образовательных технологий
 с использованием мировых информационных ресурсов и баз знаний, 
с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги образовательных программ, позволяющих обеспечить их конкурентоспособность на мировом рынке; предпринимательских идей в содержании курсов;
 проблемно ориентированного междисциплинарного подхода к изучению естественных и технических наук;
 интеграции науки, образования и производства; внедрения активных методов, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»; 
методов, основанных на изучении практики инновационного производства; 
проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Аспекты вариативности
уровень востребованности данной специализации инженера в регионе;
Специализация;
степень регионализации;
виды интеграции науки,
                                                            
                                    производства и образования;
разнообразие видов образовательных ресурсов и их концентрация;
формируемые компетенции;
индивидуализации обучения;
методологический подход;
реализуемые средства и технологии и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 102. Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки 
представляет собой конкретизацию содержания,
                                                            
                                    структуры, форм и технологий реализации основной образовательной программы в актуальных социально-экономических, научно-производственных и образовательных условиях в целях успешного формирования инженерной компетентности обучающихся. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 113. Организационно-педагогические условия:
 реализуется педагогическая модель конструирования;
 создается ресурсная профессионально-ориентированная среда;
                                                            
                                    активизируется субъектная позиция обучающихся; 
 осуществляется взаимодействие субъектов конструирования;
 используются методики конструирования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Этапы конструирования вариативных 
образовательных программ 
инженерной подготовки
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Структурный этап конструирования вариативной образовательной программы инженерной подготовки 
в рамках ФГОС
                                                            
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Элемент таблицы сопоставления функций, дефицитов и ресурсов субъектов конструирования 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15 Ресурсы университетского комплекса
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 17 Результаты расчета статических показателей по критерию «хи квадрат» для самооценки
                                                            
                                    студентов
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Оценка рисков развития отрасли
 студентами и работодателями 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Диаграмма оценки образовательных ресурсов студентов ( по результатам анкет)
Образовательные дефициты
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20
Диаграмма распределения отношений студентов к участию в конструировании
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Корреляция между представлениями субъектов 
о востребованных компетенциях - 
 констатирующий 
                                                            
                                    эксперимент 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Методики поэтапного конструирования вариативных образовательных программ 
Картинка обложки 
Методики установления в
                                                            
                                    конструирования:
 этапов; 
 факторов; 
 ограничений; 
- субъектов;
- функций субъектов;
- взаимодействия субъектов;
 востребованных компетенций.
Методики оценки:
- образовательных ресурсов;
- образовательных дефицитов;
- образовательных рисков;
- процесса конструирования;
- результата конструирования 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23 Примеры : Введенные дисциплины, ориентированные на инновационность
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Корреляция между представлениями субъектов 
о востребованных компетенциях - 
формирующий  эксперимент
                                                            
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25
Динамика изменения уровня инженерной компетентности обучающихся 
в опытно-поисковой работе
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Статически неразличимые группы студентов на констатирующем эксперименте 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Статически различные группы студентов на формирующем эксперименте