Теоретические поиски в гуманитарном знании в 1920-е гг. презентация

Содержание

Слайд 1Теоретические поиски в гуманитарном знании в 1920-е гг.
Автор – Е.А.

Долгова

Слайд 2
«Жизнь движется двумя основными потоками мотивов – продолжающею развитие традициею, перерождающею

его идеею; в нормальном взаимодействии между обоими началами – залог внутреннего успеха всякого серьезного дела»

И.М. Гревс

Слайд 3В 1920-е гг. процессы растущей профессионализации и становления системы общественных и

гуманитарных наук были сопряжены с противоречиями внешнего и внутреннего порядка.

Слайд 4Социально-исторические факторы
Внешнеполитические
I Мировая война
Международная изоляция СССР после Брестского мира
Внутриполитические
Революция 1917

г.
Гражданская война и экономический кризис периода «военного коммунизма»



Слайд 5Влияние социально-исторических факторов
Разрыв международного научного сообщества, научная изоляция СССР
Реорганизация системы высшего

образования
Гетерогенные изменения в научном сообществе
Экономические и бытовые трудности жизни ученых, обеспечения науки




Слайд 6Историографические факторы
Методологический кризис: кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук.

Утверждение монометодологического подхода (марксизма).


Слайд 7Методологический кризис: кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук


Слайд 8Посылка: критическое переосмысление исходных принципов первоначального позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля
«Попытки

основать социологию непосредственно на биологии, минуя психологию, то есть понять общество как своеобразный организм, имеющий и структуру, подобную строению индивидуального организма, или понять его как коллектив, в котором все сводится к законам биологии вида, были порождением той эпохи в истории естествознания, когда биология доминировала над другими его областями и задавала и тон наукам о человеке».


Слайд 9Историографические подходы к тенденциям развития исторической науки в 1920-е
«Наряду с позитивистским

образом науки оформляется другой, ориентированный <…> на процесс исследовательского творчества активно познающей личности» (В.П. Корзун)
«Открыв для себя социологию, сферу производства и хозяйственной жизни», историки обратились к поискам «нового метода историко-культурного синтеза» (Л.П. Ястребицкая)
«В российской исторической мысли конца XIX – начала XX вв. сложилось направление «раннего культурологизма» (В.Д. Жигунин, Г.П. Мягков)

Слайд 10Интеллектуальный круг
До 1917 г.:
М.М. Ковалевский
Н.И. Кареев
А.С. Лаппо-Данилевский
П.А. Сорокин
К.М. Тахтарев
В.М. Бехтерев
В.А. Вагнер
Н.Д.

Кондратьев

1920-е гг.:
Н.И. Кареев
П.А. Сорокин
К.М. Тахтарев
В.М. Бехтерев


Слайд 11Важную роль в формировании гуманитарного знания играли представители исторической науки
диктовали механизм

формулирования знания; его задачи и предмет исследования

предложили новый принцип построения научного исследования – идею открытого, не ограниченного никакими дисциплинарными рамками, взаимопроникающего и взаимодействующего гуманитарного знания.

Слайд 12Предложенная концепция
«Каждая частная идея утрачивает жизненный характер свой …тогда, когда вырывается

из того мира мысли, в котором она живет сама, составляя часть великаго целого. Нет единичных общественных идей, которые не примыкали бы к цельному общественному миросозерцанию, в свою очередь, связанному с миросозерцанием моральным, предполагающим далее известное общее мировоззрение»

(Н.И. Кареев)


Слайд 13Содержание концепции
Попытка обосновать синтез гуманитарного знания: взаимодействия и взаимовлияния подходов и

методов истории, социологии, психологии.

В основу положены 3 компонента: личность, общество и их история, - «три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придавшие им действительно гуманитарный характер» (Н.И. Кареев)

Слайд 14Реализация концепции на практике: научно-образовательные проекты 1900-1917 гг.
До 1917 г.:
Русская высшая школа

общественных наук в Париже (1901-1906 гг.)
Кафедра социологии Психологического института В.М. Бехтерева (1907-1917 гг.)

После 1917г.
Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского (1916-1922(3) гг.).


Слайд 15 Реализация концепции: научно-исследовательская деятельность ученых
До 1917 г.
Работы
Н.И. Кареева,
М.М. Ковалевского,
А.С.

Лаппо-Данилевского

После 1917 г.
Работы
Н.И. Кареева,
С.Л. Франка,
П.А. Сорокина
В.М. Бехтерева


Слайд 161920-е гг.: 2 подхода к решению теоретических вопросов исторической науки
стремление построить методологию

истории по образцу методологии естественных наук.

интерес к уникальным историческим событиям и историческим личностям, субъективизм и психологизм


Слайд 17В основе - естественные науки / бихевиоризм

П.А. Сорокин «Общая система социологии»

(1920)
В.М. Бехтерев. Работы по коллективной рефлексологии. 1920-е.

В основе – психология / личность

Кареев Н.И. «Основы русской социологии». 1920-е.
Кареев Н.И. «Общая методология гуманитарных наук». 1920-е гг.


Слайд 18Утверждение монометодологического подхода (марксизма)


Слайд 19Марксизм в 1920-е гг.
Как особый исследовательский метод

выход из методологического кризиса: дисциплинарных

оснований в разных областях гуманитарного знания

Как специфическая социально-политическая идеология
выбор стратегии исследовательского поведения, вид социально-политической мимикрии в целях сохранения себя как исследователей


Слайд 20Марксизм (базисные элементы)
Представления о закономерной смене капитализма новым бесклассовым строем путем глубокой

революционной трансформации

Установка на материалистический анализ, видение мира в его системности и диалектически противоречивой динамике

Классовый подход и примат экономического начала

Интерес к истории массовых движений и экономическим конфликтам против «юридического фетишизма» государственной школы.

Слайд 21Общенаучная тенденция 1920-х гг.
Соединение марксистских принципов с традиционным интеллектуальным наследием: идеологизированные

установки марксизма были жестко увязаны с определенными схемами дореволюционной гуманитаристики.

Слайд 22 «Академический марксизм»?
«Марксизм виделся и как наиболее перспективный подход, и как

выход из дисциплинарного или методологического кризиса»

(А.Н. Дмитриев)

Слайд 23«На прежних позициях после 1917 г. остались только безнадежные академические засушины. Красный

поток размыл и обнажил такие геологические глубины, которые не снились даже и марксистам: одни испугались этих глубин и полезли на старый берег…друге увидели перед собой материк такой глубины и твердости, что самые «смелые» их вчерашнего дня показались им детским лепетом».

М.Н. Покровский

Слайд 24Литература
Дорошенко Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX -

начало XX века): учебное пособие. СПб., 1997.
Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX – XX века (анализ отечественных историографических концепций). Омск, Екатеринбург, 2000.
Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала XX века. Волгоград, 2000. В 2 тт.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика