Слайд 1Теоретические поиски в гуманитарном знании в 1920-е гг.
Автор – Е.А.
Долгова
Слайд 2
«Жизнь движется двумя основными потоками мотивов – продолжающею развитие традициею, перерождающею
его идеею; в нормальном взаимодействии между обоими началами – залог внутреннего успеха всякого серьезного дела»
И.М. Гревс
Слайд 3В 1920-е гг. процессы растущей профессионализации и становления системы общественных и
гуманитарных наук были сопряжены с противоречиями внешнего и внутреннего порядка.
Слайд 4Социально-исторические факторы
Внешнеполитические
I Мировая война
Международная изоляция СССР после Брестского мира
Внутриполитические
Революция 1917
г.
Гражданская война и экономический кризис периода «военного коммунизма»
Слайд 5Влияние социально-исторических факторов
Разрыв международного научного сообщества, научная изоляция СССР
Реорганизация системы высшего
образования
Гетерогенные изменения в научном сообществе
Экономические и бытовые трудности жизни ученых, обеспечения науки
Слайд 6Историографические факторы
Методологический кризис: кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук.
Утверждение монометодологического подхода (марксизма).
Слайд 7Методологический кризис:
кризис дисциплинарных оснований гуманитарных наук
Слайд 8Посылка:
критическое переосмысление исходных принципов первоначального позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля
«Попытки
основать социологию непосредственно на биологии, минуя психологию, то есть понять общество как своеобразный организм, имеющий и структуру, подобную строению индивидуального организма, или понять его как коллектив, в котором все сводится к законам биологии вида, были порождением той эпохи в истории естествознания, когда биология доминировала над другими его областями и задавала и тон наукам о человеке».
Слайд 9Историографические подходы к тенденциям развития исторической науки в 1920-е
«Наряду с позитивистским
образом науки оформляется другой, ориентированный <…> на процесс исследовательского творчества активно познающей личности» (В.П. Корзун)
«Открыв для себя социологию, сферу производства и хозяйственной жизни», историки обратились к поискам «нового метода историко-культурного синтеза» (Л.П. Ястребицкая)
«В российской исторической мысли конца XIX – начала XX вв. сложилось направление «раннего культурологизма» (В.Д. Жигунин, Г.П. Мягков)
Слайд 10Интеллектуальный круг
До 1917 г.:
М.М. Ковалевский
Н.И. Кареев
А.С. Лаппо-Данилевский
П.А. Сорокин
К.М. Тахтарев
В.М. Бехтерев
В.А. Вагнер
Н.Д.
Кондратьев
1920-е гг.:
Н.И. Кареев
П.А. Сорокин
К.М. Тахтарев
В.М. Бехтерев
Слайд 11Важную роль в формировании гуманитарного знания играли
представители исторической науки
диктовали механизм
формулирования знания; его задачи и предмет исследования
предложили новый принцип построения научного исследования – идею открытого, не ограниченного никакими дисциплинарными рамками, взаимопроникающего и взаимодействующего гуманитарного знания.
Слайд 12Предложенная концепция
«Каждая частная идея утрачивает жизненный характер свой …тогда, когда вырывается
из того мира мысли, в котором она живет сама, составляя часть великаго целого. Нет единичных общественных идей, которые не примыкали бы к цельному общественному миросозерцанию, в свою очередь, связанному с миросозерцанием моральным, предполагающим далее известное общее мировоззрение»
(Н.И. Кареев)
Слайд 13Содержание концепции
Попытка обосновать синтез гуманитарного знания: взаимодействия и взаимовлияния подходов и
методов истории, социологии, психологии.
В основу положены 3 компонента: личность, общество и их история, - «три понятия, сблизившие между собой отдельные социальные науки и придавшие им действительно гуманитарный характер» (Н.И. Кареев)
Слайд 14Реализация концепции на практике:
научно-образовательные проекты
1900-1917 гг.
До 1917 г.:
Русская высшая школа
общественных наук в Париже (1901-1906 гг.)
Кафедра социологии Психологического института В.М. Бехтерева (1907-1917 гг.)
После 1917г.
Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского (1916-1922(3) гг.).
Слайд 15
Реализация концепции:
научно-исследовательская деятельность ученых
До 1917 г.
Работы
Н.И. Кареева,
М.М. Ковалевского,
А.С.
Лаппо-Данилевского
После 1917 г.
Работы
Н.И. Кареева,
С.Л. Франка,
П.А. Сорокина
В.М. Бехтерева
Слайд 161920-е гг.:
2 подхода к решению теоретических вопросов исторической науки
стремление построить методологию
истории по образцу методологии естественных наук.
интерес к уникальным историческим событиям и историческим личностям, субъективизм и психологизм
Слайд 17В основе - естественные науки / бихевиоризм
П.А. Сорокин «Общая система социологии»
(1920)
В.М. Бехтерев. Работы по коллективной рефлексологии. 1920-е.
В основе – психология / личность
Кареев Н.И. «Основы русской социологии». 1920-е.
Кареев Н.И. «Общая методология гуманитарных наук». 1920-е гг.
Слайд 18Утверждение монометодологического подхода
(марксизма)
Слайд 19Марксизм в 1920-е гг.
Как особый исследовательский метод
выход из методологического кризиса: дисциплинарных
оснований в разных областях гуманитарного знания
Как специфическая социально-политическая идеология
выбор стратегии исследовательского поведения, вид социально-политической мимикрии в целях сохранения себя как исследователей
Слайд 20Марксизм
(базисные элементы)
Представления о закономерной смене капитализма новым бесклассовым строем путем глубокой
революционной трансформации
Установка на материалистический анализ, видение мира в его системности и диалектически противоречивой динамике
Классовый подход и примат экономического начала
Интерес к истории массовых движений и экономическим конфликтам против «юридического фетишизма» государственной школы.
Слайд 21Общенаучная тенденция 1920-х гг.
Соединение марксистских принципов с традиционным интеллектуальным наследием: идеологизированные
установки марксизма были жестко увязаны с определенными схемами дореволюционной гуманитаристики.
Слайд 22
«Академический марксизм»?
«Марксизм виделся и как наиболее перспективный подход, и как
выход из дисциплинарного или методологического кризиса»
(А.Н. Дмитриев)
Слайд 23«На прежних позициях после 1917 г. остались только безнадежные академические засушины. Красный
поток размыл и обнажил такие геологические глубины, которые не снились даже и марксистам: одни испугались этих глубин и полезли на старый берег…друге увидели перед собой материк такой глубины и твердости, что самые «смелые» их вчерашнего дня показались им детским лепетом».
М.Н. Покровский
Слайд 24Литература
Дорошенко Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX -
начало XX века): учебное пособие. СПб., 1997.
Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX – XX века (анализ отечественных историографических концепций). Омск, Екатеринбург, 2000.
Рамазанов С.П. Кризис в российской историографии начала XX века. Волгоград, 2000. В 2 тт.