Слайд 1ТЕМА:
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Лекция 2
Слайд 2
План:
Средства физического воспитания.
Виды классификаций физических упражнений.
Форма и содержание физических упражнений.
Техника
физических упражнений.
Характеристики физических упражнений.
ПЛАН
лекции и семинарского занятия
Слайд 3Средство
– это то с помощью чего можно решать задачи физической
культуры.
Слайд 4Применяются следующие группы средств:
физические упражнения;
оздоровительные силы природы;
гигиенические
факторы.
Слайд 5
Оздоровительные силы природы
СОЛНЦЕ
ВОЗДУХ
ВОДА
РЕЛЬЕФ
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил
природы является системное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Слайд 6
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
как
сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физической культуры;
как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма.
Слайд 7Гигиенические факторы
Личная гигиена (тела, сна, питания, режим дня, одежды, обуви и
др.);
Общественная гигиена (место занятий, инвентарь и оборудование).
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект от занятий физическими упражнениями.
Слайд 8
Классификация физических упражнений:
по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, л/атлетика,
спорт. игры);
по анатомическому признаку (для мышц рук, ног , спины и т.д.);
по признаку преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств (на силу, быстроту, выносливость , гибкость , ловкость);
Слайд 9Классификации физических упражнений:
по признаку биомеханической структуры движения (циклические, ациклические, смешанные);
по признаку
физиологических зон мощности;
Слайд 106. по задачам учебной деятельности
Контрольные упражнения
Имитационные
1.ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: ПРОГРАММНЫЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ
2.ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ
Программные тесты
Слайд 11Содержание физических упражнений определяется следующими компонентами:
совокупность частей, составляющих данное двигательное
действие (то, из чего состоит физическое упражнение);
совокупность процессов (физиологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение;
психолого-педагогическая сторона содержания, которую, в первую очередь, составляют ощущения, восприятия, представления, мышление и другие психические процессы, связанные с их выполнением.
Слайд 12Форма физических упражнений
Внутренняя форма – это особенности взаимосвязи, согласованности процессов,
обеспечивающих основные функции при выполнении движений. Связь процессов (биологических), психологических и др.), к примеру, при беге будет иной, чем при толкании ядра. Тогда говорят о разных силовых, временных и пространственных характеристиках движений.
Внешняя форма – это видимая сторона, «картина» движения.
Слайд 13
Поскольку содержание развивается быстрее, а форма отстает в своем развитии, постоянно
накапливаются устаревшие черты формы. Возникает несоответствие формы физического упражнения его содержанию.
Это наблюдается в процессе эволюции спортивной техники
Слайд 14В процессе совершенствования форм физических упражнений изыскивают рациональные способы выполнения двигательных
действий. В каждом двигательном действии есть двигательная задача и способ, каким данная задача решается.
Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами, причем среди них существуют, как правило, относительно менее эффективные и более эффективные.
Слайд 15Техника –
это способ выполнения двигательного действия имеющий различную степень совершенства.
Слайд 16Те способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается
целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть эталонной техникой физических упражнений.
Наилучшее решение двигательной задачи достигается применением эталонной техники, специально разработанной на основе практического опыта, творческого поиска и научных исследований. Это особенно характерно для спорта.
Слайд 17
Эталонная техника имеет две главные особенности:
во-первых, рациональность системы движений,
во-вторых,
экономичность движений.
Однако практически каждый спортсмен использует свою индивидуальную технику, приспособленную к особенностям физического развития и психомоторным качествам данного спортсмена.
Прогресс техники физических упражнений обусловлен в определенной мере и совершенствованием специального инвентаря и оборудования.
Слайд 18В технике сложных двигательных действий различают:
Вопрос№2
основу техники движений (совокупность основных звеньев
и черт структуры движений, необходимых для решения двигательной задачи);
определяющее (ведущее) звено техники (наиболее важная и решающая часть в технике, от которой зависит результат);
детали техники (второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма, которые зависят от индивидуальных особенностей исполнения движений).
Слайд 19
Основа техники складывается из относительно самостоятельных частей (фаз):
подготовительной,
ведущей (основной),
заключительной.
Все три фазы взаимосвязаны, протекают слитно и дополняют друг друга.
Слайд 20Значение подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодные условия
для выполнения основной фазы.
В основной фазе движения направлены непосредственно на решение главной задачи.
В структуре спортивного действия эти движения занимают центральное место.
В заключительной фазе движения либо пассивно "затухают", либо активно затормаживаются с целью уравновешивания тела.
Слайд 22положение тела и траектория (путь) движения частей тела
Выбор правильного положения тела
и его частей имеет существенное значение для эффективности выполнения физического упражнения.
Траектория движения - это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. Траектория характеризуется формой, направлением и амплитудой.
пространственные характеристики
Слайд 23Амплитуда движения - это размах движения.
Величина амплитуды определяется в угловых
градусах.
Амплитуда движений зависит от строения суставов и их подвижности, от эластичности связочного аппарата и мышц. От амплитуды движений зависит и их выразительность.
Слайд 24временные характеристики
длительность, темп и ритм движений
Длительность упражнения в целом определяет
величину его воздействия (нагрузку).
Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия. Выполнение движений с различной длительностью развивает чувство времени.
Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела и величина нагрузки.
Ритм – это распределение усилий в пространстве и времени.
Слайд 25пространственно-временные
перемещения тела и его частей в пространстве: скорость, ускорение, замедление.
Скорость
характеризует быстроту перемещения тела в пространстве в единицу времени.
Необходимо различать скорость движения отдельных частей тела и скорость передвижения всего тела.
Скорость движения всего тела зависит не только от скорости движения его отдельных частей, но и от ряда других факторов (длины конечностей, сопротивления внешней среды).
Слайд 27динамические характеристики
результат взаимодействия внутренних и внешних сил в процессе движения
Главной
внутренней силой является сила мышечного напряжения. Мышечные усилия определяют также физиологическую нагрузку.
Активные силы мышц и вызываемые ими инерционные и реактивные силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.
Внешние силы: сила реакции опоры, сила тяжести и сила сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега и др. )