Слайд 1
Институт транспортных сооружений
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Дисциплина
«Строительство автомобильных дорог»
Заведующий кафедрой «Автомобильных дорог,
мостов и тоннелей», доцент, к.т.н. Вдовин Евгений Анатольевич
Слайд 2
ЛИТЕРАТУРА
Строительство автомобильных дорог : учебник /под ред. В. В. Ушакова
и В. М. Ольховикова. — М. : КНОРУС, 2013.
Технология и организация строительства автомобильных дорог. Дорожные покрытия:/ В.П. Подольский, П.И. Поспелов, А.В. Глагольев, А.В. Смирнов. – М.: Академия, 2012.
Строительство и реконструкция автомобильных дорог : справочник-энциклопедия дорожника. Т. 1 / А. П. Васильев, Б. С. Марышев, В. В. Силкин [и др.] М. : Информавтодор, 2005.
Слайд 3
ЛИТЕРАТУРА
Строительство городских улиц и дорог. Часть 2. Технология
строительства дорожных одежд, инженерного оборудования и благоустройства городских улиц и дорог: учебник для ВУЗов /под ред. М.В. Немчинова. — М. : Экон-Информ, 2010.
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85.
Слайд 4Тема: «Теоретические основы строительства дорожных одежд»
В состав дорожной конструкции входят:
- земляное полотно,
- дорожная одежда,
- мосты, трубы и другие искусственные сооружения,
- обустройство дорог и защитные дорожные сооружения,
Слайд 5Тема: «Элементы поперечного профиля автомобильных дорог»
Слайд 6Тема: «Подсчет объемов земляных работ»
1 – Рабочий слой (верхняя часть земляного
полотна)
2 – Ядро насыпи
3 – Откосные части
4 – Основание насыпи (выемки)
Слайд 7Классификация дорожных одежд
Напряжения от колес автомобилей дорожной одежде:
а — эпюра
вертикальных напряжений; б — эпюра горизонтальных напряжений; 1 —покрытие; 2 — основание; 3 — дополнительный слой основания;
4 — подстилающий грунт; 5 — напряжения в дорожной одежде; 6 — напряжения в однородном грунте
Слайд 8Тема: «Конструктивные слои дорожной одежды»
1-поверхностная обработка (слой износа); 2-верхний слой покрытия;
3-нижний слой покрытия; 4-верхний слой основания; 5-нижний слой основания; 6-дополнительный слой основания; 7- подстилающий грунт (рабочий слой земляного полотна)
Слайд 9Классификация дорожных одежд
Слайд 10Классификация дорожных одежд
Покрытие дорожной одежды – верхний, наиболее прочный конструктивный слой
дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортных средств и природно-климатических факторов.
В конструкции покрытия, помимо основного слоя, обеспечивающего необходимые качества, предусматривается запасная толщина (слой износа), не учитываемая при расчёте прочности и периодически восстанавливаемая по мере истирания.
Основание – несущая прочная часть одежды, устраиваемая из каменных материалов или грунта, обработанного вяжущими материалами. Распределяет нагрузку, воспринятую от покрытия в подстилающий грунт.
Слайд 11Классификация дорожных одежд
Дополнительные слои основания – из материалов, устойчивых при увлажнении,
устраиваются с целью обеспечения морозоустойчивости, дренажа, противодействия пучинообразованию.
Подстилающий грунт (рабочий слой земляного полотна) – тщательно уплотнённые слои земляного полотна, на которые укладывают дорожную одежду.
Рабочий слой земляного полотна (подстилающий грунт) - верхняя часть полотна в пределах от низа дорожной одежды до 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия.
Слайд 13Классификация дорожных одежд
Различают жёсткие и нежёсткие дорожные одежды.
К жёстким дорожным одеждам
следует относить одежды имеющие:
-цементобетонные монолитные покрытия;
-асфальтобетонные покрытия на основаниях из цементобетона;
-сборные покрытия из железобетонных и асфальтобетонных плит.
К нежестким:
-асфальтобетоные (дегтебетонные) покрытия,
-из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими,
-из слабосвязанных зернистых материалов (щебня, шлака, гравийных смесей, песка и др.)
Слайд 15Универсальные самоходные двухвальцовые катки
а - валец на пневмоходу - 1, гладкий
- 2; б - на пневмоходу - 1 и кулачковый - 2; в - на пневмоходу - 1 и решетчатый - 3; г - на пневмоходу - 1; д - на пневмоходу - 1 и виброуплотнители - 4; е - на пневмоходу с жесткой рамой - 1
Слайд 16Рекомендуемый температурный режим при уплотнении асфальтобетонных смесей
Слайд 17Рекомендуемые контактные давления при поэтапном уплотнении
Слайд 18График зависимости коэффициента уплотнения Ку от температуры асфальтобетонной смеси Тс в начале уплотнения
Слайд 19Основы технологии уплотнения слоев дорожных одежд
Характер изменения циклической нагрузки при уплотнении:
σ
- напряжение; t - время; t н - время нагрузки; to - время «отдыха» материала
Слайд 20
Классификация дорожных одежд низшего типа
Слайд 24
Толщина слоев простейших типов дорожных одежд
в зависимости от
вида грунта и
климатических условий
Слайд 45
Технологическая схема устройства профилировщиком основания из местных материалов, обработанных вяжущим, приготовленных
в смесительной установке: 1 - автомобили-самосвалы; 2 - автогрейдер; 3 - профилировщик; 4 - катки на пневматических шинах; 5 - автогудронатор; 6-копирная струна
Слайд 46
Технологическая схема устройства основания автогрейдером из местных
материалов, обработанных вяжущими, приготовленных
в смесительной установке:
1-самосвалы; 2-автогрейдер; 3-каток на пневматических шинах;
4-автогудронатор
Слайд 48
Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием:
а)двухслойное асфальтобетонное покрытие на двухслойном основании;
б) двухслойное асфальтобетонное покрытие на однослойном основании;
в)однослойное асфальтобетонное покрытие на двухслойном основании;
1 - верхний слой покрытия; 2 - нижний слой покрытия; 3 - верхний слой основания; 4 - нижний слой основания; 5 - слой основания;
6 - дополнительный слой основания
Слайд 49Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием :
1 — верхний слой покрытия
из мелкозернистого плотного асфальтобетона;
2 — нижний слой покрытия (из асфальтобетона);
3 — верхний слой основания (из пористого или высокопористого
асфальтобетона); 4 — нижний слой основания из щебня или гравия;
5 — дополнительный (дренирующий) слой основания из песка;
6 — слой износа из литых эмульсионно-минеральных смесей
или поверхностная обработка; 7 — основание из бетона,
тощего бетона или из грунта, укрепленного цементом.
Слайд 50
устройствo поперечного стыка:
а — укладчик вырабатывает смесь полностью. После двух проходов
катка проверяют ровность слоя под трехметровой рейкой;
б — удаление неровной части в горячем слое, укладка парафинированной бумаги или присыпка песком зоны контакта пандуса с нижележащим слоем;
в — возвращение смеси обратно и укатка слоя покрытия до требуемой плотности;
г — то же, что и в, но с установкой упорного бруса;
д — подготовка к укладке второй полосы, удаление временного пандуса и подгрунтовка поперечного шва;
е — укладка новой полосы так же, как и в продольном шве, и уплотнение поперечного шва укаткой вначале вдоль шва, а затем вдоль полосы укладки
а)
б)
в)
г)
д)
е)
Слайд 51а)
б)
в)
г)
д)
устройства продольного стыка между полосами укладки на асфальтобетонном покрытии с
удалением недоуплотненной зоны:
а — уплотнение первой полосы укладки;
б — обрезка неуплотненной зоны покрытия при последнем проходе катка;
в — подгрунтовка продольного стыка и укладка второй — горячей полосы укладки;
г — смещение смеси из зоны перекрытия в сторону новой полосы укладки;
д — уплотнение продольного стыка первым проходом гладковальцового катка
Слайд 52
Схемы укладки слоев дорожных одежд из асфальтобетонных смесей:
а - схема работы
с одним асфальтоукладчиком при работе катков «вразбежку»;
б - схема работы с двумя асфальтоукладчиками при работе катков «звеньями»;
в - схема работы с тремя асфальтоукладчиками при работе катков «звеньями».
А - асфальтоукладчик;
К - комбинированный каток;
В - вибрационный каток;
П - пневмошинный каток;
С - статический каток;
1, 2, 3, 4 - последовательные проходы катков и звеньев катков
Слайд 53
Для обеспечения плотного «горячего» продольного соединения сопряженных полос ограничивают длину первой
укладываемой полосы в зависимости от температуры воздуха во время укладки
Слайд 54
Схема одновременной укладки двухслойного асфальтобетонного покрытия:
А - асфальтоукладчик; К - комбинированный
каток; В - вибрационный каток
Слайд 55
Температура асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки, регламентируется нормативными документами и
должна иметь значения
Слайд 56 нанесение битумной эмульсии:
1 — слой под укладку смеси; 2 —
линейка для распределения вяжущего;
3 — распыление битумной эмульсии; 4 — сплошная пленка вяжущего
Слайд 58 Схема технологического процесса работы асфальтоукладчика:
1 — моторный каток;
2 —
выглаживающая плита; 3 — регулировочный винт; 4 — трамбующий брус; 5 — рама; 6 — шнек для распределения смеси; 7 — ходовая часть; 8 — силовая установка; 9 — бункер с питателем; 10 — автосамосвал
Слайд 59 Поперечные разрезы типовых дорожных одежд с цементобетонным покрытием, устраиваемых комплектами машин:
а
- со скользящими формами; б - с применением рельс-форм;
1 - покрытие; 2 - выравнивающий слой; 3 - основание;
4 - дополнительный слой основания; 5 - земляное полотно;
6 - укреплённая полоса
Слайд 61нарезчик деформационных швов
установка для разогрева мастик и герметизации швов
Слайд 62Рельс-формы:
а - применяемые в России;
б - применяемые за рубежом
Слайд 64 Строительство цементобетонного покрытия
бетоноукладчиком со скользящими формами
Слайд 65 Схематичный план участка установки копирных струн:
1 — натяжной барабан и лебедка;
2 — копирная струна;
3 — нивелирный колышек; 4 — поперечная штанга;
5 — металлическая стойка; 6 — струбцина; 7 — устраиваемое основание (покрытие); 8 — прорезь для струны
Слайд 66 Сборно-монолитное цементобетонное покрытие:
а — поперечный разрез; б — продольный разрез;
1
— основание; 2 — нижний (монолитный) слой покрытия;
3 — верхний (сборный) слой покрытия
Слайд 67 Устройство непрерывно армированного цементобетонного покрытия
Слайд 68 Технологическая схема строительства сборно-монолитного покрытия
Слайд 69
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Институт транспортных сооружений
Казанский государственный архитектурно-строительный университет