Тема занятия №7: презентация

Слайд 1Тема занятия №7:
«Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного

и пассивного запаса. Устаревшие слова. Неологизмы»

Слайд 2Цель занятия:
Рассмотреть классификацию лексики с точки зрения ее активного и пассивного

запаса.

Слайд 3

В повседневной речи одни слова употребляются нами часто, другие – редко.

Старые, но нисколько не устаревшие слова земля, вода, человек, жить, ходить, один, хорошо и др. одинаково часто употреблялись в древности и используются сейчас, хотя среди них, помимо исконно русских, есть и заимствованные. Они относятся к активной лексике и составляют ядро лексической системы современного русского языка.



Слова, понятные всем, но малоупотребительные в ежедневном общении, относятся к пассивной лексике. Это прежде всего слова устаревшие или специальные.


Слайд 6Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни

в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь.

Слайд 7Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют

синонимы в современном языке.

Слайд 8Архаизмы


Слайд 9АРХАИЗМЫ
Лицедей ─ актер
повинен ─ обязан
молвить ─ говорить
токмо ─ только

гаркать ─ кричать
дошлый ─ хитрый
лепота ─ красота
незнамо ─ неизвестно
студенец ─ колодец
сухмень ─ засуха
тороватый ─ щедрый
ушкан ─ заяц
хмарный ─ пасмурный

Слайд 10Неологизмы - это новые слова, появившиеся с развитием науки, техники, искусства,

общества, а также новые значения многозначных слов.

дилер, менеджер, маркетинг, телефакс, бионика, файл, сайт, джойстик, компакт-диск, телешоу

Авторские неологизмы – слова, которые придумали конкретные писатели, поэты.
Оравнодушел, лимонадно
(А.П.Чехов)
Зеленокудрые (Н.В.Гоголь)
Среброснежная (А.А.Блок)
Громкокипящий кубок
(Ф.И.Тютчев)




Слайд 11Домашнее задание.
1. В.Г.Белинский писал: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно:

он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь... Язык идёт вместе с жизнию народа...»
На примере известных вам архаизмов докажите справедливость мысли В. Г. Белинского.
Приведите примеры 10 устаревших слов из сказки Аксакова «Аленький цветочек»
3. Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
...Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт.
4. Замените синонимами устаревшие слова:
чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.
5. Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.
Вещий,  внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.
Слушать, голос, будущее, пророческий, правая рука, сказать, лицо, слово, зрачок, глаз, юноша, сегодня.


Слайд 12
6. Найдите в пословице устаревшие  формы. Укажите  соответствующие им современные формы.

Раскройте смысл этой пословицы.
 Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.
7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: тщетно, денница, рудомёт, граять.
8. Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.
9. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:                   1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)  2) «Расспросные и пыточные  речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?


Слайд 13
10. Выпишите устаревшие слова (архаизмы), употребленные в следующих текстах. Предложите

для этих слов, где возможно, современные варианты.
а) Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой;
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
(А. С. Пушкин. «Виноград»).
б) Так точно дьяк, в приказах
поседелый,
Спокойно зрит на правых
и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
(А. С. Пушкин. «Борис Годунов»).


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика