Слайд 1Тема 3: Среда и пространство предпринимательства.
План:
1.Цель анализа предпринимательской среды.
2.Среда предпринимательства.
3.Формирование среды
и пространства предпринимательства.
Слайд 21.Цель анализа предпринимательской среды.
Анализируя конкретную деловую среду необходимо ответить на 2
вопроса:
позволяет ли данная среда проникнуть в нее?
позволяет ли она реализовать свой интерес?
Цель анализа – получить ответы на данные вопросы.
Одна из трудностей при анализе деловой среды состоит в том, что приходится анализировать 2 фрагмента:
рынок и ситуацию, складывающуюся на нем;
производительную структуру.
И здесь возникают определенные трудности:
Оба фрагмента качественно разнородны.
Рынок и производство разделены в пространстве и времени.
Для сокращения степени риска изобрели специальное «правило плохой погоды».
Слайд 3 2. Среда предпринимательства.
Факторы внутренней среды - персонал, менеджмент, технологии, место
расположения, материальные ресурсы, НИОКР.
Факторы внешней среды делятся на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относятся: государственные органы управления, поставщики, потребители, конкуренты.
К факторам косвенного воздействия относят: политические, социально-культурные факторы, международные, национальные, научно-технический прогресс, налоговую систему, территориальные факторы.
Факторы косвенного воздействия можно определить как экономическую обстановку.
Деловая среда (внешняя среда) – территориальная целостность, в рамках которой осуществление предпринимателями своих функций происходит в соответствии с некоторыми факторами.
Деловая среда – это национальная и даже региональная характеристика, представляющая собой условия осуществления деловых функций.
В общем виде она может быть охарактеризована как комбинация нескольких основных факторов – правового, политического, социального, экономического и др.
Слайд 41) Правовая среда – правила игры в деловой сфере, которые общество
устанавливает для предпринимателей.
С формальной точки зрения правовой фактор – это сумма законов и подзаконных актов, которые определяют направленность и содержание предпринимательской деятельности, регулируют и регламентируют ее, а также формируют отношения предпринимателей с другими субъектами экономического процесса, государственными структурами и общественными институтами.
Проблемы правовой среды.
«Правовая культура» - под которой понимается законопослушание нации, т.е. устоявшаяся в осознании людей необходимость выполнять требования законов или же игнорировать их как в обыденной, так и в профессиональной деятельности.
2) Политический фактор – определяет отношение государств к происходящим в обществе процессам и направленность воздействий государства на них.
В целом, отношение государства к предпринимательской активности может носить стимулирующий, подавляющий или нейтральный характер.
Слайд 53) Социальный фактор (социально-культурная среда) по структуре более сложен, чем другие
факторы.
Основные элементы данного фактора:
- доминирующее в обществе представление о том, как оно должно функционировать, развиваться, к чему стремиться;
- национальные традиции и обычаи;
- образовательный уровень нации;
- особенности национальной культуры;
- национальные ценности;
- уровень профессиональной подготовки РС;
- отношение окружающих к предпринимателю и предпринимательской деятельности;
- наличие инфраструктуры и ее качество;
- отношение госаппарата к предпринимательской деятельности.
Слайд 64) Экономический фактор – это, прежде всего:
- условия конкуренции и ценообразования;
-
наличие платежеспособного спроса;
- избыток или недостаток РС;
- уровень заработной платы;
- наличие и доступность денежных ресурсов и, следовательно,
- доходы на инвестируемый капитал или займы.
Слайд 75) Технологическая среда – отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на
предпринимательство.
6) Физическая, или географическая среда – природные условия т.е. доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомагистралей, ж/д, морских и воздушных путей сообщения.
Слайд 88) Институциональная организационно-техническая среда – характеризуется наличием и разнообразием институтов, с
помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции.
Эти институты включают в себя:
Банки;
Оптовых и розничных продавцов;
Специализированные фирмы и учреждения;
Учебные заведения;
Агентства по изучению рынка;
Рекламные агентства;
Конторы по трудоустройству (рекрутерские);
Транспортные агентства/ общества;
Страховые компании;
Коммунальные услуги;
Поставщиков;
Средства связи и передачи информации.
Слайд 93. Формирование среды и пространства предпринимательства.
Зависит от общественной экономической ситуации, включающей
в себя экономическую свободу предпринимателей, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использование необходимых ресурсов.
Формирование предпринимательской среды – процесс управляемый.
Государственная поддержка предпринимательства:
Консультации;
Финансовая поддержка;
Техническая, научно-техническая или технологическая помощь.
Слайд 10Выводы:
Деловая среда лежит в основе общественного развития страны и предопределяет содержание
и направленность возможных действий деловых людей.
Уровень деловой среды в разных странах разный.
Эффективность экономических процессов, протекающего в рамках национальных границ, есть функция качества деловой среды, создаваемой в пределах этих границ самой нацией и ее государственными органами (институтами).
Задача общества, вытекающая из такого понимания зависимости, сводится к моделированию, конструированию, созданию благоприятной, с точки зрения предпринимателей, деловой среды.
Следовательно, государству целесообразнее устанавливать такие правила игры, которые бы в максимально высокой степени соответствовали интересам, желаниям и устремлениям предпринимателей.