Слайд 1Меняшев Андрей Евгеньевич
канд. психол. наук,
зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ИРОСО
Теоретические
основания практики психологического онлайн-консультирования
Слайд 2Предыстория проблемы уходит корнями в так называемый обмен психотерапевтическими письмами средствами
традиционной почты. Известный немецкий врач Г. Оппенгейм опубликовал психотерапевтические письма «Руководство по нервным болезням для врачей и студентов» (1908).
Зигмунд Фрейд использовал письма как средство терапии в работе с некоторыми из своих пациентов.
Психологическая помощь посредством компьютерных сетей или так называемая Е-терапия имеет свою историю. Первый сеанс психотерапии-онлайн был осуществлен во время проведения в США Международной конференции по компьютерным коммуникациям 24–26 октября 1972 года между университетом Стэнфорд в Вашингтоне в округе Колумбия и Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе.
Слайд 3Основные аргументы противников психологической помощи посредством различных интернет-форматов звучат так:
психолог и
его клиент лишены возможности считывать невербальную информацию в случаях, когда психологическая помощь осуществляется дистантно;
психолог и его клиент не слышат голос друг друга;
чтение эмоциональных реакций и состояний затруднено или невозможно.
Все это делает процесс консультирования, а тем более психотерапии малоэффективным и результат такой психологической помощи сомнителен».
Слайд 4Онлайн-коммуникация осуществляется в том случае, когда ее участники (оба или несколько)
в настоящий момент времени включены в её процесс, способны сразу давать обратную связь в режиме реального времени.
Некоторые практикующие психологи понимают под психологической помощью онлайн только видеоконференцию или видеосвязь, осуществляемую посредством программы Skype, когда участники консультационного процесса могут видеть и слышать друг друга.
К типам связи онлайн можно отнести: программы Интернет-пейджеры (ICQ, Mail.Ru Агент, Messenger и др.); интернет-телефонию – Skype и др.; программы обеспечивающие видеоконференции, также к онлайн-связи можно отнести чаты.
Слайд 5Оффлайн-коммуникация осуществляется в том случае, когда один из коммуникантов находится в
сети, а его адресат отсутствует в это время и не способен дать сразу обратную связь. К оффлайн связи можно отнести обмен электронными письмами и обсуждение на форумах.
Средствами онлайн-связи можно пользоваться в двух режимах: онлайн и оффлайн. Один из участников общения может пересылать другому текст в его отсутствие в виде небольшого сообщения или письма.
Слайд 6В большинстве случаев потенциальных клиентов интересует профессиональный и жизненный опыт, возраст,
квалификация, и образование психолога.
Существенно в этом отношении, особенно в практике интернет-консультирования, процесс знакомства облегчает сайт психолога, где отражена вся необходимая информация о нём и его деятельности.
Как при реальной встрече, когда человек интересуется квалификацией и образованием специалиста, разглядывая дипломы и свидетельства на стене его кабинета, так и при виртуальной встрече такая возможность должна быть предусмотрена. Файлы сканированных документов, подтверждающие квалификацию психолога, могут быть помещены им на его сайте в форматах .pdf или .jpeg. Такая информация служит рациональной основой для построения доверия к психологу.
Слайд 7Получение психологической помощи онлайн посредством интернет-пейджеров предъявляет как к психологу, так
и к его потенциальному клиенту ряд общих требований технического и психологического характера.
К техническим условиям получения помощи можно отнести:
- высокую скорость печати, (психолог в идеале должен владеть «слепым» десятипальцевым методом печати);
- владение навыками пользования компьютером и необходимыми программами для общения;
- умение пользоваться кредитной картой и средствами электронной коммерции для оплаты услуг специалиста и получения денежных средств.
В качестве недостатка можно отметить, что такой вид связи требует хороших навыков быстрой печати от клиентов желающих получить помощь, например через ICQ.
Слайд 8Основное требование к клиенту, который сделал запрос на получение психологических услуг
онлайн, по нашему мнению, это принятие положения о том, что психологическая помощь онлайн возможна и может быть так же эффективна, как и очная встреча психолога и клиента. Осознание и принятие этого положения является главной проблемой психологического интернет-консультирования.
По мнению В.В. Рубцова и С.В. Лебедевой необходимым условием взаимодействия психолога и клиента в интернет-среде является совместная деятельность людей, в которой машинный компонент выступает лишь средством её эффективной реализации.
Слайд 9По мнению В.Ю. Меновщикова немногие учёные рассматривают необходимость создания теоретических оснований
того как осуществляется терапевтическое вмешательство в виртуальном пространстве.
Исследователем была предложена многомерная модель дискурса интернет-консультирования, которая включает три измерения: личность, среда и ситуация, текст: «Каждое измерение предполагает наличие нескольких переменных, составляющих внелингвистические условия формирования того или иного дискурса».
Им выделен ряд следующих экспериментальных переменных: переменные, связанные с клиентом; переменные, связанные с консультантом; ситуативные переменные; процессуальные переменные.
Центральным основанием предложенной модели является положение о воплощении в жизнь психологической помощи посредством дискурса.
Слайд 10Обозначим несколько основных теоретических положений касательно практики психологического интернет-консультирования в режиме
онлайн:
- клиент должен принять положение о том, что психологическая помощь онлайн возможна;
- условием получения такой помощи является совместная деятельность клиента и психолога;
- совместная деятельность клиента и психолога реализуется в дискурсе интернет-консультирования, которая включает три измерения: личность, среда и ситуация, текст;
- через текст конструируемый клиентом и консультантом происходит построение эмоционального контакта, который возможен при наличии у психотерапевта хорошо развитых эмпатийных способностей.