Ткачество на бердышке (учебно-методическое пособие) презентация

Содержание

Бердышко «Бердышко»/ «бердычка» – это деревянная дощечка, размерами приблизительно 15х20 см, в которой имеются продольные прорези шириной 1.5 –2 мм, которые делят дощечку на «трестины», шириной приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой

Слайд 1Ткачество на бердышке (учебно-методическое пособие)
Автор - О.Ю. Скворцова (научный сотрудник научно-исследовательского центра

традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор»)
2012 г.

Слайд 2Бердышко
«Бердышко»/ «бердычка» – это деревянная дощечка, размерами приблизительно 15х20 см, в

которой имеются продольные прорези шириной 1.5 –2 мм, которые делят дощечку на «трестины», шириной приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Слайд 3Дополнительный инструмент и приспособления
Дополнительными инструментами и приспособлениями для ткачества на «бердышке»

являются:
1- «челнок», для уточной нити
2 – «бральница»/или «нож», для подбивания уточной нити
3 – «навой», приспособление для наматывания готового изделия.

Слайд 4Расчет расходного материала
Пояса лучше учиться ткать из крученых шерстяных (полушерстяных), хлопчатобумажных

нитей 3-5 мм толщины, если нить тонкая, ее лучше сложить вдвое.
Для утка можно использовать нить тоньше, чем на основу, и менее крепкую.
Длина нитей рассчитывается по формуле: длина готового изделия + 20 % + 60 см:
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка, 60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения «бердычка». Например, если нужен, пояс длиной 100 см, то необходимо взять 100 см+20 см+60 см = 180 см нитей.

Слайд 5Заправка нитей основы
Нити основы поочередно продеваются в отверстия: одна нить

в прорезь, другая — в круглое отверстие между прорезями.
Заправлять нити начинать нужно всегда с середины, распределяя симметрично от центра.

Слайд 6Уточная нить
Перед началом работы уточную нить нужно намотать на челнок.
Для

удобства в работе длина челнока должна быть на несколько сантиметров больше ширины изделия.

Слайд 7Подготовка к работе
Далее с одной стороны все нити основы крепко перевязываются

и прикрепляются к чему-нибудь неподвижному и устойчивому.
Чтобы проверить равномерное натяжение основы и предотвратить спутывание необходимо провести «бердычком» вперед-назад вдоль заправленных нитей
С другой стороны нити также перевязываются тугим узлом и закрепляются на поясе мастера при помощи специального приспособления «навоя» или крепкого ремня.

Слайд 8Последовательность работы
Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
Мастер контролирует натяжение нитей

основы в процессе работы

Слайд 9Последовательность работы
Если бердышко поднимаем вверх, то и нити основы в круглых

отверстиях перемещаются вверх. Между нитями основы прокладываем нить утка.
Затем бердышко рукой опускаем вниз. Все нити, продетые в продольные прорези, поднимаются вверх, а нити в круглых отверстиях остаются внизу. Между верхними и нижними нитями опять проводим уточную (поперечную) нить.

Слайд 10Последовательность работы (полотняное переплетение)
Таким образом, перемещая «бердышко» рукой вверх и вниз, мы

поочередно поднимаем две группы нитей основы, которые «перебиваются» уточной нитью и образуют полотняное переплетение.

Слайд 11 Последовательность работы (полотняное переплетение)
После каждой «прокидки» челнока с уточной нитью прибиваем

ее (нить) бральницей к краю вытканного изделия.

Слайд 12Варианты простейших (заправочных) орнаментов


Слайд 13Схемы простейших заправочных (орнаментов)


Слайд 14Варианты изделий выполненных на бердышке
Пояса. Брань 1/1 или полубраный способ.


Слайд 15Варианты изделий выполненных на бердышке
Пояса. Брань 1/1 или полубраный способ.


Слайд 16Варианты изделий выполненных на бердышке
Брань 1/2. Браный способ


Слайд 17Прибалтика
Эстонцы-сету, Псковская губ., Печерский уезд I пол. XIX в.
Российский этнографический музей

(СПб)

Слайд 18Прибалтика
Костюм девичий праздничный. Лифляндская губ. Барата II пол. XIXв. Латыши. Пояса
Российский

этнографический музей (СПб)

Слайд 19Коми
Коми-зыряне
Коми-пермяки
Российский этнографический музей (СПб)


Слайд 20Новосибирск/Мокша
Новосибирский краеведческий музей


Слайд 21Красноярск/русские
Областной краеведческий музей (г. Красноярск)


Слайд 22Русские
Русский север
Российский этнографический музей (СПб)


Слайд 23Старообрядцы (липоване)
Полевые материалы. Приморско-Ахтарский район. Исл. Лященко М.


Слайд 24Схемы браных узоров (брань ½).


Слайд 25Браное ткачество на бердышке Брань 1/2. Расчет нитей
Пояс. Брань 1/2.

на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2 = 14 + 2 = 16 – фоновых.
Далее кромочные и заправочный рисунок.

Слайд 26Браное ткачество на бердышке
Орнамент на 5 узорных нити
Расчет нитей 5х2+2=12 -

фоновых



Слайд 27Браное ткачество на бердышке
Пояс. Брань 1/2. на 7 узорных нити.
Расчет нитей

7 х 2 = 14 + 2 = 16 – фоновых.


Слайд 28Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.
Заправка берда для выполнения бранным способом

1/2 выполняется следующим способом: к одной узорной нити с двух сторон заправляют две фоновые.

Слайд 29Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.
Начало работы – выполнение простого полотняного

переплетения.
В результате получается заправочный узор – «шашечки», «зернышки».

Слайд 30Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.
В работе участвуют только узорные нити
По

схеме узорную нить или поднимают или опускают
После осуществленного перебора перебрасывают уточную нить

Слайд 31Рекомендуемая литература и пособия
Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение поясов и

тесьмы. Новгород, 1996 г.
Egipt weaving. Книга о традиционном ткачестве на дощечках в Древнем Египте. (Книга на французском языке. Фотографии этнографических образцов тканей, инструментов).
Традиционный орнамент. Текстиль. Выпуск 1,2. Автор-составитель О.Б. Ворончихина. Екатеринбург. Свердловский областной дом фольклора. 1998
Марина Качаева. Сокровища русского орнамента.
Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту (сволочке). Методическое пособие. — Новосибирск: Книжица, 2004.
Соколова В.А. Ткачество браных поясов. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. - СПб., 2010.
Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой губернии конца XIX — начала XX в. - Петрозаводск, 2011.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика